Социальная работа с несовершеннолетними детьми

Социальная работа с несовершеннолетними детьми

Специальные учреждения социальной помощи детям предоставляют следующие услуги: организация специальных групп профессионального обучения для родителей, обеспечение помощи по трудоустройству, обеспечение присмотра за детьми работающих в дневное или вечернее время родителей, создание при городских центров здоровья служб для незамужних матерей, создание и поддержка служб защиты детей, подвергшихся насилию, работа с приемными семьями, наблюдение за адаптацией ребенка в новой семье, развитие социальных служб помощи детям в получении образования и так далее. В экстремальных ситуациях службы берут на себя заботу о детях независимо от уровня дохода семьи.

Немало интересного имеется в США в социальной работе с детьми. Перед учреждениями общего типа, к которым относятся детские сады (дневные и круглосуточные), группа продленного дня в школе, детские дома, центры, созданные в рамках определенных программ, федеральное законодательство США ставит задачу обеспечить: полноценное обучение детей соответствующее их возрасту, интересам и способностям; полноценное питание и уход; медицинские услуги; возможности для социального и экономического развития; содействие развитию родителей; социальные услуги необходимые детям и их семьям.

В зарубежных странах (Америка, Германия, Англия) существует разграничение ответственности по защите прав ребенка. Если признается, что он нуждается в государственной защите, то заключается трехстороннее соглашение между кровными родителями, службой, которую органы опеки и попечительства наделили необходимыми полномочиями и конкретным гражданином (социальным работником, патронатным воспитателем), который работает в этой службе и выполняет определенные функции. Такой служащий может либо приходить в неблагополучную семью и помогать ей решать возникшую проблему, либо взять на какое-то время ребенка к себе и ухаживать за ним, пока в его семье не улучшиться обстановка.

Как и в ряде других стран, в США социальное обслуживание умственно отсталых осуществляется как в психиатрических больницах и домах интернатах, так и специализированных стационарах и диспансерах, а также амбулаторно. Особое внимание при этом обращается на работу с малолетними и несовершеннолетними.

Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями, подростками группы риска строится на основе целого ряда программ школ. Последние подразделяются на две группы: программы для нормальных школ и специальных школ, рассчитанных на трудных и осужденных подростков.

Социальная работа с несовершеннолетними

Глава 1
1.1. Сущность, состояние и динамика правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
1.2. Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями в специальных учреждениях.
Глава 2
2.1. Опыт работы с несовершеннолетними правонарушителями в ДКМ в городе Сибае.

Обращает на себя внимание и тот факт, что в подростковой среде все большее распространение получают групповые преступления. Групповые правонарушения чаще носят более опасный характер, нежели правонарушения, совершенные в одиночку. Более половины преступных групп несовершеннолетних характеризуется как временные и неустойчивые социальные образования. В то же время прослеживается тенденция к тому, что значительная часть групп несовершеннолетних преступников ориентирована на преступную длительную деятельность, включая её организованные формы. В них выделяется, прежде всего, лидер. На лидера возлагаются внешние контролирующие функции. Внутренние регулятивные функции в таких группах осуществляются в соответствии с «не писаными законами». Несоблюдение данных законов ведёт к распаду группы, поэтому их нарушители преследуются, караются участниками группы. Однако количественный и качественный состав групп несовершеннолетних преступников не носит постоянного характера, поскольку такое постоянство зависит от приобретённого преступного опыта, возрастных особенностей и от вида преступной деятельности.

В последнее время в нашем обществе происходят сложные процессы, связанные с обострением социальной ситуации в стране, которые, так или иначе, отражаются на людях, их физическом, психическом, материально-финансовом благополучии. Особенно остро на эти изменения реагируют дети и подростки. Одним из ярко выраженного проявления модификации у подростков на происходящие изменения являются правонарушения. Для изучения особенностей социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями необходимо раскрыть содержание понятий «правонарушение», «несовершеннолетний», «подросток», «социальная проблема». Социальная проблема — это социальное противоречие, осознаваемое субъектами (индивидами, группами) как значимое несоответствие между существующим и должным, между целями и результатами деятельности. Социальное противоречие — это противоречие, возникающее в процессе развития социальной сферы или сферы социальных отношений, которое выражает расходящиеся тенденции этого развития (Социальная энциклопедия. / Под ред. А.П. Горкина. М.: «Большая российская энциклопедия», 2000. С. 275.)

Но главной проблемой является то, что криминальная деятельность, участие в уголовных группировках становится в глазах подростков и детей социально престижным занятием. Если ранее такая категория населения как преступники ассоциировалась в массовом сознании молодежи с маргинальными слоями общества — людьми, находящимися вне социально значимых сфер деятельности, то в настоящее время её можно считать самостоятельной социальной группой. (7. Буров И. Нетрадиционные подходы к адаптации воспитанников колонии / И. Буров, И. Пятакова //Народное образование. – 2003. — №7. – С. 185-192.). Важнейшей её характеристикой являются профессиональные занятия различными видами противоправной деятельности. В криминальной среде сформировалась собственная ”теневая” социальная структура со своими “теневыми” стратами, вхождение в которые гарантирует определенный уровень материального достатка и присущий им набор социальных возможностей.

Правонарушение рассматривается как «общественно-вредное (опасное) деяние, покушающееся на сложившийся порядок общественных отношений». Существуют две точки зрения определения понятия правонарушения. По мнению С.А. Беличевой, «правонарушение — это так называемый докриминогенный уровень асоциального поведения, когда несовершеннолетний еще не стал субъектом преступления, и его социальные отклонения проявляются на уровне мягких поступков, правил поведения в общественных местах, уклонений от учебы, в употреблении алкоголя, наркотических, токсических средств, разрушающих психику и других формах асоциального поведения, не представляющих большой общественной опасности»( Беличева С.А. Основы превентивной психологии М.: «Социальное здоровье России», 2000. С. 32.). Несколько по-иному трактует понятие «правонарушение» В.И. Курбатов. Он рассматривает правонарушение как «виновное поведение дееспособного лица, которое противоречит нормам права и влечет за собой юридическую ответственность» (4. Социальная работа / Под ред. В.И. Курбатова. Ростов-на — Дону: «Феникс», 2003.С. 248.). Преступление он характеризует как виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания. Значение динамики преступности несовершеннолетних имеет практическую значимость для более эффективной разработки стратегии и организации системы профилактики, распределением обязанностей и ответственности между субъектами профилактики.

В рамках развивающегося в России института социальной работы осуществляется напряженный поиск оптимальных моделей как долговременных, так и кратковременных видов помощи и поддержки семьи и детей. Социальная работа в целом и система социального обслуживания населения в частности развиваются интенсивно с использованием различных технологий. Возникновение новых социальных проблем в обществе потребовало разработки новых технологий для их решения. При помощи социальных технологий можно своевременно снимать социальное напряжение, разрешать индивидуальные и коллективные социальные конфликты, принимать и реализовывать оптимальные управленческие решения. В ведении органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, в настоящее время около 3059 учреждений социального обслуживания многодетных семьи и детей, в числе которых центры социальной помощи семье и детям, реабилитационные центры для детей-инвалидов, для несовершеннолетних детей, социальные приюты для детей и подростков, кризисные центры для женщин и другие. Каждое из этих учреждений использует технологии социальной работы в зависимости от проблем, с которыми обращаются нуждающиеся. Департамент по делам детей, женщин и семьи России предпринимает усилия для разработки новейших социальных технологий по работе с детьми из неблагополучных семей, а также изучает, анализирует и распространяет опыт учреждений социального обслуживания семьи и детей. В целях выявления перспективных социальных технологий, обеспечивающих повышение эффективности деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей, расширение спектра социальных услуг и улучшение их качества, проводятся конкурсы на лучшие проекты по решению проблем семьи, женщин и детей, возникших в связи с социально-экономическими преобразованиями последнего десятилетия и традиционных (например, работа с детьми-инвалидами). В зависимости от типа семьи, нуждающейся в помощи, используются различные технологии социальной работы, цель которых – сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи в отдельности.

Основные трудности семьи, потребность в профессиональной помощи обусловлены ее типом (многодетная, семья инвалидов или семья, воспитывающая ребенка-инвалида и другие) Вместе с тем семейные проблемы (дисфункциональность семейных связей, патологизация отношений между супругами, родителями и детьми) не зависят от социального статуса семьи и могут быть присущи равно обеспеченной, интеллигентной и малообеспеченной и малообразованной семье. Социальные работники в настоящее время могут оказывать помощь семье преимущественно на этапе ее кризиса, в момент конфликта или распада, заниматься же профилактикой семейных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии большинство социальных учреждений пока не в состоянии. Между тем это одна из важнейших задач социальной работы в стабильном обществе. По мере улучшения социальной ситуации в нашей стране, когда задачи обеспечения собственно социальной защиты семьи и детей отойдут на второй план, проблемы семейной терапии, совершенствования и стабилизации семейных отношений выйдут на первое место.

Презентация, доклад по праву социального обеспечения Социальная работа с несовершеннолетними детьми

Презентация на тему Презентация по праву социального обеспечения Социальная работа с несовершеннолетними детьми, предмет презентации: Разное. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 13 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Актуальность темы обусловлена тем, что в современной России проблема социального благополучия детей стоит особенно остро. Воспитание детей в наше время – серьёзная проблема. Стремительно растёт число неблагополучных семей. Дети в данных семьях, как правило, становятся безнадзорными из-за отсутствия должного контроля со стороны родителей, которые не уделяют внимания воспитанию, занятости своих детей, не заботятся об их нравственном и культурном развитии. Такие дети предоставлены самим себе, что часто приводит к негативным последствиям, а именно, к совершению правонарушений и преступлений.

В последние годы наметилась тенденция улучшения социальной поддержки семей с детьми с ограниченными физическими и умственными возможностями. Этому способствовал ряд обстоятельств, в частности, укрепление и расширение законодательной и нормативно-правовой базы социальной поддержки семей с детьми-инвалидами (прежде всего на региональном уровне), определенная трансформация массового сознания россиян, еще недавно представлявших инвалидность лишь в медицинском аспекте, динамичный рост числа центров реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Рекомендуем прочесть:  Малоимущая Семья 2023 Какой Доход Должен Быть Пенза

Социальные работы с ВИЧ-инфицированными несовершеннолетними представляет собой деятельность, направленную на оказание индивидуальной помощи больному, семье, ближайшему окружению. При этом используются такие её методы как: информирование, консультирование, прямая натуральная и финансовая помощь, уход и обслуживание, патронаж, психологическая поддержка др., ориентирующая нуждающихся в помощи на собственную активность по преодолению возникших проблем и способствующих им в этом. Для более эффективного решения этой социальной проблемы необходим комплексный подход в социальной работе.

Смысл социальной работы – это деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию.

Комиссия по делам несовершеннолетних помогает в реализации региональных программ помощи детям. В большинстве случаев такие программы сводятся к раздаче подарков на праздники и другой благотворительности, что в корне не решает проблему, гораздо эффективнее было бы привлекать их к занятию творчеством или спортом. В недостаточном объёме осуществляется помощь психолога в социализации подростка. Регулярной деятельностью являются: рейды по неблагополучным семьям, контроль над ними, помощь в трудоустройстве родителей, а так же подростков закончивших школу и нежелающих обучаться далее.

Но, обращаясь в центры социальной помощи, семьи это делают иногда слишком поздно, когда исправить их положение бывает очень трудно, когда профилактическими методами им уже не помочь, а проблема, как злокачественная опухоль, требует операционного вмешательства. Специалист по социальной работе в таких вопросах должен быть особенно осторожен, деликатен и компетентен. На данный момент в Оренбурге действует около десятка программ помощи различным категориям детей: «Дети Оренбурга», «Свои дети» и другие, благотворительные фонды: «Орион», «Наши дети». Комплексную работу осуществляет комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.

1. Привлечение к спортивным занятиям, доступным, бесплатным с предоставлением в случае необходимости нужного инвентаря. У детей из неблагополучных семей часто обнаруживается большая воля к преодолению трудностей; из них могут получиться хорошие спортсмены.

Невозможность проживания ребенка в семье происходит не вследствие одной какой-то причины, а из-за их совокупности. Длительное воздействие таких совокупностей приводит к психическим и физическим нарушениям у ребенка. Происходит нарушение социализации личности ребенка.

Кризисы, возникающие в обществе, прежде всего, бьют по семье, влияют на выполнение семьей своих функций. И чаще всего семьи перестают справляться с ними, они попадают в группу так называемых «семей социального риска», приобретают статус неблагополучных, становясь основными объектами социальной работы. На данный момент кризис не носит ярко выраженный экономический или политический характер, а скорее нравственный, моральный. Происходит разрушение института семьи, несерьёзное отношение к браку приводит к распаду семей и в первую очередь от этого страдают дети.

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

9 билитационного пространства — обеспечение единства и непрерывности реабилитационного процесса, включающего профилактику и выявление социально дезадаптированных несовершеннолетних, реабилитационные мероприятия, направленные на их позитивную социализацию. Основные тезисы, составляющие Концепцию реабилитационного пространства, были сформулированы в ходе практической работы с детьми, подростками и их родителями: 1. Все отклонения в поведении несовершеннолетних: безнадзорность, правонарушения, употребление психоактивных веществ имеют в своей основе один источник — социальную дезадаптацию, корни которой лежат в проблемах семьи. 2. Оптимальная среда для полноценного развития ребенка — это родная семья. Лишение семьи всегда становится травмой для ребенка. Это означает, что основные наши усилия должны быть направлены на работу с семьей, организацию сотрудничества с ней, совместное решение проблем. Только в том случае, если все меры, предпринятые в отношении семьи, доказали свою безрезультатность и дальнейшее продолжение работы с ней не представляется возможным, рассматривается вопрос об изъятии ребенка. 3. Социально дезадаптированный ребенок, подросток, находясь в трудной жизненной ситуации, является жертвой, чьи права на полноценное развитие и самореализацию в обществе грубо нарушены. Даже в том случае, когда он сам становится правонарушителем, это способ, которым он дает обществу знать о своих нарушенных правах. И это может стать сигналом для начала реабилитации. Только в этом случае мы можем надеяться, что подобные проявления больше не повторятся. 4. Только комплексный подход к реабилитации несовершеннолетних группы риска может дать стабильный положительный результат и позволит избежать возобновления критической ситуации. Единство реабилитационного процесса обеспечивается принятием принципов социальной терапии. Принцип «клиентоцентризма», означающий признание приоритета прав клиента во всех случаях, не противоречащих правам других людей; определяющий направленность всех действий на развитие и самореализацию клиента, его восстановление как пол- 9

5 защитить «хороших». 3. Любая реабилитационная технология должна начинаться с доверительного контакта с ребенком, а он возможен только там и тогда, где и когда ребенок сам готов вступить в этот контакт; в приложении к детям группы риска это, прежде всего, улица. Именно поэтому мы считаем организацию уличной социальной работы наиважнейшим фактором эффективной деятельности реабилитационного пространства. В дальнейшем, основная задача любой технологической цепочки не утерять то доверие, которое достигается между уличным социальным работником и несовершеннолетним. Для ребенка общение с представителями различных служб реабилитационного пространства должно протекать в едином понятийном ключе. Реабилитационное пространство можно представить в виде дома, где фундаментом является ювенальное правосудие (правовой аспект реабилитационного пространства), само здание состоит из «кирпичиков» реабилитационных программ, осуществляемых государственными (муниципальными) и негосударственными учреждениями и службами (организационный аспект реабилитационного пространства), цементируют это здание информационные технологии, обеспечивающие непрерывность пространства реабилитации (информационный аспект реабилитационного пространства). В предлагаемой издательской серии сделана попытка рассказать, как мы строили это «здание» на территории Юго-Западного административного округа города Москвы, и что у нас из этого получилось. Мы старались быть честными с тобой, уважаемый читатель, и рассказали не только о наших успехах, но и о наших неудачах, описание которых, как нам кажется, не менее ценно при воспроизведении нашего опыта в других условиях или на других территориях, что и является основной целью представленных материалов. Мы убеждены, что внедрение на вашей территории модели реабилитационного пространства для несовершеннолетних группы риска жизнеспособный и эффективный способ защитить права наших детей, а также создать условия к решению различных социальных проблем, таких как детская наркомания, безнадзорность и беспризорность. 5

1 Российский благотворительный фонд «Нет Алкоголизму и Наркомании» (НАН) Городской Центр «Дети улиц» Московского Комитета по делам семьи и молодежи Научно исследовательский институт наркологии Министерства здравоохранения Российской Федерации СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ Москва 2000 г.

18 рее, он либо нарушит запрет, либо задохнется. Попытки же реабилитации, направленные только на ребенка, напоминают старание врачей вылечить туберкулезного больного, который продолжает жить в сыром и холодном подвале. Таким образом, работа с социально дезадаптированным несовершеннолетним требует комплексного подхода не только к нему самому, но и к его социальному окружению. Опыт работы позволяет выделить следующие основные причины социальной дезадаптации несовершеннолетних (в порядке приоритетности): 1. Дисфункциональность семей; 2. Личностные особенности ребенка (характерологические особенности, темперамент, психические отклонения и т.д.); 3. Школьная дезадаптация; 4. Воздействие асоциально ориентированной неформальной среды. 5. Причины социально-демографического характера; Как правило, в каждом случае сочетается несколько причин. Рассмотрим основные варианты их сочетания. 1. Дисфункциональность семьи Семья является основным институтом социализации. Выделяются следующие функции семьи: 1. Воспитательная; 2. Хозяйственно-бытовая; 3. Эмоциональная; 4. Функция духовного (культурного) общения; 5. Функция первичного социального контроля; 6. Сексуально-эротическая. Как отмечает Эйдемиллер, «нормально функционирующая семья — это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена» [9]. Существует множество возможных нарушений нормального функционирования семьи, и все они с неизбежностью отражаются на детях. В настоящее время все большее количество семей нуж- 18

4 ОБРАЩЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА ФОНДА НАН ЗЫКОВА О.В. К ЧИТАТЕЛЯМ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ СЕРИИ «РАБОТА С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА» Уважаемый коллега! Ты держишь в руках один из выпусков издательской серии «Работа с детьми группы риска». В этих монографиях изложен опыт Российского благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании» (Фонд НАН) по созданию территориальной модели, состоящей из технологий, направленных на эффективную деятельность различных органов, служб и учреждений в области вторичной профилактики алкоголизма и наркомании среди детей и подростков, которую мы назвали «Реабилитационное пространство для несовершеннолетних группы риска». Понятие «вторичная профилактика» мы используем в соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), где под первичной профилактикой подразумевается работа с организованными детскими коллективами и общественным сознанием по внедрению идей здорового образа жизни; вторичная профилактика направлена на работу с детьми группы риска; третичная профилактика предполагает работу с химически зависимыми пациентами с целью профилактики рецидива заболевания. Формируя концепцию реабилитационного пространства для несовершеннолетних группы риска, мы исходили из трех главных принципов: 1. Никакая форма девиантного поведения, включая употребление детьми наркотиков, не может рассматриваться вне контекста иных проблем несовершеннолетнего, и, в силу этой причины, нельзя создать технологию, которая исправляет какую-то одну, отдельно взятую форму девиантного поведения. 2. Наши усилия должны быть направлены на защиту прав абсолютно всех несовершеннолетних; недопустима идея отделить «хороших» детей от «плохих», «плохих» наказать и таким образом 4

Социальная работа с несовершеннолетними матерями

Проблема социальной работы с несовершеннолетними мамами в регионах России, в том числе и в Санкт-Петербурге, недостаточно изучена, не рассматриваются в комплексном аспекте: эффективные технологии применяемые в социальной работе с несовершеннолетними мамами, не учитывается в исследованиях опыт конкретных регионов.

В свете этих проблем повышается актуальность социальной работы с данной категорией несовершеннолетних. Успешность социальной поддержки ребенка, подростка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, организация и проведение социальной работы с данной категорией объективно связана с необходимостью решения социальных проблем, возникающих в ходе идущих в стране социально-экономических преобразований.

60. детей алкоголиков страдают олигофренией и задержкой психического развития. Высокий уровень алкогольных проблем в России ведет к катастрофическому уровню разводов — по этому показателю Россия находится на втором месте в мире. Алкоголизация детей – более

Многие девочки после рождения ребенка не выдерживают такой нагрузки, что в дальнейшем может привести к ранней алкоголизации, наркомании и деформации развития личности. Эти девочки больше, чем кто-либо, зависимы от установок собственных родителей и окружающих. Часто, рожая ребенка, юная мама имеет весьма неблагоприятную семейную ситуацию. В большинстве своем они остаются незамужними. Большинство юных матерей проживают совместно с родителями. После рождения ребенка в семьях отношения часто становятся менее доверительными и более конфликтными.

Очень важно на ранних этапах предотвратить распространениепреступности среди детей и подростков, не допустить распространениекульта насилия и жестокости в семьях, школах, детских домах. Подросткиявляются одной из уязвимых групп общества, которая может бытьподвергнута негативному влиянию со стороны взрослого населения, чтозачастую приводит к определенным последствиям: нарушается психическоеразвитие ребенка, появляются различные формы патологий, таких какнаркомания, пьянство, преступность. Это может привести к необратимымпоследствиям, ведь преступность несовершеннолетних очень часто перерастает в рецидивную, то есть повторяющуюся преступность.

Рекомендуем прочесть:  Что даёт удостоверение ветерана труда федерального значения в городе кирове

Социальная работа с несовершеннолетними опыт организации социальной службы

Но, к сожалению, до настоящего момента в практических программах работы с несовершеннолетними она не находит реализации. Можно привести массу примеров неудачных попыток преодоления симптомов (частных проявлений) социальной дезадаптации без учета ее комплексного характера. Так, борьба милиции с беспризорностью, сводилась к задержанию беспризорника, выяснению личности и отправки по последнему месту его пребывания: в семью, учреждение и т.д. При этом не принималась во внимание ситуация, вынудившая ребенка уйти на улицу. В результате несовершеннолетние были вынуждены выбирать между домашним насилием и милицейским произволом.

Анализ деятельности детских программ Фонда «НАН» позволил нам достаточно четко определить наши представления как о самой проблеме, так и о целевой группе. В своей работе мы встречались с беспризорниками, правонарушителями, с детьми, употребляющими ПАВ, и даже с теми, кто совмещал все перечисленное в одном лице. Выяснение причин возникновения данных проявлений, работа по их преодолению позволяет сделать вывод, что все это симптомы одного явления – социальной дезадаптации. Эта мысль не нова, многие педагоги, психологи, социологи обосновывают ее в своих исследованиях.

Основные причины такого положения мы видим в следующем:

  • отсутствие комплексного анализа существующей социальной ситуации – говоря о наркомании и правонарушениях несовершеннолетних, беспризорности, часто забывают об их общем корне – социальной дезадаптации. В результате принимаемые меры не приводят к ожидаемому эффекту, а социальная дезадаптация проявляется в новых формах;
  • предлагаемые программы работы с несовершеннолетними группы риска исходят из административно-бюрократической логики (ведомственное разделение функций, вертикальная подчиненность по ведомственным линиям и т.д.), что значительно затрудняет реальное решение проблем социальной защиты, обычно носящих комплексный, межведомственный характер;
  • значительный разрыв между теорией и практикой: в настоящее время издается достаточно много литературы по социальной работе, около десяти ВУЗов только в Москве готовят социальных работников, в то время как на территории Москвы и Московской области не действует ни одной государственной социальной службы, работающей с несовершеннолетними.

Сложившаяся ситуация связана, в первую очередь, с инертностью государственного аппарата, жесткостью сложившихся административно-бюрократических стереотипов. В течение многих лет система работала в относительно стабильной, практически не изменяющейся ситуации. Коренные перемены, произошедшие за последние 10 лет в обществе, проблемы, возникшие перед ним, застали систему социальной защиты абсолютно неготовой к их решению. Более того, неприспособленной к какому-либо изменению. Достаточно долгое время не признавалось само наличие многих социальных проблем, таких как наркомания, беспризорность, проституция малолетних. Типичная реакция многих официальных лиц в ответ на запрос социального работника два-три года назад: «В нашем районе беспризорных нет, а наркоманов – 4 человека, состоящих на учете в диспансере». Сейчас проблемы признаются, спускаются директивы о необходимости проведения мероприятий по профилактике наркомании, безнадзорности и т.д. Различные учреждения и организации берутся за их решение: организуются лекции и тренинги, открываются клубы и центры. Но, к сожалению, их количество весьма ограничено, лишь немногие из детей могут воспользоваться ими. Кроме того, деятельность этих структур часто осуществляется без какой-либо взаимосвязи, часто пересекается, и в то же время не складывается в целостную систему социальной защиты несовершеннолетних.

Принцип целостности, означающий деятельность на всех уровнях социальной политики: от клиента, его семьи и социального окружения, во взаимодействии с общественной инициативой, учреждениями и исполнительной властью, до уровня законодательства и государственной социальной политики в целом.

В последнее время широкое признание получило мнение о необходимости комплексного подхода к решению проблем несовершеннолетних. В школах вводят ставки психологов и социальных педагогов, комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) пытаются привлекать на свои заседания не только представителей школ и милиции, но и специалистов (наркологов, психологов, социальных работников, педагогов-организаторов). Но попытка организовать в каждом учреждении целостную структуру, позволяющую реализовать всесторонний подход, не приносит желаемого результата. Происходит раздувание штата, принятие на себя несвойственных функций, снижение профессионального уровня специалистов. В то же время возникает ситуация конкуренции между различными ведомствами и структурами, перекладывание ответственности и присвоение прав.

Согласно принятому определению, социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям. (Словарь).

Этому фактору часто приписывают неадекватно большое влияние на несовершеннолетних. И это можно понять – на улицах заметно выделяются «неформалы» самых различных направлений, просто «тусовки» праздно шатающейся молодежи. Но далеко не все группы действительно асоциальны (отличие, непохожесть еще не признак асоциальности). В то же время, уход в «неформалы» обычно является лишь следствием сложившихся в семье отношений.

Сказанное в отношении семьи, часто оказывается верным и при обучении «нестандартного» ребенка в школе. К сожалению, учителя далеко не всегда готовы учитывать индивидуальные особенности ученика. Это обстоятельство является одной из причин другого явления – школьной дезадаптации.

Сами по себе личностные особенности ребенка нередко становятся причиной социальной дезадаптации. Так, даже ребенок-инвалид может быть вполне социально адаптирован при условии грамотного отношения родителей и социального окружения к его статусу. Но достаточно часто, характерологические особенности, темперамент, непоседливость ребенка вызывают у родителей неадекватные реакции. Представление о «хорошем» ребенке как об удобном, послушном сталкиваются с наличием его личностных особенностей. Начинается переделка, «подгонка» ребенка под общий «стандарт», борьба против его индивидуальности. Результат этой борьбы может быть различен, но неизбежно нарушение функционирования семьи. Ребенок, чувствуя неприятие, может сдаться, и конфликт перенесется внутрь него, может уйти из семьи и найти признание в другой среде, в других формах. Нередко такие семьи становятся клиентами психологов и нашей социальной службы. Чаще всего, обострение подобных противоречий происходит в подростковом возрасте, когда у ребенка появляется реальная возможность найти другие формы самореализации, когда происходит рост его самосознания, когда сверстники становятся авторитетом, а мнение взрослых перестает быть единственно правильным.

К причинам этой категории мы относим низкий материальный уровень, многодетность, неполные семьи, при условии отсутствия в этих семьях химической зависимости и явной асоциальности. Конечно, перечисленные факторы увеличивают вероятность развития всевозможных семейных дисфункций. Но известно достаточно примеров, когда в таких семьях создается идеальная атмосфера для развития ребенка, и дети вырастают достойными людьми.

Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями

Согласно статистическим данным число семей с хроническими конфликтными отношениями, а также дезорганизованных, асоциальных семей составляет большую социальную группу и она является областью повышенного риска насилия по отношению к детям, эмоционального отвержения детей, не обеспечения их условиями для реализации жизненно необходимых потребностей, включая потребности в защите и уходе. Эти семьи являются и областью повышенного риска формирования у детей безнадзорности, делинквентного и криминального поведения. Поэтому необходимым аспектом социально-психиатрического исследования является изучение влияния нарушений адаптации в условиях семьи и школы на социальные отношения и формирование антисоциального поведения несовершеннолетних.

Следовательно, разработка проблем оказания социально-психиатрической помощи несовершеннолетним с нарушениями развития и поведения является социально значимой в связи с широкой распространенностью явлений семейной, школьной и социальной дезадаптации в детско-подростковой среде, а также тяжестью ее последствий в виде безнадзорности и повышенной криминальной активности детей и подростков.

(1) за точку отсчета она берет ребенка в контексте социальной ситуации развития, т.е. такой системы социальных отношений, в которой ребенок находится с рождения до достижения зрелости, и которая меняется как в ответ на стечение обстоятельств, так и по мере взросления;

К ключевым понятиям социальной психиатрии детского возраста относятся «социализация» или усвоение ребенком правил, ролей, норм поведения, которые позволяют ему становиться членом общества, занимать в нем свое место, и «социальная ситуация развития» («отношение ребенка к среде и среды к ребенку дается через переживание и деятельность самого ребенка; силы среды приобретают направляющее значение благодаря переживаниям ребенка» (Выготский Л. С., 1930) [17]. Следовательно, совокупность социальных факторов (семейных, школьных, микроокружения, общественных в целом) оказывает существенное (возможно – определяющее) влияние на развитие и психическое состояние ребенка, его социальную активность. Можно с уверенностью говорить, что социальные факторы определяют и характер социальной активности – ее положительную или отрицательную направленность. В зависимости от диспозиции этих факторов лечебное, коррекционное и педагогическое реабилитационное воздействие приобретает различное значение и играет разные роли: от ведущей до факультативных (Ремшмидт Х., 2001) [70].

Антиобщественное поведение формируется рано, как правило, в младшем школьном возрасте. Более чем в половине случаев стойкие асоциальные нарушения поведения сформировались и закрепились в возрасте от 7 до 12 лет (см. главу 3). Явлениям безнадзорности предшествовало самовольное оставление школы, частые уходы из дома, случаи ранней и систематической алкоголизации.

Социальная работа с несовершеннолетними матерями

Во всем мире к несовершеннолетним относят людей до 21 года! Этот возраст зафиксирован и в нашем уставе — среди целей организации: благотворительная деятельность в отношении женщин в возрасте до 21 года и их детей; содействие в формировании ответственного материнства у женщин в возрасте до 21 года. Ведь само по себе достижение восемнадцати лет и приобретение дееспособности отнюдь не делает человека зрелым и самостоятельным, часто у двадцатилетних матерей бывают те же проблемы, что и у пятнадцатилетних.

С.В. Скутнева говорит о других значимых проблемах несовершеннолетних матерей, в частности — решение жилищного вопроса, недоступность детских садов . По данным исследования С.В. Скутневой, несмотря на убежденность в том, что несовершеннолетние матери страдают от негативного настроя общества, девушки не сталкивались со случаями осуждения по отношению к себе и своему ребенку . Изучая практики несовершеннолетнего материнства, С.В. Скутнева также выявила случаи, когда сотрудники женской консультации агрессивно агитировали девушек на аборт.

В Краснодарском крае функционирует общественная организация «Центр социальной поддержки и защиты граждан «Мать и дитя». Клиентами данной организации являются девочки — подростка и женщины г. Краснодар и близлежащих территорий. Услуги данным лицам предоставляются конфиденциально, независимо от их возраста с максимальной продолжительностью до 2-х месяцев. В центре проводят консультации и оказывают помощь юрист, психолог, диетолог, педиатр, гинеколог, массажист, узкие специалисты. С 2013 года программа «Мать и дитя» построена как многоуровневая, включающая в себя оказание помощи несовершеннолетним беременным девушкам с ежемесячным патронажем на дородовом и послеродовом сопровождении. Основная цель работы — снижение процента отказа от новорожденных детей.

Рекомендуем прочесть:  Что дают за третьего ребенка в 2023 году самарская область

Грамотные психологи, рассматривая проблемы ранней беременности, считают, что основную вину надо возлагать именно на родителей. Их некорректное поведение является основной причиной того, что дети становятся неподготовленными к половой жизни. Если между матерью и дочерью не существует откровенных отношений (из-за занятости, отсутствия привязанности к ребенку, асоциального поведения или наоборот, из-за слишком сильной опеки), то вероятность возникновения ранней беременности в такой семье очень велика.

На первый взгляд кажется, что проблема ранней беременности уже не стоит перед нашим обществом. Подростки считаются достаточно осведомленными, а средства контрацепции продаются в любой аптеке. Но на самом деле ранняя беременность встречается намного чаще, просто о таких случаях не говорят по новостям, родственники о них не распространяются, и даже наоборот, стараются скрыть все последствия. Всегда сложно рассуждать на подобные темы, так как пока не коснешься этого лично, прочувствовать каждый аспект этого вопроса не удастся.

В современной России существенными признаками стали значительное увеличение социального сиротства, появление его новых характеристик, определяемых продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, падением ее нравственных устоев и, как следствие, – изменение отношения к детям вплоть до полного вытеснения их из семьи, безнадзорность огромного количества детей и подростков во всех регионах страны.

Исходя из того, с какими категориями детей приходится работать специалистам, социально-реабилитационные учреждения выделяют следующие основные задачи: профилактика работы по предупреждению безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних; предоставление бесплатно социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении; выявление источников и причин социальной дезадаптации несовершеннолетних; разработка и обеспечение индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков; обеспечение временного проживания безнадзорных детей в нормальных бытовых условиях; оказание психологической, коррекционной и иной помощи; участие совместно с заинтересованными ведомствами в решении дальнейшей судьбы несовершеннолетних, в их устройстве.

В 2007 году была проведена ежегодная диспансеризация детей-сирот, находящихся в стационарных учреждениях (домах ребенка, детских домах и др.). В ходе нее проведено обследование детей, установлено состояние их здоровья, выявлены болезни и патологии. По итогам диспансеризации разработан комплекс мер для проведения оздоровительных и реабилитационных мероприятий, позволяющих в последующем обеспечить их социальную адаптацию и передачу на воспитание в семью. Предполагается ежегодно проводить диспансеризацию 200 тысяч детей-сирот. На эти цели в 2007 году в федеральном бюджете было предусмотрено 291 миллион рублей.

Таким образом, детская беспризорность и безнадзорность и их решения – явления не новые в нашей стране. Накоплен опыт по формированию системы реабилитации безнадзорности и беспризорности детей. Важнейшей задачей современного российского государства является решение проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних детей. Это негативное социальное явление стало проблемой социальной и духовной жизни российского общества.

Важным моментом является и то, что реализуемые органами государственной власти меры в целом положительно восприняты в обществе. Повысились активность граждан, желающих принять детей на воспитание в семьи, а также внимание общественности к проблемам семейного устройства детей-сирот. Возрастает стремление, как общественных организаций, так и отдельных граждан, принять участие в решении этих проблем.

Социальная работа с безнадзорными и беспризорными несовершеннолетними

  • 1. Участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
  • 2. Оказание социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействие возвращению несовершеннолетних в семьи.
  • 3. Содержание в установленном порядке на полном государственном обеспечении несовершеннолетних, осуществление их социальной реабилитации, защиты их прав и законных интересов, организация медицинского обслуживания и обучения несовершеннолетних по соответствующим образовательным программам, содействие их профессиональной ориентации и получению ими специальности.
  • 4. Уведомление родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей о нахождении несовершеннолетних в указанных учреждениях.
  • 5. Содействие органам опеки и попечительства в осуществлении устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей.

Между безнадзорностью и беспризорностью существует прочная связь. Безнадзорность служит благоприятной почвой для беспризорности. Безнадзорность – это отсутствие надзора за ребенком, подростком, при этом не имеет значения, в силу каких обстоятельств – объективного или субъективного свойства – этот надзор отсутствует. Здесь важно обратить внимание на поведение лиц, обязанных осуществлять надзор за ребенком, на положение ребёнка в семье и обществе, важно курировать социальный статус ребёнка. Безнадзорный ребенок, в отличие от беспризорного, как правило, живёт под одной крышей с родителями, сохраняет связи с семьей, у него ещё есть эмоциональная привязанность к кому-либо из членов семьи, но связи эти хрупки и находятся под угрозой разрушения. Предоставленные сами себе, дети «забрасывают» учёбу, отдают всё своё время улице, бесцельному, «свободному» времяпрепровождению. Безнадзорность детей нередко является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, нарушению нормального процесса социализации ребёнка.

Говоря о несовпадении терминов «беспризорный» и «безнадзорный», следует учитывать, что безнадзорность в основном определяется с помощью категорий педагогики. Неслучайно его сущность, признаки входят в сферу внимания науки, обращающей внимание на правильно понимаемый надзор за несовершеннолетними, который не сводится к контролю за его поведением, времяпровождением, а состоит в поддержании, сохранении внутренней духовной связи с ребенком, подростком, такой связи, которая позволяет сохранить даже на расстоянии контакт родителей, заменяющих их лиц со своим воспитанником. Отсутствие именно такого надзора приводит ребенка в такую ситуацию, из которой он часто не может найти выход социально одобряемыми способами и средствами.

Безнадзорные дети и подростки утрачивают связи с семьей, они оказываются на улице, приобретают негативный социальный опыт, попадают под влияние криминогенных элементов, которые их используют в своих преступных целях. Все это деформирует психическое, физическое, личностное, социальное развитие детей и подростков, зачастую необратимо искажает процесс их социализации в обществе.

В Российской Федерации, в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка, принят ряд законодательных актов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Указом Президента РФ № 942 от 14.08.1996 года был утвержден по 2000 год включительно Национальный план действий в интересах детей и, тем самым, в новейшей истории России положено реальное начало формированию государственной социальной политики в этой области.

Профилактическая работа с несовершеннолетними

«Что такое правонарушение и чем оно опасно, какой отпечаток оставляют на жизненном пути правонарушения?» — на эту тему провел беседу с учащимися Чахчах-Казмалярской школы инспектор ПДН группы УУП и ПДН Самурского ОП ОМВД России по Магарамкентскому району, капитан полиции Эйзуддин Таджибов.

Так, в МКОУ «Магарамкентская СОШ №1 им.М.Гаджиева» состоялся «круглый стол», посвященный профилактике правонарушений несовершеннолетними с участием ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних Фурмана Ханова, инспектора по делам несовершеннолетних Э. Таджидинова, работника администрации сельского поселения «сельсовет «Магарамкентский» Тимура Абдуллаева.

Одним из видов вторичной профилактики употребления наркотических веществ является применение принудительных мер медицинского характера к несовершеннолетним. «23. В соответствии с частью 2 статьи 99 УК РФ осужденному нуждающемуся в лечении от наркомании, суд наряду с наказанием может назначить принудительные меры медицинского характера, в виде амбулаторного принудительного наблюдения, исполнение которого в отношении лиц, осужденных к лишению свободы проводится по месту отбывания лишения свободы, а в отношении осужденных к иным видам наказания — в соответствующих учреждениях органов здравоохранения (ч.1 ст. 104 УК РФ). При назначении условного осуждения лицу, нуждающемуся в лечении от наркомании, в каждом случае в соответствии с ч.5 ст. 73 УК РФ обсуждается в суде вопрос о возложении на него обязанностей по прохождению курса лечения от наркомании. Неисполнение условно осужденным в течении испытательного срока указанной обязанности может служить основанием для решения в установленном законом порядке вопроса об отмене условного осуждения и исполнения наказания, назначенного приговором суда.» Курс лечения больные проходят обычно в условиях дневного стационара, в случаях уклонения от прохождения лечения соответствующие должностные лица учреждения здравоохранения, в котором подросток проходит принудительное лечение, могут рекомендовать осуществление принудительных мер медицинского характера в условиях стационара. По окончании курса лечения несовершеннолетнему выдается акт о прохождении курса лечения. Несовершеннолетние, которым в соответствующем порядке поставлен диагноз наркомания находятся на учете в наркологическом учреждении в течении не менее 5 лет и снимаются с учета только в случае устойчивой ремиссии. О каждом случае выявления несовершеннолетнего, употребляющего наркотические вещества орган здравоохранения, по получению официального запроса, сообщает ОВД. В свою очередь должностные лица ПДН:

В качестве совместных профилактических мероприятий используется также регулярное обследование состоящих на учете в ПДН ОВД подростков врачом-наркологом и посещение по месту жительства совместно с врачами- наркологами и психологами несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками.

Так, в МКОУ «Магарамкентская СОШ №1 им.М.Гаджиева» состоялся «круглый стол», посвященный профилактике правонарушений несовершеннолетними с участием ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних Фурмана Ханова, инспектора по делам несовершеннолетних Э. Таджидинова, работника администрации сельского поселения «сельсовет «Магарамкентский» Тимура Абдуллаева.

Социальная работа с несовершеннолетними

Я разведенная мать с двумя несовершеннолетними детьми. Один школьник, со вторым нахожусь в отпуске по уходу до достижения им 3 лет. Алиментов не получаем. Перечисляют по 50 руб с моего места работы ежемесячно. Какие либо льготы, пособия и социальная поддержка имеют место быть? Нижний Новгород. Заранее спасибо.

Муж после выхода на пенсию спился. Пропил сертификат Я осталась с несовершеннолетним ребенком. Так как служили на отдаленной заставе, у меня нет стажа работы по специальности и мне, скорее всего, положена только социальная пенсия. Хотела подать на развод, но не в моем положении отказываться от какого либо дополнительного дохода.

Я девушка и мне 23 года. Учусь на 5 м курсе педагогического вуза заочно, по специальности Социальная педагогика. Хочу поступить на службу в полицию по работе с несовершеннолетними преступниками. Могут ли меня взять? Что делать если откажут? P.S. Некоторым знакомым отказали, мотивируя тем, что нет юридического образования и возраст декретоопасный.

7 декабря 2009 года убили моего мужа. Я осталась с двумя несовершеннолетними детьми. Начала оформлять пенсию по потере кормильца. Но возникли такие вопросы. У него в трудовой книжке последняя запись была 05.08.1995 года. До этого он работал в разных местах. Непрерывная работа в органах внутренних дел с 01.02.1992 по 05.08.1995 год. Больше записей нет. В ПФ сказали лучше оформить государственную пенсию. Правильно ли это? Смерть наступила вследствие умышленного деяния, которое уголовно наказуемое. Тогда устанавливается социальная пенсия? Объясните пожалуйста. Ещё. Он ветеран боевых действий. Какие льготы полагаются семье? Я сама сельская учительница. Как оформить ЕДВ?

Adblock
detector