Анализ Эпилога Романа Достоевского Преступление И Наказание

Также рассказывается в эпилоге, что мать его очень страдала, почти сама помешалась. Она начала подходить к незнакомым людям и говорить им, что сын у неё хороший, что он детей спас… Родион волновался за неё, спрашивал. Но он сам впадал в какую-то депрессию. Когда ему (не сразу) сообщили об её смерти, он не особенно отреагировал. Но через какое-то время он сам оказался в госпитале (с арестантами).На этоми заканчивается эпилог и само произведение.

Родя Раскольников, видимо, не очень думал о матери, когда шел на «дело». А ведь сынок для неё был самым важным в жизни. Неужели, он не понимал, как она будет страдать? А у него мозг был занят только философскими вопросами… А после стало уже слишком поздно что-то менять, исправлять.

Достоевский демонстрирует читателям, как изменился Родион после выписки из больницы. Теперь он совершенно другой человек, с другим взглядом на жизнь. Только сейчас герой наконец-то осознает, что дни в заключении пролетят очень быстро, а впереди его ждет светлое будущее с самым близким и любимым человеком.

В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» эпилог заключает в себе очень большой смысл, ведь именно в нём раскрывается дальнейшая судьба героев произведения, а главный герой произведения, Родион Романович Раскольников, приоткрывает нам частичку своей души и своего внутреннего мира. Невозможно переоценить значение данной части романа, в которой Родион Романович раскрывается как персонаж с совершенной новой и чистой стороны, своим примером показывая, что у каждого человека есть шанс на новую жизнь.

Эпилог «Преступления и наказания» можно разделить на две части – событийную и непосредственно психологическую. В событийной части Достоевский рассказывает нам, что происходило в жизни Родиона Раскольникова после признания в совершённом преступлении. Сосланный в Сибирь после вынесения приговора, Раскольников замыкается в себе, не желает ни с кем общаться, и лишь присутствие любимой, Сонечки Мармеладовой, даёт главному герою силы двигаться дальше. Жизнь остальных героев романа течёт размеренно и предсказуемо – Дунечка, сестра Родиона, выходит замуж за Разумихина, а пожилая Пульхерия Александровна, мать Раскольникова, умирает, так и не дождавшись встречи со своим сыном.

Он попадает в больницу. Соня каждый день приходит и молча стоит под окнами тюремной палаты, чтобы просто быть рядом. Однажды он увидел ее, и это поразило его. Что-то дрогнуло в его сердце. На следующий день он опять выглянул в окно, но девушки не было. Он забеспокоился. Несколько дней Соня не появлялась. Раскольников не на шутку испугался и пытался выяснить, что случилось, почему она не приходит. Наконец удалось узнать, что Соня больна, но болезнь неопасная, и девушка скоро поправится.

Мысль о несправедливом мироустройстве не даёт ему покоя, сводит с ума, порождает в душе отчаяние и непонимание. Глубочайшая грань, которая пролегает между бедными и богатыми, настолько непреодолима, что Раскольников не может смириться с этими ужасными реалиями. Он готов помочь всему человечеству перестать страдать даже ценой собственного благополучия.

Обращаясь к Евангелию, Раскольников пытается избавиться от «ужаса», он уже заблудился, но пока не до «самого безнравственного». Вспомните Свидригайлова. В нем не было Бога, да и совести. Что-то, похожее на совесть, стало пробиваться в нем в конце жизни, но было уже поздно. Он заблудился до «самого безнравственного». У Раскольникова еще есть шанс. Почему мы считаем, что Раскольников может спастись?

После совершения убийства старухи и её сестры, признавая все свои действия правильными, преступник обнаруживает, что больше не способен жить жизнью обычного человека. Преодолев ту грань, которая отделяет добро от зла, он обрекает себя на нестерпимые моральные страдания. К нему приходит понимание того, что, совершив насилие, он автоматически причислил себя к той же категории общества, которую так ненавидел. Он сам стал тем, кто может безнаказанно причинять зло более слабым и беззащитным. Анализ эпилога «Преступления и наказания» заставляет понять, как низко пал тот, кто мечтал взлететь так высоко.

А потом был следующий толчок — смерть матери. А затем страшная по своей сути и противоестественная для сторонников христианства сцена в церкви. Церковь — святое место, где по определению нельзя поднять руку даже на закоренелого убийцу. Но ведь именно в церкви «собратья — каторжане» готовы были убить Раскольникова, сами не отдавая себе отчёт в том, что такого плохого сделал им этот человек.

Он не связан непосредственно с основным действием романа, но играет очень важную роль в идейном замысле произведения. Эпилог состоит из двух частей. В первой части эпилога мы узнаем о том, как сложилась дальнейшая судьба главных героев. Во второй части перед нами предстает внутренний мир Раскольникова, когда герой находится в заключении.

Процесс проходит очень гладко, благодаря тому, что Раскольников честно во всем признается, не скрывает от суда того, что было на самом деле. Судья приходит к выводу, что в момент убийства Раскольников был в помешательстве и сам не понимал, что делал, тем более, в это время «подоспела новейшая модная теория временного умопомешательства». Благодаря этому Раскольникову дают восемь лет заключения в Омском остроге, расположенного на берегу Иртыша.
Вместе с Раскольниковым в Сибирь уезжает и Соня. Мать героя — Пульхерия Александровна — умирает. Перед смертью она долгое время находится в полусумасшедшем состоянии. Вероятно, женщина догадывалась, что с ее сыном, которым она так гордилась, случилось какое-то несчастье.

Соня читает Родиону о воскресении Лазаря, и он признается в убийстве, веруя и в свое воскрешение. Он не признался следователю Порфирию Петровичу, который и так знал о его вине, не признался матери, сестре, Разумихину, а выбрал именно Соню, чувствуя в ней спасение. И это интуитивное чувство подтвердилось.

Также двойником является и Свидригайлов, который пытался соблазнить Дуню. Он такой же преступник, руководствуется принципом «единичное зло позволительно», если конечная цель хороша». Казалось бы, похоже на теорию Родиона, но не тут-то было: цель его должна быть хороша только с гедонистической точки зрения и для самого Свидригайлова. Если герой не видел в ней удовольствия для себя, то ничего хорошего не примечал. Получается, зло он творил во благо себя самого, причем, во благо своей порочности. Если Лужин хотел кафтан, то есть материального благополучия, то этот герой жаждал удовлетворить свои низменные страсти и только.

У Достоевского нет ничего, кроме человека, нет природы, нет мира, нет в самом человеке того, что связывает его с природным миром вещей, с бытом, с объективным строением жизни. Существует только дух человеческий, и только он интересен, он исследуется. Н. А. Бердяев Роман Достоевского «Преступление и наказание» — одно из важнейших произведений мировой литературы, книга великой скорби.

Также двойником является и Свидригайлов, который пытался соблазнить Дуню. Он такой же преступник, руководствуется принципом «единичное зло позволительно», если конечная цель хороша». Казалось бы, похоже на теорию Родиона, но не тут-то было: цель его должна быть хороша только с гедонистической точки зрения и для самого Свидригайлова. Если герой не видел в ней удовольствия для себя, то ничего хорошего не примечал. Получается, зло он творил во благо себя самого, причем, во благо своей порочности. Если Лужин хотел кафтан, то есть материального благополучия, то этот герой жаждал удовлетворить свои низменные страсти и только.

Мучаясь и томясь, Раскольников сближается с Соней, которая также преступила закон, как и герой. Но девушка осталась чистой в душе, она больше мученица, чем грешница. Она продала свою невинность за символические 30 рублей, как Иуда продал Христа за 30 серебряников. Такой ценой она спасла семью, но предала себя. Порочная среда не помешала ей оставаться глубоко религиозной девушкой и воспринимать происходящее, как необходимую жертву. Поэтому автор отмечает, что порок не коснулся ее духа. Своей робкой манерой держаться, своим непрекращающимся стыдом девушка противоречила вульгарности и наглости представительниц ее профессии.

Ф.М. Достоевский не сразу придумал название своему произведению, у него были варианты «Под судом», «Рассказ преступника», а известное нам заглавие появилось уже в конце работы над романом. Смысл названия «Преступление и наказание» раскрывается в композиции книги. В начале Раскольников, охваченный заблуждениями своей теории, убивает старуху-процентщицу, преступая нравственные законы. Далее автор развенчивает заблуждения героя, сам Родион мучается, потом попадает на каторгу. Это его наказание за то, что он поставил себя выше всех окружающих. Только раскаяние дало ему шанс на спасение души. Автор также показывает неотвратимость кары за всякое преступление. И это наказание не только юридическое, но и нравственное.

Кроме вариативности в названии, у романа изначально была другая концепция. Будучи на каторге, писатель задумал роман как исповедь Раскольникова, желая показать духовный опыт героя. Далее масштаб произведения становился больше, он не мог ограничиваться ощущениями одного героя, поэтому Ф.М.Достоевский сжег почти законченный роман. И начал заново, уже таким, каким его знает современный читатель.

Наиболее полно она проявилась в его теории, согласно которой все люди делятся на два разряда — «тварей дрожащих», которые должны покоряться тем, кто во имя высоких целей имеет право даже проливать кровь. Нравственные терзания, охватившие Раскольникова после ужасного преступления, подтверждают то, что его «проба» не прошла: он не смог переступить через кровь. Сонечка помогает ему найти опору в вере в Бога, призывает избавиться от мучений, покаявшись перед всеми на площади. И действительно, в конце основной части романа Раскольников приходит в полицию и признается в содеянном.

Анализ эпилога Преступления и наказания

Роман и его герои оценивались по-разному. Сторонники революционных преобразований отказывались от Раскольникова. Д. И. Писарев в статье «Борьба за жизнь», рассматривая героя с материалистических позиций, писал: «Теория Раскольникова не имеет ничего общего с теми идеями, из которых складывается миросозерцание современно развитых людей». Противники нигилистических взглядов, например Н. Н. Страхов, видят в Раскольникове страдающего человека. В. В. Розанов оценивает роман и героев с философско-религиозных позиций.

Убийство процентщицы Алены Ивановны Родион Раскольников совершает под влиянием своей теории. Раскольников — студент, вынужденный из-за отсутствия средств оставить учение. Его мать, вдова чиновника, живет на скромный пенсион, большую часть которого она посылает сыну.

Я думаю, что сон именно что-то изменил в сознании Раскольникова, ему помог осознать то, что герой давно Родион. чувствовал понял, что он любит Сонечку, эта что хрупкая девушка – его спасение, опора его и поддержка: «Как это случилось, он и знал не сам, но вдруг что-то как бы подхватило как и его бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее Открывшись».

Роль эпилога в понимании всего смысла романа. Эпилог – это истинное раскаяние Раскольникова, отказ от своей теории; это воплощение Ф.М. Достоевским библейской темы смирения. Это воплощение главной идеи романа – только любовь к ближнему способна победить зло. Сам писатель тоже не сразу пришёл к этому. Пребывание его на каторге заставило задуматься над сутью православия, его значением для человека.

Рекомендуем прочесть:  Отдых На Море Для Многодетной Семьи

В центре сюжета Родион Раскольников, студент, который погряз в бедности. И это не просто отсутствие денег на какие-то удовольствия, это нищета, которая разрушает, сводит с ума. Это каморка, похожая на гроб, лохмотья и незнание, поешь ли ты завтра. Герой вынужден уйти из университета, но не может никак поправить свои дела, он чувствует несправедливость своего положения, видит вокруг таких же обездоленных и униженных.

Анализ «Преступление и наказание» Достоевский

Именно тогда у писателя впервые возникла идея написать роман, полный драм и внутренних конфликтов. По плану произведение задумывалось как исповедь Раскольникова, в котором раскрывался духовный опыт главного героя. Однако во время написания романа автор стал понимать, что не в состоянии ограничиться переживаниями одного Раскольникова – сюжет требовал большей глубины и наполненности. Отнесшись с большой долей критики к написанному материалу, Достоевский сжёг практически завершённый роман и написал его заново – таким, каким знает его весь литературный мир.

Главная тема произведения – угнетённость и ужасающая бедность большей части общества, печальное положение которого мало кого интересует. Также красной линией проходит тема заблуждений личности и вынужденного бунта вследствие удушающей нищеты, социального неравенства и безысходности.

В 80-х годах XIX столетия роман был переведён на многие европейские языки. Влияние его на мировой литературный процесс оказался огромным: писатели стали развивать тему, открытую Достоевским и порой откровенно подражать классику, в разных городах мира были поставлены театральные постановки, позже нетленное произведение было многократно экранизировано.

Проблема ложных убеждений, поставленная в романе, является актуальной во все времена. Теория, которой был подвержен Раскольников, о вседозволенности и возможности совершения преступления ради благих целей является разрушительной. Именно она является причиной произвола, насилия и террора.

В заключительной части романа – в эпилоге – писатель указал на возможное исцеление Раскольникова благодаря искреннему раскаянию и вере в Бога. Нравственное возрождение героя стало возможным только благодаря его полному переосмыслению своей жизни, поступков, ценностей.

Анализ эпилога в романе преступление и наказание

В сне, который видит Раскольников, через фантастический сюжет Достоевский передает собственную точку зрения по поводу распространения вокруг безбожных, нигилистических идей вроде той, которая была у Родиона. Этот сон не случайно описывается в произведении (эпилог романа «Преступление и наказание»).

Вскоре к юноше приходит Порфирий Петрович и говорит, что подозревает его в убийстве. Однако доказательств нет, и следователь советует Раскольникову самому прийти в участок и во всем признаться. Студент хочет поговорить со Свидригайловым, и тот рассказывает, что был влюблен в Дуню, но теперь у него есть невеста. После этого Свидригайлов втайне встречается с Дуней, поведав ей все, что слышал из разговоров Сони и Раскольникова. Мужчина говорит девушке, что спасет ее брата в обмен на ее любовь. Дуня хочет уйти, но дверь заперта; она несколько раз стреляет в Свидригайлова из револьвера, однако промахивается. Он отдает ей ключ, и девушка, оставив револьвер, уходит. Вернувшись в квартиру, мужчина заходит к Соне и дает ей три тысячи рублей, потому что знает, что деньги будут нужны, когда она пойдет на каторгу за Раскольниковым. Свидригайлов идет в гостиницу, а на рассвете совершает самоубийство, выстрелив себе в голову из Дуниного револьвера.

Когда Родион видит Соню в очередной раз, наконец-то просыпается его душа, а глаза, открывшиеся заново, наполняются слезами. Сильная боль, но уже дарующая свет, а не беспросветная, бросает его к ногам Сони в рыданиях. Так очищается мятежное сердце главного героя.

В болезни Раскольников увидел страшный сон , как микроскопические трихины вызвали на земле страшную болезнь. Они вселяли в людей сумасшествие: каждый считал одного себя во всём правым и начинал в бессмысленной злобе убивать других. По всему миру дрались и резались. Всё погибало. Спастись и начать новый род человечества на очищенной земле было предназначено лишь нескольким праведникам.

Эпилог произведения «Преступление и наказание» раскрывает события, произошедшие после суда и приговора. Автор романа описывает преступника, которое меняется на протяжении всего повествования. Делается особый упор на постепенное изменение отношений между Раскольниковым и Духовное вырождение или духовное возрождение — что ждёт преступника в заключении?

Эпилог преступление и наказание краткое содержание анализ

Как писала Соня, Раскольников в первое время ее посещениями особо не интересовался, однако через некоторое время вдруг ощутил в них потребность и даже тосковал иногда, когда та прийти к нему не могла. Эта девушка сообщала про себя, что она познакомилась за это время с влиятельными людьми, зарабатывала шитьем себе на жизнь и даже достигла больших успехов в этом деле, поскольку не было модистки в городе. Однако Соня не упоминала в письмах, что с помощью ее знакомых начальство лучше стало относиться к Родиону, облегчило его работы. Девушка сообщала в последнем письме, что Раскольников тяжело заболел и его поместили в госпиталь.

Во многом произведение «Преступление и наказание» написано было именно ради данного эпилога. Достоевский утверждает в нем, что возрождение и прощение возможно для любого человека, даже если тот является ужасным преступником. Эпилог романа «Преступление и наказание», краткое содержание которого вы только что прочитали, дает каждому надежду на духовное возрождение. Необходимо для этого только раскаяние и «поворот» к людям, к любви, к миру, навстречу Богу. Именно для этого нужен был эпилог. «Преступление и наказание», краткое содержание которого, конечно, не передает всего величия этого произведения, — это роман о духовном возрождении, в которое не перестает верить писатель.

Судопроизводство по делу его прошло без больших затруднений. Преступник твердо, точно и ясно поддерживал свое показание, не запутывая обстоятельств, не смягчая их в свою пользу, не искажая фактов, не забывая мельчайшей подробности. Он рассказал до последней черты весь процесс убийства: разъяснил тайну заклада (деревянной дощечки с металлической полоской), который оказался у убитой старухи в руках; рассказал подробно о том, как взял у убитой ключи, описал эти ключи, описал укладку и чем она была наполнена; даже исчислил некоторые из отдельных предметов, лежавших в ней; разъяснил загадку об убийстве Лизаветы; рассказал о том, как приходил и стучался Кох, а за ним студент, передав все, что они между собой говорили; как он, преступник, сбежал потом с лестницы и слышал визг Миколки и Митьки; как он спрятался в пустой квартире, пришел домой, и в заключение указал камень на дворе, на Вознесенском проспекте, под воротами, под которыми найдены были вещи и кошелек. Одним словом, дело вышло ясное. Следователи и судьи очень удивлялись, между прочим, тому, что он спрятал кошелек и вещи под камень, не воспользовавшись ими, а пуще всего тому, что он не только не помнил в подробности всех вещей, собственно им похищенных, но даже в числе их ошибся. То, собственно, обстоятельство, что он ни разу не открыл кошелька и не знал даже, сколько именно в нем лежит денег, показалось невероятным (в кошельке оказалось триста семнадцать рублей серебром и три двугривенных; от долгого лежанья под камнем некоторые верхние, самые крупные, бумажки чрезвычайно попортились). Долго добивались разузнать: почему именно подсудимый в одном этом обстоятельстве лжет, тогда как во всем другом сознается добровольно и правдиво? Наконец, некоторые (особенно из психологов) допустили даже возможность того, что и действительно он не заглядывал в кошелек, а потому и не знал, что в нем было, и, не зная, так и снес под камень, но тут же из этого и заключили, что самое преступление не могло иначе и случиться как при некотором временном умопомешательстве, так сказать, при болезненной мономании убийства и грабежа, без дальнейших целей и расчетов на выгоду. Тут, кстати, подоспела новейшая модная теория временного умопомешательства, которую так часто стараются применять в наше время к иным преступникам. К тому же давнишнее ипохондрическое состояние Раскольникова было заявлено до точности многими свидетелями, доктором Зосимовым, прежними его товарищами, хозяйкой, прислугой. Все это сильно способствовало заключению, что Раскольников не совсем похож на обыкновенного убийцу, разбойника и грабителя, но что тут что-то другое. К величайшей досаде защищавших это мнение, сам преступник почти не пробовал защищать себя; на окончательные вопросы: что именно могло склонить его к смертоубийству и что побудило его совершить грабеж, он отвечал весьма ясно, с самою грубою точностью, что причиной всему было его скверное положение, его нищета и беспомощность, желание упрочить первые шаги своей жизненной карьеры с помощью, по крайней мере, трех тысяч рублей, которые он рассчитывал найти у убитой. Решился же он на убийство вследствие своего легкомысленного и малодушного характера, раздраженного, сверх того, лишениями и неудачами. На вопросы же, что именно побудило его явиться с повинною, прямо отвечал, что чистосердечное раскаяние. Все это было почти уже грубо.

Первая часть эпилога начинается с описания судебного процесса по делу Родиона Раскольникова. Процесс проходит очень гладко, благодаря тому, что Раскольников честно во всем признается, не скрывает от суда того, что было на самом деле. Судья приходит к выводу, что в момент убийства Раскольников был в помешательстве и сам не понимал, что делал, тем более, в это время «подоспела новейшая модная теория временного умопомешательства». Благодаря этому Раскольникову дают восемь лет заключения в Омском остроге, расположенного на берегу Иртыша. Вместе с Раскольниковым в Сибирь уезжает и Соня.

Под подушкой его лежало Евангелие. Он взял его машинально. Эта книга принадлежала ей, была та самая, из которой она читала ему о воскресении Лазаря. В начале каторги он думал, что она замучит его религией, будет заговаривать о Евангелии и навязывать ему книги. Но, к величайшему его удивлению, она ни разу не заговаривала об этом, ни разу даже не предложила ему Евангелия. Он сам попросил его у ней незадолго до своей болезни, и она молча принесла ему книгу. До сих пор он ее и не раскрывал.

Эпилог и его роль в романе Достоевского Преступление и наказание сочинение

Читатель попадает обстановку сибирского острога, где идет следствие по делу. Мы узнаем некоторые важные факты об убийстве старухи. В частности, о том, что главный герой спрятал кошелек и вещи из квартиры процентщицы под камнем. Но ничего из этого он не брал, денег не тратил. Некоторые эпизоды преступления Родин описывал подробно, не упуская ни малейшей детали, о других же не мог вспомнить ничего. Из этого следствием был сделан вывод о временном умопомешательстве Родиона. Совокупность этих фактов стала для судей основанием смягчения окончательного вердикта – Раскольникову было назначено 8 лет каторжных работ.

Особое внимание автор уделяет судьбе матери Раскольникова. Ей прямо не говорили, что случилось и почему ее Родя так долго не приезжает, но сердце матери чует беду. Постепенно Пульхерья Андреевна начинает догадываться о происходящем, но озвучить этого она не может. Материнское сердце страдает по сыну. В конце концов она умирает.

Рекомендуем прочесть:  Выплаты По Сокращению После Декретного Отпуска 2023

Драматическое произведение Достоевского «Преступление и наказание» не оставит равнодушным ни одного читателя, решившегося прочесть этот сложный, но в тоже время, интересный психологический шедевр русской классической литературы. Этот роман структурирован и в нем есть продуманный эпилог. Если внимательно читать, эта часть не связана с основным сюжетом романа, но очень хорошо отражает идейный замысел писателя.

А вот Соню они полюбили. Это очень удивляет Раскольникова. И еще его удивляет, почему они так любят жизнь. Он же своей жизнью не дорожит и жалеет, что не покончил с собой, как хотел, а пошел в полицию и признался в убийстве. Раскольников болен. Он болен не от тягот тюремной жизни, а от крушения надежд на свою исключительность.

Под действием окружающей обстановки и тихой, ненавязчивой любви Сони в душе Раскольникова происходят огромные изменения. У него появилась цель в жизни, он понял, как он ошибался, пытаясь добиться справедливости убийством никчемного, по его мнению, человека. Понял, что человеческая жизнь бесценна, и решил «бесконечной любовью искупить страдания» прекрасной девушки.

Анализ эпилога произведения «Преступление и наказание» (Достоевский Ф

Эпилог начинается с описания того, что произошло с героями после признания Раскольникова в убийстве. Дуня вышла замуж за Разумихина, и они обусловились, что непременно через 5 лет переедут в Сибирь и начнут новую жизнь всей семьёй, Пульхерия Александровна помутнела рассудком, переживая за своего сына, и вскоре скончалась, а Сонечка поехала за Родионом в острог. Причина же этого поступка Сони заключается в её характере, в её глубокой вере.

Она не могла бросить того, кто в ней нуждался, и поэтому жертвовала всем ради других. Хоть во время их первой встречи Раскольников лишь осуждал её и пытался доказать правоту своих взглядов и ошибочность, бессмысленность всех её страданий, но она почувствовала, что только ей под силу спасти его, и поэтому отправилась вместе с ним. Чистота сердца, безграничная любовь, желание помогать другим и способность страдать ради кого-то — главные черты Сонечки, которые определяют её поступки.

Другие же каторжники относились к Соне с любовью, так как она всячески помогала им, и поэтому её очень ценили и уважали: «Они любили даже её походку, оборачивались посмотреть ей вслед, как она идет, и хвалили её; хвалили её даже за то, что она такая маленькая, даже уж не знали за что похвалить. К ней даже ходили лечиться». В ней они видели воплощение бога, который им помогает и облегчает каторгу. Но, несмотря на столь теплое отношение к Сонечке, заключенные сразу невзлюбили Раскольникова, что в дальнейшем чуть не вылилось в пролитие крови в церкви во время второй недели великого поста, и весь конец поста Родиону пришлось пролежать в больнице. Там ему приснился странный сон, будто появились новые неизвестные трихины, которые вселяясь в людей делали их бесноватыми и сумасшедшими, непоколебимыми в своих научных выводах, нравственных убеждениях и верованиях. Начался хаос, эти зараженные воевали друг с другом и бесконечно спорили. Все и всё погибало. Но спастись во всём этом могли только несколько избранных, которые были предназначены, чтобы начать новый род людей, обновить и очистить землю. Но никто не видел этих людей и не слышал их. Этот сон имеет глубокий смысл, он показывает Раскольникову те гибельные последствия, в которые могла бы вылиться победа в обществе идей индивидуализма и избранности, она неизбежно привела бы к забвению нравственных связей между людьми и к гибели мира, который могут спасти лишь сохранившие в себе духовную чистоту избранные. Этот сон является неким философским итогом романа, именно благодаря ему Родион, хоть и подсознательно, но выбрал путь очищения и любви. И он, увидев Соню, стоящую у ворот госпиталя, почувствовал, тот укол в сердце, который стал той отправной точкой к искуплению грехов. Следующая их встреча у реки стала этому подтверждением. Слёзы Раскольникова у колен Сонечки и возникшее бесконечное чувство любви к ней, всё это означало его будущее «воскрешение». Её символика тесно связана с христианской темой и с Евангелием, Родион, как и Лазарь воскрес, только не в физическом плане, а в нравственном. Но всё же неизвестно спасет ли Соня Раскольникова или нет, однако мы, безусловно, в последних строчках произведения видим, что даже сам Достоевский верит в будущее обновление своего героя, он дает читателю и самому себе надежду на счастливое будущее, где начнется новая история, «история постепенного перерождения».

Анализ романа Достоевского «Преступление и наказание»

В центре сюжета Родион Раскольников, студент, который погряз в бедности. И это не просто отсутствие денег на какие-то удовольствия, это нищета, которая разрушает, сводит с ума. Это каморка, похожая на гроб, лохмотья и незнание, поешь ли ты завтра. Герой вынужден уйти из университета, но не может никак поправить свои дела, он чувствует несправедливость своего положения, видит вокруг таких же обездоленных и униженных.

Кроме вариативности в названии, у романа изначально была другая концепция. Будучи на каторге, писатель задумал роман как исповедь Раскольникова, желая показать духовный опыт героя. Далее масштаб произведения становился больше, он не мог ограничиваться ощущениями одного героя, поэтому Ф.М.Достоевский сжег почти законченный роман. И начал заново, уже таким, каким его знает современный читатель.

Мучаясь и томясь, Раскольников сближается с Соней, которая также преступила закон, как и герой. Но девушка осталась чистой в душе, она больше мученица, чем грешница. Она продала свою невинность за символические 30 рублей, как Иуда продал Христа за 30 серебряников. Такой ценой она спасла семью, но предала себя. Порочная среда не помешала ей оставаться глубоко религиозной девушкой и воспринимать происходящее, как необходимую жертву. Поэтому автор отмечает, что порок не коснулся ее духа. Своей робкой манерой держаться, своим непрекращающимся стыдом девушка противоречила вульгарности и наглости представительниц ее профессии.

Ф.М. Достоевский не сразу придумал название своему произведению, у него были варианты «Под судом», «Рассказ преступника», а известное нам заглавие появилось уже в конце работы над романом. Смысл названия «Преступление и наказание» раскрывается в композиции книги. В начале Раскольников, охваченный заблуждениями своей теории, убивает старуху-процентщицу, преступая нравственные законы. Далее автор развенчивает заблуждения героя, сам Родион мучается, потом попадает на каторгу. Это его наказание за то, что он поставил себя выше всех окружающих. Только раскаяние дало ему шанс на спасение души. Автор также показывает неотвратимость кары за всякое преступление. И это наказание не только юридическое, но и нравственное.

Герой долго колеблется и все-таки утверждается в своем решении после встречи с чиновником Мармеладовым, который пьет по-черному, вводя в нищету себя, свою жену Катерину Ивановну, ее детей, и дочь Соню (она вообще вынуждена работать проституткой, чтобы помогать семье). Мармеладов понимает свое падение, но ничего не может с собой поделать. А когда его пьяным задавила лошадь, положение семьи оказалось еще бедственнее. Вот этим погубленным нищетой людям он и решил помочь. Сравнивая их бедственное положение с несправедливым довольством Алёны Ивановны, герой пришел к выводу, что его теория верна: общество можно спасти, но это спасение потребует человеческих жертв. Решившись и совершив убийство, Раскольников заболевает и чувствует себя потерянным для людей («Я не старушонку убил… я себя убил»). Герой не может принимать любовь матери и сестры Дуни, заботы приятеля Разумихина.

Путь Раскольникова пройден: мы понимаем, что дальше он пойдет рука об руку с Соней, неся вместе с ней в мир христианские идеи любви и добра, милосердия и сострадания. Родион понял, что он любит Сонечку, что эта хрупкая девушка — его спасение, его опора и поддержка: «Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени».

Его признание, прежде всего, основано на физиче­ской невозможности вынести внутреннюю борьбу, на предельном истощении всех сил, а еще «из выгоды, как предлагал этот… Порфирий». Это похоже на но­вое преступление: Раскольников раскаялся в том, что признался. Пропасть между ним и другими людьми расширилась и сделалась непроходимой: «Его даже стали под конец ненавидеть — почему?

Жениха Дуни интересовало только собственное благо, поэтому он и хотел взять бедную девушку в жены: она была бы бессловесной его рабой, ведь у самой ни гроша за душой не было. Кроме того, баловать такую жену и угождать ее родителям было лишними хлопотами. Также двойником является и Свидригайлов, который пытался соблазнить Дуню.

Непонятный порыв заставляет его в слезах броситься перед Соней на колени.Соня, испугавшись такого проявления чувств, в первое мгновение была ошарашена. Но почти сразу к ней пришло счастливое осознание того, что Раскольников её бесконечно любит.Анализ эпилога «Преступление и наказание» заставляет поверить, что теперь судьбы этих людей сплетены в одну.

Сам писатель тоже не сразу пришёл к этому. Пребывание его на каторге заставило задуматься над сутью православия, его значением для человека.Признание Раскольникова в полицейской конторе — это далеко еще не «чистосердечное раскаяние». Его признание, прежде всего, основано на физической невозможности вынести внутреннюю борьбу, на предельном истощении всех сил, а еще «из выгоды, как предлагал этот.

Эпилог может многое прояснить и в самой личности писателя. Достоевскому идея создания «психологического романа» пришла в то время, когда он сам отбывал каторгу и находился под воздействием христианской концепции о том, что только любовь и всепрощение спасут мир. Преступление и наказание — проблемы общества.

Он сам своими руками развернул свой мир от света в сторону кромешной тьмы, в которой ему теперь придётся жить. Не освободив от оков нищеты и отчаяния ни одного человека, он в то же время ввергнул себя в самое сердце тьмы. Заложник собственной идеи, он превратился в живого мертвеца.

В эпилоге мы видим, как после нравственного падения происходит постепенное возрождение главного героя, к которому он приходит благодаря вере в Бога, благодаря этому он видит цель своей будущей жизни. Раскольников постепенно переходит от одного мира в другой, у него постепенно происходит знакомство с новою, доселе совершенно неведомою реальностью.

Причислив себя к разряду «необыкновенных» людей и находясь под влиянием своей идеи, он задумывает убийство старой процентщицы. Жизнь жадной старухи не имеет в его глазах никакой ценности, зато на её деньги он планирует совершить много хорошего для всех нуждающихся. Мысль вытащить из трясины нищеты свою семью подогревает его решение.

Это уже не то коленопреклонение, когда Расколь-ников «дико9raquo; произнес: «Я не тебе поклонился, я все-му страданию человеческому поклонился». Соотнесе-ние этой фразы с законами раскольниковской «ариф9shy;метики9raquo; может означать, что и Соню, подобно Лизавете или Миколке, можно принести в жертву «всему человечеству». Не так уж трудно воскликнуть «вечная Сонечка!», но намного труднее исключить ее из «низшего9raquo; разряда, и вообще отказаться от всяких разрядов. Прежнее коленопреклонение — это символ боли, замутненной «трихнинами9raquo;. «Не тебе, а всему страданию. » — слова эти произносил язык еще «грешный9raquo;, «празднословный9raquo; и «лукавый9raquo;. Но в молчаливом финальном коленопреклонении звучит уже совсем другой мотив. «В этот день ему даже пока-залось, что как будто все каторжные, бывшие враги его, уже глядели на него иначе. отвечали ласково».

Рекомендуем прочесть:  Последние изменения таблицы соответствия квр и косгу на 2023 год

Анализ эпилога Преступления и наказания

Роман Достоевского «Преступление и наказание» — произведение необычное. В нем нет авторского голоса, который указал бы читателям, в чем его смысл, кто из героев прав, а кто виноват, где искать истину, в которую верит писатель. У каждого героя здесь свой голос, своя «идея», которая ведет его. Из столкновения и развития этих идей и возникает та общая мысль, которую стремится донести до нас писатель.

Достоевского «Преступление и наказание» является эпилог. Казалось бы, кульминация давно закончилась, «физическая» расправа совершена (свершилось страшнейшее преступление, виновник признался, даже в чем-то раскаялся, исполнение наказание уже в силе), но если вдуматься, то именно в эпилоге и наступает та самая кульминация или, так называемый, пик духовности. Ведь, по сути, Раскольников после признания – не раскаялся.

Эпилог романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» завершает идейное содержание произведения и является ключевым эпизодом в понимании цели его написания. Более того, именно в этой части романа окончательно разрешаются все проблемы, указанные автором еще в начальных главах.

Эпилог — заключительная часть произведения, в которой окончательно проясняется развязка сюжета, судьба героев, формулируется основная мысль произведения. Эпилог представляет собой итог романа.
В произведениях Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского роль эпилога чрезвычайно велика. Во-первых, эпилог логически завершает сюжет произведения, во-вторых, эпилог содержит авторскую философскую и жизненную позицию, оценку сюжетных событий и персонажей. Рассмотрим, как достигают этих целей авторы романов “Война и мир”и “Преступление и наказание”.
В романе Толстого две самостоятельные части эпилога соответствуют двум вышеназванным целям. Философская позиция Толстого настолько отдалена от сюжета произведения, что могла бы существовать самостоятельно, в качестве философского трактата. Сюжетная развязка (первая часть эпилога) занимает существенно меньшую часть эпилога.
Прямо противоположным образом строит свой эпилог в “Преступлении и наказании” Достоевский: фактическое описание жизни героев тесно, буквально неотделимо связано с его философской концепцией. Так, например, реальное описание сна Раскольникова на каторге о трихинах (страшных вирусах гордыни и честолюбия), погубивших все человечество, одновременно является показом гуманистических убеждений Достоевского; раскаяние Раскольникова в его преступлении, в неверии в Бога отражает стремление к Богу самого Достоевского; установившиеся отношения Сони и Родиона провозглашают идеал человеколюбия Достоевского.
Нельзя сказать, что первая часть эпилога “Войны и мира” не содержит авторской позиции. Напротив, первая часть эпилога так же богата выражением авторской позиции, как и весь роман Толстого. Но, в отличие от второй части и в отличие от эпилога Достоевского, первая часть содержит лишь описание фактов, подчеркивающих позицию Толстого, причем в описание этих фактов автором искусно вставлены многочисленные свои наводящие мысли. Так, Толстой показывает нам своих героев уже после событий войны 1812 года (действие эпилога происходит в 1821 году). Пьер стал прекрасным мужем, семьянином, настоящим человеком, приятным и даже необходимым в общении. Тот первый жизненный цикл, который наметил для своего героя Толстой, пройден с честью. Что ждет героя дальше? Тихая уютная семейная жизнь? Занятия поместьем? Нет. На эти вопросы автор дает совсем другой ответ: Пьера ждут новые испытания. Испытания, связанные с участием Пьера в политическом кружке. (Как мы понимаем, Пьер станет декабристом, примет участие в восстании на Сенатской площади.) Так Толстой доказывает нам, “что люди, как реки”, все время меняются, ищут что-то, к чему-то стремятся, и это стремление к гармонии, к истине делает их “вполне хорошими”. Удивляет нас в эпилоге образ Наташи, ставшей сильной, мудрой, плодовитой. Она совсем не походит на ту девочку, грациозную, жизнерадостную, какой мы видим ее в начале романа. Смысл жизни Наташи — в материнстве. А именно так представляет судьбу и предназначение женщины сам Толстой. Николай Ростов — вполне добропорядочный средний человек, привыкший подчиняться и не сомневаться. Марья Болконская (теперь уже Ростова) находит свое счастье в семье. Младший Болконский, Николень-ка, только начинает жить, и мы надеемся, что он гак же достойно пройдет свой жизненный путь, как и его отец.
Таким образом, рассказывая о судьбах героев в первой части эпилога. Толстой достигает того, что любому внимательному читателю приходят на ум те самые выводы, которые и желает получить от него автор, несмотря на то что сам автор эти выводы не формулирует.
Как в “Войне и мире”, так и в “Преступлении и наказании” практически все выражение философской концепции авторов сосредоточено в эпилоге. Рассматривая концепции Достоевского и Толстого, нетрудно заметить, что их с трудом удается сопоставить либо противопоставить. И неудивительно: авторы рассматривают и разрешают разные философские вопросы.
Достоевского интересуют проблемы добра и зла, сущности человека, падения и возрождения души человека. Его позиция — гуманизм, любовь к человеку, кто бы он ни был. Поэтому он дает возможность своему грешному герою, Родиону Раскольникову, прозреть и ужаснуться содеянному, поверить в любовь и возрождение своей души. Поэтому роман заканчивается фразой: “Но тут уже начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью. ”
Толстой же, в отличие от Достоевского, задается более глобальной проблемой: “Что движет миром, его историей?” И дает на него ответ: “Законы необходимости”. Его позиция — фатализм.
Несмотря на разницу в подходах писателей, есть философские вопросы, на которые они оба дают ответы. Одним из таких вопросов является вопрос о роли человека в окружающем его мире.
Как “Преступление и наказание”, так и все другие произведения Достоевского посвящены изучению сущности человека, и уже в этом проявляется то, что Достоевский отводит человеку ключевую роль в мироздании. Примеры из “Преступления и наказания” — тому подтверждения. “Это человек-то вошь!?”- восклицает Соня, которая в данном вопросе выражает авторскую позицию. Все положительные герои “Преступления и наказания” стоят на позициях человеколюбия, и лишь после принятия этой позиции способен возродиться Раскольников.
Совсем другую роль отводит человеку Толстой: по его мнению, человек — лишь пешка в сложной игре, исход которой предопределен, и цель пешки — осознать правила игры и следовать им (и в таком случае оказаться в числе победителей-праведников), в противном случае пешка будет наказана судьбой, сопротивление которой бесполезно. Гигантская иллюстрация такой позиции — картины войны, где все, включая царей и великих полководцев, бессильны перед судьбой, где побеждает тот, кто лучше понимает законы необходимости и не противится им (Кутузов).
Очень интересны предпосылки, которые приводят великих писателей к мысли о равенстве всех людей: Достоевский ценит каждого человека столь высоко, что ничто не может превзойти этого человека в глазах писателя (поэтому все люди индивидуальны, все люди равны как божеские творения). Толстой же утверждает, что каждый человек (даже Наполеон) беспомощен перед судьбой, и поэтому все люди равны.
В эпилогах окончательно проясняется взгляд писателей на Бога. Достоевский никак не упоминает Бога в связи с фактическими происшествиями, не утверждает его влияния на судьбы людей. Однако все положительные герои “Преступления и наказания” набожны (включая исправившегося Раскольникова). И притча о.воскрешении Лазаря проходит лейтмотивом через весь роман. Достоевский ценит христианскую религию за ее человеколюбивые заповеди, которые совпадают с его философскими убеждениями.
Отношение Толстого к Богу куда более сложно. Это — отрицание Бога общепринятого, с одной стороны, и в то же время — одобрение веры в Бога как в высшее провидение (оно же — законы необходимости). Примером одобрения такой веры служит образ Пьера Безухова, после долгих скитаний и испытаний пришедшего к Богу.
Как видно из вышесказанного, в эпилогах обоих произведений авторами разрешаются многие важнейшие философские вопросы, которые было бы проблематично разрешить по ходу произведения.
Безусловно, в эпилоге “Войны и мира” представлена более широкая философская позиция, чем в эпилоге “Преступления и наказания”. Отличие эпилога Толстого и в том, что для подтверждения своей позиции во второй части эпилога он не использует сюжетного материла своего произведения, а пользуется вновь придуманными аргументами. Особо следует отметить необыкновенное новаторство Толстого, превратившего эпилог из небольшого придатка или просто последней главы в самостоятельное произведение, роль которого сравнима с ролью основной части “Войны и мира”.
Таким образом, мы видим, что в обоих произведениях эпилоги играют огромную роль, завершая сюжетную линию и показывая философскую концепцию авторов. Кроме того, в “Войне и мире” вторая часть эпилога служит доказательством философской концепции Толстого, и ее значение сравнимо со значением основной части романа.

Эпилог романа «Преступление и наказание» — это момент духовного возрождения главного героя, ради которого Ф. М. Достоевский и создавал свое бессмертное произведение. Кульминация романа и все события, связанные с вынашиванием идеи и совершением страшного преступления, признанием в убийстве и приведением в исполнение наказания, уже миновали.

Анализ эпилога преступление и наказание

Анализ эпилога «Преступления и наказания» даёт понять, что процесс перерождения зреет где-то в тайниках его души. Зреет долго и трудно, незаметно для него самого. А потом в одно мгновение совершается прозрение: он, плача, бросается перед Соней на колени. И они молчат.

Это урок-беседа, урок-размышление, который поможет осмыслить роль эпилога в романе, ответить на вопросы: как Раскольников обретает в себе человека; как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь; кто ему помогает на тернистом пути к Богу.

  1. Какое место занимает роман «Преступление и наказание» в творчестве Достоевского?
  2. Каковы основные принципы изображения героев Достоевским?
  3. Каким предстает перед нами Петербург в «Преступлении и наказании»? В чем отличие образа Петербурга у Достоевского от Петербурга Пушкина, Гоголя, Некрасова?
  4. Чем было спровоцировано появление на свет и окончательное формирование теории Раскольникова? изложите сущность самой теории.
  5. Каковы были мотивации Раскольниковым своего преступления?
  6. Как изменялось душевное состояние Раскольникова до и после совершения преступления? В чем состояло само преступление? Расскажите о смысле названия романа.
  7. Кого и на каких основаниях можно считать двойниками Раскольникова?
  8. Какова роль снов в романе?
  9. В чем специфика женских образов романа?
  10. Какую роль в судьбе Раскольникова сыграли семья Мармеладовых, Соня, Порфирий, Свидригайлов?
  11. В чем значение эпилога романа?

Но мы имеем дело с необыкновенным романом, и эпилог в нем носит своеобразный характер. Достоевскому надо было еще показать, что идея Раскольникова отвергнута тем самым бедным людом, во имя которого и замышлялась. Красавец Раскольников не принят народом не просто за убийство, а за проведение несуразной идеи. Люди не признали за ним право убивать.

« Каждая встреча может быть во спасение или нет и тому и другому . Причём встречи бывают разные: поверхностные, глубокие, истинные, ложные, во спасение, не во спасение, но все они начинаются с того, что человек, у которого есть сознание евангельское или просто острое, живое человеческое сознание, должен научиться видеть, что другой существует.

Adblock
detector