Административная Ответственность За Неисполнение Адвокатского Запроса

Ответственность за неисполнение адвокатского запроса

В производстве __________________ районного суда ________________ области находится дело по иску Ф.И.О.__________________ к ___________ городскому совету о признании незаконным и отмене распоряжения городского головы, восстановлении на работе и взыскании среднемесячного заработка.

Согласно ст.20 ЗУ «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» во время осуществления адвокатской деятельности адвокат имеет право совершать любые действия, не запрещенные законом, правилами адвокатской этики и договором об оказании правовой помощи, необходимые для надлежащего выполнения договора о предоставлении правовой помощи, в частности обращаться с адвокатскими запросами, в том числе получение копий документов, до органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, а также физических лиц (с согласия таких физических лиц) и собирать сведения о фактах, которые могут быть использованы как доказательства в установленном законом порядке запрашивать, получать и изымать вещи, документы, их копии, знакомиться с ними и опрашивать лиц с их согласия.

Правовой статус адвокатского запроса установлен, прежде всего, в ст.24 Закона Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» (далее — Закон). Адвокатский запрос — письменное обращение адвоката в орган государственной власти, орган местного самоуправления, к их должностным и служебным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям независимо от формы собственности и подчинения, а также в общественные объединения.

является удобным правовым инструментом сбора доказательств. Возможность направления адвокатского запроса является специальным правом адвоката, установленным ст. 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». В соответствии с указанной нормой предоставление запрошенных адвокатом сведений обязательно. К сожалению, ответственность за нарушение данной нормы закона не установлена, чем пользуются недобросовестные получатели запросов, не предоставляя запрашиваемую информацию.

Депутаты А. Кропачев и И. Сухарев 11.04.2013 внесли в Государственную Думу проект Федерального закона N 257510-6 «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях», устанавливающий административную ответственность за непредставление, представление заведомо недостоверных сведений адвокату.

Ответственность за невыполнение адвокатского запроса

Ранее один из самарских адвокатов направил в компанию «АВТ Моторс» запрос о предоставлении заказ-наряда по ремонту автомобиля своего клиента. Однако по истечении месяца с момента обращения ответа на него так и не поступило. Позже, в рамках прокурорской проверки, директор компании утверждал, что направлял адвокату ответ простой корреспонденцией без обратного уведомления. Но предоставить доказательства отправки письма он не смог.

Формально закрепив конституционный принцип равенства сторон судебного процесса, процессуальные законы (УПК, ГПК, АПК) не обеспечили равенство наказанием за нарушение этого принципа. Как всегда, права дали, а ответственность за их нарушение не установили. В результате адресаты, особенно чиновники, получившие адвокатские запросы, клали их под сукно, начхав с высокой должности на цели – защиту адвокатом прав, свобод и законных интересов своих доверителей, – ради которых эти запросы им направлялись.

Адвокату могут быть предоставлены следующие сведения: справки, характеристики, предметы, документы, фотоматериалы, аудио- и видеозаписи и иные носители информации.
За достоверность сведений, содержащихся в оставленных пользователями отзывах администрация проекта ответственности не несёт.

Адвокатский является удобным правовым инструментом сбора доказательств. Возможность направления адвокатского запроса является специальным правом адвоката, установленным ст. 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». В соответствии с указанной нормой предоставление запрошенных адвокатом сведений обязательно. К сожалению, ответственность за нарушение данной нормы закона не установлена, чем пользуются недобросовестные получатели запросов, не предоставляя запрашиваемую информацию.
Если же его сравнивать с аналогичным законодательством многих стран ЕАЭС и СНГ, например Казахстана, то он является очередным законодательным закреплением нашего дальнейшего правового отставания.

В тоже время есть сведения, которые предоставляются только по адвокатскому запросу и которые фактически невозможно получить другим путем. Например, к таким сведениям относятся данные администратора домена и ряд других сведений. В указанном законопроекте административную ответственность за неправомерный отказ в предоставлении информации, несвоевременное её предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом планируется установить путём дополнения ст. 5. 39 КоАП РФ «Отказ в предоставлении информации», предусматривающую ответственность за посягательства на права граждан и размещённой в Главе 5 КоАП РФ «Административные правонарушения, посягающие на права граждан».

  • Коммерческая тайна (сведения, в отношении которых введен режим конфиденциальности, позволяющий получить ее правообладателю дополнительные доходы);
  • Тайна личной жизни гражданина (тайна переписки, невмешательства в семейную жизнь гражданина);
  • Государственная тайна (информация, имеющая общегосударственное значение);
  • Банковская тайна.

Адвокатский запрос может быть направлен в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о представлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона N 63-ФЗ запрещается препятствование адвокатской деятельности каким бы то ни было образом. Думается, что отказ в представлении сведений по адвокатскому запросу в отдельных случаях может рассматриваться и как форма воспрепятствования адвокатской деятельности.

Член Комитета ГД ФС РФ по транспорту Валерий Зубов выразил поддержку идее усилить роль адвокатуры в уголовном процессе: «На сегодняшний день во многих случаях бывает даже непонятно, а нужны ли нам адвокаты. Мы видим, что решения наши суды принимают почти в полном соответствии с тем, что представила прокуратура. Они подчас обладают правом абсолютно игнорировать работу защиты.

Через несколько месяцев гражданка Б. решила отменить дарение. Для этого она обратилась к адвокату А. Адвокат выбрал следующую линию нападения: он заявил в суде, что гражданка Б. в момент совершения дарственной была несколько в неадекватном состоянии. БЕЛТА/. Ответственность за невыполнение адвокатского запроса в Беларуси устанавливать преждевременно. Такое мнение высказал сегодня в Палате представителей министр юстиции Олег Слижевский, передает корреспондент БЕЛТА.

Ответственность за неисполнение адвокатского запроса

Вместе с тем эта доработка оказалась совершенно недостаточной. Ключевые проблемы, с которыми сталкивались и продолжают сталкиваться адвокаты при попытках получать необходимые сведения для защиты интересов доверителя, остались неизменны и по-прежнему сложно преодолимы.

Также в соответствии с пунктом 2.1 части 2 статьи 17 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ статус адвоката может быть прекращен по решению совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об адвокате, на основании заключения квалификационной комиссии при незаконном использовании и (или) разглашении информации, связанной с оказанием адвокатом квалифицированной юридической помощи своему доверителю, либо систематическом несоблюдении установленных законодательством Российской Федерации требований к адвокатскому запросу.

Порядок и основания предоставления информации, имеющей конфиденциальный статус, законодательно урегулирован в большей степени. Однако при этом специальными законами адвокат не отнесен к субъектам, имеющим право затребовать такую информацию. Например, согласно ст. 857 ГК РФ сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом. Похожая норма содержится в ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1318, которая устанавливает исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых предоставляются сведения, составляющие врачебную тайну. В этот перечень входят запросы органов дознания, следствия и суда. Пунктом 1 ст. 6 Федерального закона «О коммерческой тайне» установлено, что информация, составляющая коммерческую тайну, предоставляется по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления.

Несмотря на то что в практике еще не так много случаев привлечения к ответственности по ст. 5.39 КоАП РФ, тем не менее имеющиеся судебные решения дают надежду на усиление значимости данного способа получения информации адвокатами в будущем и на более серьезное отношение к адвокатским запросам со стороны должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»[2] операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. В тоже время положениями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ предусмотрено, что обработка персональных данных допускается, если она необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (п. 3 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

Рекомендуем прочесть:  Регистрация договора аренды земельного участка 2023

Поэтому предложу рассмотреть возможность дополнения аналогичной по конструкции нормой гл. 13 КоАП, которая включает в себя административные правонарушения в области связи и информации, а именно предусмотреть ответственность за уклонение от предоставления сведений, т.е. за неисполнение адвокатского запроса.

Что касается информации с ограниченным доступом, то согласно п. 2 ст. 10 Закона об информации обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Так, федеральными законами устанавливаются ограничение по доступу к коммерческой тайне, служебной, банковской, врачебной и иным тайнам, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

  • слова «не позднее чем в месячный срок» заменить словами «в срок не более семи дней»;
  • дополнить предложением «Неисполнение требования адвоката о представлении запрашиваемых им сведений влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях».

Из приведенного краткого анализа следует вывод, что отсылочная конструкция пп. 1 п. 3 ст. 6 Закона об адвокатуре приводит к тому, что используя «порядок, установленный законодательством», правоприменитель в подавляющем большинстве случаев «находит» не сам порядок, а лишь основания для отказа адвокату в предоставлении сведений.

Действительно, как и предусматривает конструкция нормы ст. 19.7 КоАП РФ, предоставление сведений запрашивающему субъекту (адвокату) предусмотрено законом, а предоставление сведений необходимо для осуществления законной деятельности. И в этой связи введение адвоката в число лиц, непредставление информации которым влечет ответственность по ст. 19.7 КоАП, выглядит, на первый взгляд, действительно логичным. Однако напомню, что сама гл. 19 КоАП РФ содержит «административные нарушения против порядка управления». Как известно, адвокатура не относится к органам государственной власти (п. 1 ст. 3 Закона об адвокатуре), а следовательно, государственного управления не осуществляет. Таким образом, включение адвоката в ст. 19.7 либо введение иной подобной нормы в гл. 19 КоАП РФ является необоснованным по причине несовпадения объекта, подлежащего защите.

Предусмотрена ли ответственность за непредоставление сведений по адвокатскому запросу

Так, согласно действующей редакции указанной статьи Закона № 63-ФЗ адвокат вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона . Указанные органы и организации в установленном порядке обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их копии.

В соответствии с п. 2 ст. 6.1 Закона № 63-ФЗ органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса.

Согласно введенной Федеральным законом от 02.06.2023 г. № 160-ФЗ статье 6.1 («Адвокатский запрос») Закона № 63-ФЗ адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон № 63-ФЗ) в редакции, действовавшей до 13.06.2023г. адвокат был вправе собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций.

В силу п. 5 ст. 6.1 Закона № 63-ФЗ неправомерный отказ в предоставлении сведений, предоставление которых предусмотрено федеральными законами, нарушение сроков предоставления сведений влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Порядок и основания предоставления информации, имеющей конфиденциальный статус, законодательно урегулирован в большей степени. Однако при этом специальными законами адвокат не отнесен к субъектам, имеющим право затребовать такую информацию. Например, согласно ст. 857 ГК РФ сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом. Похожая норма содержится в ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан , которая устанавливает исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых предоставляются сведения, составляющие врачебную тайну. В этот перечень входят запросы органов дознания, следствия и суда. Пунктом 1 ст. 6 Федерального закона “О коммерческой тайне” установлено, что информация, составляющая коммерческую тайну, предоставляется по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления.

В соответствии с п. 2 ст. 6.1 Закона № 63-ФЗ органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса.

В силу п. 5 ст. 6.1 Закона № 63-ФЗ неправомерный отказ в предоставлении сведений, предоставление которых предусмотрено федеральными законами, нарушение сроков предоставления сведений влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Напомню, что, например, ст. 19.7 КоАП предусматривает административную ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 19.7.1, 19.7.2, 19.8, 19.19 КоАП РФ.

Ответственность же за неисполнение адвокатского запроса законом не предусмотрена. В таких условиях запросы государственных органов выполняются, а адвокатские зачастую игнорируются. Действительно, в связи с этим, возможно, возникла необходимость пересмотреть существующее административное законодательство Российской Федерации в данной части. Только тогда у адвокатов появится рычаг воздействия, направленный на побуждение выполнения их запросов. Как отмечает В.Г. Гусев, “установление административной ответственности. служит достаточно надежным средством, обеспечивающим действенность норм закона о полномочиях” . Вместе с тем подвергну сомнению высказанную им же позицию о необходимости ввести в КоАП РФ ст. 19.26 “Непредставление сведений (информации) и документов по запросу адвоката”. Также, на мой взгляд, нельзя признать обоснованным мнение Ю.К. Цымбал и некоторых других адвокатов, считающих, что “адвокат должен быть включен в перечень лиц, за непредставление информации которым согласно ст. 19.7 КоАП РФ наступает административная ответственность”.

Ответственность за невыполнение адвокатского запроса

Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ среди полномочий адвоката называет право собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций, которые, в свою очередь, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса адвоката.

В Госдуму на рассмотрение поступил проект закона, согласно которому предлагается наказывать инициаторов злостного неповиновения — физических и юридических субъектов, которые полностью либо частично проигнорировали направленные в их адрес адвокатские запросы. Теперь за отказ такого рода придется выложить кругленькую сумму.

Минюст разработал законопроект. направленный на обновление института запроса. Документ опубликован на едином портале раскрытия правовой информации. Законопроект уточняет перечень лиц, которым адвокат может направить запрос, и устанавливает штрафы за его неисполнение. Для должностных лиц он может составить от 5 до 10 тыс. руб. а для юрлиц — от 20 до 30 тыс. руб.

Рекомендуем прочесть:  Налоговый вычет на ребенка в 2023 году калькулятор

Адвокатский является удобным правовым инструментом сбора доказательств. Возможность направления адвокатского запроса является специальным правом адвоката, установленным ст. 6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». В соответствии с указанной нормой предоставление запрошенных адвокатом сведений обязательно. К сожалению, ответственность за нарушение данной нормы закона не установлена, чем пользуются недобросовестные получатели запросов, не предоставляя запрашиваемую информацию.

С 2023 года игнорировать адвокатские запросы о предоставлении информации и документов будет не так просто. В Минюсте РФ на разработке находится соответствующий проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения права адвоката на сбор сведений, необходимых для оказания юридической помощи».>

Бухгалтерия и финансы

  1. сразу, как только судебное решение вступило в законную силу;
  2. сразу после вынесения решения, если оно касается:
    • выплаты заработной платы работнику в продолжение 3 месяцев;
    • выплаты алиментов;
    • восстановления на работу;
    • внесение гражданина РФ в перечень избирателей или участников референдума.

Кроме указанного, УК РФ предусматривает ответственность за неисполнение судебного решения в виде злостного уклонения родителя от выплаты алиментов на детей, не достигших возраста совершеннолетия или уклонения от выплат со стороны трудоспособных детей своим родителям. Физические лица или руководитель компании, обязанные по решению суда погасить свою кредиторскую задолженность, в случае злостного неисполнения этого решения суда, могут быть наказаны штрафом, принудительными или обязательными работами, арестом или лишением свободы – статья 177 УК РФ.

  1. судебный пристав-исполнитель после получения исполнительного листа из суда или от взыскателя, на основании которого возбуждается исполнительное производство;
  2. при невыполнении должником предписания исполнительных документов судебный пристав устанавливает новый срок исполнения предписаний для данного лица и формирует постановление о взыскании исполнительского сбора. Таким образом, неисполнение либо ненадлежащее исполнение судебного решения влечет наложение на нарушителя имущественной ответственности;
  3. при невыполнении должником требований исполнительного документа в новый срок без уважительных причин судебный пристав оформляет протокол об административном правонарушении.

Кроме того, отметим, что злостность является обязательной частью объективной стороны состава преступления, предусмотренного статьей 315 УК РФ. Так, например, если сотрудник препятствовал своими действиями исполнению решения суда, но в его действиях отсутствуют признаки злостности, то работодатель может применить к нему только один из видов дисциплинарной ответственности.

  • для должника по делу при:
    1. игнорировании требований судебного пристава-исполнителя;
    2. не предоставлении сведений об увольнении с последнего места работы;
    3. предоставлении недостоверных сведений о правах на имущество;
    4. не предоставлении сведений о смене адреса проживания, работы или учебы, получении пенсионных выплат или иных доходов

Также за непредставление или несвоевременное представление адвокату сведений, представление которых предусмотрено законом и необходимо для оказания квалифицированной юридической помощи, а равно представление адвокату таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, планируется установить административную ответственность в виде штрафа для должностных лиц в размере 5-10 тыс. руб., для юридических лиц – 20-30 тыс. руб. За повторное нарушение предусмотрена повышенная ответственность.

Предлагается сократить срок представления ответа на запрос адвоката до 10 дней. Напомним, что сейчас адвокаты имеют право собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов госвласти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций. Адресаты обязаны выдавать адвокатам необходимые справки, характеристики и иные документы не позднее чем через месяц после получения запроса (п. 3 ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).

В Госдуму внесен законопроект 1 , направленный на установление дополнительных гарантий деятельности адвокатов при их взаимодействии с органами власти и организациями. Автор документа – член Совета Федерации Антон Беляков.

  • субъект, получивший адвокатский запрос, не располагает запрошенной информацией;
  • запрос адвоката составлен с нарушением требований к порядку оформления и направления запроса адвоката, определенного федеральным органом юстиции;
  • запрошенная информация отнесена к сведениям, составляющим государственную тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Автор инициативы подчеркивает, что сейчас многие адвокаты в своей профессиональной практике сталкиваются с различными затруднениями при реализации права на запрос сведений. В частности, имели место случаи длительного (более месяца) непредставления информации, письменного отказа в представлении информации, отсутствия ответа на запрос.

Следует согласиться с Л.Н. Бардиным, который указывает, что «обязанность какого-либо субъекта, не подкрепленная законодательно конкретной ответственностью за невыполнение этой обязанности, остается юридически всего лишь декларацией. Что и происходит сейчас с адвокатскими запросами» Бардин Л.Н. Закон поправили, но недостаточно // Адвокатские вести. 2005. N 2 (52)..

Из приведенного краткого анализа следует вывод, что отсылочная конструкция пп. 1 п. 3 ст. 6 Закона об адвокатуре приводит к тому, что используя «порядок, установленный законодательством», правоприменитель в подавляющем большинстве случаев «находит» не сам порядок, а лишь основания для отказа адвокату в предоставлении сведений.

Адвокатов же в вышеуказанных нормах, устанавливающих перечни лиц, имеющих доступ к конфиденциальной информации, нет. Соответственно, и порядок предоставления сведений, предусмотренный для предоставления уполномоченным органам, на адвокатов не распространяется.

Порядок и основания предоставления информации, имеющей конфиденциальный статус, законодательно урегулирован в большей степени. Однако при этом специальными законами адвокат не отнесен к субъектам, имеющим право затребовать такую информацию. Например, согласно ст. 857 ГК РФ сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом. Похожая норма содержится в ст. 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1318, которая устанавливает исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых предоставляются сведения, составляющие врачебную тайну. В этот перечень входят запросы органов дознания, следствия и суда. Пунктом 1 ст. 6 Федерального закона «О коммерческой тайне» установлено, что информация, составляющая коммерческую тайну, предоставляется по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления.

Обобщая все вышеизложенное, можно сказать, что в настоящее время в России отсутствует надлежащая реализация предоставленного адвокатам полномочия «собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций». Адвокатские запросы нередко не исполняются, и, что более важно, для их исполнения отсутствуют необходимые законодательные предпосылки — соответствующее законодательное регулирование.

Ответственность адвоката административная

Уяснить сущность юридической представляется возможным через выделение ее характерных признаков. Так, юридическая является одной из форм государственно-принудительного воздействия на правонарушителей; применяется специально уполномоченными на то государственными или иными органами; состоит в применении предусмотренных законом санкций, являющихся мерами ответственности; налагается в установленном законом процессуальном порядке .

Профессиональная деятельность адвоката заключается в оказании юридической помощи и осуществляется только на основе гражданско-правовых договоров, при оказании любой юридической помощи адвокат несет профессиональную имущественную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих профессиональных обязанностей. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей несет ответственность, предусмотренную Законом об адвокатуре (п. 2 ст. 7)

ст. 7 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» обязан осуществлять страхование риска своей профессиональной имущественной. До 1 января 2007 г. такое страхование является добровольным. Согласно ст. 19 указанного закона адвокат осуществляет в соответствии с федеральным законом страхование риска своей профессиональной имущественной за нарушение условий заключенного с доверителем соглашения об оказании юридической помощи.

Адвокат песет гражданско-правовую перед доверителем, поскольку адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем, которое представляет собой гражданско-правовой договор об оказании юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу, заключаемый в простой письменной форме.

Применение мер дисциплинарной ответственности влечет нарушение адвокатом требований законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и Кодекса профессиональной этики адвоката, совершенное умышленно или по грубой неосторожности. Таким нарушением может быть совершение поступка, порочащего честь и достоинство адвоката, умаляющего авторитет адвокатуры, а также неисполнение или ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей перед доверителем и неисполнение решения органа адвокатской палаты, принятого в пределах его компетенции.

Рекомендуем прочесть:  Перцовый газ в глаза что делать

Полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) сведения, предметы и документы могут быть использованы в качестве доказательств обвинения только в тех случаях, когда они не входят в производство адвоката по делам его доверителей.

Указанные органы и организации в установленном порядке обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их копии; 3) собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 5) беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (в том числе в период его содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности; 6) фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах дела, по которому адвокат оказывает юридическую помощь, соблюдая при этом государственную и иную охраняемую законом тайну; участвовал в деле в качестве судьи, третейского судьи или арбитра, посредника, прокурора, следователя, дознавателя, эксперта, специалиста, переводчика, является по данному делу потерпевшим или свидетелем, а также если он являлся должностным лицом, в компетенции которого находилось принятие решения в интересах данного лица; состоит в родственных или семейных отношениях с должностным лицом, которое принимало или принимает участие в расследовании или рассмотрении дела данного лица; 1. Адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи (далее — адвокатский запрос).

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса.

1. Полномочия адвоката, участвующего в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве, а также в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируются соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации. 2. В случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. Форма ордера утверждается федеральным органом юстиции.

В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности. Никто не вправе требовать от адвоката и его доверителя предъявления соглашения об оказании юридической помощи (далее также — соглашение) для вступления адвоката в дело. 1) собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона.

Специальным субъектом, прямо указанным в законе, адвокат является для состава преступления, предусмотренного ст. 303 УК РФ «Фальсификация доказательств»: фальсификация доказательств по гражданскому делу лицом, участвующим в деле, или его представителем наказывается штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев. Фальсификация доказательств по уголовному делу лицом, производящим дознание, следователем, прокурором или защитником наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Фальсификация доказательств по уголовному делу о тяжком или об особо тяжком преступлении, а равно фальсификация доказательств, повлекшая тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью па срок до трех лет.

Убытки определяются в соответствии со ст. 15 ГК РФ: лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного нрава, утрата и повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

При рассмотрении этого дела судом адвокат П. признал, что его жалоба носила «некорректный и резкий» характер. Он объяснил это своей субъективной реакцией на неправильно составленный протокол судебного заседания. Однако суд расценил его действия как заведомую ложь. Оклеветав судью, адвокат тем самым унизил честь и достоинство специалиста — судьи, которая более 20 лет работает в системе правосудия и является высококвалифицированным юристом. Суд признал адвоката виновным в распространении клеветнических сведений и приговорил к наказанию в виде лишения свободы сроком на один год условно. Кроме того, суд взыскал с пего в пользу пострадавшей 10 тыс. рублей.

Одним из обязательных условий соглашения является размер и характер ответственности адвоката (адвокатов), принявшего (принявших) исполнение поручения. В соответствии с п. 1 ст. 393 Гражданского кодекса РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

Адвокат песет гражданско-правовую ответственность перед доверителем, поскольку адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем, которое представляет собой гражданско-правовой договор об оказании юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу, заключаемый в простой письменной форме.

Макаров С.Ю. Понятие и классификация адвокатских запросов как способа реализации статусного полномочия по сбору сведений, необходимых для оказания юридической помощи // Адвокатура. Государство. Общество: Сб. материалов 5-й ежегодной науч.-практ. конференции, 2008 г. Федеральная Палата адвокатов РФ. М.: Информ-Право, 2008.

Решение Верховного Суда РФ от 16.03.2009 N ГКПИ08-2382 «О признании частично недействующим пункта 141 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ от 22.11.2005 N 950» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2010. N 4; решение Верховного Суда РФ от 07.02.2012 N ГКПИ11-2095 «О признании частично недействующими пунктов 76 и 80 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утв. Приказом Минюста РФ от 03.11.2005 N 205, а также пункта 18 приложения N 1 к ним» // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=126567.

На основании ст. 63 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ «О связи» ограничение права на тайну связи допускается только на основании решения суда . Исходя из требований ст. 63 Закона «О связи» и Закона об адвокатуре адвокат не наделен оперативно-розыскными полномочиями. Право адвоката собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, и обязанность соответствующего органа предоставить информацию не распространяются на установленные законом конфиденциальные сведения. Вышеназванными специальными законами не только не установлен порядок предоставления информации ограниченного доступа непосредственно адвокату, но и более того: перечень лиц, имеющих доступ к информации ограниченного доступа, является закрытым, и отсутствие в нем адвокатов свидетельствует, что данная информация по адвокатскому запросу не предоставляется в силу закона . Приходится вновь с огорчением констатировать: сведения, составляющие тайну связи, в силу закона также не могут быть предоставлены адвокату по его запросу.

Ответственность за непредоставление запрашиваемых сведений. С правом адвоката запрашивать сведения, необходимые для оказания юридической помощи от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций корреспондирует обязанность последних их предоставить. Однако отсутствие ответственности за неисполнение адвокатского запроса является проблемой реализации данного права. Как справедливо отмечает М.Г. Коробицын, «причиной, способствующей неисполнению адвокатских запросов, является отсутствие соответствующей ответственности за неисполнение адвокатских запросов» .

Статья 19.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 19.7.1, 19.7.2, 19.8, 19.19 КоАП РФ.

Adblock
detector