Обучение Детей На Дому Положение Новый Закон Об Образовании

Минпросвещения утвердило новый порядок образовательной деятельности в школах

В новом документе уточняется, что при выборе семейного образования родители должны проинформировать об этом органы местного самоуправления в течение 15 календарных дней после отчисления или не менее чем за 15 дней до начала учебного года, в котором планируется это сделать. Раньше точные сроки не указывались.

По этому вопросу есть дополнение: соблюдение гигиенических требований, а также санитарно-эпидемиологических правил являются обязательными. Уже в прошлом году в документе говорилось, что при угрозе возникновения и (или) возникновении чрезвычайных ситуаций, а также при введении режима повышенной готовности реализация программ осуществляется дистанционно. Причём в таком случае ограничения ФГОС не имеют силы.

Было дополнено положение о требованиях к структуре, объёму, условиям реализации и результатам освоения общеобразовательных программ. Теперь в документе указано, что они должны соответствовать не только ФГОС, но и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Обозначено, что ученик может в любой момент вернуться в школу, выбрать другой формат обучения или сочетать разные, если это необходимо. Раньше в документе говорилось лишь о том, что дети, которые получают образование дома, вправе пройти промежуточную и итоговую аттестацию в школе.

  • по программам основного общего образования — не менее чем за две недели до даты проведения итогового собеседования по русскому языку, но не позднее 1 марта;
  • по программам среднего общего образования — не менее чем за две недели до проведения итогового сочинения (изложения), но не позднее 1 февраля.

В настоящее время учебная нагрузка определяется индивидуально согласно учебному плану, разработанному в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии. Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки обучающихся установлен СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья — СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2023 N 26. Для получения качественного образования для обучающихся на дому или в медицинской организации предусмотрена, в том числе, сетевая форма реализации образовательных программ, реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и различные формы организации образовательного процесса (приходящий на дом учитель, дистанционное обучение, посещение предметов в школе).

Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, направить разъяснения в муниципальные органы управления образования и образовательные организации об организации обучения детей на дому или в медицинской организации, обратив особое внимание на основания перевода на обучение на дому или в медицинской организации и соответствие объема недельной образовательной нагрузки обучающегося федеральным государственным образовательным стандартам;

Минздравом России пересмотрен перечень заболеваний, наличие которых дает право детям на обучение на дому по основным общеобразовательным программам. Он утвержден приказом Минздрава России от 30 июня 2023 г. N 436н. В перечень внесены 60 групп наиболее часто встречающихся заболеваний у детей с указанием течения заболевания, препятствующих получению образования в условиях образовательной организации. Вместе с тем врачебная комиссия медицинской организации, в которой наблюдается ребенок, может принять решение о наличии медицинских показаний у ребенка для обучения по основным общеобразовательным программам на дому исходя из индивидуальных особенностей состояния здоровья вне зависимости от того, внесено заболевание или нет в указанный перечень. Соответствующие разъяснения Минздрава России были направлены в адрес руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья (письмо от 14.09.2023 N 15-3/10/2-5810).

Рособрнадзор обращает особое внимание на количество часов недельной нагрузки для обучающегося при организации его обучения на дому или в медицинской организации. Ранее она регламентировалась письмами Министерства просвещения СССР от 05.05.1978 N 28-М «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому» и Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988 N 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» и составляла в I — III (IV) классах — до 8 часов; в IV (V) — VII (VIII) — до 10 часов; в VII (IX) — до 11 часов.

В индивидуальной карте образовательных потребностей ребенка важно отразить и описать процедуры, которым необходимо следовать в любых предполагаемых критических ситуациях (например, в случае приступа или сильного ухудшения состояния здоровья ребенка во время занятия).

С целью повышения информированности родителей (законных представителей) ребенка о процедуре проведения ГИА за 1-2 дня перед проведением экзамена администрации образовательной организации рекомендуется оговорить с родителями (законными представителями) ребенка следующие вопросы:

— процедура проведения экзамена (время прихода руководителя и организаторов ППЭ, продолжительность экзамена, количество организаторов ППЭ, использование специального оборудования, в том числе: видеокамер, средств записи и воспроизведения аудиозаписи, компьютерной техники, оборудования для лабораторных работ, копировальной техники);

При нахождении на территории одного муниципального образования нескольких медицинских стационаров (независимо от их уровня оказания медицинской помощи) целесообразно организовывать обучение детей, находящихся на длительном лечении, образовательной организацией для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении (в том числе санаторной).

Информация о заболевании и состоянии здоровья ребенка, которой делится родитель или сам ребенок с педагогами, не может быть использована в каких-либо иных случаях, кроме как для правильного понимания особенностей обучения и поддержки ученика в период его длительного лечения. Рекомендуется отразить данные позиции в дополнительных соглашениях к трудовым договорам с работниками образовательных организаций, которые имеют доступ к медицинской информации об обучающихся.

Обучение Детей На Дому Положение Новый Закон Об Образовании

Законодательство Российской Федерации в сфере образования предусматривает возможность организации обучения детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на дому или в медицинской организации. Статьей 41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение может быть организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, направить разъяснения в муниципальные органы управления образования и образовательные организации об организации обучения детей на дому или в медицинской организации, обратив особое внимание на основания перевода на обучение на дому или в медицинской организации и соответствие объема недельной образовательной нагрузки обучающегося федеральным государственным образовательным стандартам;

Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Рекомендуем прочесть:  Геодезические Работы При Ведении Кадастра Это

Рособрнадзор обращает особое внимание на количество часов недельной нагрузки для обучающегося при организации его обучения на дому или в медицинской организации. Ранее она регламентировалась письмами Министерства просвещения СССР от 05.05.1978 N 28-М «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому» и Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988 N 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» и составляла в I-III (IV) классах — до 8 часов; в IV (V)-VII (VIII) — до 10 часов; в VII (IX) — до 11 часов.

В настоящее время учебная нагрузка определяется индивидуально согласно учебному плану, разработанному в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии. Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки обучающихся установлен СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья — СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2023 N 26. Для получения качественного образования для обучающихся на дому или в медицинской организации предусмотрена, в том числе, сетевая форма реализации образовательных программ, реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий и различные формы организации образовательного процесса (приходящий на дом учитель, дистанционное обучение, посещение предметов в школе).

  • Написать заявление соответствующего образца в Департамент образования. Департамент образования предоставляет родителям перечень школ, куда ребенок может прикрепиться для сдачи итоговых экзаменов;
  • Школе необходимо издать приказ о переводе ребенка на семейную форму обучения;
  • Родителям необходимо заключить договор с образовательным учреждением. В данном договоре отражаются все обязанности и права как самих родителей и школьника, так и школы. В документе указывается количество промежуточных аттестаций и их сроки, необходимость присутствия на практических и лабораторных уроках.
  • обеспечить школьника бесплатными учебниками, справочниками. Речь идет о литературе, которая есть в школьной библиотеке;
  • оказывать консультационную помощь, помогающую усваивать общеобразовательные предметы;
  • проводить аттестации – промежуточные и итоговые;
  • после итоговой аттестации выдавать документ о получении соответствующего образования.

Освоение обучающимся основной образовательной программы соответствующего уровня на дому, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающегося, проводимой в формах и порядке, определенных локальным нормативным актом образовательной организации.2.2.1.

2.14. Данные об успеваемости больного ребенка, о переводе его в другой класс и выпуске из школы своевременно вносятся в специальный журнал для обучающихся на дому. Выставленные оценки и даты проведенных занятий должны соответствовать записям, сделанным в дневнике индивидуальных занятий.

Модель локального нормативного акта Утверждено приказом директора(наименование образовательной организации)от № ПОЛОЖЕНИЕО ПОРЯДКЕ ОБУЧЕНИЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ УЧЕБНОМУ ПЛАНУ I. Общие положения 1.1. Настоящее Положение «О порядке обучения по индивидуальному учебному плану в образовательной организации» (далее – Положение) разработано на основании: 1.1.1.
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 1.1.2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; 1.1.3. Устава образовательной организации. 1.2.

Обучение Детей На Дому Положение Новый Закон Об Образовании

Индивидуальные учебные планы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность; при реализации общеобразовательных программ с использованием сетевой формы — совместно всеми организациями, участвующими в осуществлении образовательной деятельности.

Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий) учащихся не должен превышать гигиенические требования к максимальному общему объему недельной нагрузки обучающихся, определенных СанПиН 2.4.2.2821-10 (Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189) и СанПиН 2.4.2.3286-15 (Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2023 г. N 26).

Общеобразовательные организации, участвующие в данном этапе мониторинга, отбираются органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования на основании результатов 1 этапа мониторинга как организации, в которых выявлено наибольшее количество нарушений в сфере соблюдения прав обучающихся на дому.

Вместе с тем, в соответствии с приказом Министерства образования и науки России от 14 февраля 2014 г. N 115 «Об утверждении Порядка заполнения, учетf и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов» при заполнении бланка приложения к аттестату об основном общем/среднем общем образовании в графе «Наименование учебных предметов» указываются сведения о результатах освоения выпускником образовательной программы соответствующего уровня, в частности наименования учебных предметов в соответствии с учебным планом образовательной программы соответствующего уровня.

Учащимся, осваивающим основные общеобразовательные программы на дому, не имеющим академической задолженности и в полном объеме выполнившим учебный план или индивидуальный учебный план, должны быть созданы условия сдачи государственной итоговой аттестации на дому (при их желании).

Как оценивать результаты, решает школа. Но если она решит не засчитывать результаты из другой организации в качестве промежуточной аттестации, школа должна в течение трех дней письменно об этом сообщить и объяснить причины. Все зачеты должны быть бесплатными для учащегося и его родителей.

Вернуться в школу придется, если ребенок не сдал промежуточную или итоговую аттестацию и вовремя не закрыл долги. В таких случаях дети должны получать образование в образовательной организации: этого требует закон. Даже если родители против, сопротивляться уже не получится. Или вы забираете ребенка и он осваивает школьную программу, или верните его в школу, чтобы образованием занималось государство. Информация о порядке и сроках аттестации и погашения задолженностей должна быть размещена на сайте школы.

Как это работает. Семейное образование — это образование, которое ребенок получает вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Так написано в законе. То есть ребенок уходит из школы и больше не является ее учеником. Поэтому при переводе на семейное обучение ребенок отчисляется. Потом он сможет для прохождения аттестации прикрепиться к школе — этой же или другой, но это уже совсем другие отношения. Учащимся ребенок все равно не станет.

Как это работает. В школах должны быть специалисты, которые помогают школьникам решать проблемы с учебой, семьей и сверстниками: педагоги-психологи, социальные педагоги, логопеды. Дети, которые прикрепились к школе, чтобы сдать аттестацию, тоже могут к ним обращаться.

Как это работает. Закон об образовании выделяет две формы: семейное образование и самообразование. В первом случае с уроками ребенку помогает семья, во втором — он все делает сам. На семейное образование можно перейти в любом классе, на самообразование — только в 10-м и 11-м.

В порядок получения общего образования детьми в форме семейного обучения предлагается внести поправки

Минпросвещения России разработало проект приказа, которым планируется 1 установить сроки для информирования родителями несовершеннолетнего (законными представителями) органа местного самоуправления по месту жительства о выборе получения общего образования ребенком в форме семейного образования. Согласно проекту приказа родители должны обратиться в орган местного самоуправления в течение 15 дней с момента утверждения приказа об отчислении ребенка из школы или не менее чем за 14 календарных дней до начала учебного года. Ранее сроки информирования не предусматривались. Соответствующие изменения могут быть внесены в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минпросвещения России от 28 августа 2023 г. № 442 (далее – порядок).

Рекомендуем прочесть:  Оао Ржд Тарифная Сетка Оплаты Труда

Также могут быть установлены сроки для подачи заявления на зачисление для прохождения государственной итоговой аттестации в школе по образовательным программам основного общего образования – не менее чем за две недели до даты проведения итогового собеседования по русскому языку, но не позднее 1 марта, и по образовательным программам среднего общего образования – не менее чем за две недели до проведения итогового сочинения (изложения), но не позднее 1 февраля.

Кроме того, предполагается право родителей для прохождения аттестации ребенком, находящимся на семейном обучении, определить одну школу на весь период получения общего образования, либо на период прохождения конкретной аттестации, либо на один учебный год в зависимости от объективных обстоятельств. При этом обучающийся по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в любой иной форме, предусмотренной действующим законодательством, либо сочетать формы получения образования и обучения.

Предлагается прописать право выбора родителями принимающей школы, которая будет осуществлять промежуточную и (или) государственную итоговую аттестации ребенка на семейном обучении, в том числе на основе рекомендаций органа местного самоуправления района, на территории которого они проживают. Предусматривается также право экстернов при прохождении аттестации по соответствующей образовательной программе пользоваться правом на развитие своих творческих способностей и интересов, в том числе участвовать в конкурсах, олимпиадах и других массовых мероприятиях.

В целом предлагается закрепить нормы о составлении расписания уроков с учетом дневной и недельной умственной работоспособности и шкалы трудности учебных предметов согласно гигиеническим нормативам, включая нормы по использованию дистанционных образовательных технологий, если они реализуются. Может быть установлена минимальная продолжительность каникулярного времени – не менее семи дней.

Минпросвещение предлагает поправки в порядок получения семейного образования

При этом родители с предложенными поправками не согласились. Они на сайте citizengo.org запустили петицию, в которой отметили, что новые нормы «существенно ограничат права и свободу родителей, выбравших внешкольное образование для своих детей, и одновременно создадут дополнительную нагрузку на школу, которая и без того перегружена бумажной работой».

Так, родители либо законные представители ребенка могут принять решение о переходе на семейную форму обучения с учетом мнения ребенка и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Школьник впоследствии имеет право проходить промежуточную и государственную итоговую аттестацию в образовательных организациях.

«Школы будут фактически обязаны готовить графики аттестаций для детей, которые еще не являются (а, возможно, и не будут) их экстернами – а значит, делать это бесплатно (ведь подушевое финансирование выделяется только на конкретных учеников). Как все понимают, это вызовет серьезное ухудшение отношений со стороны школ к семьям на семейном образовании. И пострадают в первую очередь дети. Необходимо прекратить издевательство над семьями и школами», — отмечается в петиции.

«Родителей, обучающих детей в семье, стало так много, что Министерство просвещения вынуждено было обратить на них внимание. Но вместо «работы над ошибками» в школах и реальной поддержки родителей, которые сами учат детей, чиновники решили зачем-то усилить контроль над семьями», — говорится в тексте петиции.

Семейное образование — форма получения образования, предусматривающая изучение общеобразовательной программы вне школы. Предполагает право учащегося на прохождение промежуточных аттестаций в образовательном учреждении, а также обязательное прохождение государственной итоговой аттестации. По данным Министерства образования, ежегодно около 100 тысяч семей обучают своих детей самостоятельно.

За неисполнение без уважительных причин обязанностей, а также за нарушение норм запретов к учащимся могут быть применены дисциплинарные меры воздействия: объявление выговора, возложение обязанности возместить вред или принести публичное извинение, вызов родителей (законных представителей) на собеседование, и самое строгое взыскание — исключение из образовательного учреждения.

Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях образования.

Наряду с предоставлением конкретных правомочий учащимся уставы образовательных учреждений содержат и перечень обязанностей, возлагаемых на несовершеннолетних. Так, учащиеся должны соблюдать Правила для учащихся, которые должны быть разработаны в каждом образовательном учреждении и приняты его органом управления. Учащиеся обязаны подчиняться требованиям педагогов; обязаны заботиться о младших; обязаны соблюдать правила гигиены, иметь аккуратный вид; обязаны поддерживать чистоту в классах, в других помещениях; обязаны бережно относиться к имуществу образовательного учреждения.

Каждый учащийся любого типа образовательного учреждения имеет соответствующие права и обязанности, что должно быть закреплено в уставе учебного заведения. Чаще всего в них закреплены следующие права учащихся: право на защиту чести и достоинства, неприкосновенности личности; право на объективную оценку в соответствии со знаниями, умениями и навыками; право учащихся принимать участие в управлении учебным заведением через выборные органы (например, через участие в совете школы).

По согласию родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательную организацию до получения основного общего образования. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательную организацию до получения основного общего образования и органом местного самоуправления принимают меры по продолжению освоения им образовательной программы в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству.

О семейном образовании

Решение о выборе формы получения образования – это право родителя (законного представителя). Оно принимается с учетом мнения ребенка. Согласно Закону об образовании родителям (законным представителям) не может быть отказано в переводе ребенка на другую форму обучения. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Т.о., можно совмещать семейную и очную форму обучения. Например, родителями (законными представителями) с учетом мнения ребенка может быть принято решение о получении им образования в школе по нескольким предметам, а в остальной части – в форме семейного образования. По решению родителей (законных представителей) ребенок, получающий образование в семье, с учетом его мнения на любом этапе семейного образования вправе продолжить образование в образовательной организации. В этом случае обучение будет осуществляться по разработанной и утвержденной в школе образовательной программе.

Для прохождения промежуточной или государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах на основании заявления родителей (законных представителей) распорядительным актом образовательной организации ребенок, получающий образование в семейной форме, оформляется экстерном. Ни в Законе об образовании, ни в Письме не говорится об обязательности ежегодно проходить промежуточную аттестацию. В этих документах речь идет только о праве ребенка.

Заключение договора о семейном образовании или о прохождении промежуточной аттестации Законом об образовании не предусмотрено, но и не противоречит ему. Такое положение может быть определено местным нормативным документом. Заключение договора полезно, т.к. может предотвратить многие проблемы, ибо при заключении договора родители (законные представители) имеют право вести переговоры со школой об условиях договора, вносить свои пункты, исключать некоторые пункты из предложенного варианта. Нельзя обязать родителей подписывать не устраивающий их договор.

Написать заявление о выборе формы получения образования родители (законные представители) могут в любой момент, т.к. Закон об образовании ничем не ограничивает ни сроки, ни максимальное количество изменений формы. Это означает, что обучающиеся или (и) их родители (законные представители) вправе менять форму получения образования по своему усмотрению.

Рекомендуем прочесть:  Глухих Пенсия Льготы

В образовательной организации изучаются локальные акты, в которых излагается порядок проведения промежуточной аттестации. Если установленный порядок не устраивает родителей (законных представителей), они могут поменять образовательную организацию.

Домашнее обучение: как перевести ребенка и сколько стоит, законы

Стоит отдельно сказать и о первом пункте статьи 44. Хотя напрямую он не касается образования, тем не менее связан с ним: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом». Это означает, что родители и дети имеют гарантию свободы в преподавании.

Лучше сделать это перед началом учебного года — чтобы директор успел подготовиться, внести изменения в ведомости, проинформировать о вашем решении департамент образования. К сожалению, заочникам рады далеко не везде. Для учреждения это означает дополнительные трудности, ведь если школьник не сдаст аттестацию, отвечать придётся учителям и директору.

Если этот ученик переходит на домашнее обучение — школа всё-равно тратит на него деньги, так как организует обучение ученика на дому. При экстернате тоже ребёнок прикреплён к конкретной школе и школа диктует родителям условия обучения и график сдачи зачётов и экзаменов.

«Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе».

Можно, в принципе, обходиться и без них, но электронные учебники неудобные. Занятия на стороне проводит только репетитор по английскому языку, цена вопроса – 350 рублей за один урок. Больше всего денег уходит на дистанционную аттестацию и дидактические материалы – 10 тысяч в год.

Минпросвещение предлагает поправки в порядок получения семейного образования

При этом родители с предложенными поправками не согласились. Они на сайте citizengo.org запустили петицию, в которой отметили, что новые нормы «существенно ограничат права и свободу родителей, выбравших внешкольное образование для своих детей, и одновременно создадут дополнительную нагрузку на школу, которая и без того перегружена бумажной работой».

Так, родители либо законные представители ребенка могут принять решение о переходе на семейную форму обучения с учетом мнения ребенка и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Школьник впоследствии имеет право проходить промежуточную и государственную итоговую аттестацию в образовательных организациях.

«Родителей, обучающих детей в семье, стало так много, что Министерство просвещения вынуждено было обратить на них внимание. Но вместо «работы над ошибками» в школах и реальной поддержки родителей, которые сами учат детей, чиновники решили зачем-то усилить контроль над семьями», — говорится в тексте петиции.

«Школы будут фактически обязаны готовить графики аттестаций для детей, которые еще не являются (а, возможно, и не будут) их экстернами – а значит, делать это бесплатно (ведь подушевое финансирование выделяется только на конкретных учеников). Как все понимают, это вызовет серьезное ухудшение отношений со стороны школ к семьям на семейном образовании. И пострадают в первую очередь дети. Необходимо прекратить издевательство над семьями и школами», — отмечается в петиции.

Семейное образование — форма получения образования, предусматривающая изучение общеобразовательной программы вне школы. Предполагает право учащегося на прохождение промежуточных аттестаций в образовательном учреждении, а также обязательное прохождение государственной итоговой аттестации. По данным Министерства образования, ежегодно около 100 тысяч семей обучают своих детей самостоятельно.

Закон об образовании РФ

В постсоветской России существовало несколько законов, касающихся образования, которые со временем перестали соответствовать актуальным реалиям. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» были разработаны без учёта стремительного развития в этом сегменте рыночной составляющей и передовых технологий. Кроме того, эти законодательные документы зачастую вступали в противоречия с последующими правовыми актами.

  1. гимназии и лицеи отныне приравниваются к общеобразовательным школам. Это позволяет всему населению страны получать доступ к полному пакету современных программ;
  2. определена возможность составления индивидуального графика обучения для учеников, которые по тем или иным весомым причинам не могут посещать школу наравне с остальными учащимися. В частности, речь идёт о спортсменах и гастролирующих музыкантах, для которых теперь можно составлять персональные учебные программы;
  3. в законе отменяются льготы для детей-сирот при поступлении в высшие учебные заведения. Но в целях соблюдения социальной справедливости для таких детей будут организованы бесплатные подготовительные курсы;
  4. оценка работы учителей будет проводиться преимущественно в удалённом режиме без бюрократической волокиты и бумажного документооборота

Последняя редакция практически завершила основной этап эволюции этого основополагающего законодательного инструмента, ставшего основой эволюционной стабильности образовательной платформы в нашей стране. Внесённые изменения коснулись таких важных направлений как создание так называемых электронных школ с удалёнными уроками, ликвидацию в средних школах второй и третьей смены, снижение объёма отчетных документов педагогов.

Реализация образовательных процессов в рамках описанных функций и правил предоставляет возможность перевести всю систему на рельсы интенсивного бесконфликтного развития. Правовой аппарат, предлагаемый законом, охватывает все ключевые процессы и догмы, позволяя участникам образовательных отношений в полной мере пользоваться принципами равноправия, справедливости и гуманности.

Отдельно стоит отметить идеальную гармонизацию нового закона с положениями Конституции РФ. Такое преимущество позволило сформировать мощный механизм гуманности и социальной справедливости в области получения знаний, который по праву считается неотъемлемой частью любого цивилизованного общества.

Пока непонятно. Это главный вопрос, на который сейчас нет ответа. В законе сказано так: «Порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также порядок проведения контроля за ней устанавливается Правительством Российской Федерации». Это значит, что способы и механизмы контроля государство будет выбирать на своё усмотрение. Какими они будут и когда мы о них узнаем, пока говорить рано.

Например, онлайн-университет «М-Логос», где юристы могут повысить свою квалификацию, будет считаться образовательной платформой, а не просветительской. Потому что у этого университета есть зарегистрированная методика обучения, десятки преподавателей в штате, образовательная программа и фиксированное количество учебных часов в рамках такой программы. Вдобавок к этому после прохождения обучения участники сдают экзамен и получают документ о повышении квалификации.

Помимо просветительской деятельности есть ещё образовательная. Самый явный признак, который будет отличать образование от просветительской деятельности, — это необходимость получения лицензии. Лицензию можно получить, если вы используете определённую методику обучения, у вас есть штат преподавателей и образовательная программа, а после прохождения обучения участникам выдаётся документ о повышении квалификации.

5 апреля 2023 года Президент подписал поправки к закону «Об образовании в Российской Федерации», больше известные как закон о просветительской деятельности. Пока он вызывает больше вопросов, чем ответов: те, кто ведут мастер-классы, продают онлайн-курсы и проводят обучающие семинары, переживают, как новый закон отразится на их работе.

Возьмём хотя бы научно-популярные видеоролики на ютубе. Формально они попадают под просветительскую деятельность. Но будет ли государство использовать какие-то механизмы, чтобы контролировать или запрещать такие видеоролики? Вряд ли. Получается, для того, кто их выпускает, ничего принципиально не изменится: раньше он не занимался просветительской деятельностью, а теперь занимается. И всё на этом.

Adblock
detector