Реализация конвенции о правах детей 1989-2023

Международная Конвенция ООН о правах ребёнка: цель и основные положения документа

Конвенция Организации Объединенных Наций (ООН) о правах ребёнка – международный документ государств-участников, который включает участие Российской Федерации. Участниками, кроме Российской Федерации, являются Святой Престол, Палестина и все члены ООН. Это все страны, кроме Сомали и Соединённых Штатов Америки.

Документ в первых статьях раскрывает понятие «ребёнок». Им является человек, которому не исполнилось 18 лет (исключением могут быть дети, достигшие совершеннолетия ранее этого возраста согласно закону государства-участника). А также к понятию относится любой несовершеннолетний человек, независимо от пола, расы, языка, цвета кожи, религии, политических и других убеждений.

Первым документом стала Всеобщая декларация прав человека, где также упоминаются права детей. Именно важнейшим шагом о правах детей в 1959 году было принятие Декларации, которая состоит из 10 основных принципов. После неё начал рассматриваться проект данной Конвенции. Необходимо было 30 лет для создания важного документа с более чёткой формой.

Первый доклад Российской Федерации о Конвенции рассмотрен Комитетом ООН в 1993 году, и замечания были приняты. Второй доклад и приложения рассматривались в 1998 году. Уже в 2002 году утвердили Третий доклад. Заключительные замечания получены в отношении предоставленного доклада в 2006 году.

Конвенция о правах ребенка в России

20.11.1989 Конвенция была принята, а её подписание началось в 1990 году. Во время работы над документом был привлечён целый ряд специалистов и организаций ООН, основной целью которых акцентирование внимания к документу с целью осуществления основных прав детей.

Другими словами, всё что необходимо для нормального развития способностей человека как моральных, так и духовных должно сопровождаться не только безопасным окружающим миром, нормой питания, качественным здравоохранением, но и предоставляться всегда в приоритетном порядке детям.

Структура Конвенции о защите прав ребёнка состоит из следующих разделов. Предварительная часть или преамбула рассказывает об истории и основаниях создания документа. 54 статьи, в которых содержатся права, которые дети приобретают с даты своего рождения, а также обязанности государства по отношению к ним и способы их реализации:

СССР присоединился к названному документу только в 1990 году, Россия, как его правопреемница, стала участником в 1992 году. Несмотря на наличие замечаний со стороны Комитета ООН по результатам проведения неоднократных докладов, проблемы и замечания в правовой сфере РФ были устранены не все.

Историю создания этого документа можно начать с 1959 года, в котором была принята Декларация прав ребёнка. Основным назначением этого документа являлось создание «счастливого детства каждому малышу», кроме этого основной призыв декларации состоял в том, чтобы дать детям всё самое лучшее.

Воле ребенка законодательно придается правовое значение с 10 лет. В отношении ребенка, достигшего возраста 10 лет, могут быть совершены следующие действия с его согласия: 1) изменение имени и фамилии; 2) восстановление родителей в родительских правах; 3) усыновление ребенка; 4) изменение его имени, отчества и фамилии при усыновлении; 5) запись усыновителей в качестве родителей ребенка; 6) изменение фамилии и имени ребенка при отмене усыновления; 7) передача ребенка в приемную семью.

В статье 20 Конституции РФ говорится: каждый имеет право на жизнь. Смертная казнь (впредь до ее отмены) может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

В статьях 2,17,19, 38,45 Конституции РФ, излагается основное содержанте принципа недискриминации. Конституция РФ провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. А права и свободы человека и гражданина, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, принимаются и гарантируются Российской Федерацией. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка. Данный принцип изложен в статье 3 Конвенции. Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными и законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры. Государства- участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Одной из главных задач, как в Российской Федерации, так и во всём цивилизованном мире является реализация государственной политики в области охраны прав детей, обеспечения максимальных возможностей для развития, воспитания, обучения, социализации личности ребенка.

6. Члены Комитета избираются на четырехлетний срок. Они имеют право быть переизбранными в случае повторного выдвижения их кандидатур. Срок полномочий пяти членов, избираемых на первых выборах, истекает в конце двухлетнего периода; немедленно после первых выборов имена этих пяти членов определяются по жребию Председателем совещания.

Конвенция ООН о правах ребенка — это международный договор, который обязывает страны-участницы обеспечить детям определенный минимум защиты и комфорта, а также хотя бы отчасти уровнять их возможности. К настоящему времени документ подписали все государства-члены Организации Объединенных Наций, кроме США. Тем самым почти весь мир принял на себя обязательства по соблюдению положений, заключенных в документе.

Все страны-участники Конвенции соблюдают концепцию, заложенную в ее положениях. Всеми силами на государственном уровне поддерживаются и продвигаются идеи защиты несовершеннолетних во всех областях их жизни, будь то воспитание и обучение, медицина, защита личного достоинства, семьи, свободы самовыражения. Эти принципы устанавливаются на государственном уровне или регулируются нормами международного права.

Несмотря на то, что поддержка материнства и детства является приоритетным вопросом для Казахстана, впереди еще много задач, которые необходимо решать, чтобы каждый ребенок получил шанс на жизнь, на любовь и заботу родителей, на развитие и реализацию своего потенциала, отмечают в ЮНИСЕФ Казахстан.

Самый главный из них утверждает – каждый ребёнок имеет все основные права, которые должны признаваться как другими детьми, так и взрослыми. Запрещена дискриминация по таким признакам, как религия, язык, пол, цвет кожи, признак расы, политические или иные убеждения, национальное либо социальное происхождение, имущественное положение или любые другие обстоятельства, которые касаются как детей, так и членов их семьи.

Реализация конвенции о правах детей 1989-2023

Канада подписала Конвенцию 28 мая 1990 года и ратифицировала ее в 1991 году. Уголовное законодательство Канады по делам несовершеннолетних претерпело серьезные изменения, в результате которых 1 апреля 2003 года вступил в силу Закон об уголовном правосудии по делам несовершеннолетних (YCJA). обязательства по Конвенции. Конвенция повлияла на административное решение по делу Бейкер против Канады (министр по делам гражданства и иммиграции) .

Рекомендуем прочесть:  Сумма пенсии по инвалидности ребенка в 2023

признавая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека2 и в Международных пактах о правах человека3 провозгласила и согласилась с тем, что каждый человек должен обладать всеми указанными в них правами и свободами без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иные обстоятельства,

убежденные в том, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества,

Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции. В отношении экономических, социальных и культурных прав государства-участники принимают такие меры в максимальных рамках имеющихся у них ресурсов и, в случае необходимости, в рамках международного сотрудничества.

3. Государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными орга��ами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Каждый человек для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.

Конвенции и соглашения

убежденные в том, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества,

3. Государства-участники уважают право ребенка, который разлучается с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случая, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка.

1. Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

1. Государства-участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

2. Государства-участники признают право неполноценного ребенка на особую заботу и поощряют и обеспечивают предоставление при условии наличия ресурсов имеющему на это право ребенку и ответственным за заботу о нем помощи, о которой подана просьба и которая соответствует состоянию ребенка и положению его родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке.

Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г

принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе,

признавая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека и в Международных пактах о правах человека провозгласила и согласилась с тем, что каждый человек должен обладать всеми указанными в них правами и свободами без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иные обстоятельства,

принимая во внимание, что необходимость в такой особой защите ребенка была предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года, и признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах (в частности, в статьях 23 и 24), в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в статье 10), а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей,

убежденные в том, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества,

ссылаясь на положения Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») и Декларации о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов,

Конвенция о правах ребенка: основные принципы и особенности Текст научной статьи по специальности; Право

Конвенция обязывает государства, ратифицировавшие ее, в деятельности всех государственных, частных, судебных, законодательных и административных органов первоочердное внимание уделять наилучшему обеспечению интересов ребенка. В том случае, если государство не обладает возможностями реализации всех положений Конвенции, особенно, если это связано со спецификой исторических и культурных традиций, религиозными воззрениями, обычаями, оно имеет право не выполнять все положения одобренного в целом документа. Однако, одобрение Конвенции в целом обязывает страны придерживаться основных положений документа, его «духа» и философии.

Важное место уделяется начальному образованию, которое, согласно Конвенции, должно быть бесплатным и обязательным. Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, которые отражают уважение человеческого достоинства ребенка. Образование должно готовить ребенка к жизни в духе понимания, мира, терпимости. Дети должны иметь время на отдых и игры, одинаковые возможности заниматься культурной и творческой деятельностью. Государства-участники должны поощрять и развивать международное сотрудничество по вопросам, касающимся образования, в частности, с целью содействия ликвидации невежества и неграмотности во всем мире и облегчения доступа к научно-техническим знаниям и современным методам обучения. В связи с этим особое внимание должно уделяться потребностям развивающихся стран.

Рекомендуем прочесть:  Регистрации изменений р 14001 сроки

В Преамбуле Конвенции перечислены основные принципы ООН и конкретные положения Всеобщей декларации прав человека, Женевской Декларации прав ребенка 1924 года, Декларации прав ребенка, Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Декларации о социальных и правовых принципах, Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») и Декларации о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов.

В настоящее время велико количество интернациональных браков и бракоразводных процессов, приводящих к конфликтам между родителями, что безусловно затрагивает интересы ребенка. Положение детей в таких ситуациях разъясняют статьи 9 и 10 Конвенции. Согласно указанным статьям, ребенок имеет право жить со своими родителями за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка. Ребенок также имеет право сохранять

Конвенция о правах ребенка принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года и вступила в законную силу в сентябре 1990 года. Данный документ ратифицировали большинство государств. В СССР Конвенцию ратифицировал Верховный Совет СССР 13 июня 1990 года, а для Российской Федерации этот международный акт вступил в законную силу 15 сентября 1990 года. Конвенция о правах ребенка состоит из трех частей, включающих в себя преамбулу и 54 статьи.

Значение Конвенции о правах ребёнка 1989 г

Анализируя состояние развития правового регулирования, началом правовой деятельности в отрасли защиты прав ребёнка можно считать создание Международного союза защиты детей в 1923 г. Союз разработал и утвердил первый международный акт — Декларацию прав ребёнка. Эта декларация вошла в историю как Женевская декларация, которая включала пять основных принципов и сыграла важную роль в создании атмосферы борьбы за права ребёнка.

Ратификация и обнародование Конвенции ООН о правах ребёнка привела к быстрому повышению количества влиятельных негосударственных организаций, которые отстаивали права детей. Во многих европейских государствах даже создавались союзы таких НГО. Роль НГО не уменьшилась, хотя несколько изменилась после утверждения парламентом независимого представительства относительно защиты прав детей.

Ребёнок ― это физическое лицо до достижения ним 18-летнего возраста (ст. 1 Конвенции о правах ребёнка). Ребёнок, который не может жить в своей семье (временно или постоянно) имеет право на особенную защиту. Государство должно обеспечить ребёнку надлежащий надзор в соответствии со своими национальными законами: усыновление, передачу на воспитание в приёмную семью или в соответствующие учреждения по уходу за детьми.

Параллельно с развитием законодательства и стандартов в отрасли защиты прав ребёнка в Европе ООН усилила свою роль и провела детальный анализ ситуации на своей Генеральной Ассамблее 10 марта 1993 г. (67 заседание Генеральной Ассамблеи ООН) и рассмотрела вопросы «Осуществление Конвенции о правах ребёнка. 193/78» и «Программы действий по ликвидации эксплуатации детского труда. 193/79». Генеральная Ассамблея ООН в своих резолюциях 193/78 и 193/79 постановила осуществлять контроль за выполнением выводов , которые содержатся в отмеченных резолюциях , каждые два года. В числе других вопросов, заданий и выводов в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН было отмечено, что: невзирая на прогресс в данной области эксплуатация детского труда остается широко распространенным явлением, как в развивающихся, так и в развитых странах; кроме долгосрочных действий, связанных с глубинными причинами и необходимостью борьбы с бедностью, что лежит в основе эксплуатации детского труда, стоит принять меры относительно удовлетворения потребностей детей и преодоления бедности среди них; первоочередное внимание стоит уделить ликвидации наиболее отвратительных и унизительных форм эксплуатации детей (детской проституции, порнографии, торговли детьми, использованию детского труда на опасной работе); международное общество должно сосредоточить своё внимание на новых явлениях в эксплуатации детского труда (использование детей в незаконных, тайных или преступных целях, включая их привлечение в торговлю наркотиками и к участию в вооруженных конфликтах); действия должны быть направлены, в первую очередь, на борьбу с наиболее опасными формами детского труда; особенное внимание стоит уделять следующим категориям детей: детям иммигрантов, беспризорным детям, детям представителей меньшинств, детям — выходцам из коренных народов, детям-беженцам, детям на оккупированных территориях; для искоренения эксплуатации детского труда стоит принять социальные меры и мероприятия для предоставления помощи в развитии; особенное внимание стоит уделять социальной реабилитации, учёбе и разъяснительной работе; соответствующие денежные средства и мероприятия необходимы на местном, национальном, региональном и международном уровнях [2].

Розгон, О. В. Значение Конвенции о правах ребёнка 1989 г. для механизма защиты прав ребёнка / О. В. Розгон. — Текст : непосредственный // Государство и право: теория и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 212-215. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/37/526/ (дата обращения: 02.06.2023).

Краткая редакция Конвенции о правах ребенка

Право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Все страны обязаны работать над понижением уровня детской смертности, бороться с болезнями и недоеданием, а также над ликвидацией традиционных и опасных для здоровья обычаев.

Право ребенка на образование: а) бесплатное и обязательное начальное образование; б) развитие различных форм среднего образования, его доступность для всех детей; введение бесплатного образования; в) доступность высшего образования для всех; г) снижение числа учащихся, покинувших школу. Принимаются меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка.

Признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. В целях гарантии и содействия осуществлению прав, государства оказывают родителям и законным опекунам помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечивают развитие сети детских учреждений.

Образование ребенка должно быть направлено: а) на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка; б) на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, уважения к родителям ребенка; в) на подготовку ребенка к сознательной жизни; г) на воспитание уважения к окружающей природе.

Государства обеспечивают, чтобы: а) ни один ребенок не был подвергнут пыткам; б) ни один ребенок не был лишен свободы незаконным образом; в) каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

КОМПАС Пособиe по образованию в области прав человека с участием молодежи

Конвенция о правах ребенка (КПР) получила самое широкое международное признание из всех документов по правам человека: ее ратифицировали все страны мира за исключением двух. Конвенция объединяет весь спектр прав человека – гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав – относящихся к детям в одном документе. Конвенция была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года и вступила в силу в сентябре 1990 года.

Ребенок имеет право на образование. С этой целью государстваучастники вводят бесплатное и обязательное начальное образование и поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, и обеспечивают его доступность для всех детей. Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Образование должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка, воспитание уважения к правам человека и основным свободам, на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия, на воспитание уважения к окружающей природе.

Рекомендуем прочесть:  Апелляционная Жалоба На Приговор Суда С Просьбой О Смягчении Наказания И Применения К Осужденному Ст 73 Ук Рф (Образец)

Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации.

Каждому ребенку, который обвиняется в совершении правонарушения или преступления, гарантируется презумпция невиновности до тех пор, пока вина его не будет доказана, получение правовой помощи при подготовке и осуществлении своей защиты, свобода от принуждения к даче свидетельских показаний или признанию вины, полное уважение его личной жизни, также как и обращение с учетом его возраста, обстоятельств и благосостояния. Дети, не достигшие 18-летнего возраста, не могут быть приговорены к смертной казни или пожизненному тюремному заключению без возможности досрочного освобождения.

Конвенция о правах ребенка на 2023 год

2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.

На последнем этапе подготовки конвенции, 10 ноября 1989 года в Третьем главном комитете ООН от имени советской общественности выступил с официальной поддержкой проекта Конвенции Председатель Советского детского фонда, писатель Альберт Лиханов. При подписании Конвенции ООН,на заседании Генеральной Ассамблеи ООН, принимавшей Ковенцию, делегация СССР не взяла, таким образом, слова, удовлетворившись заявлением представителя общественности. Конвенцию от имени СССР подписал Министр иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе. А. А. Лиханов был заместителем руководителя делегации СССР. Впоследствии Советский детский фонд присудил Анджею Лопатке, бывшему Верховному судье Польши, инициировавшему создание Конвенции, свою высшую награду — Международную золотую медаль имени Льва Толстого, вручённую ему в Москве.

  • уважать мнение ребенка и поощрять его благие намерения;
  • соблюдать закон своей страны и правила международных договоров в области охраны прав детей;
  • обеспечить обучение в школе, колледже, вузе;
  • оснащать ребенка всем необходимым для жизни: едой, жильем, одеждой;
  • предоставить ребенку защиту;
  • играть с детьми, создать все условия для их развития.

В 1996 году под эгидой Совета Европы была принята Европейская конвенция об осуществлении прав детей. После периода присоединений и обсуждения поправок она вошла в силу в июле 2000 года. Конвенция имеет своей целью предоставить несовершеннолетнему процессуальные права или обеспечить ему иные возможности участия в судебных делах, которые касаются его «прав и наилучших интересов».

  • Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества.
  • Статьи 5-11 определяют такие важнейшие права детей, как право на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на работу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.
  • Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.
  • Статьи 20-26 определяют перечень прав особых категорий детей, а также обязанности государства по защите и помощи таким детям.
  • Статьи 28-31 закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, а также права на образование, отдых и досуг.
  • Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.
  • Статьи 37-40 определяют права ребенка, попавшего в место заключения, а также права детей на охрану во время вооруженных конфликтов и войн.
  • Статьи 41-45 упоминают о способах информирования основных положений Конвенции и механизмах контроля за исполнением участниками Конвенции.
  • Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции. В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребенка открыта для подписания всеми государствами, поэтому ее участником смог стать и не являющийся членом ООН Ватикан.

1 июня — Международный день защиты детей

Если к ребенку, например, проявляется насилие со стороны школьных учителей или одноклассников, его родители или опекуны могут обратиться в суд, МВД, прокуратуру, а также к уполномоченному по правам человека. Любое нарушение прав ребенка, в том числе, когда другие люди подвергают риску его жизнь и здоровье (например, кондуктор высадил на 40-градусном морозе из автобуса, потому что не смог «считать» проездной), требует разбирательств.

Конвенция о правах ребенка состоит из 54 статей, которые охватывают как гражданско-политические, так и социально-экономические и культурные права детей, которыми они обладают с рождения и до достижения 18-летия. Конвенция — для государств своего рода ориентир для разработки своих программ по защите детей.

Но традиция праздника появилась еще за четверть века до этого. 1 июня 1925 года генеральный консул Китая в Сан-Франциско устроил для детей-сирот празднование Дуань-у цзе (Фестиваля лодок-драконов). В этот же день в Женеве проходила Всемирная конференция, посвященная вопросам благополучия детей.

Если родители не обеспечивают питание, лечение и образование своего ребенка, деньги взыскиваются по суду. Если папа и мама не в состоянии отвечать за свое чадо, алименты потребуют с других членов семьи: бабушек, дедушек, а также совершеннолетних братьев и сестер. В случае потери опекуна или одного из родителей, государство назначает несовершеннолетнему пенсию.

Отношения в сфере прав ребенка регулирует широкая нормативная база. Но так было не всегда. Права детей выделили в отдельную отрасль закона лишь в 1989 году. Тогда Генеральной ассамблеей ООН была принята конвенция о правах ребенка. Она готовилась в течение 10 лет лучшими юристами мира. Основателем конвенции стал польский профессор в области юридических наук Адам Лопатка. Из всех документов по правам человека, конвенция о правах ребенка получила самое широкое признание. Ее ратифицировали почти все страны мира. Исключение составили Южный Судан, Сомали и США.

Мы считаем, что проблема защиты прав ребёнка не возможна без совместной работы ДОУ и семьи. Было принято решение организовать родительский клуб «Берегиня». Цель данного клуба – повышение правовой культуры родителей улучшение микроклимата между взрослым и ребёнком. Нами было разработан перспективный план работы клуба.

Игры и упражнения, которые были подобраны нами, способствуют развитию личностных новообразований дошкольников, развитию уважения к достоинству и личностным правам, как самого ребёнка, так и других детей. Ребята стали внимательнее относиться друг к другу и взрослым. Родители стали прислушиваться к своим детям, значительно повысили свой уровень правовой культуры. Изменилось их отношение к методам семейного воспитания, которые не должны наносить вред психическому и физическому здоровью ребёнка.

Ответ на данный вопрос достаточно прост – это недостаточное использование правовой базы в правоприменении, не знание о существовании «конвенции о правах ребёнка» – документа, принятого в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН, не знание содержания статей, отсюда вытекает неумение реализовывать их в жизни.

Кроме всего вышеизложенного должное внимание мы отвели развивающей предметно – пространственной среде. Работа проводилась в следующем направлении. Нами были изготовлены игры: «Генеалогическое древо», «Лицо и характер», «Мои права»; наглядный материал- «Конвенция о правах ребёнка», серию плакатов «Я верю …». Были изготовлены модели глобуса, национальные костюмы.

Сегодняшние дети – это будущее нашей страны, и каким оно будет, зависит от многих причин. Формирование ценностной и правовой практики для наилучшего обеспечения детей – одна из важнейших задач. Это означает, что в каждый возрастной период необходимо ребёнку предоставить максимально полный объём материальных и иных благ, которые требуются ему для жизни и полноценного развития.

Adblock
detector