Полномочия По Уборке Несанкционированной Свалки На Землях Лесного Фонда

Полномочия По Уборке Несанкционированной Свалки На Землях Лесного Фонда

Пунктом 2 утверждены Правила организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2023 N 542 (далее — Правила) определено, что организацию работ по ликвидации накопленного вреда на объектах накопленного вреда, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее — объекты), осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Кроме того, статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ) определены полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, к которым также относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами.

Таким образом, несанкционированное размещение в лесах отходов производства и потребления необходимо устранять в рамках мероприятий по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) путем выявления, пресечения и понуждения к восстановлению нарушенного состояния окружающей среды лиц, виновных в несанкционированном размещении отходов производства и потребления в лесах.

Частью 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее — ЛК РФ) установлено, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с ЛК РФ, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон N 7-ФЗ) и другими федеральными законами.

Так, региональная программа должна содержать информацию об источниках финансового обеспечения мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а перечень мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, должен содержать мероприятия, направленные на выявление мест несанкционированного размещения отходов; предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидацию его последствий.

Разъяснение Рослесхоза; По вопросу ликвидации несанкционированных свалок мусора с учетом постановлений Конституционного Суда Российской Федерации

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Частью 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.

Также Рослесхоз обращает внимание, что абзацем вторым части 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что суммы от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования, а также по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.

Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), в том числе относится решение вопросов организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, обращения с твердыми коммунальными отходами.

собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы МСУ, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Согласно подпункта 18 пункта 1 статьи 14 и пунктом 4 статьи 14 закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения и муниципальных районов относится вопрос участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.

Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором. пункт 18 Постановления Правительства РФ от 12.11.2023 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641»

В силу положений п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 2 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п. 2 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. Абз. 16 ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» регламентировано, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.В силу ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 указанного Закона содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Таким образом, решение вопросов организации деятельности и участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов предопределяет необходимость реализации государственными органами субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территории муниципальных образований своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению коммунальных и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку. Указанное означает, что на муниципальные районы возложена не вся полнота бремени несения затрат по очистке территории муниципального образования от загрязнения коммунальными и промышленными отходами, необходимо учитывать компетенцию субъекта Российской Федерации, которой он наделен в этой области. Закрепление за муниципальными образованиями в качестве вопроса местного значения участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов, не может толковаться как законодательное включение в их собственную компетенцию государственных полномочий.Отношения в сфере обращения с отходами производства и потребления в Омской области регулируются Законом Омской области от 27.12.2006 N 842-ОЗ «Об отходах производства и потребления в Омской области».К полномочиям исполнительного органа государственной власти Омской области, уполномоченного в сфере строительства, архитектуры и жилищно-коммунального комплекса (Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области) в сфере обращения с отходами относятся утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора), организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов (статья 6).Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих Постановлениях по смыслу взаимосвязанных положений ст. ст. 42 и 58 Конституции Российской Федерации в их истолковании Конституционным Судом Российской Федерации, конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает их ответственность за состояние экологии; поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду; сама же публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, обязана принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков (Постановления Конституционного Суда от 14.05.2009 N 8-П, от 05.03.2013 N 5-П, от 13.10.2023 N 26-П). Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) рассматривается в качестве проявления негативного воздействия на окружающую среду (п. 1 ст. 16). В силу ст. 51 указанного Федерального закона такие отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Положениями ст. ст. 3, 5 — 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ закреплен принцип ответственности как органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, так и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях при осуществлении возложенных на них данным и иными федеральными законами полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Поскольку экологическая функция является общей для всех уровней публичной власти в Российской Федерации, законодатель предусмотрел взаимодействие органов государственной власти субъектов Федерации с органами местного самоуправления в пределах закрепленных за ними полномочий, в частности для выявления и своевременного устранения несанкционированного складирования коммунальных и промышленных отходов, причиняющего вред окружающей среде и служащего фактором негативного воздействия на здоровье человека. В рассматриваемом случае обязанность по ликвидации несанкционированного размещения отходов возложена решением суда на Администрацию муниципального района и на орган государственной власти субъекта РФ в лице соответствующего министерства, как на надлежащих ответчиков. Поскольку лицо, виновное в несанкционированном размещении отходов, не установлено, вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления, несанкционированных свалок на расположенных на территории Кормиловского муниципального района земельных участках должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка. Применительно к землям неразграниченной собственности лицом, которому предоставлено право распоряжения земельным участком, является орган местного самоуправления муниципального района (ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»). На основании изложенного, поскольку представленными доказательствами подтвержден факт образования свалки на землях Кормиловского муниципального района Омской области, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется Администрацией Кормиловского муниципального района Омской области, при этом осуществление мероприятий по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов фактически является совместной обязанностью органа исполнительной власти Омской области и органа местного самоуправления, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возложении на Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области и на Администрацию Кормиловского муниципального района Омской области обязанности устранить загрязнение земельного участка, расположенного в непосредственной близости от земельного участка с кадастровым номером N , расположенного по адресу: , от твердых бытовых отходов площадью Га, объемом куб. м. В данной связи доводы апелляционной жалобы о том, что организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных расходов отнесена к полномочиям субъектов РФ, возложение на органы местного самоуправления обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированных свалок необоснованно, отклоняются как противоречащие приведенным выше нормам права и обстоятельствам дела.

Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. часть 2 статьи 8.6 КоАП РФ

В противном случае нарушается закрепленный Бюджетным кодексом принцип самостоятельности бюджетов, а в конечном итоге ставится под сомнение конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления и конституционное право граждан на его осуществление. За год до этого КС рассматривал аналогичное дело муниципалитета из Свердловской области и вынес похожее решение, о котором Нерюнгринской горсуд знал, но не учел его. Поэтому в своем решении КС еще и отчитал якутских коллег: конституционно-правовое истолкование норм законодательства, данное ранее Конституционным судом, является обязательным для «учета в правоприменительной практике, в том числе судебной». Суды не вправе оставить без внимания ранее вынесенное постановление.

Рекомендуем прочесть:  Магазин На Территории Снт 2023

Скажем сразу: и комитет, и арендаторы солидарны в том, что убирать леса они не должны, а вся ответственность лежит на муниципальной администрации (это – кандидат номер три). Когда волонтеры, много раз подряд убиравшие мусор в лесу в районе станции Лемболово (Всеволожский район), обратились в комитет с просьбой провести профилактику образования свалок (посредством установки контейнера), ответ был таким: «выявленные в границах муниципальных образований в лесном фонде несанкционированные свалки твердых бытовых отходов свидетельствуют о невыполнении администрацией муниципального образования возложенных на нее законом обязанностей». При этом зам. главы КПР Павел Немчинов сослался на ст.8 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и на 131-ФЗ «О местном самоуправлении».

Анастасия Филиппова, РОО «Новый экологический проект»: «В настоящее время правоприменительная практика такова, что ответственность за охрану лесов от загрязнения целиком возложена на арендатора лесного участка. Если участок не в аренде – на орган исполнительной власти региона. В Ленинградской области прокуратура неоднократно через суд добивалась от арендаторов ликвидаций свалок, в том числе, и в границах заказника «Шалово-Перечицкий». С учетом вывода Конституционного суда и в условиях дефицита бюджетов властям, безусловно, проще переложить ответственность за чистоту леса на арендатора».

Вариантов, впрочем, не очень много. Первый «кандидат» – это орган исполнительной власти региона, отвечающий за управление лесным фондом на его территории. В случае с Ленинградской областью это – комитет по природным ресурсам. Второй вариант – лесной арендатор. Тем более что почти все леса региона находятся в аренде главного пользования, то есть под заготовку древесины (это не значит, к счастью, что все леса завтра можно будет срубить, но формально арендная плата поступает почти за всю территорию). В пользу ответственности арендатора говорит статья 60.12 Лесного кодекса РФ: по ее смыслу, «охрана лесов от загрязнения» лежит на совести арендатора, и за ненадлежащее исполнение этих обязанностей возможно «досрочное расторжение договоров аренды».

Что любопытно, собственные подчиненные Павла Немчинова трактуют закон прямо противоположным образом, то есть – вполне корректно. Так, инспектор заказника «Север Мшинского болота» (Лужский район) Андрей Иванов, выступая в августе перед волонтерами, приехавшими убирать в заказнике мусор, также определил, что вообще-то эта обязанность лежит на арендаторе, хотя заставить его выполнить свои обязанности крайне сложно. Его однофамилец и инспектор Шалово-Перечицкого заказника Александр Иванов изложил автору статьи аналогичную позицию. Правда, он не уверен, что арендатора можно понудить вывозить мусор из контейнеров, которые установлены не им. «Зато если их убрать, и на их месте вырастет свалка уже на земле, то убирать ее будет обязанностью арендатора». Правда, понуждение его представляет собой очень сложную процедуру: «Я зафиксирую свалку, отправлю информацию моему начальству, они переправят в госэкоконтроль, оттуда предписание пойдет директору Лужского лесничества, который, в свою очередь, предпишет арендатору». Добавим – арендатор, скорее всего, выполнять предписание откажется, придется понуждать его через суд. А за это время свалка вырастет до размеров Эвереста. Но это – уже несовершенство применительной практики, а закон есть закон.

Гр.дело № 2-469/2023г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 6 декабря 2023 года г. Белозерск Вологодской области Белозерский районный суд Вологодской области в составе: судьи Михеева Н.С., при секретаре Рулевой Я.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Белозерского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Белозерского муниципального района Вологодской области о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки на территории муниципального образования, УСТАНОВИЛ: В ходе проверки, проведенной прокуратурой Белозерского района по заявлению С.Ю. ., на территории Антушевского сельского поселения Белозерского района выявлена несанкционированная свалка при подъезде к населенному пункту . Прокурор Белозерского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Белозерского муниципального района о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки на территории муниципального образования Антушевское. В обоснование заявления указано, что в ходе проверки по заявлению С.Ю. установлено, что на земельном участке в границах кадастрового квартала № , на расстоянии в 111 метров на северо-запад от дома обнаружена свалка твердых бытовых отходов, площадь которой составляет более 60 кв.м. Несанкционированная свалка располагается на землях сельхозназначения государственной неразграниченной собственности. Ответчик, как собственник земельного участка, обязан не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать меры пожарной безопасности, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносит вред окружающей среде. Администрация района допустила засорение отходами вышеуказанной территории. Меры по ликвидации несанкционированной свалки не принимаются. В судебном заседании прокурор Капитонова А.Г. заявленные требования поддержала по указанным в заявлении основаниям. Просила установить срок для исполнения решения суда — до 1 мая 2023 г. Представитель ответчика администрации Белозерского муниципального района Марова Е.В. исковые требования признала. Суду пояснила, что администрация района планировала ликвидировать свалку до рассмотрения дела судом, но сделать это не успела. В связи с зимним периодом времени, а также закрытием дорог на весенний период просила установить срок для устранения свалки до 1 августа 2023 г. Суд, заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора. В судебном заседании установлено, что в ходе проверки проведенной прокурором Белозерского района по заявлению Становой Ю.А. специалистами администрации Белозерского муниципального района проведен осмотр территории сельского поселения Антушевское на подъезде к Ватаманово и составлен акт № № от 24 октября 2023 г., из которого следует, что в ходе осмотра выявлено скопление бытового мусора вблизи автомобильной дороги « » 6 м на 10 м = 60 квадратных метров. Данный факт подтвержден и актом осмотра, проведенного помощником прокурора Белозерского района 2 ноября 2023 г. Из объяснения ведущего специалиста-эксперта Росреестра по Вологодской области М.М. . следует, что выявленная свалка расположена с правой стороны подъезда к на землях сельскохозяйственного назначения государственной неразграниченной собственности, в границах кадастрового квартала № . Данный участок к землям лесного фонда не относится. В силу ст.42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ; запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почву. Аналогичные требования содержаться и в ст.22 Федерального закона №52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В соответствии с требованиями ч.2 ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории. Согласно п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых бытовых отходов. В соответствии с п.1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта). Как установлено ст.42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности. В силу п.2 ч.3.3 Федерального закона от 25 октября 2002 г. «О введении в действие Земельного кодекса РФ» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; Администрация Белозерского муниципального района как ответственный распорядитель земель, государственная собственность на которые не разграничена, несет ответственность за обеспечение экологической безопасности на данных землях. Учитывая, что земельный участок, на котором выявлена несанкционированная свалка относится к землям сельхозназначения государственной неразграниченной собственности, имеются основания для возложения на администрацию Белозерского муниципального района обязанности по её ликвидации. Прокурором в исковом заявлении предложен срок исполнения решения суда – до 1 мая 2023 г. Представителем ответчика заявлено ходатайство о предоставлении срока ликвидации свалки до 1 августа 2023 г. учитывая зимний период времени, а также закрытие дорог на весенний период. Суд полагает обоснованным доводы представителя администрации района относительно сложности исполнения решения в срок до 1 мая 2023 г. в силу объективных причин, в связи с чем полагает необходимым установить срок для ликвидации свалки до 15 июня 2023 г. Учитывая, что администрация поселения не имеет лицензии и условий на утилизацию мусора, следует обязать их ликвидировать несанкционированную свалку путем вывоза отходов. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Удовлетворить заявленные требования прокурора Белозерского района Вологодской области. Обязать администрацию Белозерского муниципального района в срок до 15 июня 2023 г. ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, расположенную на территории сельского поселения Антушевское Белозерского района справа от автомобильной дороги – подъезд к в границах кадастрового квартала № , путем вывоза отходов. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Белозерский районный суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения в окончательном виде. Мотивированное решение в окончательном виде изготовлено 11 декабря 2023 г. Судья Н.С. Михеев

Рекомендуем прочесть:  Где Получить Удостоверение Матери Одиночки В Спб

С целью борьбы с несанкционированными навалами мусора в лесах Комитетом проводится работа с органами местного самоуправления — организация совместных субботников. Большинство городских округов откликнулись: наибольшее количество субботников проведено совместно с органами местного самоуправления городских округов Егорьевск, Ленинский, Солнечногорск, Истра, Одинцово. Всего проведено 163 совместных субботника, собрано и вывезено 2095 кубических метров мусора.

«До 1 декабря планируется ликвидация не менее 90% навалов, выявленных по обращениям граждан. С подрядчиком составлен ежедневный график работ с учетом в первую очередь обращений граждан, информация ежедневно передается в ЕЦУР для оперативной подготовки ответов. Только за прошедшую неделю из 669 отложенных решений закрыто 62, работа продолжается» — пояснила Казимир.

Наибольшее количество навалов мусора в лесах по данным государственной информационной системы «Управление» Минэкологии выявлено на территории городских округов Красногорск, Раменский, Истра, Солнечногорск и Егорьевск. Неликвидированных навалов больше всего в городских округа Красногорск и Раменский.

«При проведении анализа выявляется прямая закономерность — чем больше строек на территории муниципального образования, тем больше свалок. Антирекорд — Истра, Солнечногорск, Красногорск, Раменский, масштабное строительство ведется и в соседних городских округах. В городских округах же, где незначительное количество строек, свалок именно строительного мусора в лесу не выявлено, это такие округа как Серебряно-Прудский, Лотошино, Луховицкий, Электросталь», — рассказала Казимир.

«Начав работу по ликвидации свалок в подмосковных лесах в 2023 году, лесные инспекторами было выявлено 718 мест несанкционированных свалок общим объемом 45,2 тысячи кубометров. Причем, большинство из них были образованы задолго до передачи полномочий по управлению лесами Московской области от Российской Федерации. Комитетом лесного хозяйства в первую очередь ликвидировались именно эти, доставшиеся «по наследству» свалки», — рассказала председатель Комитета лесного хозяйства Елена Казимир.

КС разберет несанкционированные свалки // Он определит, должны ли местные власти убираться в лесу

Конституционный суд (КС) РФ определит, обязаны ли муниципальные органы убирать мусор на федеральных землях. Администрация Североуральска жалуется на то, что суды по требованиям прокурора несколько раз заставляли ее ликвидировать свалки в лесу. Этот случай не единичный — дело со схожими обстоятельствами в июне передано на пересмотр в Верховный суд (ВС). Правда, в нем обязанность ликвидировать несанкционированную свалку возложена не только на муниципалитет, но и на компанию —арендатора участка, и теперь компания взыскивает часть расходов с местных органов.

То, что проблема не является единичной, показывает недавняя практика ВС. В июне в экономическую коллегию суда передано дело из Карелии (№ А26-258/2014), где события развивались по схожему сценарию. В 2011 году лесничество обнаружило свалку, которую организовали жители двух поселков «ввиду отсутствия полигона для размещения твердых бытовых отходов». Суд по иску прокурора обязал администрацию одного из поселков и арендатора лесного участка ООО «ТПК Бонитет» очистить территорию. Компания исполнила решение суда самостоятельно, а теперь требует взыскать с администрации половину расходов (их общая сумма примерно 1,5 млн руб.). Первая инстанция и кассация в иске отказали, посчитав, что понесенные расходы нельзя признать убытками.

Сейчас лесничие при обнаружении свалки должны предпринимать меры по установлению виновника, за чей счет и должна производиться уборка. Однако, по словам чиновника администрации, на практике составленный лесничими акт о нарушении сразу направляется в прокуратуру, которая выносит представление в адрес местных властей и при необходимости обращается в суд. Муниципалитет убирает несанкционированные свалки на территориях общего пользования внутри города, а обязанность убирать их в лесах закон на органы местного самоуправления не возлагает, считает собеседник издания. Иными словами, заявители просят КС признать, что о чистоте земельного участка должен заботиться его собственник, если иное прямо не сказано в законе.

Администрация Североуральска жалуется в КС на положения Закона об общих принципах организации местного самоуправления, которые относят к вопросам местного значения сбор и переработку отходов (п. 24 ч. 1 ст. 16). Опираясь на эту норму, городской суд несколько раз обязывал муниципальные власти ликвидировать несанкционированные свалки на землях лесного фонда, сообщают причины конфликта «Ведомости». По мнению городской администрации, суды должны были учитывать, кому принадлежит земля, на которой расположен мусор. Иной подход ограничивает самостоятельность местного самоуправления и нарушает имущественные права муниципалитетов.

ВС рассмотрит это дело 1 сентября. На его результат может повлиять постановление КС по жалобе администрации Североуральска, если КС решит ее удовлетворить. Впрочем, в споре, попавшем в ВС, основной вопрос, скорее, на стыке материального и процессуального права — может ли один из соответчиков взыскать с другого расходы по исполнению судебного акта. Сам вывод карельского районного суда о том, что администрация должна ликвидировать свалку, в этом деле под сомнение не ставится.

Таким образом, обязанность по ликвидации свалок твердых бытовых отходов, расположенных на земельных участках, не входящих в категорию земель «земли населенных пунктов», и расположенных на землях лесного фонда, не может быть возложена на администрации поселений безусловно.

В соответствии со ст.ст. 2 и 11 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», понятие «поселение» и «территория поселения» различны. Понятие «поселение» связано с понятием «земли населенных пунктов», то есть земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Именно на такие земли распространяются полномочия органов местного самоуправления по управлению и использованию земель. Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности.

В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Конституционный суд РФ в постановлении от 13.10.2023 №26-П указал, что в системе действующего правового регулирования отнесение к вопросам местного значения городского округа организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов не может рассматриваться как безусловное основание для возложения на органы местного самоуправления городского округа обязанностей, касающихся проведения очистки территории городского округа от загрязнения отходами, без учета характера предоставленных им полномочий в сфере обращения с отходами, в том числе применительно к расположенным на территории городского округа земельным участкам различной формы собственности, и без правовой оценки качества выполнения таких полномочий, а также вне связи с обязанностями по обращению с отходами, которые возлагаются на юридические лица и физических лиц как на субъектов природопользования.

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, захламление на землях соответствующих категорий.

В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Поскольку данная свалка не относится к числу вновь образованных, и функционирует несколько лет, а на момент ее образования региональный оператор по сбору, транспортированию, обработке, утилизации и захоронению твердых коммунальных отходов не был определен, именно органы местного самоуправления обязаны ее ликвидировать.

С учетом изложенного, органы местного самоуправления, пока не установлены иные лица, ответственные за ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду, самостоятельно осуществляют деятельность по ликвидации таких последствий (в данном случае несанкционированной свалки бытовых отходов).

В силу ч.2 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», действовавшей до 01.01.2023, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами было отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.

Полномочия По Уборке Несанкционированной Свалки На Землях Лесного Фонда

Где бы не находился человек и чем бы он не занимался, он всегда оставляет после себя мусор. Каждый из нас для своей обычной жизнедеятельности использует массу различных веществ, после которых остаются отходы. Прежде чем перечислить и охарактеризовать способы утилизации твердых коммунальных отходов ответим на вопрос: «Какими вообще могут быть твердые коммунальные отходы?»

Рекомендуем прочесть:  Что дают малоимущим матерям одиночкам в воронеже

Металлический и стеклянный мусор. Железные консервные банки и различные стеклянные осколки разлагаются от нескольких десятков до нескольких сотен лет. При разложении металла оксиды и диоксиды железа поступают в почву и воду, загрязняя их. При разложении стекла образуется стеклянная крошка, похожая на песок. Помимо этого, банки и осколки опасны своими острыми краями, как для голых стоп человека, так и для животного. Также они могут служить резервуаром для воды, где в итоге будут размножаться комары.

Сжигание отходов ведет к выбросу газов. Эти газы содержат опасные химические вещества, такие как кадмий, ртуть и свинец. Токсичность тяжелых металлов при их изолированном действии на теплокровный организм достаточно изучена. Известно, что при поступлении в организм они могут оказывать влияние на функцию кроветворения, вызывать изменения морфологического состава периферической крови, блокировать сульфгидрильные группы, представлять опасность, способствуя развитию канцерогенного, генетических и других отдаленных биологических эффектов. Помимо этого, на природную среду оказывает влияние выделение биогаза — метана, кислорода, углекислого газа, содержание которых может составлять десятки процентов. Эти величины превышают санитарные нормы и могут вызвать удушье человека. биохимическое разложение и химическое окисление материала свалки может сопровождаться образованием очагов выделения тепла с повышением температур до 75°С, т.е. возможно самовозгорание отходов.

Опасные отходы — отходы, которые содержат в своем составе вещества, обладающие каким-либо опасным свойством или их совокупностью (токсичность, инфицированность, взрывоопасность, пожароопасность, высокая реакционная способность или иные подобные свойства) и присутствующие в таком виде, что эти отходы самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами могут представлять непосредственную или потенциальную опасность, причинение вреда окружающей среде, здоровью человека или имуществу лиц, в том числе вследствие их вредного воздействия на окружающую среду, подразделяются на классы. С ними нельзя обращаться так же, как с обычными потребительскими отходами, поскольку это может привести к серьезному загрязнению окружающей среды или нанести вред людям или животным. Сейчас мы знаем больше об опасных свойствах многих химических веществ. Все больше и больше опасных веществ, которые раньше размещались на свалках, сейчас собираются и обрабатываются должным образом, но далеко не все. Например, отслужившие электрические приборы и электроника (телевизоры, холодильники и т.д.) продолжают свозиться на свалку, хотя в них присутствуют вредные вещества. Старые свалки содержат большое количество вредных отходов и ядовитых химических веществ, которые годами размещались на них и проникали в окружающую среду.

Пластмасса. Разлагается несколько десятков лет и дольше. При разложении выделяют ядовитые вещества, которые нарушает нормальные процессы в почве и воде, что непременно сказывается не только на человеке, но и природе в целом. А проглатывание кусочков пластмассы животными это может привести их к смерти.

Комитет по природопользованию и экологии

С другой стороны, отметил Юрий Шуваев, органам управления, надзора и контроля, неправительственным и общественным организациям, СМИ необходимо постоянно работать с местным населением, разъясняя нормы цивилизованного быта, ответственность жителей за охрану окружающей природной среды.

Зачастую, несанкционированные свалки устраивает население на землях лесного фонда, так как в большинстве муниципальных образований специальных полигонов по размещению и утилизации отходов просто нет. Отсутствуют и специализированные организации по переработке бытового мусора. Член Комиссии ОП РФ Виктор Грачев отметил, что это уже не первое обсуждение, связанное с землями лесного хозяйства: «Каждое мероприятие мы посвящаем вполне конкретным проблемам. Многие вопросы по итогам прошедших встреч решены либо находятся в процессе решения.

Заместитель начальника Управления охраны и защиты лесов Рослесхоза Алексей Щепин согласился с тем, что решения судов выносятся зачастую не самые логичные. Он напомнил о том, какие есть законы, регулирующие данную сферу, и стало очевидно, что проблема кроется в отсутствии у муниципалитетов средств на организацию полигонов по сбору и переработке мусора.

На круглом столе «Нормативно-правовые и организационные меры по предотвращению размещения и хранения твердых бытовых отходов на землях лесного фонда», организованном Комиссией по развитию реального сектора экономики Общественной палаты Российской Федерации, эксперты обсудили проблему несанкционированных свалок твердых бытовых отходов.

Генеральный директор ООО «Владимирский ЛПК» Андрей Чусовский, ставший одним из инициаторов этого мероприятия, рассказал о прецеденте, когда жители одного из поселков отказались платить за вывоз мусора, и там образовалась свалка. За ликвидацию свалки должны отвечать органы местного самоуправления, однако суд освободил их от этой обязанности, возложив ее на арендаторов лесных участков.

Полномочия По Уборке Несанкционированной Свалки На Землях Лесного Фонда

Как следует из материалов дела, вышеупомянутые нормы относят к вопросам местного значения городского поселения организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района – организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. 12 сентября 2014 года решением Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) по иску прокурора города Нерюнгри, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха от 17 ноября 2014 года, на администрацию муниципального образования «Нерюнгринский район» была возложена обязанность ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов на участке земель лесного фонда, расположенных на территории данного муниципального района.

Соответствующее постановление стало результатом проверки конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Как сообщает КС, поводом к рассмотрению этого дела явилась жалоба администрации муниципального образования «Нерюнгринский район».

Таким образом, суды, принимая решение по Нерюнгринскому району, должны были учитывать изложенные в нем правовые позиции, определяющие конституционно-правовые основы участия органов местного самоуправления в отношениях по обращению с отходами, в том числе при разрешении дел, касающихся определения полномочий и объема финансовых обязательств муниципальных районов в указанной сфере.

По мнению заявителя, примененные в данном деле законоположения противоречат Конституции РФ, поскольку возлагают на органы местного самоуправления муниципального района обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на землях лесного фонда, являющихся федеральной собственностью, без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями и без предоставления субвенций для финансового покрытия расходов на связанные с этим мероприятия.

В результате, муниципалы, считая, что обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов с земельного участка, относящегося к землям лесного фонда и находящегося в федеральной собственности, должна быть возложена на государственное казенное учреждение Республики Саха «Нерюнгринское лесничество», обратились в КС РФ.

Нормы федерального законодательства не предусматривают непосредственной передачи бесхозяйных объектов недвижимости в муниципальную собственность. На основании этих норм нельзя заставить муниципальное образование содержать или создавать скотомогильники (биотермические ямы) без передачи государственных полномочий и денежных средств для их обеспечения. На это еще в 2009 году указал Верховный суд.

Есть одна ситуация, в которой судьи всегда встают на сторону муниципалитета. Органы местного самоуправления не обязаны ликвидировать несанкционированные свалки на лесных участках в составе земель государственного лесного фонда на территории своего муниципалитета за счет средств местного бюджета. Эта обязанность возникает, только если местные власти были наделены государственными полномочиями. Меры по ликвидации загрязнения отходами лесных участков на территории муниципалитета, не находящихся в его собственности, должны принимать исполнительные органы государственной власти. Требовать, чтобы свалку, расположенную на землях лесного фонда, убрали местные власти, неконституционно. Эту позицию выразил Конституционный суд в постановлениях от 13.10.2023 № 26-П и от 26.04.2023 № 13-П. Отсутствие такой обязанности подтверждают и нижестоящие суды.

При обращении с отходами часто возникает вопрос о том, к чьим полномочиям относится ликвидация несанкционированных свалок. Однозначного ответа в законах нет, поэтому возникают споры о распределении полномочий по ликвидации свалок между органами власти разных уровней.

ПРИМЕР 2. В ходе проверки прокуратура выявила место несанкционированного складирования твердых бытовых отходов на территории лесничества. Нарушителей установить не удалось. Прокурор потребовал, чтобы ликвидацией свалки занялся областной департамент лесного хозяйства. Региональные чиновники отказались. Они считали, что убрать свалку обязаны органы местного самоуправления. Тогда прокурор подал иск в суд.

В Законе № 89-ФЗ не сказано, что такое «несанкционированная свалка» и «ликвидация несанкционированных свалок». Следовательно, ликвидация таких свалок не относится к деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем (собственником твердых коммунальных отходов) и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора и накопления, в соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2023 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641».

Участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов в соответствии с ФЗ-131 ст.14 осуществляется сельскими поселениями. В случае выявления несанкционированной свалки в сельском поселении кто будет её убирать?

В Законе № 89-ФЗ не сказано, что такое «несанкционированная свалка» и «ликвидация несанкционированных свалок». Следовательно, ликвидация таких свалок не относится к деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов.

Несанкционированные скотомогильники не соответствуют обязательным требованиям. В большинстве случаев к ним возможен доступ людей и животных. Они не запираются, создают угрозу для жизни и здоровья граждан и способны стать причиной чрезвычайной ситуации. По мнению проверяющих, муниципалитеты должны не только принимать такие объекты на учет, но и содержать их. В некоторых случаях суды удовлетворяют подобные иски.

— В соответствии с действующим федеральным законодательством организация обращения с отходами возлагается на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Таковым в нашем регионе является департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области. Органы местного самоуправления также участвуют в организации сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов.

К лесному фонду относятся участки, покрытые кустарниковой, древесной и травянистой или не покрытые лесной растительностью (но предназначенные для восстановления леса в перспективе), а также используемые для ведения лесного хозяйства участки и размещенные в пределах лесного фонда.

У принятия закона о лесной амнистии было немало противников. Они опасаются того, что приоритет ЕГРН приведет к массовому выводу земель из лесного фонда, уничтожению огромного массива российского леса. Предполагается, что лесная амнистия приведет к массовой застройке в лесах в районах крупных городов.

В настоящее время ЕГРН и Лесной реестр содержат множество пересечений. Согласно первому реестру данная земля относится к участкам, на которых разрешается строительство жилья и перевод их в частную собственность. Тогда как Лесной реестр не допускает подобного использования земли, входящей в его состав.

КС принял к рассмотрению жалобу муниципального образования «Нерюнгринский район» (Якутия), которое Нерюнгринский городской суд по инициативе местной прокуратуры в 2014 г. обязал ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в пределах муниципального района.

Надлежащая работа по установлению виновных лиц, захламляющих лесные участки, а также претензионно-исковая работа Сысольским лесничеством не велась, что явилось основанием для внесения прокурором района представления, которое было удовлетворено, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

Adblock
detector