Районного коэффициента в смете омская область

  • оклад или тарифная ставка;
  • доплата за вредные и опасные условия труда;
  • все надбавки к окладу: компенсации и премии, надбавки за квалификацию и стаж, коммерческую тайну и пр.;
  • МРОТ и связанные с ним выплаты;
  • пособие по временной нетрудоспособности, рассчитанное по МРОТ;
  • пособия, которые установлены в фиксированной сумме;
  • выплаты сезонным рабочим, совместителям, сотрудникам на гибком графике или неполном дне;
  • другие выплаты, которые прописаны в трудовом или коллективном договоре.
  • пособие по временной нетрудоспособности, если оно рассчитано из среднего заработка;
  • отпускные;
  • нерегулярные премии;
  • единичная материальная помощь, которая не прописана в коллективном договоре
  • командировочные для сотрудника, который едет в местность без РК;
  • “северные” надбавки (не путайте их с РК).

РК в одной местности могут отличаться для работников разных профессий: скажем, нефтяник или работник рыболовного судна будут иметь РК выше, чем школьный учитель. Поэтому уточняйте значение РК для сотрудников вашей компании в администрации или Инспекции труда по месту работы сотрудников.

В таблице приводим коэффициенты по районам во всех регионах России. Если возле РК стоит звездочка (*), значит этот коэффициент применяют к определенным категориям работников или к определенным отраслям, и это прописано в местных законах. Узнавайте точные значения в местной Инспекции труда.

Районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате применяются для оплаты труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Работодатель, действующий в этих местностях, обязан платить эти социальные выплаты в полном размере в установленные в соответствии со ст. 22 ТК РФ сроки (ст. 315 ТК РФ). Указанные выплаты представляют собой компенсацию за труд в особых климатических условиях. Поскольку Омская область не относится к районам Крайнего Севера, то порядок начисления процентной надбавки здесь анализироваться не будет. В соответствии со ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения устанавливается исключительно Правительством РФ. До настоящего времени такой порядок не установлен. Органы государственной власти и местного самоуправления подобными полномочиями не наделены. Поэтому, на основании ст. 423 ТК РФ к зарплате работников применяются районные коэффициенты в размерах, установленных органами государственной власти РСФСР или бывшего СССР. В частности в Омской области районный коэффициент 1,15 (15%) установлен Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 17.01.1971 № 325/24. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления за счёт средств местных бюджетов вправе устанавливать более высокие районные коэффициенты для органов госвласти и местного самоуправления (ст. 6, 5 ТК РФ). Поскольку при этом суммы коэффициентов, выплачиваемые сверх федерального стандарта, должны финансироваться исключительно из средств бюджета субъекта РФ и местных бюджетов, в Омской области эта норма не применяется. Коммерческие и другие организации, финансируемые из средств учредителей, согласно ст. 135 ТК РФ могут устанавливать любые размеры районных коэффициентов, закрепляя их в коллективных договорах, локальных нормативных актах организации или непосредственно в трудовых договорах. Районный коэффициент представляет собой показатель относительно увеличения заработной платы работников, которые трудятся в суровых природно-климатических условиях. Конкретный размер коэффициентов устанавливается в основном в пределах 1,15 — 2.0 в зависимости от степени тяжести условий проживания и работы. Районные коэффициенты учитываются при исчислении заработной платы работников по месту их фактической постоянной работы независимо от местонахождения работодателя (пп. «б» п. 2 Разъяснения Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 11.11.1964 № 15/30). За невыплату районных коэффициентов или за задержку их выплаты работодатели могут быть привлечены к материальной, административной и уголовной ответственности (ст. ст. 142, 236 ТК РФ, ст. 5.27 КоАП, ст. 145.1 УК РФ). По смыслу ст. 316 ТК РФ районный коэффициент увеличивает заработную плату работников, выполняющих трудовую функцию, предусмотренную трудовым договором в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Районный коэффициент начисляется по месту фактической постоянной работы независимо от места нахождения работодателя, в штате которого состоит работник (пп. «б» п. 2 Разъяснения Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 11.11.1964 № 15/30 «О порядке применения условий труда, установленных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15.07.1964 № 620, к отдельным категориям работников»). Место фактической постоянной работы работника может не совпадать с местом нахождения организации или её структурного подразделения. Если работник трудится в обособленном структурном подразделении организации, которое расположено в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, то независимо от места нахождения самой организации оплата его труда должна производится с учётом районного коэффициента. (Обзор Верховного Суда РФ от 26.12.2014). Право на получение районных коэффициентов к заработной плате возникает у работника с первого дня работы в соответствующих местностях и сохраняется до дня увольнения включительно. Районный коэффициент начисляется на заработную плату, в которую включаются все выплаты в пользу работающих лиц, носящие характер заработной платы, в том числе вознаграждения за выслугу лет (см. Постановление Минтруда России от 11.09.1995 г. № 49). Кроме того, районный коэффициент начисляется на надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам) и компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда. К таким выплатам относятся: — надбавки к тарифным ставкам и окладам за классность, звание по профессии, непрерывный стаж работы по специальности, профессиональное мастерство, высокую квалификацию, должностным лицам, допущенным к государственной тайне, профессорам и доцентам в государственных образовательных учреждениях; — ежемесячные надбавки к должностным окладам (ставкам) за выслугу лет (непрерывную работу); — вознаграждение по итогам работы за год, предусмотренное системой оплаты труда или положением о премировании; — доплаты за условия труда при работе в ночное время, в многосменном режиме, за совмещение профессий (должностей), за учебные степени работникам, занимающих штатные должности в высших учебных заведениях. Кроме того, районный коэффициент применяется к заработной плате работников, занятых на сезонных и временных работах, а также работающих по совместительству. В состав заработка, на который начисляется районный коэффициент, не включаются: — процентные надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям; — все виды выплат по среднему заработку (отпускные суммы, оплата выполнения государственных и общественных обязанностей, оплата на время обучения, повышенная квалификация и др.); — материальная помощь (в т. ч. федеральным госслужащим); — единовременные поощрения, не предусмотренные системой оплаты труда. Не является основанием для начисления районного коэффициента направления работника в командировку в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, если основное место работы не относится к указанным районам и местностям, т. к. в командировке (ст. 166 ТК РФ) работник выполняет поручение работодателя, а не трудовую функцию, предусмотренную трудовым договором (Обзор Верховного Суда РФ от 26.12.2014). Поскольку зарплата максимальным размером не ограничивается (ст. 312 ТК РФ), районный коэффициент начисляется на всю заработную плату (ст. 129 ТК РФ). В связи с тем, что районный коэффициент не образует новых тарифных ставок и окладов, он не учитывается при исчислении различных видов выплат из расчёта тарифной ставки или оклада (например, надбавки к зарплате взамен суточных, доплаты за работу в ночь и т.д.) В организациях, финансируемых из бюджета, исходя из требований ст. 144 ТК РФ, применяются районные коэффициенты, установленные централизованно. Прочие организации (бизнес), согласно ст. 135 ТК РФ могут применять при оплате труда своих работников размеры коэффициентов, закрепляя их в локальных нормативных актах (коллективных договорах), в трудовых договорах. Расходы на районные коэффициенты относятся на затраты производства, учитываемые в целях налогообложения по налогу на прибыль. Таким образом, существующая нормативная база требует от работодателей начислять районный коэффициент на всю заработную плату, которая в соответствии со ст. 129 ТК РФ может включать в свой состав три элемента: фиксированную часть в виде оклада или тарифной ставки, компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты (премий и т.д.), которые отличаются по целям, содержанию и основаниям начисления. Компенсационные выплаты, которые входят в состав зарплаты, следует отличать от компенсационных выплат, установленных гл. 23 ТК РФ, которые не являются частью заработной платы и представляют выплаты для возмещения затрат, связанных с исполнением работником вне места работы трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ (ст. 165). Следует обратить внимание, что ч. 1 ст. 129 ТК РФ к компенсационным выплатам, являющимся частью заработной платы, относятся доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Эта норма позволяет отнести районный коэффициент к компенсационным выплатам, как к части заработной платы. Именно так большинство работодателей истолковали и применяют указанное нормативное положение. Начисляя зарплату таким образом, т. е. включая районный коэффициент в состав заработной платы, работодатели фактически не применяют районный коэффициент к заработной плате. Кроме того, когда вся месячная зарплата начисляется и выплачивается в размере МРОТ и в неё включается оклад, все компенсации, в том числе районный коэффициент, да ещё и премия, то происходит фактическое «обнуление» этих формально начисленных компенсационных выплат. Этим работодатель нарушает как ст. 37 Конституции РФ, не допускающую выплату вознаграждения за труд ниже установленного федеральным законом МРОТ, так и требования ТК РФ по гарантиям повышения оплаты труда, если работники заняты на вредных, опасных и иных условиях труда, отклоняющихся от нормальных, в том числе на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 146 – 148, 149 ТК РФ). К сожалению, отсутствие однозначных формулировок в ст. 129, 133 и 135 ТК РФ по поводу порядка начисления районного коэффициента на заработную плату породило практически повсеместную практику включения работодателями районного коэффициента в состав элементов не только заработной платы, начисленной за месяц, но даже и в состав МРОТ. Сохранению такого законного «беззакония» способствует судебная практика. Так 10 марта 2010 г. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ был утверждён Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2009 года. В Обзоре Верховный Суд РФ разъяснил, что из анализа ст. 129, 133 и 135 РФ следует, что размеры окладов и тарифных ставок, определяющих месячную зарплату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших норму труда (должностные обязанности) в нормальных условиях, не могут быть меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ). Компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты должны начисляться сверх МРОТ. Однако уже в июле 2010 г. Верховный Суд РФ отказался от этой точки зрения, отозвав своё разъяснение по этому вопросу. В результате высшие суды в целом ряде определений по конкретным жалобам стали воспроизводить первоначальную позицию Президиума Верховного Суда РФ, сформированную в указанном выше Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 10 марта 2010 г. Одним из таких очередных решений Верховного Суда РФ стало Определение от 7 октября 2011 года № 3-В11-31 по надзорной жалобе об отмене решения Воркутинского городского суда республики Коми. Указанное Определение повторило точку зрения из Обзора судебной практики от 10 марта 2010 г. и направило исковое заявление на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Некоторые надзорные органы, забыв, что они надзирают над законами, взяли это определение за основу и требуют, чтобы работодатели пересматривали свои Положения об оплате труда и начисляли районный коэффициент на всю зарплату. Однако правовая природа решений судебных органов заключается в том, что они не являются актами, содержащими нормы права, т. е. не носят нормативного характера, а являются актами применения права к разрешению конкретной ситуации. Поэтому работникам, права которых на начисления районного коэффициента на зарплату нарушены, необходимо обращаться в суды. Надзорные органы могли бы оказать таким работникам помощь в составлении исковых заявлений, а не заставлять работодателей выполнять судебные решения даже Верховного суда, которые не касаются этого работодателя. Правильней было бы изменить норму закона. Сделать её более ясной, юридически чёткой и однозначной. Тогда будет понятно, что надзор осуществляется за тем, как работодателями исполняется закон. Нам всем надо учиться жить по закону, а не по понятиям или определениям, даже если это Верховный Суд. Работодателям следует также понять, что ст. 133.1 ТК РФ позволяет региональным соглашением устанавливать размер МРОТ в субъекте больше, чем размер федерального МРОТ. По мнению Верховного Суда РФ, который анализировал практику применения ст. ст. 316 и 317 ТК РФ (Обзор судебной практики, утверждённый Президиумом Верховного Суда РФ от 26.02.2014 г.) районный коэффициент не начисляется к размеру МРОТ, установленному в субъекте РФ. В Омской области Соглашением от 25 декабря 2014 г. № 113-РС подписано «Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Омской области», которым с 1 января 2023 года установлено для работников: — внебюджетной сферы (кроме организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного вида экономической деятельности «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство») — 6860 рублей; — организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного вид экономической деятельности «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство», и организаций, финансируемых из областного и местных бюджетов Омской области — 5965 руб. Исходя из этого, работодатели внебюджетной сферы имеют право устанавливать зарплату в размере МРОТ, установленного в Омской области без начисления районного коэффициента, т. е. 6860 рублей за месяц. Работодатели бюджетной сферы, а также те, которые действуют в сфере сельского хозяйства, охоты и лесозаготовок, должны на МРОТ, который соответствует федеральному уровню 5965 рублей в месяц начислять районный коэффициент, т. е. 5965 Х 1,15 = 6859.75 рублей. Вот такая занимательная арифметика повышения уровня реальной зарплаты у нас в Омской области.

Рекомендуем прочесть:  Где В Каде Указывается Номер Исполнительного Листа

  • 10% за первые трудовые полгода;
  • каждые 6 месяцев происходит 10% увеличения до установленного лимита в 80%, а в отдельных областях – до 100%;
  • территории, приравненные к Крайнему Северу, позволяют увеличивать надбавку на 10% только после года работы и делать это 1 раз в год с возрастанием до 50% (в некоторых регионах до 30%);
  • особые нормы актуальны для молодых специалистов (до 30-летнего возраста) – они получают двойную надбавку (20%) ускоренно, начиная с первого рабочего дня, если до начала работы прожили в данном регионе 5 и более лет.

Средства с учетом районного коэффициента в качестве гарантированных державой выплат будут получать работники, проживающие и трудящиеся в предусмотренных законом регионах, вне зависимости от формы собственности организации. Особенности региона, определяющие для назначения РК:

ВАЖНО! Районный коэффициент применяется ко всем сотрудникам, работающим на основании трудового договора, без исключения, с самого первого рабочего дня – при существенном условии их постоянного проживания или занятости на оговоренных территориях.

  • ст. 316 ТК говорит о том, что районные индексирующие коэффициенты устанавливает непосредственно Правительство РФ, что не исключает возможности дополнительных «добавок» из местных бюджетов;
  • ст. 146, ст. 148 ТК подробно расшифровывают понятие РК в качестве гарантированной государством надбавки к различным видам выплат для работающих граждан;
  • территории, на которых будет актуален фиксированный РК, приведены в Постановлении Министерства труда от 11 сентября 1995 года № 49;
  • ст. 10 Федерального закона N 4520-1 от 19 февраля 1993 года подробно освещает «северные» надбавки.
  • минимальный размер трудового вознаграждения и, соответственно, все выплаты, «привязанные» к МРОТ;
  • оклад, тарифная ставка, сама заработная плата – вся сумма, получаемая сотрудником на руки;
  • все доплаты к трудовому вознаграждению – компенсации, премии, надбавки за стаж, за квалификацию, за военную или коммерческую тайну и т.п.;
  • доплата «за вредность»;
  • компенсация временной нетрудоспособности;
  • вознаграждение сезонных рабочих, совместителей, работников на гибком графике или неполном рабочем дне;
  • пенсионные начисления;
  • другие средства, выплачиваемые на основании трудового или коллективного договора.

Районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате применяются для оплаты труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Работодатель, действующий в этих местностях, обязан платить эти социальные выплаты в полном размере в установленные в соответствии со ст. 22 ТК РФ сроки (ст. 315 ТК РФ). Указанные выплаты представляют собой компенсацию за труд в особых климатических условиях. Поскольку Омская область не относится к районам Крайнего Севера, то порядок начисления процентной надбавки здесь анализироваться не будет. В соответствии со ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения устанавливается исключительно Правительством РФ. До настоящего времени такой порядок не установлен. Органы государственной власти и местного самоуправления подобными полномочиями не наделены. Поэтому, на основании ст. 423 ТК РФ к зарплате работников применяются районные коэффициенты в размерах, установленных органами государственной власти РСФСР или бывшего СССР. В частности в Омской области районный коэффициент 1,15 (15%) установлен Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 17.01.1971 № 325/24. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления за счёт средств местных бюджетов вправе устанавливать более высокие районные коэффициенты для органов госвласти и местного самоуправления (ст. 6, 5 ТК РФ). Поскольку при этом суммы коэффициентов, выплачиваемые сверх федерального стандарта, должны финансироваться исключительно из средств бюджета субъекта РФ и местных бюджетов, в Омской области эта норма не применяется. Коммерческие и другие организации, финансируемые из средств учредителей, согласно ст. 135 ТК РФ могут устанавливать любые размеры районных коэффициентов, закрепляя их в коллективных договорах, локальных нормативных актах организации или непосредственно в трудовых договорах. Районный коэффициент представляет собой показатель относительно увеличения заработной платы работников, которые трудятся в суровых природно-климатических условиях. Конкретный размер коэффициентов устанавливается в основном в пределах 1,15 — 2.0 в зависимости от степени тяжести условий проживания и работы. Районные коэффициенты учитываются при исчислении заработной платы работников по месту их фактической постоянной работы независимо от местонахождения работодателя (пп. «б» п. 2 Разъяснения Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 11.11.1964 № 15/30). За невыплату районных коэффициентов или за задержку их выплаты работодатели могут быть привлечены к материальной, административной и уголовной ответственности (ст. ст. 142, 236 ТК РФ, ст. 5.27 КоАП, ст. 145.1 УК РФ). По смыслу ст. 316 ТК РФ районный коэффициент увеличивает заработную плату работников, выполняющих трудовую функцию, предусмотренную трудовым договором в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Районный коэффициент начисляется по месту фактической постоянной работы независимо от места нахождения работодателя, в штате которого состоит работник (пп. «б» п. 2 Разъяснения Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 11.11.1964 № 15/30 «О порядке применения условий труда, установленных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15.07.1964 № 620, к отдельным категориям работников»). Место фактической постоянной работы работника может не совпадать с местом нахождения организации или её структурного подразделения. Если работник трудится в обособленном структурном подразделении организации, которое расположено в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, то независимо от места нахождения самой организации оплата его труда должна производится с учётом районного коэффициента. (Обзор Верховного Суда РФ от 26.12.2014). Право на получение районных коэффициентов к заработной плате возникает у работника с первого дня работы в соответствующих местностях и сохраняется до дня увольнения включительно. Районный коэффициент начисляется на заработную плату, в которую включаются все выплаты в пользу работающих лиц, носящие характер заработной платы, в том числе вознаграждения за выслугу лет (см. Постановление Минтруда России от 11.09.1995 г. № 49). Кроме того, районный коэффициент начисляется на надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам) и компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда. К таким выплатам относятся: — надбавки к тарифным ставкам и окладам за классность, звание по профессии, непрерывный стаж работы по специальности, профессиональное мастерство, высокую квалификацию, должностным лицам, допущенным к государственной тайне, профессорам и доцентам в государственных образовательных учреждениях; — ежемесячные надбавки к должностным окладам (ставкам) за выслугу лет (непрерывную работу); — вознаграждение по итогам работы за год, предусмотренное системой оплаты труда или положением о премировании; — доплаты за условия труда при работе в ночное время, в многосменном режиме, за совмещение профессий (должностей), за учебные степени работникам, занимающих штатные должности в высших учебных заведениях. Кроме того, районный коэффициент применяется к заработной плате работников, занятых на сезонных и временных работах, а также работающих по совместительству. В состав заработка, на который начисляется районный коэффициент, не включаются: — процентные надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям; — все виды выплат по среднему заработку (отпускные суммы, оплата выполнения государственных и общественных обязанностей, оплата на время обучения, повышенная квалификация и др.); — материальная помощь (в т. ч. федеральным госслужащим); — единовременные поощрения, не предусмотренные системой оплаты труда. Не является основанием для начисления районного коэффициента направления работника в командировку в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, если основное место работы не относится к указанным районам и местностям, т. к. в командировке (ст. 166 ТК РФ) работник выполняет поручение работодателя, а не трудовую функцию, предусмотренную трудовым договором (Обзор Верховного Суда РФ от 26.12.2014). Поскольку зарплата максимальным размером не ограничивается (ст. 312 ТК РФ), районный коэффициент начисляется на всю заработную плату (ст. 129 ТК РФ). В связи с тем, что районный коэффициент не образует новых тарифных ставок и окладов, он не учитывается при исчислении различных видов выплат из расчёта тарифной ставки или оклада (например, надбавки к зарплате взамен суточных, доплаты за работу в ночь и т.д.) В организациях, финансируемых из бюджета, исходя из требований ст. 144 ТК РФ, применяются районные коэффициенты, установленные централизованно. Прочие организации (бизнес), согласно ст. 135 ТК РФ могут применять при оплате труда своих работников размеры коэффициентов, закрепляя их в локальных нормативных актах (коллективных договорах), в трудовых договорах. Расходы на районные коэффициенты относятся на затраты производства, учитываемые в целях налогообложения по налогу на прибыль. Таким образом, существующая нормативная база требует от работодателей начислять районный коэффициент на всю заработную плату, которая в соответствии со ст. 129 ТК РФ может включать в свой состав три элемента: фиксированную часть в виде оклада или тарифной ставки, компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты (премий и т.д.), которые отличаются по целям, содержанию и основаниям начисления. Компенсационные выплаты, которые входят в состав зарплаты, следует отличать от компенсационных выплат, установленных гл. 23 ТК РФ, которые не являются частью заработной платы и представляют выплаты для возмещения затрат, связанных с исполнением работником вне места работы трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ (ст. 165). Следует обратить внимание, что ч. 1 ст. 129 ТК РФ к компенсационным выплатам, являющимся частью заработной платы, относятся доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Эта норма позволяет отнести районный коэффициент к компенсационным выплатам, как к части заработной платы. Именно так большинство работодателей истолковали и применяют указанное нормативное положение. Начисляя зарплату таким образом, т. е. включая районный коэффициент в состав заработной платы, работодатели фактически не применяют районный коэффициент к заработной плате. Кроме того, когда вся месячная зарплата начисляется и выплачивается в размере МРОТ и в неё включается оклад, все компенсации, в том числе районный коэффициент, да ещё и премия, то происходит фактическое «обнуление» этих формально начисленных компенсационных выплат. Этим работодатель нарушает как ст. 37 Конституции РФ, не допускающую выплату вознаграждения за труд ниже установленного федеральным законом МРОТ, так и требования ТК РФ по гарантиям повышения оплаты труда, если работники заняты на вредных, опасных и иных условиях труда, отклоняющихся от нормальных, в том числе на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 146 – 148, 149 ТК РФ). К сожалению, отсутствие однозначных формулировок в ст. 129, 133 и 135 ТК РФ по поводу порядка начисления районного коэффициента на заработную плату породило практически повсеместную практику включения работодателями районного коэффициента в состав элементов не только заработной платы, начисленной за месяц, но даже и в состав МРОТ. Сохранению такого законного «беззакония» способствует судебная практика. Так 10 марта 2010 г. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ был утверждён Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2009 года. В Обзоре Верховный Суд РФ разъяснил, что из анализа ст. 129, 133 и 135 РФ следует, что размеры окладов и тарифных ставок, определяющих месячную зарплату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших норму труда (должностные обязанности) в нормальных условиях, не могут быть меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ). Компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты должны начисляться сверх МРОТ. Однако уже в июле 2010 г. Верховный Суд РФ отказался от этой точки зрения, отозвав своё разъяснение по этому вопросу. В результате высшие суды в целом ряде определений по конкретным жалобам стали воспроизводить первоначальную позицию Президиума Верховного Суда РФ, сформированную в указанном выше Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 10 марта 2010 г. Одним из таких очередных решений Верховного Суда РФ стало Определение от 7 октября 2011 года № 3-В11-31 по надзорной жалобе об отмене решения Воркутинского городского суда республики Коми. Указанное Определение повторило точку зрения из Обзора судебной практики от 10 марта 2010 г. и направило исковое заявление на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Некоторые надзорные органы, забыв, что они надзирают над законами, взяли это определение за основу и требуют, чтобы работодатели пересматривали свои Положения об оплате труда и начисляли районный коэффициент на всю зарплату. Однако правовая природа решений судебных органов заключается в том, что они не являются актами, содержащими нормы права, т. е. не носят нормативного характера, а являются актами применения права к разрешению конкретной ситуации. Поэтому работникам, права которых на начисления районного коэффициента на зарплату нарушены, необходимо обращаться в суды. Надзорные органы могли бы оказать таким работникам помощь в составлении исковых заявлений, а не заставлять работодателей выполнять судебные решения даже Верховного суда, которые не касаются этого работодателя. Правильней было бы изменить норму закона. Сделать её более ясной, юридически чёткой и однозначной. Тогда будет понятно, что надзор осуществляется за тем, как работодателями исполняется закон. Нам всем надо учиться жить по закону, а не по понятиям или определениям, даже если это Верховный Суд. Работодателям следует также понять, что ст. 133.1 ТК РФ позволяет региональным соглашением устанавливать размер МРОТ в субъекте больше, чем размер федерального МРОТ. По мнению Верховного Суда РФ, который анализировал практику применения ст. ст. 316 и 317 ТК РФ (Обзор судебной практики, утверждённый Президиумом Верховного Суда РФ от 26.02.2014 г.) районный коэффициент не начисляется к размеру МРОТ, установленному в субъекте РФ. В Омской области Соглашением от 25 декабря 2014 г. № 113-РС подписано «Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Омской области», которым с 1 января 2023 года установлено для работников: — внебюджетной сферы (кроме организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного вида экономической деятельности «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство») — 6860 рублей; — организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного вид экономической деятельности «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство», и организаций, финансируемых из областного и местных бюджетов Омской области — 5965 руб. Исходя из этого, работодатели внебюджетной сферы имеют право устанавливать зарплату в размере МРОТ, установленного в Омской области без начисления районного коэффициента, т. е. 6860 рублей за месяц. Работодатели бюджетной сферы, а также те, которые действуют в сфере сельского хозяйства, охоты и лесозаготовок, должны на МРОТ, который соответствует федеральному уровню 5965 рублей в месяц начислять районный коэффициент, т. е. 5965 Х 1,15 = 6859.75 рублей. Вот такая занимательная арифметика повышения уровня реальной зарплаты у нас в Омской области.

Рекомендуем прочесть:  Изменение В Ук 2023 162 Ч2 Какие Смягчения

Используем районные коэффициенты для расчетов зарплаты бюджетников

Это инструмент выравнивания доходов трудящихся за счет повышающего финансового показателя, индексирующего выплаты в субъектах РФ с особыми климатическими условиями и приравненных к ним. Этот механизм применяется как на государственном, так и на муниципальном уровнях. Нормативно-правовое регулирование осуществляется за счет Трудового кодекса РФ (ст. 146, 148, 316), ФЗ от 19.02.1993 № 4520-1, Постановления Минтруда от 11.09.1995 № 49.

  • отпускные, поскольку высчитываются на основе полной зарплаты, а та, в свою очередь, считается с учетом районных надбавок;
  • материальная помощь, если выплачивается разово, а не на постоянной основе, а правила начисления не оговорены в коллективном соглашении;
  • периодические премии;
  • командировочные расходы, если поездка в регион, для которого районный коэффициент не установлен;
  • при начислении «северной» надбавки, так как за работу на Крайнем Севере предусмотрен отдельный повышающий показатель, увеличивающий ту же группу доходов задействованных в таких условиях сотрудников.
  • МРОТ и выплаты, рассчитывающиеся от величины минимального размера оплаты труда;
  • основной оклад, ставка заработной платы, то есть весь доход от трудовой деятельности, получаемый сотрудником;
  • компенсационные, стимулирующие, премиальные выплаты и надбавки;
  • прибавка за вредность или труд в опасных условиях;
  • пособия по временной нетрудоспособности;
  • заработная плата совместителей и работников по договорам ГПХ;
  • отчисления в ПФР;
  • доплаты, установленные согласно положениям коллективного договора.

Правила распространяются абсолютно на всех работников — как на штатных сотрудников, так и на служащих, работающих по договорам гражданско-правового характера, — ведущих свою трудовую деятельность и проживающих на Дальнем Востоке, Крайнем Севере (и аналогичных по статусу областях) и юге Восточно-Сибирской территории.

Покажем, как учитываются районные коэффициенты при расчетах заработка, на примере. Допустим, Фролов Ф.Ф. живет и работает в Новосибирской области. Таблица показывает, что для этого субъекта РФ установлен районный коэффициент 1,2. Пусть в текущем рабочем месяце Фролову, помимо оклада в 30 000 рублей, полагается регулярная премия за выполнение плановых показателей в размере 10 000 рублей. Посчитаем, сколько денег получит Фролов по формуле:

Районный коэффициент в Омске

В российском Трудовом кодексе понятие «районный коэффициент» трактуется как повышающий показатель, являющийся основой для индексации доходов и пенсий населения в регионах со сложным или специфическим климатом. При назначении РК во внимание принимаются следующие обстоятельства:

  • географическое расположение региона, в частности – его удаленность от федерального центра;
  • экология, климатические особенности;
  • развитость медицинской, коммунальной, культурной, социально-бытовой и прочей инфраструктуры;
  • отраслевая направленность региональной экономики;
  • транспортная доступность.

Должны индексироваться следующие категории доходов и прочих выплат населения Омской области:

  • заработки сотрудников в соответствии с утвержденной нанимателем системой оплаты труда;
  • надбавки к заработной плате, которые начисляются за стаж, профессионализм, квалификацию, вредные условия труда и т.д.;
  • пенсии – если получатель-пенсионер находится в Омской области;
  • начисления по больничным листкам;
  • выплаты работникам на гибком графике или оформленным по совместительству, а также сезонному и временному персоналу.

Фактически это компенсационный механизм, актуальность которого обусловлена тем, что территория России является достаточно большой, и в нее входят регионы из разных географических и климатических зон. Они разнятся по экологической обстановке, развитости инфраструктуры (включая транспортную доступность) и иным параметрам. Это приводит существенному различию между условиями труда и проживания у жителей разных российских регионов.

  • Однократная матпомощь и иные нерегулярные формы финансовой поддержки сотрудников, которые не прописаны в трудовом контракте либо коллективном договоре.
  • Отпускные и другие подобные выплаты, рассчитываемые по среднему заработку (в нем РК уже учтен). Это относится и к компенсациям, выплачиваемым сотруднику при простое не по его вине.
  • Командировочные – при отправке специалиста в регион, где РК не применяются.
  • Денежные компенсационные выплаты, не связанные непосредственно с работой сотрудника (например, на аренду жилья).

Ряд регионов России характеризуется сложными климатическими и иными условиями, сопряженными с повышенной опасностью для здоровья, а также высокой стоимостью жизни по естественным причинам. По этой причине на местном и региональном уровне применяются различные меры по поддержке населения, направленные на выравнивание доходов и поддержание материального равенства.

  1. Отпускные (эти выплаты уже изначально рассчитываются по увеличенной базовой ставке с учетом имеющегося коэффициента).
  2. Разовые премии и выплата материальной помощи (если они носят временный характер).
  3. Командировочные (если работник не осуществляет трудовой деятельности в неблагоприятной местности).
  4. Процентные добавки за работу на Крайнем Севере и приравненным к нему территориях (районный коэффициент и северные добавки не влияют друг на друга, но изменяют один и тот же показатель оплаты).

Применение районного коэффициента к стоимости предпроектного обследования

При подготовке сметной документации на предпроектное обследование системы АСТУЭ -0,4 кВ наша организация применяла «Справочник базовых цен на инженерные изыскания для строительства», рекомендованный Госстроем Министерства регионального развития РФ письмом от 24.05.2006 г. № СК-1976/02. Подрядная организация зарегистрирована в г. Омске, заказчик — в ЯНАО.

«3.14. Районные коэффициенты к заработной плате являются надбавками в процентах к заработной плате, компенсирующими рабочим и служащим различия в вещественном составе потребления из-за тяжелых природных условий и стоимости жизни населения по районам страны.

Кроме этого Заказчик считает, что обязательным требованием по применению повышенного северного районного коэффициента является нахождение организации в районах Крайнего Севера для выполнения работ не менее полгода. При временном выезде партий (отрядов) для работ в районы Крайнего Севера (менее 6 месяцев) или приравненные к ним местности (менее 1 года) к итогу сметной стоимости изысканий не применяется надбавка «северные льготы». Разрешается применять только коэффициент К — 1,08 к базовым ценам.

Согласно п. 8 (д) Общих указаний к справочнику, при выполнении изыскательских работ в районах Российской Федерации, для которых в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации или в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 04.02.91 г. № 16 республиканскими, краевыми, областными и другими правительственными или административными органами к заработной плате работников, занятых на изысканиях, установлены районные коэффициенты, к итогу сметной стоимости этих изысканий применяются коэффициенты, приведенные в таблице 3 Сборника.

Рекомендуем прочесть:  Где В Квитанции За Садик Указан Октмо

Районный коэффициент начисляется на все виды заработной платы, выплачиваемые из фонда оплаты труда, за исключением: вознаграждения за выслугу лет, годовых результатов работы организации, премий, носящих разовый характер, надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплат по среднему заработку (за время отпуска, командировки и т.п.)

Районный коэффициент по регионам России в 2023 и 2023 году

  • северный стаж 15 лет на Крайнем Севере или 20 лет в приравненных к нему регионах при наличии страхового стажа 20 лет – для женщин, и 25 лет – для мужчин;
  • северный стаж 12 лет на Крайнем Севере или 17 лет в приравненных к нему регионах при наличии 20-летнего страхового стажа – для женщин, воспитавших двух и более детей.

• В районах Крайнего Севера – на Чукотке, Корякии, в Магаданской в области весь Северо-Эвенский р-н, Камчатка все Алеутские острова, а так же на всех островах Северного Ледовитого океана и его морей; Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля. (острова Белого моря; Соловецкие острова, Архипелаг Кемь-Луды, большой и малый Асафий и остров Наблюдательный тут не входят) 10% заработка по истечении первых 6 месяцев работы с увеличением на 10% за каждые последующие шесть месяцев работы, до достижения 100% заработка; • В остальных районах Крайнего Севера 10% заработка по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 10% за каждые последующие шесть месяцев работы, а по достижении 60% надбавки

Размер начислений устанавливается Трудовым Кодексом, подробнее эти вопросы рассматриваются в 50 главе и статьях 146, 148 и 316. Там можно узнать о принципах начисления дополнительных выплат для людей, работающих в регионах с тяжелыми климатическими условиями.

Пример 1. Например, гражданину Р. уже больше 30 лет, он работает 8 месяцев в Республике Саха. Какую сумму он будет получать на руки, если его оклад составляет 37 000 рублей. Расчёт: через 8 месяцев он будет получать надбавку в размере 20% к заработной плате, а на руки 37 000 + (37 000 * 20%) = 44 400 рублей

Районный коэффициент также является мерой дополнительной поддержки граждан, которые работают в районах Крайнего севера или в местности, которая имеет аналогичный статус. Эта мера была введена для того, чтобы дополнительно поддержать граждан из-за того, что стоимость продуктов и бытовых услуг на севере несколько выше, чем в центральном регионе.

И еще. Подрядчик составил смету в ТЕР Омской области. Дополнительно применил районный коэффициент 15% на ФОТ с индекированием по статьям затрат (коэффициенты к базе ТЕР Омской области, дифференцированные по каждой расценке). Мы сами из другого региона. Хочется узнать прав ли подрядчик таким образом начисляя дополнительно районный коэффициент ? У меня есть сомнения. Может коэффициент учитывается в самих ТЕР Омской области (базы ТЕР Омской области у меня нет, общие указания посмотреть не могу) или в индексах пересчета. Понимаю, что нужен ответ из Сибирского ЦЦС. Но может кто знает ?

Расчет заработной платы с учетом районного коэффициента

* Персональная надбавка стимулирующего характера работнику устанавливается с учетом уровня его профессиональной подготовленности, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, стажа работы в учреждении и других факторов, а также с учетом обеспечения учреждения финансовыми средствами от 0 до 6000 рублей * Премия за качество выполняемых работ, премия за выполнение особо важных и срочных работ с учетом обеспечения учреждения финансовыми средствами и показателей премирования условно посчитаем 2469 рублей
Всем компаниям и ИП нужно представлять ту или иную статистическую отчетность. И форм этой отчетности такое множество, что не мудрено в них запутаться. Чтобы помочь респондентам, Росстат разработал специальный сервис. воспользовавшись которым можно определить, какую статотчетность нужно сдавать конкретному респонденту.

12 апреля 2011 Автор КакПросто! Обычно коэффициенты представляют в виде безразмерных величин. Иногда удобно выражать их в процентах. Для примера можно рассмотреть, как вычисляется рентабельность продаж — один из коэффициентов, характеризующих прибыльность предприятия.

Для лиц, проживавших по состоянию на 1 янвая 2002 г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 2 ст. 28 Закона N 173-ФЗ), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, предельное значение коэффициента среднемесячной зарплаты

Оклады установлены приказом Министра обороны Российской Федерации № 2700 от 30 декабря 2011 г. Месячный оклад в соответствии с присвоенным воинским званием и месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего Пункт 13 ФЗ N 306 — Ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания.

Порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом. О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера см.

Власти этой области регулируют базовую норму с учетом областного показателя, который равен в Омске — 1,15. Исходя из этого МРОТ с 1 января 2023 года в Омске с учетом районного коэффициента (РК) — 12 972 рубля. Но при подсчете заработка рабочих из этой цифры вычитается НДФЛ. Поэтому минимальная зарплата в Омске и близлежащих городах — 11 285,64 рублей.

  • Для районов Крайнего Севера, после первых 6 мес работы устанавливается 20% надбавки.
  • Далее повышается на 20% каждые пол года, до достижения 60%.
  • Далее увеличивается на 20% за каждый год стажа, но не более установленной нормы.
  • Для местностей, приравненных к Крайнему Северу — 10% каждые пол года.

Ряд регионов России характеризуется сложными климатическими и иными условиями, сопряженными с повышенной опасностью для здоровья, а также высокой стоимостью жизни по естественным причинам. По этой причине на местном и региональном уровне применяются различные меры по поддержке населения, направленные на выравнивание доходов и поддержание материального равенства.

Губернатор Александр БУРКОВ, председатель Федерации омских профсоюзов Сергей МОИСЕЕНКО и президент Омского регионального объединения работодателей Владимир БЕРЕЗОВСКИЙ подписали трёхстороннее соглашение, которым утвердили минимальный размер оплаты труда в Омской области на 2023 год.

  • С 1 января меняется размер материнского капитала в связи с индексацией;
  • С 1 февраля индексируются некоторые федеральные пособия (перечень ниже);
  • С даты изменения МРОТ и ПМ меняются «привязанные» к ним пособия;
  • С даты вступления в силу акта об увеличении размера пособия или с даты, указанной в этом акте.

Районные коэффициенты и северные надбавки

17. На судах производственного флота рыбной промышленности, где режим работы в рейсе ежедневно превышает нормальную продолжительность рабочего дня в течение всего периода рейса, указанные коэффициенты и надбавки начисляются на заработок, исчисленный из 400 рублей пропорционально средней фактической продолжительности рабочего дня в период рейса.

Кировская область — Афанасьевский, Белохолуницкий, Богородский, Верхнекамский, Даровский, Зуевский, Кирово-Чепецкий, Куменский, Лузский, Мурашинский, Нагорский, Омутнинский, Опаринский, Подосиновский, Слободский, Унинский, Фаленский, Орловский и Юрьянский районы, г. Киров;

18. Надбавки, выслуженные по состоянию на 1 марта 1960 года, превышающие максимальный размер надбавки, установленный статьей 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и статьей 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года, сохраняются в сумме, начисленной на 1 марта 1966 года. При переходе или переводе работников на другую нижеоплачиваемую работу (должность), кроме перевода работников в целях укрепления предприятий квалифицированными кадрами, а также перехода на выборную должность, выплачиваемая в указанных размерах надбавка к заработной плате, выслуженная на 1 марта 1960 года, не должна превышать тарифной ставки (оклада) по выполняемой работе с начислением на эту ставку (оклад) районным коэффициентом.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 10 Закона о пенсиях в РСФСР, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайне Севера применяется правило, установленное частью второй настоящего пункта.

33. Продолжительность непрерывного стажа работы, дающего право на получение надбавок к заработной плате, устанавливается администрацией предприятия в соответствии с записями в трудовых книжках и в ряде случаев на основании надлежаще оформленных справок военных комиссариатов, воинских частей и предприятий.

Ряд регионов России характеризуется сложными климатическими и иными условиями, сопряженными с повышенной опасностью для здоровья, а также высокой стоимостью жизни по естественным причинам. По этой причине на местном и региональном уровне применяются различные меры по поддержке населения, направленные на выравнивание доходов и поддержание материального равенства.

  1. Отпускные (эти выплаты уже изначально рассчитываются по увеличенной базовой ставке с учетом имеющегося коэффициента).
  2. Разовые премии и выплата материальной помощи (если они носят временный характер).
  3. Командировочные (если работник не осуществляет трудовой деятельности в неблагоприятной местности).
  4. Процентные добавки за работу на Крайнем Севере и приравненным к нему территориях (районный коэффициент и северные добавки не влияют друг на друга, но изменяют один и тот же показатель оплаты).

Для его расчета нужно взять сумму заработной платы за двенадцать месяцев, предшествующих поездке, учитывая коэффициент для Карелии, и разделить на количество рабочих дней. Полученный итог умножить на количество дней в командировке. То есть районный коэффициент Норильска учитываться не будет.

Сотрудникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях , выплачивайте зарплату с учетом районного коэффициента ст. Право на районный коэффициент имеют как основные сотрудники, так и совместители ст. При этом обязанность выплатить зарплату с учетом районного коэффициента не зависит от местонахождения самой организации. Так, например, организация, расположенная в Москве и заключившая трудовой договор с надомником из Мурманска район Крайнего Севера , обязана выплачивать такому сотруднику зарплату с учетом районного коэффициента.

Это инструмент выравнивания доходов трудящихся за счет повышающего финансового показателя, индексирующего выплаты в субъектах РФ с особыми климатическими условиями и приравненных к ним. Этот механизм применяется как на государственном, так и на муниципальном уровнях. Нормативно-правовое регулирование осуществляется за счет Трудового кодекса РФ (ст. 146, 148, 316), ФЗ от 19.02.1993 № 4520-1, Постановления Минтруда от 11.09.1995 № 49.

Районный коэффициент по регионам России устанавливается Правительством РФ (ч. 1 ст. 316 ТК РФ). Если размер коэффициента Правительством РФ не определен, то сведения берутся из документов, установленных решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти (Постановление Правительства РФ от 17.04.2006 N 216).

территория Республики Калмыкия, ограниченная с севера и запада линией от границы с Астраханской областью через с. Чомпот — с. Северный — пос. Цаган-Нур — с. Бургсун — в 10 км восточнее с. Кегульты, далее до южной границы Приозерного района — с. Шатта — с. Улан-Эрге — с. Ики-Бурул — пос. Южный, с юга по границе Республики Калмыкия со Ставропольским краем и с Республикой Дагестан до Каспийского моря, совхозы «Раздольный», «Северный», им. Чкалова, «Новый», «Ялмата», «Улан-Эргинский», «Красный Путиловец», «Хомутниковский».

Adblock
detector