Административное Право, Как Источник Уголовного Процесса

Указы Президента РФ, регламентирующие вопросы в области уголовного судопроизводства, носят исключительный характер. Они необходимы в качестве механизма, обеспечивающего оперативную корректировку федерального законодательства в условиях разгула преступности и чрезвычайной медлительности и не упорядоченности законотворческого процесса в стране.

1. Они устанавливают наиболее рациональный порядок деятельности органов расследования, прокуратуры и суда в борьбе с преступностью. Каждое правило уголовного судопроизводства продиктовано проверенной на практике целесообразностью, которая обеспечивает наиболее эффективные пути и методы отыскания, закрепления доказательств и их оценки.

Конституцией утвержден правовой институт судебной власти в действующем законодательстве, регламентированы самостоятельность судебной власти и ее право действовать свободно, независимо от других ветвей власти. Так, в Основном законе провозглашен принцип недопустимости повторного осуждения за одно и то же преступление (ч. 1 ст. 50) и закреплены нормы, согласно которым:

УПК является хотя и основным, но не единственным законом, регулирующим уголовное судопроизводство. Источниками уголовно-процессуального права служат и иные федеральные законы РФ, в той или иной степени регулирующие вопросы рассматриваемой сферы государственной деятельности.

Так, на уголовно-процессуальную деятельность значительное влияние оказывают разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики. Они, как правило, основываются на результатах изучения массы уголовных дел, рассмотренных судами в различных регионах страны, а также на анализе статистических показателей судебной работы. Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ источником норм права не являются. В них формулируются не новые правила, восполняющие пробелы законодательства, а рекомендации по конкретным вопросам применения действующего закона при производстве по уголовным делам. Руководящие разъяснения высшего судебного органа обязательны для всех судов, органов и должностных лиц, применяющих закон.

Понятие, источники и нормы уголовно-процессуального права

Верховный Суд РФ в постановлении от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» пояснил судам, что «Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»). Поэтому применение судами вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод».

Действующий УПК РФ принят был принят Государственной Думой Российской Федерации 22 ноября 2001 г., подписан Президентом Российской Федерации 18 декабря 2001 г., вступил в силу 1 июля 2002 г. Однако с момента вступления кодекса в силу в него неоднократно вносились как незначительные изменения, так и корректирующие целые уголовно-процессуальные институты. Всего насчитывается внесение более 230 изменений, внесенных федеральными законами Российской Федерации,

Действующий уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации отличается своей логичностью построения уголовно-процессуальных институтов, системностью подхода к определению назначению уголовного судопроизводства, принципов уголовного процесса, определении функциональных обязанностей субъектов уголовного судопроизводства. Однако уголовно-процессуальный кодекс «прошел» достаточно длительный путь развития, подвергаясь изменениям вместе с меняющимися в стране общественными отношениями и политическими режимами, ему предшествовал Устав уголовного судопроизводства (1864 г.), его сменил первый уголовно-процессуальный кодекс (1922 г.), следующий кодекс был принят в 1923 г., на смену которого пришел УПК РСФСР 1960 г.

В часть 5 входит единственный раздел ХУШ «Порядок взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями». В данный раздел входят три главы: глава 53 «Основные положения о порядке взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями», глава 54 «Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора и глава 55 «Передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является».

3. Нормы запреты (запрещающие). Прямо установленное законом недопустимое поведение участников уголовного процесса или запрет на совершение конкретных действий. Например, присяжным заседателям запрещается исследовать факты прежней судимости, признания подсудимого хроническим алкоголиком или наркоманом, а также иные данные, способные вызвать предубеждение присяжных в отношении подсудимого (ч. 8 ст. 335 УПК РФ) или в ходе обыска, осмотра и (или) выемки в жилых и служебных помещениях, используемых для осуществления адвокатской деятельности, запрещается изъятие всего производства адвоката по делам его доверителей, а также фотографирование, киносъемка, видеозапись и иная фиксация материалов указанного производства (ч. 2 ст. 450.1).

Лазер Вирта

Предметом административного процессуального права являются административно-процессуальные отношения, возникающие при осуществлении уполномоченными субъектами права (исполнительными органами государственной и муниципальной власти, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими) компетенции и полномочий властного характера, а также в процессе обеспечения прав и свобод человека и гражданина и установления гарантий судебной правовой защиты от неправомерных действий (бездействия) и решений органов публичной власти и их должностных лиц. Как можно предположить, в условиях отсутствия единого правового источника административного процесса предмет административного процессуального права, его содержание и структура напрямую зависят от содержания и структуры административного процесса. Таким образом, в структурном плане в предмет административного процессуального права можно включить виды управленческих отношений, возникающие в процессе осуществления управленческой деятельности в целях:

    • возникающие при ознакомлении участников уголовного судопроизводства с материалами дела (ст. 216, 217, ч. 2 ст. 225 УПК РФ), связанные с восстановлением пропущенных сроков (ст. 130 УПК РФ), по возмещению процессуальных издержек потерпевшему, свидетелю, их закон­ным представителям, эксперту, специалисту, переводчику, понятым (ст. 131 УПК РФ), по возмеще­нию (компенсации) вреда и восстановлению в правах в связи с реабилитацией лица, необоснованно подвергнутого уголов­ному преследованию (гл. 18 УПК РФ);
    • возникающие при применении мер уголовно-процессуального принуждения к ряду участников уголовно­го судопроизводства: отношения, складывающиеся при за­держании подозреваемого (ст. 91–92 УПК), применении к нему меры пресечения до предъявления обвинения (ст. 100 УПК), осуществлении принудительного привода свидетеля (ч. 7 ст. 56 УПК) и др.;
    • исключительно «процедурного» характера — в частности, отношения, возникающие при направлении дела по подследственности или подсудности (ч. 5 ст. 152, ст. 34, 35 УПК РФ), продлении сроков дознания (ст. 223 УПК РФ), предварительного следствия (ст. 162 УПК РФ), содержания под стражей (ст. 109 УПК РФ) и др.;
    • контрольного, проверочного характера — скла­дываются практически на всех стадиях уголовного судопро­изводства, имеют весьма разнообразный субъектный со­став, поскольку обусловлены правоприменительной при­родой уголовного судопроизводства, которая обеспечивает законность и обоснованность принятия и исполнения про­цессуальных решений по уголовным делам.

Административный процесс — это урегулированная административно-процессуальными нормами деятель­ность исполнительных органов (должностных лиц) по рассмотрению и разрешению различного рода инди­видуальных административных дел, возникающих в сфере государственного управления, в ходе реализации задач и функ­ций исполнительной власти.

Метод уголовно-процессуального регулирования представляет собой совокупность приемов (элементов), которые используются при опосредовании общественных отношений в сфере производства по уго­ловному делу нормами уголовно-процессуального права и которые опти­мально обеспечивают достижение цели и решение задач уголовного су­допроизводства.

    1. Конституция Российской Федерации. В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации ее нормы имеют высшую юридическую силу, прямое действие и при­меняются на всей территории России;
    2. международные договоры. Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации общепри­знанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах, междуна­родные договоры России с другими государствами являются состав­ной частью ее правовой системы;
    3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (систематизированное собрание уголовно-процессуальных законов; он содержит подавляющее большинство уголовно-процессу­альных норм, подлежащих применению в стадиях возбуждения и предварительного расследования, рассмотрения и разрешения уго­ловного дела в судах первой инстанции, а также в контрольных и иных стадиях уголовного судопроизводства);
    4. иные законы, содержащие уголовно-процессуальные нормы (законодательные акты, содержащие нормы уго­ловно-процессуального характера, в частности, Федеральный конституционный закон от 23 октября 1996 г. «О судебной системе Российской Феде­рации», Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. «О мировых судь­ях в Российской Федерации», Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федера­ции» и некоторые другие).
Рекомендуем прочесть:  Предельные размеры земельных участков устанавливаются

Основным источником уголовного права является уголовный закон. В отношении стран с континентальной системой права, к которым относится РФ, это уголовный кодекс. Причём всё уголовное законодательство делится на узкокодифицированное (нормы уголовного права содержатся исключительно в кодексе) и широкое. В последнем случае уголовное право включает в себя не только кодекс, но и другие законы, которые также устанавливают соответствующую ответственность. В качестве примера можно привести Францию, где правительство принимает ордонансы, закрепляющие уголовную ответственность за совершение тех или иных преступлений.

В рамках науки выделяют ряд направлений: социологическое, антропологическое, просветительско-гуманистическое и классическое. По мере развития уголовного права совершенствуется и наука, так что можно предположить, что общее количество направлений со временем увеличится.

В конце прошлого века новые уголовные кодексы были приняты в 50 странах мира. Уголовное право в настоящем переживает последствия этого обновления. В первую очередь кардинальные перемены коснулись стран социалистического блока. В целом специалисты выделяют 3 основных тенденции:

  1. Законность в качестве основы функционирования уголовного права является приоритетом. Борьба с преступностью всегда должна происходить в правовых рамках. Отступление от них недопустимо. Также нельзя позволять произвольно трактовать конкретные нормы.
  2. Равенство граждан перед законом также является основным моментом. Никакие привилегии не будут допустимыми. В то же время этот принцип сочетается с индивидуальным подходом к регулированию совершения преступных деяний конкретными лицами, например, несовершеннолетними или женщинами.
  3. Гуманизм также является базой реализации уголовного права. Он не допускает использование исключительно карательных методов. Во многих странах строго запрещены наказания, унижающие человека, его достоинство и честь. В рамках реализации этого принципа ряд государств также отказался от смертной казни.
  4. Запрет двойного наказания стал органической частью современной системы уголовного права. Никому нельзя назначить 2 наказания за совершение одного деяния. Если проступок подпадает под толкование 2 норм, исходить нужно из характера преступления и трактовки конкретной статьи или статей.
  5. Также к основополагающим относится принцип вины. Нельзя привлечь человека к ответственности, если его вина не была доказана. На основе этого положения создана презумпция невиновности, согласно которой доказывать вину подозреваемого должно государство. То есть задержанный не обязан обосновать свою невиновность.
  6. Ещё одним базовым моментом является необходимость. Применение уголовного наказания должно быть объективно обусловлено создавшейся ситуацией. Криминализация деяния – это самая жёсткая мера, на которую может пойти общество. И государство должно прибегать к такому способу защиты, когда все остальные варианты по разным причинам не подходят.

Одна из самых спорных статей в УК РФ последних лет – возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства с использованием сети «Интернет» (ст. 282 УК РФ), применяемая при репостах статей в социальных сетях. Общественный резонанс, связанный с массовым привлечением к уголовной ответственности молодых россиян, привёл к тому, что Пленум Верховного суда РФ принял специальное постановление, а 08.12.2023 года редакция статьи подверглась изменению – к ответственности по ней можно привлечь только в случае, если лицо совершило деяние в течение года после того, как было привлечено к административной ответственности за аналогичное деяние.

Что Общего Характеристике Уголовного Процесса И Административного Права

Обязательность судебных решений. Все решения суда, принятые в законном порядке, должны быть обязательны для всех на территории России (ч. 1 ст. 6 ФКЗ «О судебной системе РФ»). То есть все граждане и особенно представители власти должны поступать в соответствии с судебным решением. Если суд что-то решил – например, что гражданин Смирнов совершил преступление, или что некий дом принадлежит гражданину Кузнецову, или что ребёнок гражданки Ивановой должен остаться с ней после развода – во всех этих случаях никто в стране не может игнорировать это решение. Органы власти должны исполнить его в рамках своих обязанностей или действовать, исходя из того, что решение суда правильное и законное.

Уголовно-административный процесс — урегулированная уголовно-процессуальным законодательством деятельность уполномоченных лиц, связанная с раскрытием, расследованием преступления и рассмотрением дела в суде, а также система правоотношений, в которые вступают уполномоченные субъекты друг с другом и с другими субъектами, вовлекаемыми в производство по уголовному делу.

Правосудие по административным делам осуществляется на основе принципа равенства всех перед законом и судом: граждан – независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств; организаций – независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, подчиненности, места нахождения и других обстоятельств.

-предмет уголовно-правового регулирования – совокупность двух основных разновидностей общественных отношений: а) отношения, возникающие в связи с совершением преступления между лицом, его совершившим, и государством, в лице соответствующих компетентных органов по поводу обеспечения справедливой и целесообразной реакции государства на совершение преступления; б) отношения, возникающие вследствие допускаемого уголовным законодательством причинения вреда правоохраняемым объектам при обстоятельствах, исключающих преступность деяния (необходимая оборона, крайняя необходимость, физическое или психическое принуждение) при добровольном отказе от преступления и др.

Основу для формирования понятия административного процесса как в широком (правоприменительном), так и узком (правоохранительном) смысле, составляет административно-процессуальная деятельность: а) административно-процедурная; б) административно-юрисдикционная. В первом случае имеются в виду распорядительные действия исполнительных органов (должностных лиц) по осуществлению установленных административно-правовыми нормами различного рода административных процедур, не связанных с юрисдикцией. Это — порядок реализации прав и законных интересов граждан и юридических лиц, включая разрешительно-лицензионные, регистрационные и т.п. функции и полномочия органов исполнительной власти.

4. Регулирование порядка вынесения постановления по делу (устанавливающие основания вынесения постановления по делу; определяющие сроки вынесения постановления; регламентирующие порядок вынесения постановления; нормы, определяющие условия, связанные с необходимостью внесения изменений и дополнений в принятое постановление)

Административно-процессуальное право – отрасль российского права, регулирующая правовые отношения, возникающие в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления органами исполнительной сласти и субъектов российской федерации, а так же иными компетентными субъектами.

2. Административно-процессуальные нормы, определяющие основы правового статуса участников процесса (нормы, регулирующие предметную и территориальную подведомственность субъектов, правомочных решать дела; нормы, регулирующие дееспособность; нормы, устанавливающие порядок участия в процессе свидетелей, экспертов и других лиц, для которых это участие — необходимо).

3. Регулируют начальную стадию административного процесса (возбуждение), (нормы, устанавливающие порядок возбуждения производства по делу; нормы, определяющие место и время разбирательства; нормы, предусматривающие основания возбуждения дела; нормы, предусматривающие основные условия рассмотрения административных дел; Устанавливающие обязанность выяснения обстоятельств дела; нормы, предусматривающие условия, при которых может быть приостановление производства или его прекращение; правила оформления протокола)

Образуют: административно-процессуальные нормы, регулирующие статус участников процесса; регулирующие порядок производства по индивидуально-конкретным делам в сфере государственного управления; Регулирующие контрольно-надзорную деятельность в целях обеспечения законности при рассмотрении индивидуально-конкретных дел органами исполнительной власти.

Административное процессуальное право как самостоятельная отрасль права: понятие, предмет, метод, система, источники

Административный процесс — это урегулированная административно-процессуальными нормами деятель­ность исполнительных органов (должностных лиц) по рассмотрению и разрешению различного рода инди­видуальных административных дел, возникающих в сфере государственного управления, в ходе реализации задач и функ­ций исполнительной власти.

Иначе: Административное процессуальное право — отрасль российского права, состоящая из совокупности правовых норм, регулирующих право­отношения и деятельность участников административного судопроизводства при разре­шении конкретных административных дел, возникающих в ходе реализации государственного управления.

Официальная уголовно-процессуальная доктрина формальными источниками уголовно-процессуального права признает лишь зако­нодательные акты. Однако такой подход в настоящее время не соответствует со­временным социально-правовым реалиям. В связи с этим некоторые ученые относят к ним и другие акты или явления правового характера:

Таким образом, диспозитивное регулирование характерно для второй и третьей групп общественных отношений, входящих в предмет регу­лирования уголовно-процессуального права. Оно, например, может проявляться, когда участник уголовного судопроизводства восполь­зуется, если посчитает нужным, правом обжалования действий (без­действия) следователя или дознавателя в суд (ст. 123, 125 УПК РФ), чтобы обязать следователя провести очную ставку между потерпевшим и свидетелем, либо предъявит исковое требование о возмеще­нии имущественного вреда к непосредственному причинителю вре­да — обвиняемому.

    • отношения, складывающиеся при возмещении вреда, причи­ненного преступлением (ст. 44, 45, 54, 55 УПК РФ);
    • отношения, направленные на выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления, и их преду­преждение (ч. 4 ст. 29 УПК РФ, ч. 2 ст. 158 УПК РФ).

По нашему мнению, институт уголовной ответственности юридических лиц следует отнести к сфере законодательства об административной ответственности. Базовым источником должен стать Кодекс об административных правонарушениях (в обновленном варианте).

В настоящей статье с позиции широкого понимания уголовного права анализируется структура уголовного законодательства. Актуальность подобного анализа обусловлена тем обстоятельством, что Уголовный кодекс РФ в настоящее время официально считается единственным источником уголовного права. Вряд ли с таким положением можно согласиться. За пределами УК находится целый ряд нормативных правовых актов, охватывающих уголовно-правовую сферу, учет которых необходим как для развития теории уголовного права, так и для совершенствования уголовного законодательства. Кроме того, следует учитывать процесс интеграции правовой системы России с западным правоведением, в том числе приведение отечественной уголовно-правовой системы в соответствие с международно-правовыми стандартами. Все это обязывает пересмотреть на концептуальном уровне проблему источников уголовного права.

Рекомендуем прочесть:  Гарантийное Письмо О Приеме На Работу Образец Для Центра Занятости

Как известно, компетенция государственного органа включает его функции и полномочия, выраженные в юридической форме. Функции определяют предметную сторону деятельности государственного органа, а властные полномочия позволяют государственному органу осуществлять в установленном порядке возложенные на него функции. При этом государство, определяя компетенцию своих органов, устанавливает одновременно формы их деятельности, прежде всего формы принимаемых актов. Иначе говоря, беспредметных полномочий у государственного органа не может быть. Вне сферы своей деятельности, вне функций полномочия государственного органа теряют смысл.

Именно общественная потребность в создании адекватного правового механизма обеспечения законности и правопорядка в обществе, в укреплении уголовно-правовой сферы, развитии процесса сближения уголовно-правовой системы России с международно-правовой практикой стимулирует законодательную деятельность государства.

К таким источникам, например, относятся КоАП РФ, в котором кодифицированы репрессивные нормы об ответственности юридических лиц более чем за 200 составов правонарушений; Таможенный кодекс РФ и Таможенный кодекс Таможенного союза, в которых установлен порядок привлечения к ответственности юридических лиц за нарушение таможенных правил; Налоговый кодекс, предусматривающий ответственность юридических лиц за налоговые правонарушения; Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 75), в котором предусмотрена имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; и ряд других актов.

Субъекты адм.п/о: представители исполнительной власти(д.л.), граждане, юр.лица (государственные (негосударственные) предприятия, учреждения, организации, в т.ч.общественные объединения, профсоюзы) и другие субъекты права. Физ.лица -с 16 лет и обладающие адм.правосубъектностью.

Уголовного права:
1.КОНСТИТУЦИЯ РФ
2. Уголовный кодекс РФ (общая и особенная ч.) 3.Общепризнанные принципы и нормы международного права.
4.Уголовно- процессуальный кодекс РФ. 5.Уголовно-исполнительный кодекс РФ. 6.Подзаконные акты: Указы Президента, Постановления Правительства РФ, МВД и др.7.Документы судов РФ- Конституционного и Верховного, Европейского по правам человека.

Презентация на тему Презентация на тему Основы административного и уголовного права и процесса РФ, предмет презентации: Юриспруденция. Этот материал содержит 18 слайдов. Красочные слайды и илюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций ThePresentation.ru в закладки!

Признаки преступления:
Общественная опасность (отсутствие исключает возможность признания содеянного преступлением), определяется содержанием и важностью объекта посягательства, видом причиненного ущерба, а также формой вины. Характер и степень общественной опасности деяний конкретизируется в нормах Особенной части УК, в которых дается описание признаков конкретных преступлений и формулируются их составы.
Противоправность — совершенное деяние может быть признано преступлением лишь в том случае, если в качестве такового оно предусмотрено в уголовном законе. Противоправность — запрет, либо предписание совершения определенных действий под угрозой наказания. В первом случае закон запрещает совершать предусмотренные уголовным законом конкретные деяния, а во втором — обязывает выполнить определенные действия. Отсутствие противоправности деяния лишает его общественной опасности. Поэтому противоправность деяния как признак преступления служит юридическим выражением общественной опасности содеянного. Общественная опасность и противоправность деяния, признаваемого преступлением, тесно связаны друг с другом. Противоправность, являясь юридическим выражением общественной опасности содеянного, отражается в нормах уголовного закона.
Виновность — общественно опасное и противоправное деяние может быть признано преступлением только в том случае, если оно было совершено виновно, то есть осознанно. При невинном совершении деяния, независимо от наступивших последствий, содеянное не является преступлением. Виновным может быть признано только такое лицо, которое в силу своего возраста и психического состояния способно не только оценивать свое поведение, но и отдавать отчет своим поступкам, а также руководить ими. Поэтому не могут быть признаны преступлением деяния малолетних и невменяемых.
Уголовная наказуемость — объявляя то или иное деяние в качестве преступления, законодатель устанавливает и соответствующие меры уголовного наказания за их совершение..

Субъекты административного права могут быть индивидуальные и коллективные.
Индивидуальные субъекты – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
Коллективные:
1) государственные организации
а) органы исполнительной власти
б) государственные предприятия, учреждения, организации и их объединения
в) структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией
2) негосударственные организации
а) общественные объединения (повт, виды)
б) трудовые коллективы
в) коммерческие структуры
г) органы местного самоуправления

Административное право

  • По действию в пространстве (территориальному масштабу): общефедеральные, действующие на территории субъекта РФ или региона, межотраслевые, отраслевые, локальные (внутриорганизационные). Действие административно-правовых норм в пространстве связано с положением органа, издавшего акт;
  • По кругу лиц: общеобязательные для всех субъектов, для специальных субъектов (отдельных групп лиц).
  • законодательные и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов (конституции республик — субъектов РФ, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов);
  • правовые акты органов местного самоуправления, их администрации и исполнительных органов, принимаемые в пределах предоставленных им полномочий.
  • Обязывающие, т.е. содержащие юридическое предписание действовать в предусмотренных нормой условиях должным образом.
    Например, для совершения определенных видов работ необходимо получить лицензию (официальное разрешение); при приеме на государственную службу соответствующие должностные лица обязаны издать приказ; возникающее коммерческое объединение обязано пройти государственную регистрацию в органах юстиции и т.п.
  • Запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой.
    Например, общим является запрещение действий (бездействия), подпадающих под признаки административных правонарушений (КоАП РФ); запрещается рассмотрение жалобы должностным лицом, чьи действия являются предметом жалобы гражданина и т.п.
  • Уполномочивающие (дозволительные), т.е. предусматривающие возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Налицо разрешение, дающее возможность выбора того или иного варианта действий (бездействия), но в рамках определенного правового режима, создаваемого данной нормой.
    Например, гражданину предоставлена возможность самостоятельно решать вопросы, связанные с практической реализацией его субъективных прав и свобод в сфере государственного управления (например, право на обжалование неправомерных действий должностных лиц). Если речь идет, например, о должностных лицах, то применительно к ним дозволительные нормы означают самостоятельный выбор определенного варианта поведения, но не произвольного, а одного из предлагаемых данной нормой. Так, должностные лица, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия, могут применять к нарушителю соответствующих правил поведения одну из предусмотренных административно-правовой нормой меру административного принуждения.
  • Стимулирующие (поощрительные), т.е. обеспечивающие должное поведение с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия на участников регулируемых управленческих отношений.
    Например, налоговые или иные льготы, применение льготного кредитования и т. д.
  • Рекомендательные, т.е. дающие возможность поисков наиболее целесообразных вариантов решения определенных задач.
    Например, рекомендации по наиболее эффективной организации работы государственных налоговых инспекций по применению санкций за нарушения налогового законодательства.

Субъекты государственной администрации осуществляют разнообразную деятельность: властную, договорную, организационно-массовую, материально-техническую (размножение материалов, подготовку проектов документов, математические расчеты и др.). Административным правом регламентируется основная – властная – деятельность государственной администрации и тесно связанная с нею работа по заключению и исполнению административных договоров (соглашений о разграничении полномочий, контрактов о военной службе и др.).

Нормы административного права в Российской Федерации определяют порядок создания, реорганизации и упразднения органов исполнительной власти, их перечень, цели и задачи их деятельности, компетенцию и другие стороны правового статуса этих органов, их структуру и процедуру деятельности. Распространяются они и на организацию местного самоуправления, и порядок взаимодействия его органов с органами государственной власти.

Административное процессуальное право

Государственную власть. Нормы права создаются в рамках правотворчества, которое является одним из направлений государственной деятельности. Законодательные функции принадлежат лишь органам государственной власти. Следовательно, содержание норм права представляет собой властное веление Российского государства, поддерживаемое и обеспечиваемое силой принуждения государственных органов;

Подзаконные акты министерств, ведомств, департаментов и служб, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации (отдельные авторы считают, что эти акты не являются источниками права, другие специалисты резко отрицательно относятся к такому подходу, полагая, что он носит формальный характер);

Правосознание. Правосознание — относительно самостоятельная форма общественного сознания в виде совокупности идей, взглядов, представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву. Оно играет важную роль в правотворчестве, поскольку обусловливает необходимость осознания законодателями закономерностей общественного развития, потребностей и интересов личности, общества и государства в целом или отдельных его групп (или слоев).

Рекомендуем прочесть:  Госпошлина Для Потребителей При Подаче Апелляционной Жалобы

Иные законы, содержащие уголовно-процессуальные нормы (законодательные акты, содержащие нормы уголовно-процессуального характера, в частности, Федеральный конституционный закон от 23 октября 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации», Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и некоторые другие).

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (систематизированное собрание уголовно-процессуальных законов; он содержит подавляющее большинство уголовно-процессуальных норм, подлежащих применению в стадиях возбуждения и предварительного расследования, рассмотрения и разрешения уголовного дела в судах первой инстанции, а также в контрольных и иных стадиях уголовного судопроизводства);

Какие существуют источники гражданского процессуального права? Источниками гражданского процессуального права в юридическом значении являются те законодательные акты и международные договоры с участием Российской Федерации, в которых содержатся гражданские

2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Наиболее полно и всесторонне регламентирует все производство по уголовным делам – Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ). Развивая конституционные положения, он формулирует общие задачи и компетенцию органов дознания, следствия, прокуратуры и суда в борьбе с преступностью.

В уголовно-процессуальном праве основным источником является федеральный закон, т. е. принимаемый высшим законодательным органом РФ нормативно-правовой акт. Он содержит положения, регулирующие порядок судопроизводства по уголовным делам и возникающие при этом отношения. Это обусловлено тем, что в данной сфере деятельности государства могут быть ограничены либо затронуты действиями или решениями соответствующих должностных лиц конституционные права и свободы граждан.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Согласно Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные по сравнению с предусмотренными законом правила, то применяются правила международного договора. Наиболее значимые, имеющие непосредственное отношение к уголовному судопроизводству положения содержатся во Всеобщей декларации прав человека (1948); Международном пакте о гражданских и политических правах (1966); Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека (1950); Конвенции против пыток и других жестоких , бесчеловечных или унижающих видов обращения и наказания (1984).

Практическое значение для регулирования уголовного судопроизводства имеют также договоры о правовой помощи, в которых решаются многие вопросы сотрудничества правоохранительных органов при расследовании и осуществлении правосудия по уголовным делам. Такие договоры заключены Россией со всеми восточноевропейскими странами, с государствами – членами СНГ и некоторыми иными странами.

Основы российского права

Уголовно-процессуальное право — одна из самых древних отраслей. Вспомним, что римское публичное право начало развиваться именно с обособления уголовных норм, а затем пришел черед выделиться в особую отрасль и уголовно-процессуальному праву. Не случайно уголовно-процессуальное право уже очень давно стало отраслью кодифицированной.

Следователь — осуществляет предварительное следствие по делу. Он обязан раскрыть преступление и изобличить виновных, а также принять меры к обеспечению возмещения ущерба, причиненного преступлением. Для этой цели он наделяется очень широкими полномочиями (вызвать любое лицо для допроса, производить осмотры, обыски, требовать проведения ревизии, задерживать лиц по подозрению в совершении преступления, давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий и др.).

Органы государства и должностные лица, осуществляющие производство по уголовному делу Суд — рассматривает уголовные дела, осуществляя тем самым правосудие, и назначает наказание за совершенное преступление, выступая одновременно и как правоохранительный орган. Четыре варианта состава суда предусматривает УПК: а) судья единолично рассматривает дела (если санкция не превышает 10 лет лишения свободы); б) судья и 12 присяжных заседателей (рассматривают дела, затрагивающие общественный интерес и имеющие общественный интерес, согласно перечню в УПК); в) коллегия из трех судей (дела о тяжких и особо тяжких преступлениях); г) мировой судья (если санкция не превышает трех лет). В процессе суд занимает центральное место. Все участники процесса все свои действия совершают с разрешения суда и под его контролем. Решения, принимаемые судом, обязательны для всех органов, должностных лиц и граждан, в том числе и для самого суда. В своей деятельности суд руководствуется принципами независимости и подчинения только закону, гласности, состязательности и равноправия сторон, презумпции невиновности и др.

В настоящее время в Российской Федерации действует Уголовно-процессуальный кодекс, принятый в 2001 г. В российском законодательстве он выделяется тем, что это один из самых массивных нормативных актов: он содержит 18 разделов, в которых объединены 473 статьи.

II. Участники уголовного процесса: подозреваемый, обвиняемый, их защитники, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители. Они имеют собственный интерес в процессе и активно его отстаивают. Для этой цели закон наделяет их широкими процессуальными правами.

Структура и задачи источников уголовно-процессуального законодательства

Иерархия устанавливается в каждом государстве индивидуально. По общим правилам Россия отнесена к числу континентальных правовых систем, поэтому основным источником выступает нормативный документ. Рассматриваемое направление также разделяет данное положение.

  • с их помощью устанавливается рациональный порядок деятельности правоохранительных органов и судей;
  • правила, действующие в уголовном судопроизводстве, установлены продиктованной практической целесообразностью, которая направлена на обеспечение эффективных мер и способов для отыскания, оценки и процедуры закрепления найденных доказательств;
  • посредством рассматриваемых норм удаётся гарантировать деятельность судопроизводства, точнее, органов, которые данную деятельность осуществляют;
  • происходит определение компетенции указанных органов, что способствует раскрытию преступного деяния, а также направлено на изобличение виновных;
  • законодательные указания применяются правильно;
  • определяется действие границ органов, носящих правоприменительное значение (к примеру, суд и прочие) относительно иных участников криминального судопроизводства;
  • законодательство имеет возможность одновременно обязать и наделить правомочиями субъекты отношений.

Источники права не имеют единого понятия в литературе. Наука предусматривает положения и подходы, обладающие общим значением. В частности, российские учёные говорят, что определение источников может быть в материальном, юридическом, а также формальном смысле.

  1. Законодательные положения. Они принимаются органами государства или посредством проведения выборов.
  2. Прецеденты, носящие судопроизводственный характер.
  3. Источники, связанные с религией.
  4. Обыкновения и обычаи относительно жизни страны.
  5. Договоры между странами, а также принципы права, применяемого между государствами.

Источники уголовного процесса необходимы, чтобы иметь возможность регламентировать направление, имеющее уголовно-процессуальное значение. Регулировать такие отношения призваны нормативные документы. Приняты указанные положения разными органами, входящими в систему государства. При разработке госорган действует в пределах той компетенции, которой наделен.

Административное право состоит из Общей и Особенной частей

8. Принцип ответственности-т.е. установленные нормы права должны соблюдаться, в противном случае наступает ответственность нарушителей. При этом административная ответственность должна налагаться в установленном КоАП порядке, размере и компетентными для этого государственными органами.

Данные действия нарушают права и законные интересы административного истца, а именно право на … (указываются нарушенные права и интересы административного истца, иные известные данные в отношении оспариваемых решения, действий (бездействия). В случае оспаривания решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя указываются известные сведения об исполнительном документе, в вязи с исполнением которого оспариваются решение, действие (бездействие), и об исполнительном производстве).

2.Обязательные работы – выполнение осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами мест самоуправления.ОР не назначаются:-лицам, признанным инвалидами первой группы;-беременным женщинам;-женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет;-военнослужащим, проходящим военную службу по призыву;

4.Субъективная сторона преступления – это психическая деятельность лица, направленная на совершение преступления.А)Вина – это психическое отношение лица к совершенному общественно опасному деянию и его последствиям. Б)Мотив преступления – обусловленные определенными потребностями и интересами внутренние побуждения, вызывающие у лица решимость совершить преступление.В)Цель преступления – представление лица, совершающего преступление, о желаемом результате, к достижению которого оно стремится, совершая преступление.

4.Принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением по ст. 1.6. КоАП, означает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

Adblock
detector