Одн По Электроэнергии При Прямых Договорах

ВС РФ: управляющая компания обязана оплачивать ресурсы для общедомовых нужд, даже если у нее нет договора с РСО, а все собственники помещений платят напрямую

  • лицом, обязанным производить РСО оплату поставленных коммунальных ресурсов является, по смыслу Жилищного кодекса и Гражданского кодекса, исполнитель коммунальных услуг. Он же вправе требовать оплаты предоставленных коммунальных услуг от потребителей;
  • по общему правилу УК приобретает статус исполнителя коммунальных услуг не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному ей с РСО. До указанного момента исполнителем коммунальных услуг является ТСЖ (если договор управления с УК был заключен органами управления ТСЖ и именно оно ранее выполняло функции исполнителя) или сама РСО;
  • договорные отношения между водоканалом и УК отсутствуют;
  • при этом если УК фактически управляет общим имуществом МКД, собственники помещений вносят ей плату за коммунальные услуги, а РСО выставляет счета за поставку соответствующего ресурса, то отношения между УК и РСО можно квалифицировать как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети, а за самой УК признать статус исполнителя коммунальных услуг;
  • однако в рассматриваемом случае — в отсутствие договора водоснабжения между РСО и УК – водоканал выставлял платежные документы именно потребителям (собственникам и нанимателям помещений), а не УК, и оплачивали эти счета тоже потребители непосредственно и напрямую, минуя счета УК;
  • следовательно УК не является исполнителем коммунальной услуги, а значит, и оплачивать «общедомовую» холодную воду не обязана.

Если УК управляет многоквартирным домом, то даже в отсутствие договорных отношений она должна оплатить РСО стоимость коммунальных услуг, израсходованных на общедомовые нужды. Собственники помещений – даже при наличии договоров с РСО – оплачивать «общедомовые» коммунальные услуги не должны. Однако УК включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.

Значит, указал ВС РФ, УК даже в случае прямых заключенных договоров между собственниками помещений МКД и РСО обязана в целях содержания общего имущества МКД заключить с РСО договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями. А названные расходы УК, в свою очередь, включает в состав платы за содержание жилого помещения.

  • бремя расходов на содержание общего имущества в МКД несут собственники помещений в многоквартирном доме;
  • при этом расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе холодной воды, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, включены в состав платы за содержание жилого помещения;
  • плата именно за коммунальные услуги может вноситься потребителями услуг либо УК, либо напрямую ресурсоснабжающей организации;
  • однако плата за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества в МКД, – поскольку она включена в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, – с 1 января 2023 года при управлении МКД УК подлежит возмещению потребителями услуг исключительно данной УК, но не РСО;
  • следовательно, независимо от решения собственников МКД, РСО не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно РСО покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества МКД и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества МКД;
  • сам по себе факт отсутствия договорных отношений между водоканалом и УК в рассматриваемом случае не изменяет статуса УК по отношению к собственникам помещений в МКД как исполнителя коммунальных услуг и лица, осуществляющего содержание общего имущества МКД, ведь УК обязана содержать общедомовое имущество МКД, предоставлять собственникам помещений весь комплекс коммунальных услуг по общему имуществу МКД и принимать от жителей МКД плату за содержание жилого помещения.

Итог: предыдущие судебные акты отменены, а дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции, который должен будет, в том числе, рассмотреть вопрос о злоупотреблении управляющей компанией своим правом вследствие уклонения от заключения договора на поставку коммунального ресурса на общедомовые нужды.

ОДН и прямые договора с РСО

Коммунальные ресурсы – это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Управляющие компании спешно начали подготавливать общие собрания собственников помещений в МКД, чтобы перевести владельцев помещений на прямые договора с РСО. Однако еще много нерешенных вопросов в связи с этим. Одним из главных является ОДН и прямые договора с РСО. Кто рассчитывает общедомовые нужды, кто и куда оплачивает их?

2) при прекращении договора на поставку коммунальных ресурсов между РСО и управляющей организацией (установлено в статье 157.2 ЖК РФ). Аналогичное основание было в подпункте «е» пункта 17 ПП РФ от 06.05.2011 №354. Однако между этими основаниями есть следующие отличия (условия):

3) при изменении способа управления домом по решению общего собрания собственников помещений можно сохранить прямые договоры, заключенные до изменения способа управления. (прямо установлено в статье 157.2 ЖК РФ). Данное правило было и раньше, оно получило закрепление еще в части 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2023 № 176-ФЗ. Фактически законодатель просто повторил норму, которая уже действовала, причем прежнюю норму не отменил.

В статье 157.2 ЖК РФ говорится о прямых договорах, которые собственники заключают с РСО, даже если в доме выбрана управляющая организация. Речь идет именно о коммунальных услугах. Следовательно, никаких прямых договоров с РСО на поставку коммунального ресурса быть не может.

Иначе работает схема «поставщик – управляющая компания – потребитель». В ней УК – это своеобразный кошелек, в который попадают все средства, собранные с жителей многоквартирного дома как за коммунальные, так и за жилищные услуги. Подчеркнем – ОБЩИЙ кошелек за оба вида услуг. Нормативные начисления ОДН идут отдельной строкой в квитанции, а вот сверхнормативные «прячутся» в строке «содержание и ремонт жилья». Оплачивать фактическое, а не нормативное потребление ОДН из собственного кармана управляющая компания не может по определению, так как единственный источник дохода для нее – это средства жителей. УК собирает деньги с жителей, заключивших с ней договор управления, и распределяет подрядчикам (дворники, ремонтники и т.д.) и поставщикам ресурсов, в том числе и за сверхнормативные ОДН. Поэтому для добросовестных управляющих компаний договор с ресурсоснабжающей организацией на оплату сверхнормативного ОДН – это бремя. Большинство компаний прекрасно это понимают, поэтому не спешат к поставщику ресурса за заключением договора до решения проблемы с ОДН.

Самой действенной мерой по снижению величины ОДН является единовременное снятие и передача показаний индивидуальных счетчиков. Это может делать старший по дому. Поставщик ресурса предлагает целый ассортимент клиентских сервисов по дистанционной передаче показаний и контролю объемов потребленного ресурса: например, сайт АО «ТНС энерго Карелия» www. karelia.tns-e.ru или контакт-центр гарантирующего поставщика 8(8142)79-27-27.

Мы часто слышим, что ОДН – распределение долгов нерадивых граждан на добросовестных. Давайте разберемся и в этом вопросе.
Долг – это неоплаченная сумма по выставленному счету. Собственник квартиры, не оплачивающий счета за электроэнергию, накапливает свой личный долг, не перекладывая его на плечи соседей. Однако если в сбытовую компанию не поступают не только средства, но и показания приборов учета от жителя, поставщик электроэнергии рассчитывает его сперва по среднемесячному потреблению, а затем – по нормативу. При этом фактические объемы использованного ресурса могут сильно отличаться от нормативных. И эта разница идет в ОДН.

После организации грамотного и точного учета электроэнергии внутри квартир можно и нужно пойти дальше и, к примеру, установить в подъездах энергосберегающие лампы, работающие от датчиков движения. Эти мероприятия должна осуществлять ваша управляющая компания за счет средств на содержание и ремонт жилья. А если на счету дома есть достаточный объем средств для замены старой электропроводки на новую, это просто необходимо сделать.

Рекомендуем прочесть:  Если Дома Тсж Сколько Нужно %Голосов Для Проведения Собрания О Переходе В Управляющую Компанию

При прямом договоре с поставщиком ресурса потребители получают счета, где отдельно прописываются их индивидуальное потребление и ОДН, рассчитанный исходя из площади помещения. Средства поступают поставщику и только на тот лицевой счет, по которому совершена оплата.

Например, в одном кирпичном доме с центральным водоснабжением и канализацией установлены датчики движения, энергосберегающие лампочки и терморегуляторы. В другом таком же доме через дорогу всегда горит свет на площадках, входная дверь может быть открыта даже зимой, а батареи в подъезде включены на полную мощность до 10 апреля. Или в одном доме есть маленький двор с детскими качелями и песочницей, а в соседнем дворе жильцы разбили клумбы, установили фонтан и теперь расходуют много воды.

УК сами вписывали в квитанции счета за общедомовые нужды — без контроля и по своим схемам. А с поставщиками ресурсов рассчитывались по фактическому потреблению. Это позволяло им извлекать прибыль за счет жильцов дома. Например, сдавать лифтерную под салон красоты, а расход воды распределить между жильцами.

Из-за этого для жильцов некоторых домов с датчиками движения, современными лифтами и утепленными подъездами с 1 января выросли расходы на содержание общего имущества. Например, в прошлом году управляющая компания считала общедомовые нужды по своей схеме, учитывала энергосберегающие мероприятия и фактический расход. А с этого года стала считать общедомовые нужды по нормативу — как написано в законе. Из-за неправильного толкования закона жильцам приходится платить больше.

Например, в регионе всего пять домов с инновационными технологиями. В них используют солнечную энергию для освещения двора, а сточные воды очищают и поливают ими клумбы. По умолчанию для таких домов власти не рассчитают отдельные нормативы. Но если управляющая компания обоснует запрос, могут рассчитать.

Например, можно использовать в подъездах светодиодные лампочки и датчики движения, чтобы экономить электроэнергию. Если установить доводчик на входную дверь, она не будет открыта зимой — уменьшатся теплопотери. В доме должен быть общедомовой счетчик, чтобы платить за фактический расход, а не по нормативам. За всё это должна отвечать ваша управляющая компания.

Что такое ОДН или общедомовые нужды

Ecли в мнoгoквapтиpнoм дoмe нe ycтaнoвлeн oбщeдoмoвoй cчeтчик элeктpoэнepгии , вoды, тeплa, плaтa зa OДН paccчитывaeтcя нa ocнoвe дaнныx индивидyaльныx пpибopoв yчeтa c иcпoльзoвaниeм пoвышaющиx кoэффициeнтoв, кoтopыe, oбычнo, нe пpeвышaют 0,1 или 10%. Нaпpимep, ecли жильцы квapтиpы изpacxoдoвaли вoды нa 500 pyблeй, зa этoт жe pecypc нa coдepжaниe дoмa им нyжнo бyдeт зaплaтить 500×0,1=50 pyблeй или мeньшe, в зaвиcимocти oт ycтaнoвлeннoгo кoэффициeнтa. Нopмaтив пoтpeблeния кoммyнaльныx ycлyг нa oбщeдoмoвыe нyжды ycтaнaвливaeтcя opгaнaми мecтнoгo caмoyпpaвлeния. Tapифы пo вceм видaм ycлyг мoжнo пocмoтpeть нa caйтe yпpaвляющeй кoмпaнии.

Дoпoлнитeльнo, в этoт cчeт yпpaвляющaя кoмпaния включaeт oплaтy зa тexничecкиe пoтepи вo внyтpидoмoвыx инжeнepныx cиcтeмax вoдocнaбжeния, элeктpocнaбжeния, гaзocнaбжeния, тeплoвoй энepгии и oбopyдoвaнии. Дoпoлнитeльныe пoтepи мoгyт быть вызвaны нeбoльшими пpoтeчкaми тpyб, пpopывaми и дpyгими aвapийными cитyaциями, плaнoвoй пpoмывкoй инжeнepныx cиcтeм, иx зaпoлнeниeм или гидpaвличecкими иcпытaниями.

Oтдeльныe yпpaвляющиe opгaнизaции peшaют cвoи финaнcoвыe пpoблeмы зa cчeт нeoбocнoвaннoгo зaвышeния oтдeльныx cтaтeй в квитaнцияx, в тoм чиcлe, и OДН. Taкиe cлyчaи пoявляютcя пpи oтcyтcтвии дoлжнoгo кoнтpoля co cтopoны peгиoнaльныx влacтeй и caмиx житeлeй мнoгoквapтиpныx дoмoв. Для бopьбы c пoдoбными нapyшeниями пpaвитeльcтвo ввoдит инфopмaциoннyю cиcтeмy, в кoтopoй дoлжны бyдyт oтoбpaжaтьcя пoкaзaния пpибopoв yчeтa и pacчeты зa ЖКУ пpoизвeдeнныe нa ocнoвe этиx пoкaзaний.

❗ Bыявляйтe и ycтpaняйтe нecaнкциoниpoвaнныe пoдключeния к ceтям. Пpoблeмa нecaнкциoниpoвaннoгo пoдключeния чaщe вceгo нaблюдaeтcя в cиcтeмe энepгocнaбжeния. Пpи этoм, к oбщим yчacткaм линии мoгyт пoдключaтьcя кaк жильцы, кaк и cтopoнниe пoльзoвaтeли, нaпpимep, чepeз пoдвaльныe пoмeщeния. B cлyчae oбнapyжeния тaкиx пoдключeний, вызывaйтe пpeдcтaвитeлeй yпpaвляющeй кoмпaнии и cocтaвляйтe cooтвeтcтвyющий aкт.

Pacпpocтpaнeннaя пpoблeмa — бeзoтвeтcтвeннoe иcпoльзoвaниe pecypcoв тeми жильцaми, в квapтиpax кoтopыx нe ycтaнoвлeны cчeтчики. Oни плaтят пo нopмaтивaм, нe зaинтepecoвaны в экoнoмии и, чaщe вceгo, pacxoдyют бoльшe нopмы. Нaглядным пpимepoм тaкoгo пoвeдeния cтaнoвитcя eжeднeвнoe пpинятиe вaнны, зaпycк cтиpaльнoй мaшины нa пoлный цикл для cтиpки oднoй вeщи, мытьe пocyды пoд пpoтoчнoй вoдoй, и дpyгиe пpивычки.

Кому платить за; коммунальные услуги на; ОДН

Казалось бы, всё просто – домом управляет управляющая организация. Она – исполнитель КУ, поэтому выставляет квитанции на оплату коммунальных услуг на ОДН. Но УО и РСО не заключили договор энергоснабжения и РСО выставляет квитанции напрямую жильцам.

Если домом управляет УО, жильцы платят за потреблённые коммунальные услуги ей, если не приняли другое решение на ОСС. Получается, что жильцы МКД в этом случае выступают в роли потребителей КУ, а УО – это одновременно исполнитель КУ и абонент по отношению к РСО.

Даже если УО и РСО не заключили договор ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация не получает автоматически право собирать плату за услуги на ОДН. Напрямую РСО собственники платят только при непосредственном управлении МКД. В остальных случаях того, кому будут поступать платежи, определяет ОСС.

Управляющая организация заключает договор ресурсоснабжения с РСО и только после этого предоставляет КУ жителям МКД (п. 13 ПП РФ N 354). УО заключает с РСО договор на поставку всех коммунальных ресурсов, которые необходимы для содержания МКД и обеспечения комфорта жителей.

Это нововведение 2023 года. Законодатели считают, что такая жёсткость научит управляющие организации эффективнее управлять МКД:

  • выявлять «резиновые» квартиры,
  • пресекать незаконные подключения,
  • ответственно относиться к поквартирному обходу.

= 2,79 * 1400 * (60 / 2400) = 97,65 кВт*ч Применив к полученному объему электроэнергии тариф в соответствии с формулой 10, получим размер платы за коммунальную услугу электроснабжения на общедомовые нужды в выбранной квартире: 97,65 * 2,55 = 249,01 руб. На практике размер платы за ОДН при расчете по нормативу (когда общедомовой прибор учета отсутствует или неисправен) может в несколько раз превышать плату за ОДН при наличии исправного коллективного счетчика. Поэтому все собственники помещений в доме напрямую заинтересованы в его установке.

Таким образом, ОДН стал называться платой за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома. Сокращенно КР СОИ. Но в настоящей статье, поскольку это наиболее привычно для подавляющего большинства потребителей, мы так и оставим аббревиатуру ОДН.

Формула № 15: Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета

= 12000 кВт/ч ; = 1000 кВт/ч; = 4000 кВт/ч; = 5000 кВт/ч; = 60 кв.м; = 2400 кв.м; = 2,55 руб./кВт/ч. = (12000 – 1000 – 4000 – 5000) * (60 / 2400) * 2,55 = 127,50 руб. При этом объем ОДН не зависит от потребления по индивидуальному прибору учета. То есть платеж за ОДН по квартире составит 127,50 руб., вне зависимости от того, сколько электроэнергии потрачено на индивидуальное потребление.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2023
№ 1498 в Правила № 354, а также в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, также были внесены соответствующие изменения.

Более того, при применении пункта 21.1 Правил N 124 суды исходили из буквального его содержания, в соответствии с которым в случае, если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате ИКУ по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным «0».

Между тем, названный пункт Правил N 124 являлся предметом проверки Верховного Суда РФ в порядке абстрактного нормоконтроля. В частности, в решении Верховного Суда РФ от 20.06.2023 N АКПИ18-386 указано, что положения подпункта «а» пункта 21.1 Правил N 124 об объеме коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем, равном «0», в случае, если величина объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме за расчетный период (Vпотр), превышает или равна объему коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (Vодпу), не исключают перерасчет. В случае когда величина Vпотр превышает объем Vодпу, то объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами, что исключает для РСО возможность получить плату за неоказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванного, в частности, невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета.

По смыслу пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее — Правила N 354), объем ресурса, потребленного на общедомовые нужды сверх нормативов, не подлежащий распределению между собственниками помещений, оплачивается ИКУ за счет своих средств. В этом случае возникающая при перерасчете положительная разница может привести к убыткам ИКУ; оплата, произведенная потребителями в расчетном периоде на сумму, исчисленную в объеме отрицательной разницы и не учтенную в следующем (следующих) расчетном периоде при возникновении положительной величины, приведет к излишней оплате ИКУ этой разницы в составе общедомового потребления, которое затем распределяется между собственниками (в пределах норматива) и этой управляющей организацией (сверх норматива).

Рекомендуем прочесть:  Алименты На 1 Ребенка С Владельца Чп

В частности, для расчетов по договорам энергоснабжения, заключенным между УК и РСО, предметом которых является покупка ресурса на предоставление коммунальных услуг и на общедомовые нужды, применению подлежит пункт 21 Правил N 124. Расчеты по договору энергоснабжения, заключенному только на цели содержания общедомового имущества в случаях, приведенных в пункте 21.1 Правил N 124, производятся в соответствии с этим пунктом.

Согласно документу, исчисление размера обязательств исполнителя коммунальных услуг (ИКУ) по оплате в последующих расчетных периодах ресурсоснабжающей организации (РСО) стоимости электрической энергии, приобретаемой ИКУ для целей предоставления коммунальных услуг потребителям и на общедомовые нужды, следует производить с учетом отрицательной разницы объемов энергии, сложившейся между объемом общедомового и суммарного индивидуального потребления в конкретном многоквартирном доме.

Виражи ОДН: почему с 1 июля платежи за общедомовые услуги резко возросли

По официальным данным, площадь помещений общего имущества в доме чуть более 600 кв. метров. При этом лампочек мы не обнаружили ни на лестничных площадках, ни, в так называемых, холлах. Там, где они должны быть, торчат обрезанные провода (не везде изолированные), или вовсе в плитах перекрытий на этом месте зияют дыры. Нет освещения и над единственным подъездом. Люди рассказывают, что из-за кромешной темноты уже многие здесь получили травмы.

Попасть в подобную ситуацию могут жители любого дома. И потому еще раз напомним, что ОДН – это категория коммунальных расходов, в которые входит обслуживание общих территорий дома, не оснащенных индивидуальными приборами учета. И такой территорией неожиданно для самих жителей может оказаться общая, на несколько квартир, кухня или санузел.

Дом № 15 по переулку Почтовому особенный. Единственный подъезд. Два первых этажа заняты офисами. Огромные холлы, и ни одной лампочки ни в подъезде, ни на этажах. Особенными здесь стали и цифры в квитанциях: оплата за ОДН два месяца назад подскочила в шесть раз.

От себя добавим, что активным жителям дома неплохо было бы уточнить в уставе управления домом обязанности председателя ТСН. В домах такого типа управления, если нет старших по подъезду, передачей данных в ресурсоснабжающие организации занимаются председатели. Они же обязаны принимать меры в случае износа общедомового имущества, в данном случае речь идет об электропроводке. И еще, как бы не было обидно, но оплатить уже выставленные счета по ОДН за июль и август людям придется. Мало того, скоро придут квитанции за сентябрь.

Дому № 15 на Почтовом почти 40 лет. Проводка в холлах и на лестничных пролетах напоминает черные закопченные лианы, которые хаотично свисают по стенам. Между этажами — обугленный электрощит. Видимо, не так давно горел. Сразу видно, что ремонт внутридомовой электросети давно не проводился.

Евгений Перов: – Скорее всего, вам выставили счет по оплате за электроэнергию на общедомовые нужды не за один месяц, а за четыре – с апреля по июль. Поскольку сумма оплаты за ОДН зависит от площади квартиры, ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» была необходима информация по площади каждой квартиры в многоквартирных домах региона. Сбор такой информации мы завершили только в июле. Поэтому и платежка пришла сразу за четыре месяца. В дальнейшем, начиная с августа, установится твердый порядок: платежи по ОДН будут взиматься за один прошедший месяц.

Евгений Перов: – Порядок расчетов такой. Вначале определяется количество электроэнергии, потребленной всем домом, зафиксированное общедомовым прибором учета. Из этой величины вычитается количество электроэнергии, потребленной согласно индивидуальным приборам учета. Оставшаяся разница распределяется среди собственников пропорционально площади их квартир. Чем больше площадь квартиры, тем больше и плата за электроэнергию на общедомовые нужды. От количества проживающих в квартире сумма оплаты за ОДН не зависит. Такой порядок определен постановлением Правительства Российской Федерации № 354 о порядке предоставления коммунальных услуг.

Евгений Перов: – Управляющие компании могут выставлять счета по оплате электроэнергии на общедомовые нужды лишь в том случае, если они заключили договора с гарантирующим поставщиком – ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт». По вашему дому ООО «Меридиан» такого договора не заключило. И в этой связи управляющая организация не имеет права выставлять счета за ОДН, а у нас такое право есть.

Евгений Перов: – Неоплата отдельными гражданами не влияет на объемы потребления электроэнергии. Неплательщикам все равно будут начисляться требуемые суммы за ОДН. И это только их долги, добросовестных клиентов они не затрагивают ни в коем случае. А накапливание задолженности по платежам за ОДН может грозить неприятными последствиями для неплательщиков.

Евгений Перов: – Конечно, неправильно! Порядок расчетов прописан в правительственном постановлении, и здесь ничего выдумывать не надо. Из количества потребленной по показаниям общедомового прибора учета электроэнергии вычитается (не прибавляется!) количество электроэнергии по показаниям квартирных счетчиков. Полученная разница делится пропорционально площади каждой квартиры в доме. Тариф умножаем на киловатт-часы – вот вам и сумма платежа. Рассмотрим конкретный пример. Допустим, показание общедомового прибора учета 36120 киловатт-часов. Суммарные показания всех квартирных счетчиков в доме – 24573 киловатт-часа. Определяем разницу этих двух показаний: 36120 – 24573 = 11547. Это и будет расход на нужды дома. Это число умножается на площадь квартиры деленную на общую площадь всех квартир в доме, допустим, она равна 9822,39 квадратных метра, а площадь вашей квартиры 37 квадратных метров. Определяем расход на одну квартиру: 11547* 37/ 9822,39 = 43,49 киловатт-часа. Это ваша доля расхода электроэнергии на общедомовые нужды за месяц Умножаем расход на тариф: 43,49 х 3,62 = 157,45. Получаем размер вашего платежа на общедомовые нужды – 157 рублей 45 копейки.

Тут нужно учесть одно — в случае с прямыми договорами жильцы не должны платить ресурснику за коммунальные услуги, потреблённые на содержание общего имущества в МКД. ОДН оплачивать обязаны, но только если затраты на них не превышают установленных нормативов. Если расходы за ОДН выше установленных норм, обязанность по оплате ложится на управляющую компанию.

Бывает ситуация, когда коммунальных услуг жители многоквартирного дома в общем потребляют выше нормы. Счета за сверхнорматив по ОДН им выставляет управляющая компания, обслуживающая дом или ресурсник. Но как должно быть на самом деле, и кто должен платить за потребление сверхнормы? Давайте разбираться в месте с юристом.

Ситуация, когда счета в платежках за ОДН зашкаливают и шокируют, для артемовцев не редкость. «ЕВ» периодически рассказывают об этом со своих страниц. Каждый раз жителям ничего другого не остается, кроме как платить и плакать. Либо тратя нервы и время, разбираться со сложными хитросплетениями начислений. А сделать это бывает непросто — слишком много тонкостей да и прав мы своих не знаем: куда и кому нужно платить, если с ресурсником заключен прямой договор, а дом обслуживает УК или МКД на самоуправлении. Как быть, если у вас ТСЖ.

Прямые договора с ресурсниками давно и прочно вошли в нашу жизнь, и по закону вполне допустимы, даже если жильцы выбрали управляющую организацию. По идее именно она должна предоставить собственникам полный спектр коммунальных услуг, в том числе и закупать у поставщика электроэнергию.

— Выставление платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды сверх норматива непосредственно потребителям – необоснованно. — разъясняет юрист Ксения Лумпова, — Плата жителей в силу постановления Правительства РФ от 29.06.2023 N 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг», ограничена величиной соответствующего норматива потребления. Управляющая компания как организация, осуществляющая управление общим имуществом многоквартирным домом, обязана оплатить потребленную электроэнергию сверх установленного норматива. С 01.07.2023 г. вне зависимости от наличия заключенного между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией договора о приобретении коммунального ресурса электроэнергии для нужд ОДН, объем сверхнормативного потребления электрической энергии на общедомовые нужды должен оплачиваться управляющей организацией. Исключение составляет ситуация, если на общем собрании жители приняли решение о распределении сверхнормативного объема между потребителями, тем самым сняв обязанность по оплате с управляющей компании.

РАСЧЕТ ОДН: КАК НАЧИСЛЯЮТ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ НА ОБЩЕДОМОВЫЕ НУЖДЫ

Расчет электроэнергии ОДН производится на основании Постановления Правительства № 354 от 06.05.2011 года и в соответствии с » Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов«, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354.

Рекомендуем прочесть:  Альфастрахование Страховой Случай Каско

Ведь ни для кого не секрет, что в любой многоквартирный дом поступает объём коммунального ресурса (электроэнергия, газ, вода или тепловая энергия) больше, чем потребляется жителями в своих квартирах в связи с тем, что в любом доме часть их коммунальных ресурсов расходуется на общие нужды дома.

В отдел информирования и консультирование потребителей поступают очень много вопросов от жителей многоквартирных домов, связанных с порядком расчета, начисления и оплаты электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды многоквартирного дома (так называемая электроэнергия ОДН).

При этом, в соответствии с вышеуказанными Правилами собственники помещений в таком многоквартирном доме, обязаны оплачивать как потребление электроэнергии в своем помещении (квартире или магазине), так и производить оплату доли ОДН (на электроэнергию, воду или тепло).

В этом случае расчет расхода потребления электроэнергии на общедомовые нужды для каждого жилого помещения (квартиры) рассчитывается по формуле №15 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и будет выглядеть следующим образом:

Порядок начисления размера платы за электроэнергию на ОДН

Общество, не согласившись с указанным постановлением обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением об отмене постановления Управления. Судом установлено, оспариваемым постановлением заявитель правомерно привлечён к административной ответственности, предусмотренное ст. 14.7 КоАП РФ, вина Общества в совершении вменяемого правонарушения установлена административным органом и подтверждается материалами дела. Заявителем не представлено доказательств наличия объективных причин препятствовавших соблюдению требований законодательства, устанавливающих порядок оплаты коммунальных услуг, потребляемых в местах общего пользования многоквартирного жилого дома, а также доказательств принятия всех зависящих от него мер по недопущению неправомерного начисления платы потребителям.

Общество, не согласившись с указанным постановлением обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением об отмене постановления Управления. Судом установлено, оспариваемым постановлением заявитель правомерно привлечён к административной ответственности, предусмотренноё ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ, также в материалах дела присутствуют достаточные данные, указывающие на наличие события правонарушения. Обществом не представлено доказательств наличия объективных причин, препятствовавших соблюдению требований законодательства при оформлении платёжных документов в соответствии с установленными требованиями о представлении потребителям необходимой достоверной информации, а также принятия всех возможных мер по недопущению нарушения.

Общество, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в Арбитражный суд УР с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управлением Роспотребнадзора по УР. Решением Арбитражного суда УР от 20.10.2014 г. в удовлетворении требований ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда УР, общество обратилось с апелляционной жалобой в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда решение Арбитражного суда УР оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ОАО «Удмуртская энергосбытовая компания» — без удовлетворения.

Из системного толкования приведенных норм права следует, что в случае, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья, ресурсоснабжающая организация не может быть признана исполнителем коммунальных услуг, не вправе производить взимание платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме.

При проверке правильности начисления платы жителям названного дома за электроэнергию, в том числе на общедомовые нужды за коммунальную услугу электроснабжения, установлено, что за январь 2023 года собственникам и нанимателям жилых помещений начислена плата за электроэнергию на общедомовые нужды, при этом согласно технического паспорта здания в многоквартирном доме отсутствуют помещения, входящие в состав общего имущества и предназначенные для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (отсутствуют чердак, лестничные площадки, холлы, вестибюли, коридоры и т.п.).

Полезный опыт

Во-первых, наличие в доме магазинов или иных коммерческих организаций. Предприниматели, чьи офисы находятся в жилых домах, могут быть недобросовестными потребителями электроэнергии. Они устанавливают на домах световые вывески, рекламу, а каким образом они подключены? Кто платит за эту электроэнергию?

Во-вторых, типичный пример: киоски, хозяева которых присоединяют свои провода напрямую к энергосистеме находящегося неподалеку жилого дома. В результате, общедомовой счетчик учитывает расходы коммерческих структур, а оплачивают эти расходы как правило жители. Что нужно делать в такой ситуации? Организация, уполномоченная собственниками (управляющая компания, правление ТСЖ или ЖСК) должна провести инвентаризацию общедомового электрооборудования и выяснить схемы подключения коммерческих структур.

Лица, виновные в хищении электроэнергии, должны нести ответственность, установленную законом. Энергосбытовые филиалы ПАО «ДЭК» постоянно проводят проверки, выявляя факты безучетного потребления электроэнергии среди абонентов компании. Чтобы сделать эту работу еще более эффективной, мы должны объединить наши усилия.

Если в квитанции за электроэнергию сумма платежа за электроснабжение общедомовых нужд («Доля ОДН»), выше, чем ваше индивидуальное потребление, это один из признаков наличия неучтенного хищения электроэнергии, а именно самовольного подключения к электроснабжению в обход установленного прибора учета. Если не выявить виновника, то обязанность по оплате похищенной электроэнергии возлагается на ВСЕХ жильцов, в том числе и на добросовестных потребителей и плательщиков.

При обнаружении фактов воровства электроэнергии Вы можете обратиться в отделения и филиалы ПАО «ДЭК», абонентские пункты, Расчетно-контрольные центры, Управляющую компанию с просьбой провести проверку в вашем доме или позвонить в Единый информационный центр ПАО «ДЭК» для потребителей электроэнергии по телефону 8 (800) 234-7-777 (звонок бесплатный). Также вы можете обратиться в органы УВД или к участковому инспектору.

Верховный Суд РФ сформулировал порядок определения объема потребления электроэнергии на ОДН

В частности, для расчетов по договорам энергоснабжения, заключенным между УК и РСО, предметом которых является покупка ресурса на предоставление коммунальных услуг и на общедомовые нужды, применению подлежит пункт 21 Правил N 124. Расчеты по договору энергоснабжения, заключенному только на цели содержания общедомового имущества в случаях, приведенных в пункте 21.1 Правил N 124, производятся в соответствии с этим пунктом.

По смыслу пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее — Правила N 354), объем ресурса, потребленного на общедомовые нужды сверх нормативов, не подлежащий распределению между собственниками помещений, оплачивается ИКУ за счет своих средств. В этом случае возникающая при перерасчете положительная разница может привести к убыткам ИКУ; оплата, произведенная потребителями в расчетном периоде на сумму, исчисленную в объеме отрицательной разницы и не учтенную в следующем (следующих) расчетном периоде при возникновении положительной величины, приведет к излишней оплате ИКУ этой разницы в составе общедомового потребления, которое затем распределяется между собственниками (в пределах норматива) и этой управляющей организацией (сверх норматива).

Между тем, условия рассматриваемого договора энергоснабжения между РСО (продавец энергии) и ИКУ (покупатель энергии) указывают на наличие у покупателя энергии статуса ИКУ в отношении всего объема поступившей в многоквартирные дома электрической энергии и на отсутствие оснований для применения в расчетах пункта 21.1 Правил N 124.

Согласно документу, исчисление размера обязательств исполнителя коммунальных услуг (ИКУ) по оплате в последующих расчетных периодах ресурсоснабжающей организации (РСО) стоимости электрической энергии, приобретаемой ИКУ для целей предоставления коммунальных услуг потребителям и на общедомовые нужды, следует производить с учетом отрицательной разницы объемов энергии, сложившейся между объемом общедомового и суммарного индивидуального потребления в конкретном многоквартирном доме.

Между тем, названный пункт Правил N 124 являлся предметом проверки Верховного Суда РФ в порядке абстрактного нормоконтроля. В частности, в решении Верховного Суда РФ от 20.06.2023 N АКПИ18-386 указано, что положения подпункта «а» пункта 21.1 Правил N 124 об объеме коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем, равном «0», в случае, если величина объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме за расчетный период (Vпотр), превышает или равна объему коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (Vодпу), не исключают перерасчет. В случае когда величина Vпотр превышает объем Vодпу, то объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами, что исключает для РСО возможность получить плату за неоказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванного, в частности, невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета.

Adblock
detector