Закон об обязательном медицинском страховании 2023

Внесены изменения в закон об обязательном медицинском страховании

перераспределяются предусмотренные названным Федеральным законом полномочия между Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее – Фонд) и страховыми медицинскими организациями. Полномочия в части, касающейся организации оказания и оплаты специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, включённой в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказываемой застрахованным лицам медицинскими организациями, функции и полномочия учредителей в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти (далее – медицинские организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти), будут осуществляться Фондом;

с учётом перераспределения полномочий уменьшается размер средств, которые выделяются страховым медицинским организациям на расходы на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию. Сейчас этот размер составляет от 1 до 2 процентов от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию, с 2023 года – от 0,8 до 1,1 процента;

    ранее вся медпомощь распределялась согласно терпрограммам ОМС – в каждом регионе своя теркомиссия определяла, какой объем и кому должен быть выделен. Со следующего года вся медпомощь будет поделена на две группы: специализированная, включая ВМП, которая оказывается федеральными медцентрами, и вся остальная (в ее составе тоже будет специализированная и ВМП). Первая будет

Поправки к закону об ОМС, которые вступят в силу с 1 января 2023 г., кардинально поменяли способ распределения и оплаты медпомощи, оказанной федеральными медцентрами – то есть медорганизациями, подведомственными Правительству РФ и федеральным органам исполнительной власти (Федеральный закон от 8 декабря 2023 г. № 430-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»). Однако правки не ограничиваются только этой реформой, затронуты и иные сферы ОМС:

Реформа ОМС – что в 2023 году изменилось после принятия изменений в Федеральный закон

У застрахованных лиц, помимо прав на бесплатное оказание медицинской помощи при наступлении страхового случая, выбор врача и страховой медицинской организации, их замену, появилось право выбрать медицинскую организацию, подведомственную федеральному органу исполнительной власти. При этом, право на получение достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи реализуется непосредственно ФФОМС.

Эффективность системы обязательного медицинского страхования, между тем, ставится под сомнение не только плательщиками взносов и пациентами, но и врачами, а также экспертами, включая аудиторов Счетной палаты. Так, еще в 2023 году Счетная палата выявила, что в листе ожидания находились пациенты, для которых наличествовала возможность оказания медицинской помощи ранее, планируемые объемы на год были не выполнены, в том числе, федеральными медучреждениями. Например, Военно-медицинская академия им. Кирова в 2023 г. получила объемы на 3 трансплантации, из которых была осуществлена только одна. При этом, объемы высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой на платной основе, росли кратно.

Закон об обязательном медицинском страховании 2023

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью. Органы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.

Рекомендуем прочесть:  Если Нет Батарей В Подъезде Надо Ли Платить Моп

федеральные медицинские организации обеспечивают направление в Фонд информации об оказании ими специализированной медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в сроки, по формам и в порядке, которые установлены Фондом в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Больше всего в 2023 году увеличится объем нормированного страхового запаса (НСЗ) фонда – с 21 млрд рублей до 143,29 млрд рублей в 2023-м. НСЗ ФФОМС будет обеспечена оплата медпомощи федеральных медцентров – на это, по расчетам фонда, основанных на данных 2023 года, потребуется 119,4 млрд рублей. Эти средства перенесут из финобеспечения территориальных программ субъектов Федерации.

На оплату высокотехнологичной медпомощи, не включенной в базовую программу ОМС, в 2023 году будет направлено 109,7 млрд рублей (рост на 6,6 млрд рублей). На 20 млрд рублей, до 140 млрд увеличится сумма на финансовое обеспечение оказания пациентам с онкологическими заболеваниями.

Гузель Улумбекова: «Законопроект об ОМС не повредит пациентам и медицинским организациям»

Дополнительно предложено, чтобы ФОМС делал это без обычных посредников – частных страховых медицинских организаций (СМО), которые присутствуют сегодня в системе ОМС. Для справки: сегодня все медицинские организации выставляют счета сначала посредникам-СМО, а потом их уже оплачивает территориальный фонд ОМС. За это СМО имеет свой процент на ведение дела. Плюс они еще получают процент от штрафов, которые взимают с медицинских организаций по итогам разного рода проверок. За то и другое ежегодно в «карманах» СМО оседает по разным расчетам до 30 млрд. руб. и даже больше. Поэтому, естественно, СМО страшно взволновало то, что по новому законопроекту часть денег ОМС пройдет мимо их копилки.

Волнуются, правда, и руководители регионов: боятся, что «федералы» заберут часть средств, предназначавшихся для их региональных медицинских учреждений. Соответственно, меньше средств останется на лечение пациентов в регионах, так как все финансируется из единого кошелька, а этот кошелек в 2023 г. по сравнению с 2023 г. вырастет только на 3% (это в ценах с поправкой на инфляцию). Опасения справедливы, только дело не федеральных клиниках, а в том, что поток пациентов на систему здравоохранения в этом году вырос и в будущем году значительно увеличится. Это связано с эпидемией и с дополнительным потоком пациентов, помощь которым по плановым показаниям была отложена в предшествующие периоды. А на все это нужны и дополнительные койки, и дополнительные медицинские кадры, и дополнительные лекарства, и дополнительные расходники, и, естественно, дополнительные финансовые средства.

Откат» системы ОМС

Проект реформы ОМС вызвал шквал критики среди страховщиков и медицинских компаний. Эксперты считали, что медицина поделится на «элитную» и «для всех остальных», сфера станет коррумпированной, а достижения последних лет будут утрачены. В Минздраве не ждут плохих последствий и полагают, что закон только закрепит сложившуюся практику. Несмотря на негативные отзывы, Госдума приняла проект скандальной реформы.

С 1 января 2023 года контролировать и финансировать медицинскую помощь в федеральных больницах и поликлиниках будет ФОМС. Фонд займётся финансовыми расчётами за медпомощь, будет контролировать объём, качество и сроки работы государственных лечебных учреждений. Если у застрахованного по ОМС пациента будут претензии к качеству лечения или его здоровью нанесут вред, этим тоже будет заниматься ФОМС.

Рекомендуем прочесть:  Фз 122 О Ветеранах С Изменениями На 2023 Год

В соответствии с пунктом 6 1 части 8 статьи 33 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 49, ст. 6422; 2023, № 50, ст. 8075), а также пунктом 10 Правил предоставления в 2023 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджету соответствующего территориального фонда обязательного медицинского страхования на дополнительное финансовое обеспечение медицинских организаций в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2023 г. № 163 (Официальный интернет-портал правовой информации, 17 февраля 2023 г., № 0001202302370019), приказываю:

Об утверждении типовой формы заявки на перечисление межбюджетного трансферта бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования на дополнительное финансовое обеспечение медицинских организаций в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования

– Доля иностранных участников в совокупном уставном капитале страховщиков по последним данным ЦБ составляет порядка 10% и с каждым годом медленно снижается. По нашим предварительным оценкам, большого интереса иностранных участников к открытию своих филиалов для осуществления страховой деятельности на российской территории в настоящее время не наблюдается.

В середине года состоялся переход на более персонифицированное тарифообразование, это знаковый шаг для отрасли. Банк России одновременно расширил тарифный коридор. Страховщики получили возможность дифференцировать водителей в зависимости от самых разнообразных факторов, в первую очередь, конечно, речь идет о том, насколько водитель аккуратно водит. У страховщиков накоплен огромный опыт в оценке клиентов по добровольным видам автострахования, поэтому они уже понимают определенные тенденции.

Госдума приняла масштабную реформу ОМС: к чему готовиться страховщикам и пациентам

  1. Передовые центры для оказания медпомощи будут подчинены федеральным органам власти;
  2. На деятельность таких центров по оказанию высокотехнологичной и специализированной помощи определяются нормативы финансирования, из расчёта на одно застрахованное лицо;
  3. Страховщики, проверяющие качество и объём оказанной помощи, больше не смогут выполнять эту деятельность, их полномочия принимает на себя ФФОМС;
  4. Радикально уменьшен бюджет страховых медорганизаций (сумма, выделяемая на ведение каждого кейса по ОМС).

Это интересно! Бюджет ФОМС в 2023 г. составил около 2,2 трлн. рублей и был исполнен на 99,8%. На 2023 г. эта цифры была определена на уровне 2,3 трлн. рублей, но по итогам истекших 11 месяцев очевидно, что остаться в рамках этих значений будет проблематично.

Как следует из норм ч. 2 ст. 39.1 Закона № 326-ФЗ, по договору федеральная медицинская организация обязуется оказать медпомощь пациенту в рамках распределенного объема и по установленным тарифам, а ФФОМС обязуется оплатить эту медпомощь. Оплата осуществляется на основании представленных федеральным учреждением реестров счетов и счетов на оплату медпомощи (ч. 5 ст. 39.1 Закона № 326-ФЗ).

К сведению: базовая программа ОМС – это составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Программа госгарантий на 2023 год и плановый период утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.12.2023 № 2299 (далее – Программа госгарантий, Постановление № 2299). Нормативы объемов медпомощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями, установлены в разд. VI Программы госгарантий, нормативы затрат – в ее разд. VII. Порядок установления тарифов на оплату такой помощи приведен в приложении 2 к Программе госгарантий.

Госдума приняла закон о реформе системы ОМС

Москва. 24 ноября. INTERFAX.RU — Госдума приняла в окончательном, третьем чтении закон о реформе обязательного медицинского страхования (ОМС), согласно которому с 1 января 2023 года сокращается объем расходов на ведение дел (РВД) страховщиков, а частные страховые компании исключаются из работы с федеральными клиниками.

Рекомендуем прочесть:  Альфастрахование Агентский Договор

Правительственный законопроект был внесен в Госдуму в сентябре, он предусматривал сокращение объема РВД страховщиков по ОМС вдвое — с нынешних 1-2% до 0,5-1% от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам. Зампред ЦБ Владимир Чистюхин при обсуждении на площадке Госдумы данной инициативы заявлял, что при снижении расходов на ведение дел до 0,8% половина страховых медицинских компаний будет убыточна, при снижении до 0,7% отрасль станет убыточна полностью. К более детальной проработке законопроекта призывал и Минфин.

ОМС в 2023 году: обязательное медицинское страхование в России

  • переход полномочий от страховых компаний к Федеральному Фонду Обязательного Медицинского Страхования (ФФОМС) во всем, что касается медицинской помощи, которая оказывается пациентам в стенах медицинских учреждений федерального уровня. С этого момента именно ФФОМС становится ответственной организацией, которая занимается расчетами за оказанные медучреждениями услуги и контролирует их качество. Также к фонду ОМС переходит обязанность по предъявлению претензий, которые возникают у граждан при причинении вреда здоровью пациентов. Обязанность по разработке нормативных показателей, в соответствии с которыми будет оказываться медицинская помощь, а также плата за их реализацию переходит к Правительству РФ
  • норматив средств, который причитается страховым компаниям за ведение дела существенно снижается. Если ранее сумма, выплачиваемая страховщикам, составляла от 1 до 2%, то теперь показатель снизился до 0,8 – 1,1% от суммы, которая поступила в лечебное учреждение, в котором наблюдался пациент

Также в принятом Федеральном Законе уделено внимание созданию принципиально новой государственной информационной системе обязательного медицинского страхования. Она позволит завершить переход к внедрению цифровых полисов ОЛМС и организовать эффективный электронный учет всех застрахованных граждан и медицинской помощи, которая когда-либо была им оказана.

Территориальная программа ОМС по Кемеровской области на 2023 год

2.4. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.

Назначение отдельных диагностических (лабораторных) исследований (компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, ультразвукового исследования сердечно-сосудистой системы, эндоскопических диагностических исследований, патологоанатомических исследований биопсийного (операционного) материала и молекулярно-биологических исследований с целью диагностики онкологических заболеваний и подбора противоопухолевой лекарственной терапии) осуществляется лечащим врачом, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, в том числе первичную специализированную, при наличии медицинских показаний в сроки, установленные в разделе 8 Территориальной программы.

Реформа ОМС в 2023 году

Полномочия по установлению порядка проведения контроля качества, объемов, сроков, условий предоставления медпомощи по ОМС переходят от ФФОМС к Минздраву РФ. Проверку качества медицинских услуг будут осуществлять 2 группы экспертов (порядок ведения реестра таких экспертов установит Минздрав):

Разница между МЭК и указанной экспертизой будет заключаться и в том, что результаты МЭК в новой редакции Закона № 326-ФЗ не подлежат обжалованию в претензионном порядке, а результаты экспертизы, как и ранее, могут быть обжалованы таким способом. Вместе с тем, медорганизация сможет обжаловать заключения как ФФОМС, так и ТФОМС в суде (п. 5 ст. 42 Закона № 326-ФЗ).

Adblock
detector