Учет на забалансовых счетах 17 и 18 в бюджетном учреждении в 2021 году

Учет на забалансовых счетах 17 и 18 в бюджетном учреждении в 2021 году

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что ни Инструкцией, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н (далее Инструкция N 157н), ни Инструкцией, утвержденной приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н (далее — Инструкция N 183н), не предусмотрено формирование по забалансовым счетам 26-значного кода счета, как это установлено для балансовых счетов. Однако введение дополнительных аналитических кодов, аналогичных разрядам номеров балансовых счетов, обусловлено требованиями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н (далее — Инструкция N 33н), в соответствии с положениями которой автономное учреждение составляет и представляет бухгалтерскую отчетность.
Согласно положениям п.п. 34-45 Инструкции N 33н аналитические данные по поступлениям и выбытиям, отражаемые на забалансовых счетах 17 и 18, являются основанием для формирования показателей «Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности» (ф. 0503737) (далее — Отчет (ф. 0503737)).
Так, например, в Отчете (ф. 0503737) показатели на забалансовых счетах 17 и 18 отражаются в соответствии с аналитическими кодами поступлений и выбытий (кодов видов доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов). Исключение составляют операции со средствами во временном распоряжении, по которым аналитические коды поступлений и выбытий не указываются (смотрите приложение N 1 к письму Минфина России от 28.12.2016 N 02-06-10/79177).
Правила выставления аналитических данных по поступлениям и выбытиям на забалансовых счетах 17 и 18 напрямую зависят от требований к формированию отчетности, установленных Инструкцией N 33н, и требований к оформлению учета на счетах Инструкцией N 157н, которые кратко можно представить следующим образом:
— в разделе 1 «Доходы учреждения» учитываются хозяйственные операции, связанные с получением дохода в денежном эквиваленте, уплатой налогов с доходов (НДС и налог на прибыль), а также возврата таких доходов. Такие операции в своей аналитике содержат код вида дохода или аналитическую группу подвида доходов бюджетов (далее — АнКВД);
— в разделе 2 «Расходы учреждения» учитываются хозяйственные операции, связанные с оплатой расходов учреждения в текущем году, а также возвратов расходов (излишне произведенных перечислений) текущего года. Эти операции в своей аналитике содержат код вида расходов (далее — КВР);
— в разделе 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения» содержится информация о предоставленных и погашенных займах, ссудах, курсовых разницах, возврата дебиторской задолженности прошлых лет, а также движение денежных средств между лицевыми и (или) банковскими счетами, между счетами и кассой учреждения. В своей аналитике эти операции содержат код вида источников финансирования дефицитов бюджетов (далее — АнКВИ).
Соответственно, возвраты ранее полученных доходов отражаются по тем же кодам АнКВД, по которым ранее было учтено поступление дохода. В свою очередь, возврат расходов (излишне произведенных перечислений) текущего года следует отражать по тем же кодам КВР, по которым изначально был учтен такой расход. То есть такие возвраты (как доходов, так и расходов) следует отражать по той же аналитике, что и первоначальный платеж, только со знаком «минус».
Кроме того, если возврат подотчетной суммы был осуществлен в кассу учреждения, то согласно п. 44 Инструкции N 33н операции по движению денежных средств учреждения между кассой и счетами подлежат отражению в Разделе 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения» Отчета (ф. 0503737) на основании аналитических данных по видам поступлений (выбытий) источников финансирования дефицита средств учреждения, отраженных на забалансовых счетах 17 «Поступления денежных средств» и 18 «Выбытия денежных средств» (коды 510 и 610 КОСГУ), открытых к балансовым счетам учреждений, предназначенным для учета операций с наличными и безналичными денежными средствами (счет 201 00 «Денежные средства учреждения»). Операции по движению денежных средств между лицевым (банковским) счетом и кассой бюджетного (автономного) учреждения не являются «доходными» или «расходными». Этим обусловлены определенные особенности отражения указанных операций в Отчете (ф. 0503737) (смотрите также п. 2.3 письма Минфина России от 26.06.2012 N 02-06-07/2335).
На основании Инструкций NN 157н, 183н и 33н рассматриваемые ситуации следующим образом будут включены в регистры бухгалтерского учета и в Отчет (ф. 0503737):
1. Возврат неиспользованных подотчетных сумм от сотрудников через кассу учреждения с последующим перечислением на лицевой счет на примере возврата суточных подотчетным лицом, вернувшимся из командировки:
1.1. Дебет 0 201 34 000 Кредит 0 208 000 — возврат неиспользованных подотчетных сумм текущего года. Одновременно следует уменьшить забалансовый счет 18, открытый к счету 0 201 34 000 (КВР 112 КОСГУ 212).
При формировании Отчета (ф. 0503737) «указанная сумма отражается: в разделе 2 «Расходы учреждения», по графе 7 со знаком «-» (п. 43 Инструкции N 33н) и в разделе 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения», в строке 710 по графе 7 со знаком «-» (п. 44 Инструкции N 33н);
1.2. Дебет 0 210 03 000 Кредит 0 201 34 000 — отражено выбытие денежных средств из кассы автономного учреждения и зачисление их на лицевой счет. Одновременно производится увеличение забалансового счета 17, открытого к счету 0 210 03 000 (АнКВИ 510, КОСГУ 510) и уменьшение забалансового счета 18, открытого к счету 0 201 34 000 (АнКВИ 610, КОСГУ 610).
При формировании Отчета (ф. 0503737) указанная сумма отражается: в разделе 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения» в строке 720, графа 7 со знаком «+», в строке 732, графа 7 со знаком «-«, в строке 710, графа 6 со знаком «-» и в строке 731, графа 6 со знаком «+»;
1.3. Дебет 0 201 11 000 Кредит 0 210 03 000 — денежные средства зачислены на лицевой счет автономного учреждения. Одновременно производится увеличение забалансового счета 17, открытого к счету 0 201 11 000 (АнКВИ 510 КОСГУ 510) и с уменьшение забалансового счета 18, открытого к счету 0 210 03 000 (АнКВИ 610, КОСГУ 610).
При формировании Отчета (ф. 0503737) указанная сумма отражается: в разделе 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения» в строке 710, графа 5 со знаком «-«, в строке 731, графа 5 со знаком «+», в строке 720 со знаком «-» и в строке 732, графа 6 со знаком «-«.
2. Восстановление кассовых расходов текущего года (возвраты от поставщиков) на лицевой счет на примере возврата излишне перечисленного аванса по коммунальным услугам:
Дебет 0 201 11 000 Кредит 0 206 23 000 — возврат от поставщиков излишне перечисленного аванса с одновременным уменьшением забалансового счета 18, открытого к счету 0 201 11 000 (КВР 244, КОСГУ 223).
При формировании Отчета (ф. 0503737) указанная сумма отражается в разделе 2 «Расходы учреждения» по графе 5 со знаком «-» (п. 43 Инструкции N 33н); в разделе 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения» в строке 710 по графе 5 со знаком «-» (п. 44 Инструкции N 33н).
3. Возврат покупателям услуг денежных средств за неоказанные услуги по предпринимательской деятельности на примере оказания платных услуг:
Дебет 2 201 11 000 Кредит 2 205 30 000 — возврат покупателям денежных средств за неоказанные услуги. Одновременно отражается уменьшение по забалансовому счету 17 (АнКВД 130, КОСГУ 131).
При формировании Отчета (ф. 0503737) указанная сумма отражается в разделе 1 «Доходы учреждения» по графе 5 со знаком «-» (п. 42 Инструкции N 33н); в разделе 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения» в строке 710 по графе 5 со знаком «-» (п. 44 Инструкции N 33н).

Рекомендуем прочесть:  Где Сделать Регистрацию Для Студента В Саратове

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Возвраты денежных средств текущего года подлежат отражению на забалансовых счетах 17 и 18 по тем же аналитическим данным, по которым первоначально были учтены полученные доходы или произведенные расходы. В Отчете (ф. 0503737) такие возвраты отражаются в разделе 1 и 2 соответственно. При этом движение средств между лицевым счетом и кассой подлежит отражению в разделе 3 с указанием кода вида АнКВИ.

Отражение операций по забалансовым счетам 17, 18

Проводки по 17 и 18 счетам очень часто остаются без внимания при формировании движений денежных средства бюджетными и автономными учреждениями, что может повлиять на заполнение ф. 0503737 «Отчета об исполнении учреждением плана финансового-хозяйственной деятельности», так как именно на основании бухгалтерских записей по этим счетам формируется отчет. Рассмотрим правила применения забалансовых счетов 17, 18, а также отражение в ф. 0503737 нестандартных ситуаций.

На основании данных записей в ф. 0503737 в разделе 2 «Расходы учреждения» графе 5 «Через лицевые счета» по коду вида расхода 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» отразится данная сумма. Схема отражения расходов учреждения текущего года, исполненных через лицевой счет, универсальна для других кодов видов расхода, например, таких, как «111- Фонд оплаты труда», «119 — Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений», «112-Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда» и т.п.

Изменения в забалансовом учете

38 «Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии». Этот счет предназначен для учета суммы инвестиций (предельного размера расходов) на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, предусмотренной концессионным соглашением. Аналитический учет по счету ведется в разрезе объектов концессионных соглашений и правовых оснований (наименование концессионера и реквизиты концессионного соглашения);

Принятие к забалансовому учету ценных бумаг по договорам репо осуществляется на основании первичных учетных документов, подтверждающих исполнение первых частей договоров репо, выбытие – на основании первичных учетных документов, подтверждающих исполнение вторых частей договоров репо, а также иных первичных учетных документов в случае неисполнения кредитной организацией обязательств по таким договорам.

Учет на забалансовых счетах 17 и 18 в бюджетном учреждении в 2021 году

Необходимость дооценки стоимости активов при отчуждении организациям, которые не относятся к бюджетной сфере, установлена в п. 52 федерального стандарта, утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н. Для НМА дополнительно это установлено в п. 24 федерального стандарта «Нематериальные активы», утв. приказом Минфина России от 15.11.2019 № 181н (далее – СГФ «Нематериальные активы»). Он будет применяться с 01.01.2021.

9 декабря 2020 года в Минюсте России зарегистрирован приказ Минфина России от 28.10.2020 № 246н (далее – Приказ № 246н). Он вносит изменения в План счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н). Изменения в плане счетов бюджетного учета дублируют изменения, которые внесены в Единый план счетов, они также повлекли корректировки приложения к Инструкции № 162н.

Рекомендуем прочесть:  Саратов льготы пенсионерам на транспортный налог

Забалансовые счета бюджетных учреждений: разберем «по полочкам»

  • Ко всем забалансовым счетам применяется простая схема учета: поступление отражают только по дебету, а выбытие — по кредиту, без корреспонденций.
  • Данные по забалансовым счетам не обязательно отражать в журналах операций и Главной книге.
  • Все материальные ценности и другие активы и обязательства, которые учитывают на забалансовых счетах, инвентаризируют в порядке и в сроки, установленные для объектов, учитываемых на балансе.

К забалансовому учету запчасти принимают в момент списания их с баланса для ремонта транспорта и учитывают в течение периода эксплуатации в составе ТС. Учет ведется в карточке количественно-суммового учета по лицам, которые получили запчасти, по транспортным средствам и по видам и количеству запчастей.

В соответствии с правилами пп. 365, 367 Единого плана счетов з/с 17 и 18 открываются к основным счетам 020100000 и 021003000, а также 030406000 (только для денежных расчетов). Чтобы понять, как использовать з/с 17 и 18, необходимо изучить учет денежных средств (далее — ДС).

Важно! С 17.10.2020 вступили в силу изменения в Едином плане счетов и Инструкции № 157н. Часть новшеств надо внедрить до составления отчетности за 2020 год. Остальные поправки применяются с нового года, к чему также надо подготовиться. Разобраться с изменениями вам поможет Обзор от экспертов КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к системе и переходите в материал.

Если учреждению необходимо отразить расход текущего года по соответствующему коду вида расхода (КВР), то параллельно с отражением выбытия денежных средств с лицевого счета или же выбытия наличных денежных средств из кассы, необходимо формировать проводку по счету кредиту 18.01 или 18.34 по соответствующему аналитическому кода расхода.

Учетная политика – это бумага, устанавливающая порядок бухучета и налогового учета. Для ее утверждения субъекту нужно издать приказ. Она может меняться вследствие изменений, вносимых в законодательство или локальные нормативные акты. Документ создается на основании особенностей деятельности учреждения, его структуры. Учетная политика включает в себя эти пункты:

В порядок применения КОСГУ № 209н внесли поправки. Доходы от возмещения затрат на мероприятия по сокращению травматизма и профзаболеваний, а также санаторно-курортное лечение теперь отражают по подстать 139 КОСГУ. При учете затрат на покупку прав пользования НМА по-прежнему нужно применять подстатью 226 КОСГУ. Есть и другие новшества.

Для бухгалтера бюджетного учреждения одним из основных документов служит Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157Н. В бухгалтерской среде его просто именуют инструкцией № 157н. Данный документ содержит план счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению. Любая операция бюджетного учреждения должна сопровождаться проводкой, сделанной в соответствии с инструкцией № 157Н по бюджетному учету.

Использование забаланса в бухучете бюджетного учреждения регламентируется Инструкцией 157н (раздел 7). В этом разделе приведен список ценностей, которые не должны учитываться в составе балансовых счетов. По действующему законодательству, учреждения имеют право корректировать данный перечень и при необходимости включать в него иные товарно-материальные ценности.

Такие счета являются вспомогательными бухсчетами. Остатки по ним не входят в баланс и иллюстрируются за итогами основного бухгалтерского баланса, то есть за балансом. Они не влияют на финансовый результат и не отражаются в периодических и итоговых отчетах организации.

Выдержка из документа: «Признание объектов бухгалтерского учета, ранее не признававшихся в составе нематериальных активов и (или) отраженных на забалансовом учете, в составе группы нефинансовых активов «Нематериальные активы» (согласно СГС «Нематериальные активы») осуществляется операциями 2021 года по результатам инвентаризации, проводимой в целях выявления таких объектов бухгалтерского учета.

Также следует указать Контрагента — правообладателя и Договор — правовое основание прав пользования нематериальными активами, поскольку в программе по счету 111 60 ведется аналитический учет по контрагентам и договорам в соответствии с пунктом 151.3 Инструкции № 157н.

Учет на забалансовых счетах 17 и 18

Инструкция N 157н обязывает учреждения вести учет на забалансовых счетах 17 и 18 в целях получения дополнительных аналитических данных, необходимых для раскрытия сведений о деятельности учреждения в составляемой им отчетности. В статье рассмотрим, что конкретно подлежит учету на указанных счетах и в каких формах отчетности используются данные, сформированные на этих забалансовых счетах.

  • на банковские счета получателя бюджетных средств, предназначенные для их зачисления главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств на осуществление подведомственным ему распорядителем (получателем) бюджетных средств выплат по расходам и (или) источникам финансирования дефицита бюджета;
  • на банковские счета учреждений;
  • на лицевые счета, открытые ОФК (финансовым органом);
  • на счета операций с наличными денежными средствами;
  • в кассу учреждений.

Тема: Счета 17 и 18 у казенных учреждений

Инструкция 157Н:
Операции по перечислению возвратов поступлений, учитываемых на соответствующих счетах аналитического учета счета 17 «Поступления денежных средств», отражаются со знаком «минус».
Операции по возврату расходов (выплат источников финансирования дефицита бюджета, за исключением денежных средств) текущего года, учтенных на соответствующих счетах аналитического учета счета 18 «Выбытия денежных средств», отражаются со знаком «минус».

Рекомендуем прочесть:  Сколько по срокам рассматривает минтруд москва пособие как малоимущая семья отзывы

В ваших примерах все разложится таким образом:
1 цепочка
210.03 / 304.05
к этой операции делается запись
Д 17 КИФ 510.
Аналитика типа КИФ используется в случае перемещения ден.средств между кассой и лицевым, лицевым и расчетным, т.е. внутренние обороты учреждения.
201.34 / 210.03 — абсолютно аналогичное рассуждение — здесь ничего не происходит, ничего не прибавляется и не убавляется, исключительно внутренние обороты, поэтому запись:
Д 17 510 к счету 201.34 и одновременно К 18 610 к счету 210.03
208.00 / 201.34 — а вот тут уже пошел кассовый расход. Правда, у КУ вы его уже отразили КОСГУ счета 304.05, когда снимали деньги с лицевого, у КУ и отчетность-то вся построена именно так, но АУ и БУ осуществлять кассовые расходы могут не только с лицевого, но и из кассы учреждения непосредственно, поэтому они в этом случае наполнят 18 смыслом — это будет КВР, ну пусть 244. Вам придется просто повторить тот КВР, с которым вы снимали деньги с лицевого. Итак:
К 18 244 к счету 201.34

Забалансовые счета в бюджетных учреждениях 2021 года регламентируются Планом счетов, утвержденным Приказом Минфина РФ № 157н от 01.12.2010 (Инструкция № 157н). Порядок ведения бухучета за балансом для НКО закреплен Приказом Минфина РФ № 94н от 31.10.2000. Также они регулируются 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 и ГК РФ. Имея под рукой эти НПА, намного проще и понятнее вести бухгалтерский учет по внебалансовым счетам.

  • для учета нематериальных ценностей добавлены счета с новой аналитикой (N, R, I, D).
  • уточнен порядок отражения ряда операций. Например, при списании израсходованных материальных запасов допускается использование счетов 0 401 20 214, 0 401 20 223, 0 401 20 263, 0 401 20 265 и 0 401 20 267.
  1. Добавили новые балансовые счета:
    • 106 50 «Вложения в объекты государственной (муниципальной) казны» (106 51–106 56);
    • 106 90 «Вложения в имущество концедента» (106 91–106 95);
    • 205 38 «Расчеты по доходам по выполненным этапам работ по договору строительного подряда»;
    • 207 40 «Расчеты по прочим долговым требованиям»;
    • 208 52 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;
    • 208 53 «Расчеты с подотчетными лицами по перечислениям международным организациям»;
    • 401 41 «Доходы будущих периодов к признанию в текущем году»;
    • 401 49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные года».
  2. Добавили новые забалансовые счета:
    • 33 «Ценные бумаги по договорам репо»;
    • 38 «Сметная стоимость создания (реконструкции) объекта концессии»;
    • 39 «Доходы от инвестиций на создание (реконструкцию) объекта концессии»;
    • 45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда».
  3. Скорректировали наименования и правила учета на некоторых балансовых и забалансовых счетах:
    • одновременно со списанием основных средств или нематериальных активов нужно списать убыток от обесценения, если его начисляли в учете;
    • счет 105 01 переименовали — «Лекарственные препараты и медицинские материалы»;
    • на счете 105 07 «Готовая продукция» нужно также учитывать биологическую продукцию;
    • возврат межбюджетных трансфертов прошлых лет отражают на счете 303 05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет»;
    • НФА, которые не соответствуют критериям актива, нужно учитывать за балансом на счете 02 в условной оценке один объект — один рубль;
    • за балансом на счете 07 призы и подарки учитывают с момента приобретения (если их не принимают на склад) или выдачи со склада до вручения;
    • на счете 27 отражают в том числе основные средства, которые нужны сотрудникам для исполнения служебных обязанностей.
  4. Установили, что при завершении года не нужно обнулять счета с остатками по подстатьям КОСГУ 560/660 и 730/830.

Органы и учреждения, которые передали полномочия ведения бюджетного учета по решению высшего исполнительного органа или местной администрации, будут применять новые формы электронной первички. Среди них: решении о командировании на территории РФ, решение о командировании на территорию иностранного государства, заявка-обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема и пр.

Для бухгалтера бюджетного учреждения одним из основных документов служит Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157Н. В бухгалтерской среде его просто именуют инструкцией № 157н. Данный документ содержит план счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению. Любая операция бюджетного учреждения должна сопровождаться проводкой, сделанной в соответствии с инструкцией № 157Н по бюджетному учету.

Об отражении возвратов доходов и расходов на забалансовых счетах

Согласно п. 365 Инструкции № 157н на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств» отражаются поступления денежных средств (за исключением поступлений от возвратов расходов текущего финансового года), а также возврат излишне полученных доходов (доходов от авансов). При этом операции по перечислению возвратов поступлений, учитываемых на соответствующих счетах аналитического учета забалансового счета 17, отражаются со знаком минус.

На забалансовом счете 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» отражаются выбытия денежных средств (за исключением возвратов поступлений), а также возвратов расходов (излишне произведенных перечислений) текущего года. При этом операции по поступлению от возвратов расходов отражаются на забалансовом счете 18 со знаком минус.

Adblock
detector