Обеспечение Лекарствами По Жизненным Показаниям

  • ни у одной из пациентов не было ключевого (по мнению регионального суда) документа: рецепта лечащего врача по месту жительства. Суд сослался на п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», который требует наличия именно рецепта на лекпрепараты;
  • кроме того, эта же норма требует, чтобы рецепт был выписан на препарат, поименованный в стандартах медпомощи, а применимый в настоящем случае Стандарт медпомощи при ЛАГ не упоминает препарат Амбризентан (его просила одна из пациенток);
  • а заключение московской врачебной комиссии правового значения не имеет.

Обе пациентки по возвращении домой обратились к своим лечащим врачам в поликлиники по месту жительства и попросили назначить эти препараты. И в обоих случаях лечащие врачи отказались назначать эти препараты. А за препаратами «отправили» пациенток в республиканский минздрав. Минздрав обеспечивать лекарствами отказался.

  • ст. 41 Конституции РФ гарантирует каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в муниципальных и госучреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно;
  • защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья, а также организация обеспечения лекарственными препаратами относится к региональным полномочиям (ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об основах охраны здоровья);
  • медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медпомощи (ч. 1 ст. 37 Закона об основах охраны здоровья);
  • при оказании медпомощи в рамках программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение лекарственных препаратов перечня ЖНВЛП, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи, а равно и не из перечня ЖНВЛП – в случаях их замены по жизненным показаниям (п. 1, п. 2 ч.3 ст. 80 Закона об основах охраны здоровья);
  • при этом в рамках программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи устанавливаются и категории граждан, которым медпомощь оказывается бесплатно (п. 3 ч. 5 ст. 80 Закона об основах охраны здоровья);
  • программой госгарантий бесплатного оказания медпомощи на соответствующий год предусмотрено лекарственное обеспечение получателей государственной социальной помощи, и лекарственное обеспечение в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых препараты отпускаются по рецептам врачей бесплатно;
  • а согласно Перечню групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890, неработающие инвалиды II группы обеспечиваются всеми лекарственными средствами бесплатно;
  • спорные препараты (кроме Амбризентана) входят в Стандарт медпомощи при ЛАГ и назначены административным истцам решением врачебной комиссии по жизненным показаниям;
  • препарат Амбризентан отсутствует в Стандарте медпомощи при ЛАГ. Однако эти стандарты сами по себе являются лишь ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты должны использоваться при оказании медпомощи. И в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование иных лекарственных препаратов, чем те, которые включены в Стандарт, в том числе по торговому наименованию. Соответствующие решения московских врачебных комиссий у пациенток имеются;
  • организация обеспечения граждан лекпрепаратами относится к полномочиям органов госвласти субъектов РФ в сфере охраны здоровья, а положением о региональном минздраве обязывает его организовывать обеспечение лекарствами граждан, имеющих право на безвозмездное лекарственное обеспечение.

На это указал Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая жалобы пациенток — инвалидов II группы, которым региональный минздрав отказался выдавать необходимые лекарства. Ранее обе пациентки прошли курсы лечения в Москве – в ФГБУ «Научный центр сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева» и ФГБУ Российский кардиологический научно-производственный комплекс» (НИИ кардиологии им. А.Л. Мясникова). Врачебные комиссии этих ФГБУ рекомендовали своим пациенткам, – по жизненным показаниям – ряд препаратов (Траклир (Бозентан) и Волибрис (Амбризентан), Ревацио (Силденафил), Вентавис (Илопрост)). Дополнительно столичные медики указали, что рекомендованная лекарственная терапия отмене и замене не подлежит.

Региональный минздрав и местные поликлиники не должны уклоняться от обеспечения инвалидов II группы препаратами «по жизненным показаниям», если таковые рекомендованы врачебными комиссиями других медучреждений, в том числе если эти препараты не поименованы в соответствующих стандартах медпомощи (Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 мая 2018 г. № 11-КГ18-8, Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 мая 2018 г. № 11-КГ18-9).

Льготные лекарства и как их получить

  • Федеральные льготники — получатели набора социальных услуг, не выбравшие получение лекарств в денежном эквиваленте, а также герои Советского Союза, герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы, а в случае их смерти — члены их семей, и герои Социалистического Труда, герои Труда Российской Федерации и полные кавалеры ордена Трудовой славы, если они отказались от ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ). Они могут получать все лекарства из перечня бесплатно.
  • Люди с некоторыми заболеваниями или состояниями. В зависимости от заболевания они могут получать бесплатно либо все препараты из перечня, либо только те, которые необходимы для лечения их заболевания, либо только те, которые лечат симптомы их заболевания или состояния.

Федеральным законом от 13 июля 2020 года № 206-ФЗ предусмотрено создание Федерального регистра граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств федбюджета и бюджетов субъектов РФ.

Для льготных категорий граждан увеличена сумма, на которую они могут получать бесплатные лекарства, медицинские изделия и лечебное питание. Постановление об этом подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин. Теперь государство будет выделять на одного льготника 886,4 рубля в месяц. Это увеличит бюджетные расходы на социальную помощь более чем на 988 млн рублей в 2020 году. На бесплатные лекарства и медицинские изделия имеют право более 20 категорий льготников.

Морозов
Дмитрий Анатольевич Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0209 (Черемушкинский – г.Москва) . Он отметил, что вопросы совершенствования лекарственного обеспечения граждан, в том числе льготных категорий, будут и в дальнейшем прорабатываться в рамках функционирования межфракционной рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере лекарственного обеспечения граждан и обращения лекарственных средств.

  • Государственная социальная помощь отдельным категориям граждан, предусмотренная Федеральным законом № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
  • Лекарственное обеспечение граждан, входящих в перечни групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой, осуществляемое в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890.
  • Обеспечение лекарствами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей в соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ.
  • Обеспечение лекарственными препаратами для лечения отдельных социально значимых заболеваний (ВИЧ, туберкулез) также в соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ.
  • Реализация государственной политики в области иммунопрофилактики, предусмотренной Федеральным законом № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний»
  • Обеспечение лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, в соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ.

После принятия рецепта аптека должна сразу сделать заявку на препарат в уполномоченную за поставку льготных лекарств в регион фармацевтическую компанию и предоставить его пациенту в течение 10 дней. Десять дней дается на доставку лекарства со склада фармацевтической компании в аптеку. Если при нахождении на отсроченном обслуживании срок действия рецепта истекает, то по такому рецепту возможен отпуск лекарственного средства без его переоформления, за исключением наркотических и подлежащих учету лекарственных средств.

Факт индивидуальной непереносимости препарата, сохраняющейся в течение нескольких приемов, должен быть зафиксирован в медицинской карте пациента, связан с применением препарата под МНН и подтвержден решением врачебной комиссии лечебного учреждения (в стационаре или в поликлинике). Затем сведения о лекарственной непереносимости направляются в территориальные органы Росздравнадзора. С этой целью врач должен заполнить «Извещение о побочном действии, нежелательной реакции или отсутствии ожидаемого терапевтического эффекта лекарственного средства».

Для получения льготного лекарства по региональной льготе пациент должен быть включен в региональный регистр льготников. Ознакомиться с территориальной программой государственных гарантий и региональным перечнем лекарств вы можете в лечебном учреждения вашего поселения на информационных стендах, на официальном сайте лечебного учреждения, в страховой компании, территориальном фонде ОМС, на сайте департамента здравоохранения региона. Если лекарство в региональный перечень не входит, то получить его можно по медицинским показаниям по решению врачебной комиссии поликлиники.

Рецепты на подлежащие жесткому учету лекарства выписываются на бланке строгой отчетности формы 148-1/у-88, со штрихкодом, распечатывают их в специальном кабинете поликлиники. Бланк 148-й формы изымается в аптеке и для отчетности должен храниться там минимум три года. Количество выписываемых наркотических препаратов списка II (морфин, просидол, фентанил и др.) при оказании пациентам паллиативной медицинской помощи может быть увеличено в 2 раза по сравнению с предельно допустимым количеством для выписывания на один рецепт.

Рекомендуем прочесть:  Сколько прожиточный в кировской области на 2021 год

Если оформлена инвалидность, список льготных препаратов автоматически расширяется, а доступ к ним облегчается – инвалид имеет право на льготный рецепт не только поосновному, но и по любому имеющемуся у него заболеванию в соответствии со стандартами медицинской помощи, а также по жизненным показаниям и при угрозе жизни и здоровью. В набор социальных услуг инвалида входит обеспечение лекарствами и изделиями медицинского назначения в соответствии со стандартами медицинской помощи и по рецепту врача. Чтобы получить льготный рецепт, инвалид предъявляет в поликлинику по месту жительства: паспорт, полис, документ, подтверждающий право на получение набора социальных услуг, справку из отделения пенсионного фонда о том, что не получает за этот набор компенсацию в денежном выражении.

Кому положены бесплатные лекарства и как их получить

Перечень медикаментов, выдаваемых малышам, в постановлении № 890 не указан — в тексте документа содержится лишь размытое указание на то, что предоставить могут «все лекарства», однако на практике это не так. В каждом регионе страны перечень лекарств, выдаваемых детям до 3 лет, устанавливается отдельно. Соответствующее право властей субъектов РФ закреплено п. 2 ч. 1 ст. 16 закона «Об основах охраны. » от 21.11.2011 № 323-ФЗ.

Важно! Отсутствующее лекарство должно быть предоставлено в течение 10 рабочих дней с момента обращения пациента в аптеку (п. 2.7 приказа Минздравсоцразвития от 29.12.2004 № 328). Если по истечении указанного срока лекарство так и не появилось, обращайтесь в территориальное отделение Минздрава РФ с соответствующим заявлением. Оставить обращение можно лично, по телефону или на сайте. Контакты госоргана размещены на его официальном сайте.

В том случае, если больному сахарным диабетом присвоена инвалидность, ответ на вопрос, какие лекарства положены диабетикам 2-го типа бесплатно, можно найти в федеральном законодательстве, устанавливающем перечень выдаваемых инвалидам лекарств (см. распоряжение Правительства РФ «Об утверждении. » от 10.12.2018 № 2738-р). Бесплатные лекарства при сахарном диабете 2-го типа при отсутствии инвалидности выдаются на основании того же распоряжения № 2738-р — препараты для лечения диабета входят в группу А10.

  • прикрепиться к поликлинике по месту жительства;
  • обратиться к лечащему врачу (терапевту, педиатру или профильному специалисту);
  • получить у врача рецепт на выдачу бесплатных лекарств (документ заверяется подписью врача, а также печатью поликлиники, к которой прикреплен пациент);
  • предоставить рецепт в аптеку, которая выдает бесплатные лекарства (точные адреса таких аптек стоит уточнить у врача, выписавшего медикаменты).

При оформлении рецепта врач должен использовать формы бланков, установленных приказом Минздрава РФ «Об утверждении. » от 20.12.2012 № 1175н. Бланки, заполненные с нарушениями, признаются недействительными.

  • участники ВОВ (в том числе сотрудники разведки, военнослужащие, проходившие службу в воинских частях, работники предприятий, выполнявших задачи для нужд армии и флота, участники партизанских отрядов);
  • инвалиды ВОВ;
  • родители и жены военнослужащих, погибших при защите страны или впоследствии от ран, полученных на фронте;
  • жители и защитники блокадного Ленинграда;
  • герои СССР и РФ;
  • бывшие несовершеннолетние узники концлагерей;
  • ветераны боевых действий, проходивших на территории других государств (в частности, Афганистана);
  • дети до 3 лет (для многодетных семей — до 6 лет);
  • инвалиды I группы; неработающие инвалиды II группы, а также дети-инвалиды, не достигшие совершеннолетия;
  • граждане, подвергшиеся негативному воздействию последствий аварии на ЧАЭС;
  • лица, получившие лучевую болезнь вследствие иных ядерных катастроф и испытаний;
  • малочисленные народы Крайнего Севера;
  • некоторые группы населения с диагнозом «гельминтоз».

Лекарственное обеспечение

Законом о государственной социальной помощи предусмотрено право гражданина, имеющего право на получение социальных услуг, отказаться от набора социальных услуг в пользу получения денежного эквивалента. Для этого достаточно единожды подать заявление об отказе от льгот в натуральном виде (получение лекарств, бесплатный проезд и т.д.).

  • оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи;
  • назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, — в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.

Льготное Лекарственное обеспечение граждан Российской Федерации на региональном уровне за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». Данным постановлением определён перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.

При оказании медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:

В Москве перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой, утвержден распоряжением Правительства Москвы от 10.08.2005 № 1506-РП «О реализации мер социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или с 50% скидкой»:

Врачебная комиссия и бесплатные лекарства: судебная практика

Бывают случаи, когда медицинские работники допускают ошибки в составлении документов, в том числе таких, которые дают право пациентам получать льготные лекарства. По одному из таких эпизодов имеется правовая позиция Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, который рассматривал спор между регионом и больным (Определение ВС РФ от 10 сентября 2018 г. № 57-КГ18-13).

  • Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890, по которому неработающие инвалиды второй группы имеют правло получать – при амбулаторном лечении – по рецептам врачей бесплатно (за счет регионального бюджета) любые лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
  • Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ), а также Стандарт медпомощи позволяют врачебным комиссиям назначать и применять лекарства, не входящие в Стандарт медпомощи, в случае наличия медицинских показаний, в том числе по жизненным показаниям;

Все документы, которые предоставил гражданин, не были оформлены протоколом, подписаны только лечащим врачом и заведующим отделением. Другой документ был выдан заочно, и в ней отсутствовали сведения о том, внесена ли эта бумага в медицинскую документацию пациента.

При этом Департамент здравоохранения является органом управления здравоохранения и в его компетенции находятся организация мероприятий в целях лечения заболеваний, сохранения и укрепления здоровья жителей области, в том числе обеспечивать граждан лекарственными препаратами. Департамент здравоохранения после того, как выявил неправильно оформленные документы, должен был принять меры по устранению этих недостатков.

Сам препарат был назначен именно по жизненным показаниям – в связи с исчерпанностью стандартных методик лечения и прогрессированием заболевания. Решение врачебной комиссии в деле имеется. Поэтому пациент должен быть обеспечен спорным препаратом за счет регионального бюджета.

Как получить бесплатные лекарства

а) лица, подвергшиеся репрессиям в виде лишения свободы, ссылки, высылки, направления на спецпоселения, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в «рабочих колоннах НКВД», иным ограничениям прав и свобод, необоснованно помещавшиеся в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированные, являющиеся пенсионерами;

лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

  1. Детские церебральные параличи.
  2. Гепатоцеребральная дистрофия и фенилкетонурия.
  3. Острая перемежающаяся порфирия.
  4. Гематологические заболевания, гемабластозы, цитопения, наследственные гемопатии.
  5. Лучевая болезнь.
  6. Туберкулез.
  7. Тяжелая форма бруцеллеза.
  8. Системные хронические тяжелые заболевания кожи.
  9. Бронхиальная астма.
  10. Инфаркт миокарда (первые шесть месяцев).
  11. Состояние после операции по протезированию клапанов сердца.
  12. Пересадка органов и тканей.
  13. Гипофизарный нанизм.
  14. Преждевременное половое развитие.
  15. Рассеянный склероз.
  16. Миастения.
  17. Миопатия.
  18. Мозжечковая атаксия Мари.
  19. Болезнь Паркинсона.
  20. Хронические урологические заболевания.
  21. Сифилис.
  22. Глаукома, катаракта.
  23. Аддисонова болезнь.
  24. Заболевания тонкой и толстой кишки, вызывающие формирование стомы. Заболевания мочевыводящей системы, приводящие к формированию накожной стомы.
  25. Ревматизм, ревматоидный артрит, системная (острая) красная волчанка, болезнь Бехтерева.
  1. Муковисцидоз.
  2. СПИД, ВИЧ-инфицированные.
  3. Онкологические заболевания.
  4. Лепра.
  5. Диабет.
  6. Психические заболевания (больным, работающим в лечебно-производственных предприятиях для проведения трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства на этих предприятиях).
  7. Шизофрения и эпилепсия.
  8. Болезнь Гоше.
  9. Мукополисахаридоз I, II и VI типов.

б) дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, ссылке, высылке, на спецпоселении, либо оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам, и впоследствии реабилитированные, являющиеся пенсионерами.

«Из приведенных нормативных положений следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов зарегистрированными на территории Россииской Федерации лекарственными препаратами граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, а также обеспечение за счет средств бюджета субъекта детей-инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения», — подчеркивает ВС.

Суд апелляционной инстанции также счел, что возможность обеспечения незарегистрированными лекарственными препаратами детей-инвалидов за счет средств федерального бюджета либо бюджета субъектов действующим законодательством не предусмотрена. По его мнению, бесплатно можно выдавать лишь зарегистрированные в РФ препараты.

На недопустимость отказа гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счет средств бюджетов указано Минздравом РФ в письме от 8 июля 2013 года №21/6/10/2-4878. В нем же разъяснено, что закон не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями. Но областной суд это указание проигнорировал.

Статьеи 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регулируется оказание медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания, в том числе гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями.

Чиновники не могут отказывать детям-инвалидам в бесплатном обеспечении лекарствами, даже если они не зарегистрированы в России, разъяснил Верховный суд РФ. Высшая инстанция пояснила, что отсутствие заболевания в специальном перечне Минздрава не является основанием для отказа в выдачи детям медицинских препаратов, назначенных консилиумом или комиссией врачей.

Рассказываем, как получить лекарство по льготному рецепту 7827

При временном отсутствии выписанного препарата и невозможности его замены аналогичным администрация аптеки обязана поставить рецепт на учет и принять меры к скорейшему получению лекарственного средства. Как только лекарство появится, пациенту должны позвонить. В случае задержки пациент имеет право пожаловаться главврачу или в надзорные органы.

В правительственном Постановлении от 30 июля 1994 года №890-ПП перечислены категории граждан, которые могут получать лекарства бесплатно или на льготных условиях. Дополнительные списки льготных категорий ежегодно устанавливаются и в субъектах Российской Федерации.

На усмотрение региональных властей перечень могут пополнить дети-сироты, беременные, малоимущие граждане, а также многодетные родители. Сам перечень лекарств актуализируется ежегодно. Для пациентов, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, действует отдельный список бесплатных лекарств. Он также ежегодно корректируется.

В зависимости от социального статуса или диагноза пациенты могут получить льготу как абсолютно на все лекарства, так и только на те, которые помогают справиться с конкретным недугом. Категории льготников и список льготных препаратов утверждены Постановлениями Правительства.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Льготные лекарства выдают только те аптеки, которые заключили с государством соглашение о компенсации стоимости этих препаратов. Информацию о медучреждениях, в которые граждане могут обратиться для получения льготных лекарств, можно уточнить в региональном Департаменте здравоохранения.

С определением не поспоришь. Но если применить его к системе помощи медицинской — получится весьма своеобразное здравоохранение. Скорая и неотложка приезжают к пациентам, пусть и нерегулярно, а все остальное (например, плановая госпитализация или плановый визит к кардиологу) — за собственные кровные. Разумеется, когда можно потерпеть, больные периодически отказываются от помощи: не у всех есть «лишние» 50 тысяч на то, чтобы планово пройти курс лечения в стационаре. «Когда убьют или покалечат, тогда и приходите», — словно говорит пациентам система льготного обеспечения.

Сообщение о том, что специальное учреждение рассчитает потребность наших соотечественников в лекарствах, встретили во многом скептически. Действительно, какие могут быть регистры пациентов (их планирует создать Министерство здравоохранения), если в силу «оптимизации» заболеваемость давно и, кажется, уже окончательно стала обращаемостью?

Не инвалид — значит, нет права на лекарства. Этот правовой принцип разрушает, по сути, и все отечественное здравоохранение, и экономику страны в целом. Как поясняет директор Центра социальной экономики Руслан Древаль: «Давно нуждаются в изменении положения Федерального закона №178–ФЗ, касающиеся привязки получения необходимых современных препаратов для лечения тяжелых хронических заболеваний к наличию инвалидности. Почему это важно? Современная терапия, как правило, пожизненная. Но применение новых инновационных препаратов позволяет вернуть человека в трудоспособный статус, а значит инвалидность фактически снимается. Повторюсь, в текущих условиях хорошее лечение приводит к снятию инвалидности и в соответствии с ФЗ–178 к потере права на получение лекарственной терапии. Такой пациент, потерявший свое право на лекарство, вновь становится инвалидом».

В расчетах того, «сколько стоит всеобщее лекарственное обеспечение», регулятор и эксперты фармацевтического сообщества называют близкие цифры. Даже по поводу источников финансирования сомнений меньше: как замечает опять же руководитель департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медизделий, «сильные должны отвечать за слабых». Налог на лекарства, если он появится, должен иметь прогрессивную шкалу — наибольший вклад в лекарственное обеспечение вносят наиболее обеспеченные материально.

Диалог по спорному моменту не завершен, но ясно одно: маркетинговые войны, направленные на формирование определенного образа определенного производителя в глазах широкой аудитории пациентов, могут стать одним из важных факторов в подготовке к всеобщему и обязательному лекарственному обеспечению.

Инструкция по получению жизненно важных лекарств

В связи с тем, что время на видеоролик ограничено, то данное видео инструкция, является вариантом для стандартных ситуаций. А ввиду того, что ситуации индивидуальны и проблемы могут возникать еще на этапе назначения препаратов, в таком случае наши юристы готовы оказать вам помощь и проинструктировать индивидуально пошагово о назначении препаратов по жизненным показаниям. Для этого обращайтесь в Центр правовой помощи фонда Правмир: тел: 8(800)550-56-29

В случае, если врач все-таки отказывается выписать вам льготный рецепт, требуйте от него, чтобы он сделал соответствующую запись в вашей карте с указанием причины такого своего решения, то есть отсутствие препарата в аптеке. По закону врач не имеет права делать таких записей в карте, то он либо все же выпишет рецепт, либо же продолжит настаивать на своем. В таком случае требуйте от него сделать пометку, что вы посетили его прием именно в этот день.

Так например, я сам являюсь «хроником» с почечной недостаточностью, прохожу программу гемодиализа. Соответственно мне необходимы дорогостоящие лекарственные средства, по мимо самой процедуры, для поддержания иммунитета, а также клинического и химического баланса в крови. Для чего я в конце года в своем отделении ПФ РФ, или МФЦ получаю справку, что я не отказываюсь от получения бесплатных лекарств. Далее я данную справку предоставляю своему терапевту в поликлинику, а также в центр диализа. На основании данной справки, мне в течении следующего года, 52 ГКБ, на основании выписок из диализного центра выдает рецепты на дорогостоящие лекарства, по которым я в определенной аптеке получаю лекарственные средства. Также в течении следующего года, у своего терапевта в поликлиники я выписываю иные лекарства по сопутствующим заболеваниям, которые я получаю в аптеке при поликлинике.

  • Акарбоза – таблетки.
  • Глибенкламид – таблетки.
  • Глибенкламид + Метформин – таблетки, покрытые оболочкой.
  • Гликвидон – таблетки.
  • Гликлазид – таблетки с модифицированным высвобождением; таблетки.
  • Глимепирид – таблетки.
  • Глипизид – таблетки.
  • Инсулин аспарт – раствор для внутривенного и подкожного введения.
  • Инсулин аспарт двухфазный – суспензия для подкожного введения.
  • Инсулин гларгин – раствор для подкожного введения.
  • Инсулин двухфазный (человеческий генноинженерный) – суспензия для подкожного введения.
  • Инсулин детемир – раствор для подкожного введения.
  • Инсулин лизпро – раствор для инъекций.
  • Инсулин растворимый (человеческий генноинженерный) – раствор для инъекций.
  • Инсулин-изофан (человеческий генноинженерный) – суспензия для подкожного введения.
  • Метформин – таблетки, покрытые оболочкой; таблетки.
  • Репаглинид – таблетки.
  • Росиглитазон – таблетки, покрытые пленочной оболочкой.

Помимо указанных выше обязательных реквизитов, должна быть четко изложена сама суть жалобы. Все факты должны быть описаны достаточно кратко, но емко. Обязательным является и хронологическая последовательность в их изложении. Является недопустимым хаотическая форма рассказа. От четкости и лаконичности изложения фактов напрямую зависит результат рассмотрения вашей жалобы, поэтому подойдите к этому вопросу с максимальной степенью серьезности. Если какие-либо должностные лица или организации препятствуют осуществлению вашего права на льготное или бесплатное лекарственное обеспечение, Вы можете составить соответствующую жалобу в органы прокуратуры. К такой жалобе в обязательном порядке должны быть приложены следующие документы:

  • Арбидол – таблетки, покрытые оболочкой; капсулы.
  • Ацикловир – таблетки; мазь для наружного применения; мазь глазная.
  • Интерферон альфа-2а – раствор для интраназального применения.
  • Интерферон альфа-2b – лиофилизат для приготовления раствора для интраназального введения.
  • Интерферон гамма – лиофилизат для приготовления раствора для интраназального введения.
  • Рибавирин – капсулы; таблетки.
  • Римантадин – таблетки.

Принцип свободы торговли никто не отменял. Все, что остается врачу и пациенту, — ввозить лекарство из-за границы (если это возможно) или находить аналогичный препарат.
И здесь главное, чтобы аналог был в наличии. А значит параллельно с всеобщим лекарственным обеспечением необходимо продолжать развивать национальную фармацевтическую промышленность, чтобы исключить ситуацию, когда в аптеке нет ни одного из представителей необходимого МНН.

С определением не поспоришь. Но если применить его к системе помощи медицинской — получится весьма своеобразное здравоохранение. Скорая и неотложка приезжают к пациентам, пусть и нерегулярно, а все остальное (например, плановая госпитализация или плановый визит к кардиологу) — за собственные кровные. Разумеется, когда можно потерпеть, больные периодически отказываются от помощи: не у всех есть «лишние» 50 тысяч на то, чтобы планово пройти курс лечения в стационаре. «Когда убьют или покалечат, тогда и приходите», — словно говорит пациентам система льготного обеспечения.

Варианты и механизмы пока не выбраны. Минздрав лишь приводит ряд альтернатив. Однако важно ответить на такой вопрос: как быть, если назначенное лекарство неожиданно исчезло на всей территории страны? К сожалению, известны подобные случаи — например, когда зарубежная фирма–производитель бойкотирует отечественные государственные закупки, замечает депутат Госдумы, член Комитета по охране здоровья Валерий Елыкомов. Решить задачу пытаются, как правило, с помощью длительного судебного процесса на предмет интеллектуальной собственности. И пока фармацевтические компании бьются за патенты, тысячи больных гибнут от того, что жизненно необходимого лекарства не оказалось на складе.

Тем не менее Николай Беспалов, предупреждает: «Списочная система лекарственного обеспечения бесперспективна… такая система существовать постоянно не сможет: слишком неповоротливо она работает — со значительным количеством «ручных настроек» и с целым рядом противоречащих друг другу задач. Например, список ЖНВЛП — одновременно и гарант лекобеспечения, и инструмент сдерживания цен, и ориентир по импортозамещению, и еще много чего. «.

В расчетах того, «сколько стоит всеобщее лекарственное обеспечение», регулятор и эксперты фармацевтического сообщества называют близкие цифры. Даже по поводу источников финансирования сомнений меньше: как замечает опять же руководитель департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медизделий, «сильные должны отвечать за слабых». Налог на лекарства, если он появится, должен иметь прогрессивную шкалу — наибольший вклад в лекарственное обеспечение вносят наиболее обеспеченные материально.

Минздрав России подготовил Памятку для граждан о гарантиях бесплатного оказания медицинской помощи

В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь, оказываемую в гарантированном объеме без взимания платы в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – Программа), ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации.

— диспансеризацию, в том числе пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство) в приемную или патронатную семью. Граждане проходят диспансеризацию бесплатно в медицинской организации, в которой они получают первичную медико-санитарную помощь. Большинство мероприятий в рамках диспансеризации проводятся 1 раз в 3 года за исключением маммографии для женщин в возрасте от 51 до 69 лет и исследования кала на скрытую кровь для граждан от 49 до 73 лет, которые проводятся 1 раз в 2 года;

— на иных условиях, чем предусмотрено Программой, территориальными программами и (или) целевыми программами. Вам следует ознакомиться с важным для гражданина разделом Программы и территориальной программы – «Порядок и условия бесплатного оказания гражданам медицинской помощи».

Экстренная форма предусматривает оказание медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента. При этом медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

— гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

Мониторинг правоприменения

Однако необходимо отметить, что фактически правом разъяснять применение правил определения взаимозаменяемости лекарственных препаратов предоставлено законодательством сразу двум государственным органам – ФАС России и Минздраву России, довольно часто конкурирующим между собой. Это, в свою очередь, приводит к противоречивым разъяснениям, исходящим от разных государственных органов. Так, 18 августа 2017 года Арбитражный суд г. Москвы, а далее и Девятый арбитражный апелляционный суд в своем постановлении по делу № А40-112605/17
от 25 октября 2017 года поддержал Министерство здравоохранения в споре с Федеральной антимонопольной службой, отменив решение последней по поводу закупки лекарства для пациентов с гепатитом С. Опираясь на регистрационные досье препаратов с разным действующим веществом (МНН), ФАС пришла к выводу об их одинаковом действии и взаимозаменяемости, обязав Минздрав закупить более дешевый из них. А 24 июля 2017 года Верховный суд РФ удовлетворил аналогичный иск ООО «Тева». Компания оспорила письмо ФАС, написанное по запросу компании «Биокад», в котором служба заявила о взаимозаменяемости препаратов «Копаксон-Тева» (дозировка 20 мг/мл) и «Копаксон 40» (дозировка 40 мг/мл). После публикации письма на сайте ведомства и рассылки в его территориальные органы, оно приобрело силу обязывающего предписания общего характера. В своем решении Верховный суд признал, что ФАС превысила полномочия, так как не является экспертным органом, обладающим компетенцией для принятия решений о взаимозаменяемости лекарств [Решение Верховного Суда РФ от 24 июля 2017 г. N АКПИ17-441 О признании частично не действующим письма Федеральной антимонопольной службы от 3 февраля 2016 г. N АД/6345/16 «О рассмотрении обращения»].
На сегодняшний день существует еще одна проблема, связанная с определением взаимозаменяемости уже зарегистрированных препаратов. В силу недостаточной доказанности их терапевтической эффективности каким образом будет экспертами будет определяться их взаимозаменяемость? Если же они не будут являться взаимозаменяемыми, то они будут находиться в более выгодном положении. Проблема еще усугубляется и тем, что действующее законодательство не полно регулирует процедуру обжалования заключений экспертов о взаимозаменяемости: не определны полномочия суда по отмене заключений о взаимозаменяемости, не установлены надлежащие способы защиты в таких случаях.

С 1 января 2018 года в ступило в силу Постановление Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 «Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Его содержание находится в русле установления более жестких требований к описанию объекта закупки, чтобы, с одной стороны, максимально удовлетворить потребности медицинских организаций в востребованных лекарственных препаратах, с другой стороны, не нарушать антимонопольное законодательство. При этом императивный запрет в п. 5 на указание недопустимых критериев объектов закупки лекарственных препаратов (форма первичной упаковки, наличие вспомогательных веществ, иные характеристики лекарственных препаратов, содержащиеся в инструкциях по применению лекарственных препаратов, указывающие на конкретного производителя лекарственного препарата) смягчается диспозитивной нормой о том, что описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные п. 5, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом документация о закупке должна содержать: а) обоснование необходимости указания таких характеристик; б) показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам и максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Анализ данного Постановления дает возможность предположить, что принципиально судебная практика и практика ФАС по вопросам критериев закупки лекарственных средств останется в том же русле, что и до введения в действие данного Постановления.

По некоторым категориям закупок интерессантами оспаривались требования в аукционной документации к первичной упаковке лекарственного препарата. Обычно требование к упаковке рассматривается антимонопольными органами как ограничение конкуренции. Однако в ряде изученных решений судебные (административные) органы сочли обоснованными дополнительные требования заказчиков к первичной упаковке лекарственного препарата (флакон- ампула, стекло- пластик), исходя из особенностей его применения, его неоправданного расхода, а, следовательно, и к увеличению бюджетных расходов (Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю по жалобе №168 от 22 июня 2015 г. ; Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу № А20-4177/2014 от 24 июля 2015 г.; Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу № А63-10333/2015 от 10 июня 2016 г.).

Проблемы предоставления лекарственных средств гражданам по торговым наименованиям имеют еще одну довольно важную грань.
В настоящее время наши врачи не имеют информации о том, какое торговое наименование соответствует оригинальному препарату, а какое дженерическому, необходим справочник лекарственных средств, где это было бы указано. Врачей необходимо обеспечивать непредвзятой и доказательной информацией в отношении лекарственных средства. По мнению специалистов, чтобы грамотно решить вопрос о возможности дженерической замены оригинального препарата, медицинские работники должен иметь следующие сведения:

После того, как больному выписан рецепт на лекарственный препарат конкретного торгового наименования, у органов здравоохранения возникает обязанность осуществить его закуп в соответствии с действующим законодательством. На сегодняшний день внесены изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступающие в силу с 1 июля 2018 г. Эти изменения связаны с введением такого способа определения поставщика как лекарственных препаратов как проведение запроса предложений в электронной форме (Статья 83.1.).

Adblock
detector