Административное Право Курс Краткий

Правительственный контроль.Контрольные полномочия Правительства РФ определены в Федеральном конституционном законе «О Правительстве РФ». В ст. 4 закона установлено, что Правительство РФ в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, Указов Президента РФ, международных договоров Российской Федерации. В соответствии со ст. 44 этого закона Правительство РФ в пределах своих полномочий проводит контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, а также за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В законе определен и второй субъект правительственного контроля – Аппарат Правительства РФ, в т.ч. его Департамент контроля и проверки выполнения решений, который осуществляет контроль за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством РФ.

Правовые и организационные методы и формы деятельности органов публичной власти, применяемые для поддержания режима законности, именуются способами обеспечения законности. В юридической науке выделяют три способа обеспечения законности: контроль, надзор, обжалование.

1. За соблюдением Конституции РФ и исполнением законов федеральными органами исполнительной власти (кроме Правительства РФ), органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами контроля и должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В Конституции РФ содержится право граждан на объединение. Правовой статус общественных объединений закрепляют Федеральный закон «Об общественных объединениях» 1995 г., Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» 1996 г., Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 г., Федеральнй закон «О политических партиях» 2001 г. и другие правовые акты.

Протест прокурора – реагирование на противоречащий закону правовой акт поднадзорного органа или должностного лица. Подлежит рассмотрению в течение 10 дней. В исключительных обстоятельствах прокурор может установить сокращенный срок рассмотрения протеста. Протест приносится в орган или должностному лицу, издавшему акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо в суд.

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Административное право в правовой системе Российской Федерации 7
Тема 1. Государственное управление: понятие, сущность и место в системе социальных отношений 8
1.1. Понятие и сущность государственного управления в системе социальных отношений 8
1.2. Принципы государственного управления, их место и роль в совершенствовании механизма его организации и осуществления 13
Тема 2. Задачи, предмет и метод административного права 19
2.1. Понятие административного права 19
2.2. Задачи административного права 20
2.3. Предмет и метод административного права 22
Тема 3. Административное право как отрасль права 29
3.1. Основные этапы развития административного права в России и за рубежом 29
3.2. Соотношение административного права с другими отраслями права 34
Тема 4. Административно-правовые нормы 37
4.1. Понятие и структура административно-правовых норм 37
4.2. Виды административно-правовых норм 39
4.3. Реализация административно-правовых норм 43
Тема 5. Административно-правовые отношения 45
5.1. Понятие административно-правовых отношений и их основные черты 45
5.2. Структура (элементы) административно-правовых отношений 47
5.3. Виды административно-правовых отношений 49
Раздел II. Субъекты административного права 53
Тема 6. Физические лица как субъекты административного права 54
6.1. Права и обязанности граждан Российской Федерации, общие принципы государственного регулирования прав граждан 54
6.2. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства 58
6.3. Законодательные основы гарантии прав граждан, роль органов внутренних дел в охране прав и свобод граждан 60
Тема 7. Органы исполнительной власти и местного самоуправления 62
7.1. Понятие и виды органов исполнительной власти 62
7.2. Система и компетенция органов исполнительной власти 64
7.3. Понятие и предмет ведения местного самоуправления 72
7.4. Органы и должностные лица местного самоуправления 75
7.5. Формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления 77
Тема 8. Государственные служащие 80
8.1. История развития государственной службы России 80
8.2. Понятие и виды государственной службы 82
8.3. Милитаризованные государственные служащие 93
Тема 9. Предприятия и учреждения как субъекты административного права 95
9.1. Понятия и виды предприятий и учреждений 95
9.2. Административно-правовое положение предприятий, учреждений и иных организаций 96
9.3. Предприятия, учреждения и иные некоммерческие организации в системе ОВД 99
Тема 10. Административно-правовой статус общественных объединений 101
10.1. Понятие, виды и порядок создания общественных объединений 101
10.2. Административно-правовой статус общественных объединений 104
Раздел III. Формы и методы деятельности субъектов административного права 109
Тема 11. Административно-правовые формы государственного управления 110
11.1. Понятие и сущность административно-правовых форм государственного управления 110
11.2. Виды административно-правовых форм государственного управления 111
11.3. Формы управленческой деятельности ОВД 117
Тема 12. Административно-правовые методы государственного управления 118
12.1. Понятие и сущность административно-правовых методов государственного управления 118
12.2. Классификация административно-правовых методов государственного управления 119
12.3. Методы управленческой деятельности ОВД 124
Тема 13. Акты государственного управления 127
13.1. Понятие и юридическое значение правового акта управления 127
13.2. Классификация актов государственного управления 130
13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления 133
13.4. Действие правовых актов управления 134
13.5. Акты управления ОВД 135
Тема 14. Убеждение и принуждение в государственном управлении 137
14.1. Убеждение как метод управленческого воздействия органов исполнительной власти государства 137
14.2. Принуждение в деятельности органов исполнительной власти и его виды 142
14.3. Меры административно-предупредительного характера 145
14.4. Меры административного пресечения 147
14.5. Меры административно-процессуального обеспечения 149
14.6. Меры административного взыскания 154
Раздел IV. Ответственность по административному праву 159
Тема 15. Административные правонарушения и административная ответственность 160
15.1. Понятие и содержание административного правонарушения 160
15.2. Административная ответственность 165
15.3. Понятие административных взысканий, особенности и порядок их наложения 169
Тема 16. Дисциплинарная и материальная ответственность 173
16.1. Дисциплинарная ответственность по административному праву 173
16.2. Материальная ответственность как форма реализации восстановительных санкций 178
Раздел V. Административно-процессуальное право 183
Тема 17. Административно-процессуальная деятельность 184
17.1. Понятие и основные черты административного процесса 184
17.2. Принципы и субъекты административного процесса 187
17.3. Виды административных производств 192
Тема 18. Производство по делам об административных правонарушениях 198
18.1. Понятие, задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях 198
18.2. Стадии производства по делам об административных правонарушениях 201
18.3. Пересмотр постановлений по делам об административном правонарушении 207
18.4. Особенности производства по делам об административных правонарушениях в ОВД 212
Раздел VI. Принцип законности в сфере государственного управления 215
Тема 19. Обеспечение законности и дисциплины в сфере государственного управления 216
19.1. Понятие законности и дисциплины в государственном управлении 216
19.2. Система способов обеспечения дисциплины и законности в управлении 217
19.3. Содержание деятельности государственных органов по обеспечению законности и дисциплины в управлении 218
Тема 20. Обжалование неправомерных действий органов и их должностных лиц в государственном управлении 226
20.1. Понятие жалобы в государственном управлении 226
20.2. Порядок и сроки рассмотрения жалоб в государственном управлении 229
20.3. Регистрация жалоб в государственном управлении 234
Тема 21. Практикум по административному праву 237
21.1. Сборник задач 237
21.2. Тестовые задания по основным вопросам административного права 252

Пособие подготовлено в соответствии с действующей учебной программой для юридических факультетов высших учебных заведений России. В доступной форме, логически последовательно изложены важнейшие темы общей части курса «Административное право». Раскрываются основные понятия и определения, рассматриваются соответствующие нормативно-правовые акты. Рассчитано на студентов юридических факультетов высших образовательных учреждений России.

1.1. Понятие и сущность государственного управления в системе социальных отношений
Управление во все времена существования общества и государства доставляло гражданам много проблем, постоянно не удовлетворяющих и вызывающих большие нарекания. Внимание к данному институту столь велико, потому что без организации, определения возможностей и способностей смоделировать, спроектировать какую-либо деятельность не получится.
В самом общем виде управление можно представить как совокупность мер, направленных на достижение конкретного результата (сохранение стада, структуры, племени, государства, какого-либо вида и т. д.). Понятие «управление» состоит из двух частей: управление и право правления — то есть деятельность через право, правление, через конкретные нормы поведения, признания, обычаи, традиции, чувства и инстинкты. Управлять — значит устанавливать, организовывать, конкретизировать, исправлять, воздействовать, решать, принимать и применять. Настоящие рассуждения, наверное, не всем придутся по вкусу, но это не вызывает отрицательных эмоций: сколько специалистов, столько и мнений, подходов и точек зрения. Главное, чтобы они подкреплялись результатами, а не одними лишь поучениями и наущениями. Подтверждением этому являются утихшие страсти относительно замены управления денежным (рыночным) регулированием, что позволило обеспечить бесконтрольность в целях перехвата властных полномочий и пользования на их основе материальными ресурсами.
Управление является социальным, его конечная цель — создать условия для упорядочения соответствующих общественных отношений, возникающих в различных сферах жизнедеятельности.
Признаками социальной предназначенности управления, с нашей точки зрения, следует считать:
♦ потребность, необходимость регламентировать деятельность людей, общества;
♦ упорядочение, нивелирование поведения участников такой деятельности;
♦ соподчинение воли участников управленческих взаимоотношений;
♦ властность урегулирования законами и подзаконными актами;
♦ огосударствление общественных отношений, складывающихся в сфере управления.

Рекомендуем прочесть:  Гарантийный Срок На Сложную Техническую Вещь

Пособие подготовлено в соответствии с действующей учебной программой для юридических факультетов высших учебных заведений России. В доступной форме, логически последовательно изложены важнейшие темы общей части курса «Административное право». Раскрываются основные понятия и определения, рассматриваются соответствующие нормативно-правовые акты. Рассчитано на студентов юридических факультетов высших образовательных учреждений России.

Административная компетенция должностных лиц в сфере военной обязанности заключается в основном во взаимодействии органов исполнительной власти и граждан РФ, при которой военизированные органы обладают распорядительными полномочиями. Например, согласно ст. 4 названного Закона, руководители и другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица организаций обязаны:

В свою очередь, должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы, категории «специалисты» — на высшую, главную, ведущую и старшую группы, а категории «обеспечивающие специалисты» — на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Загсы обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о внесении изменений в акты гражданского состояния граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете. Органы дознания и предварительного следствия обязаны в двухнедельный срок информировать военные комиссариаты о возбуждении или прекращении уголовных дел в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, либо о направлении указанных уголовных дел в суд, а федеральные суды в двухнедельный срок сообщают в военные комиссариаты:

2. Административно-процедурное производство. Предметом этого производства являются индивидуальные административные дела бесспорного характера (в отличие от административной юрисдикции), а результатами — удовлетворение законных интересов физических и юридических лиц и обеспечение эффективной работы государственного аппарата. Большинство индивидуальных дел в рамках процедурного производства возникает по инициативе самих физических и юридических лиц. Основные виды административно-процедурного производства – лицензионно-разрешительное и регистрационное производство.

Процесс представляет собой совокупность определенных действий для достижения необходимого результата. Административный процесс – это деятельность по реализации материальных административно-правовых норм. Выделяют административно-процессуальные действия правоприменительного и правоохранительного характера.

Административное право краткий курс лекций

Органы государственного управления не получили должного по статусу закрепления в Конституции РФ, что не могло не сказаться отрицательно на качестве реализации функций государственного управления, а должно быть законодательно закреплено, регулируя деятельность государственных органов власти, т. е. их правовое регулирование.

Структура – это закономерные устойчивые связи между элементами системы, отражающие пространственное и временное расположение элементов и характер их взаимодействия. Именно структура делает систему некоторым качественно определенным целым, так как структура предполагает различные взаимодействия элементов друг с другом, выдвигая на первый план те или иные свойства элементов. Структура является важнейшей характеристикой системы, так как при одном и том же составе элементов, но при различном взаимодействии между ними меняется и назначение системы, и ее возможности.

Дозволение представляет собой метод, предполагающий возможность выбора одного из предложенных вариантов поведения. Рассчитан такой метод на действия должностных лиц, которые не имеют права отказаться от выбора. Дозволение, в отличие от предыдущих методов, предусматривает некоторую самостоятельность при принятии решения.

Административная правоспособность – это закрепленная в административно – правовых актах возможность иметь юридические права и выполнять юридические обязанности.
Административная дееспособность — это закрепленная в административно – правовых актах способность субъекта самостоятельно приобретать и осуществлять права и обязанности в сфере гос. управления.
Правовой статус субъекта административного права определяется прежде всего объемом их административной дееспособности. Различие в административной дееспособности и является критерием деления субъектов.
Субъекты административного права:
I. Индивидуальные
1. Граждане
Граждане РФ
Иностранцы
Лица без гражданства
2. Субъекты, обладающие специальным административно – правовым статусом должностные лица военнослужащие беженцы вынужденные переселенцы инвалиды
II. Коллективные
Организации
Предприятия
Учреждение
Структурные подразделения этих организаций
Трудовые коллективы
Основные полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти
1. Полномочия на формирование Федеральных органов исполнительной власти выдвижение на должность премьера указы и распоряжения обязательные для Правительства является Верховным главнокомандующим
2. в экономической сфере
3. в социально – культурной сфере
4. в административно – политической сфере

Фактически, вся деятельность государства опирается на административное право. Российской Федерации это касается в особенности, так как в нашей стране исполнение государственной власти требует особо тщательной организации. Причина этому – большое количество проживающих в России национальностей и огромные размеры самой территории.

Административное право Российской Федерации

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по дисциплине «Административное право». Материал изложен кратко, четко и доступно, что позволит в предельно сжатые сроки систематизировать знания, приобретенные в процессе изучения дисциплины; сосредоточить свое внимание на определениях и основных понятиях; составить примерный план ответов на возможные экзаменационные вопросы. Это издание не является полноценной заменой учебника для получения фундаментальных знаний, но служит прекрасным пособием для успешной сдачи экзаменов. Для студентов высших учебных заведений.

Произведение было опубликовано в 2023 году издательством Кнорус. На нашем сайте можно скачать книгу «Административное право Российской Федерации. Краткий курс» в формате pdf или читать онлайн. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

Такое положение не может сказаться на сдерживании нормотворческой деятельности в субъектах РФ, вынужденных принимать законы, отвечающие требованиям основного закона – Конституции РФ (Закон Нижегородского законодательного собрания «О ветеранах «труда», действующий наряду с федеральным законом).

метод равенства, в этом случае субъекты, находящиеся на одном уровне государственного механизма, осуществляют совместные действия в форме административно-правового договора, например, договор между администрациями двух или нескольких субъектов РФ по вопросу, значимому для всех договаривающихся сторон.

На основании Указа Президента РФ от 3.03.2004 г., т. е. в период проведения административной реформы, нормотворческие функции осуществляют только федеральные министерства, исключением являются федеральные службы и федеральные агентства, находящиеся в подчинении Президента.

Важное место в управленческой деятельности органов государственного управления занимает регулирование (в том числе и правовое), которое вызвано происходящими изменениями как внутренними, так и внешними, устранением отклонений, обеспечение нормального функционирования систем.

Рекомендуем прочесть:  Как застраховать машину в 2023 году

Отношения взаимосвязи и взаимозависимости, возникающие между управляющей и управляемой системами, одной из которых обязательно является юридическое лицо государственной формы собственности, муниципальной или смешанной, регламентированы административными правовыми нормами и правилами и имеют государственно-властный характер (например, отношения Федеральных министерств и министров субъектов РФ).

Книга; Административное право

История полиции — При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890 1907). История полиции История полиции и борьбы с правонарушениями от Средневековья до начала XX века весьма подробно раскрыта в этой статье… … Википедия

Уголовно-процессуальное право — отрасль права, регулирующая деятельность органов суда, прокуратуры, следствия и дознания по возбуждению, расследованию и разрешению уголовных дел. Уголовный процесс это регламентированная законом деятельность суда, прокурора, следователя, органа… … Википедия

Полиция — I Содержание: I. Полиция, ее деятельность, история, характер и классификация. Определение науки полицейского права. II. Наука полицейского права и ее главные направления: 1) в Германии, 2) во Франции, 3) в Англии и 4) в России. III. Организация,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Подкулачник — Дом зажиточного крестьянина из деревни Лог Вязниковского района (XIX век). Музей деревянного зодчества и крестьянского быта. Суздаль, Россия. Кулаки в России до Октябрьской революции зажиточные крестьяне, эксплуатирующие наёмный труд, мироеды,… … Википедия

Япония — (япон. Ниппон, Нихон) I. Общие сведения Я. государство, расположенное на островах Тихого океана, вблизи побережья Восточной Азии. В составе территории Я. около 4 тыс. островов, протянувшихся с С. В. на Ю. З. почти на 3,5 тыс.… … Большая советская энциклопедия

Административное право как учебная дисциплина

Общая часть включает: 1) управление, государственное управление, исполнительные органы власти; 2)административ-ное право как отрасль права, научная отрасль знаний и учебная дисциплина; 3) субъекты административного права; 4)фор-мы и методы осуществления деятельности органов исполнительной власти, государственного управления; 5) административное правонарушение и административная ответственность; 6)административная юрисдикция; 7)административный процесс и виды административного производства; 8) законность и дисциплина в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления; 9) административно-правовые режимы; 10) зарубежное административное право.

Система курса «Административное право», преподаваемая в ВУЗах России, имеет своей целью расширить и углубить знания слушателей о важнейших положениях, принципах и институтах науки административного права и правоприменительной практики во всех сферах жизни.

Особенная часть включает: 11)административно-правовое регулирование в сфере экономических отношений и материального производства в современных условиях; ^административно-правовое регулирование отношений в социально-культурной сфере; 13)административно-правовое регулирование государственного управления в административно-политической сфере; 13)административно-правовое регулирование в отраслевом и межотраслевом государственном управлении и другие.

Основная задача курса заключается в том, чтобы слушатели и студенты смогли успешно изучить основных административно-правовые понятия, термины, категории, положения и правовые институты на современном этапе развития законодательства, регулирующего деятельность органов исполнительной власти, государственного управления. Они должны уверенно ориентироваться в действующем законодательстве, находить необходимые административно-правовые нормы и умело их применять в конкретных практических ситуациях.

Главная задача дисциплины — помочь студентам, слушателям и другим лицам изучить отрасль административного права, его законотворческую и правоприменительную практику, а также усвоить основные термины, категории, понятия, положения и институты административного права, основные задачи науки, цель которых сводится к познанию объективных законов и закономерностей в управленческой деятельности с целью ее совершенствования.

2. Смысл управления сводится к практической организации деятельности руководимых (управляемых) объектов при выполнении ими поставленных задач, а сама эта практическая организация суть неотъемлемое имманентное свойство управления. Таким образом, организация — атрибут управления с внутренне присущим ему свойством, пронизывающим все его содержание.

В широком смысле под государственным управлением понимается деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти, поскольку общей целью и содержанием деятельности как всего государства в целом, так и любых его органов является какая-либо организация, определенное упорядочение общественных отношений. Сферу столь широко понимаемого государственного управления обслуживают многие отрасли публичного права, в том числе и административное право.

В любом современном государстве многостороннюю организацию жизнедеятельности гражданского общества, направление и регулирование всех протекающих в нем социально-культурных, социально-политических, экономических, охранительных и иных процессов и явлений осуществляют и обеспечивают три вида управления, принципиально различающихся своей объектной направленностью и внутренним содержанием. Это техническое, биологическое и социальное управление.

1. По общепризнанному, вошедшему в энциклопедические словари определению, управление — это функция сложных организованных систем любой природы, обеспечивающей сохранение структуры этих систем, а также поддержание режима их деятельности, направленной на реализацию программных целей.

Настоящее издание представляет собой учебное пособие, подготовленное в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине «Административное право». Материал изложен кратко, но четко и доступно, что позволит в короткие сроки успешно подготовиться и сдать экзамен или зачет по данному предмету. Издание предназначено для студентов высших и средних учебных заведений.

Лекции по; Административному праву

Однако это лишь часть тех общественных отношении, которые вошли в предмет изучения административного права. Некоторые исследователи называют эту отрасль права «бюрократическим правом» или «управленческим правом», так как она изучает процессы реализации и функции государственного управления в различных его проявлениях специально на то уполномоченными органами управления. Иначе говоря административное право отрасль права изучающая юридическую сторону, юридические аспекты государственного управления.

Административное право- это базовая отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в процессе организации и деятельности исполнительных органов государства. Приведенное определение является наиболее современным, так как именно органы исполнительной власти занимаются реализацией функции государственного управления, то есть государственным управлением.

Административно-правовые нормы, административно-правовые отношения, материальные нормы, процессуальные нормы, субъекты административно-правовых отношений, исполнительные органы власти, физические и юридические лица, юридический факт, гипотеза, диспозиция, санкция, вертикальные административно-правовые отношения, горизонтальные административно-правовые отношения.

Административное право является фундаментальной, профилирующей отраслью, отправной для таких отраслей как банковское, налоговое, таможенное и др., так как они изучают отдельные государственные функции, база которых заложена в институтах административного права.

Административное право как дисциплина состоит из двух частей: общей и особенной. В общую часть входят все выше перечисленные институты права, а к особенной относят нормы регулирующие государственное управление в различных отраслях жизнедеятельности общества и государства, а именно в области экономики, обороны, финансов, социальной и иной сферах.

Административное воздействие – это неотъемлемая часть компетенции органов исполнительной власти. Оно характеризует внешнюю деятельность органа, которая вступает в правоотношения с другими государственными органами, общественными организациями и гражданами на основе норм административного права. ОФСБ как ФОИВ наделена полномочиями по применению мер административного воздействия , при этом для всех мер воздействия общим является следующее:

Основную роль при подготовке правовых актов ФСБ РФ играет договорно-правовое управление, где ведётся тематический и хронологический учёт нормативно-правового материала и осуществляется консультирование сотрудников ФСБ по правовым вопросам. Этим же занимаются юридические подразделения ОФСБ на местах.

7. вносить в государственные органы, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также в общественные объединения обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, совершению преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности;

Государственное управление – подзаконная , исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и практического руководства экономической, административно-политической и социально-культурной сферами жизни общества, когда осуществляется целенаправленное воздействие со стороны субъекта управления на управляемый объект с использованием имеющихся ресурсов, форм и методов.

Гражданин вправе обращаться в суд, если он считает, что неправомерными действиями нарушены его права. Он может обратиться в суд в течении 3 месяцев, когда ему стало известно о нарушении его прав, или в течении 1-го месяца с момента получения отказа в удовлетворении устранения нарушения прав.

Рекомендуем прочесть:  Для Чего Вызывают На Комиссию По Делам Несовершеннолетних

Шпаргалка по административному праву кратко

30.Понятие и признаки административной ответственности. Её основания.
Административная ответственность — вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом наказания к лицу, совершившему правонарушение.
Признаки административной ответственности:
Административная ответственность устанавливается ФЗ и законами субъектов РФ об административных правонарушениях.
Основанием административной ответственности является административное правонарушение.
Субъектами административной ответственности являются физические и юридические лица.
Административные наказания применяются органами и должностными лицами на не подчинённых им правонарушителей.
Применение административной ответственности не влечёт судимости и увольнения с работы.

19.Право гражданина на общую и специальную административную жалобы.
Правом на общую жалобу обладают все граждане. Обжалованию подлежат действия, нарушающие или создающие препятствия для реализации прав и свобод гражданина, а так же незаконное возложение обязанности или ответственности.
Виды права на общую жалобу:
Право на административное обжалование — в вышестоящую инстанцию
Право на судебное обжалование — в течение 3 месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав; в течение месяца со дня отказа или отсутствия в удовлетворении жалобы вышестоящим начальством.
Право на специальную жалобу предоставлено — участникам судебных процессов, административного и дисциплинарного производства, трудовых споров.

29.Административное принуждение: понятие, особенности, виды.
Административное принуждение — средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления.
Административное принуждение как метод управления состоит в психическом, материальном или физическом воздействии на сознание и поведение людей.
Признаки административного принуждения:
Применяется на основании закона.
Осуществляется посредством юрисдикционных, правоприминительных актов.
Носит персонифицированный характер.
Имеет судебное и внесудебное применения.
Применяется для обеспечения общеобязательных а-п норм (правила дорожного движения).
Органы, применяющие административное принуждение:
Исполнительные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность в сфере государственного управления.
Исполнительные органы, наделённые специальными полномочиями по осуществлению административной власти (федеральный антимонопольный орган)
Виды административного принуждения делятся:
По целевому назначению на административно-предупредительные меры (используются в целях предупреждения и предотвращения), административно-пресекательные меры (используются в целях прекращения противоправных деяний), меры административной ответственности (за совершение административного правонарушения).
По субъекту принуждения на государственно-правовое и общественно-правовое принуждение.

1.Задачи административного права как отрасли права.
Административное право — отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации исполнительной власти.
Нормы АП:
Устанавливают формы и методы государственного управления.
Регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, их компетенцию, полномочия и взаимоотношения с другими государственными органами, общественными объединениями, предприятиями и гражданами.
Определяют правовое положение граждан, местных органов самоуправления, общественных объединений и иных негосударственных формирований в сфере управления.
Регулируют общественные отношения в социально-политической, культурной и экономической сферах.
Задачи АП как отрасти права:
Создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти.
Обеспечение граждан, общественных объединений и предприятий возможностью реализации прав и свобод, осуществление которых связано с функционированием исполнительной власти.
Защита граждан и общества от административного произвола.
2.Предмет и метод административного права.
Предметом АП — является совокупность управленческих отношений, возникающих в процессе организации и деятельности исполнительной власти.
Методы АП:
Предписание — установление определённого порядка действий, предусмотренного соответствующей административно-правовой нормой.
Запрет определённых действий под страхом применения юридических средств воздействия.
Дозволение — предоставление возможности совершать либо не совершать действия, предусмотренные соответствующей административно-правовой нормой.

34.Принципы наложения взысканий. Законность и целесообразность применения административных взысканий.
Общие правила административного назначения наказания:
Административное наказание назначается в пределах, установленных законом за данное правонарушение.
При назначении административного наказания физическому лицу учитывается характер совершённого правонарушения, личность и имущественное положение виновного, смягчающие и отягчающие обстоятельства.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершённого правонарушения, финансовое и имущественное положение, смягчающие и отягчающие обстоятельства.
Назначение административного наказания не освобождает от исполнения обязанностей, за неисполнение которых оно было назначено.
Никто не может нести административную ответственность за одно и тоже правонарушение дважды.
При совершении двух и более административных правонарушений наказание назначается за каждое из них.
Споры о возмещении имущественного ущерба и морального вреда решаются в порядке гражданского судопроизводства.

4.Исполнительная власть не тождественна исполнительной деятельности. Такого рода государственная деятельность является практической формой её реализации, а власть представляет собой сущностное выражение функциональной направленности и компетенционной определённости исполнительной деятельности.

Управление – совокупность действий совершаемых для достижения определённых целей путём использования имеющихся ресурсов (финансовых, материальных, кадровых, информационных); руководства чем-либо, когда осуществляется воздействие со стороны субъекта управления на управляемый объект с использованием разнообразных механизмов и средств.

Государственное управление – подзаконная , исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и практического руководства экономической, административно-политической и социально-культурной сферами жизни общества, когда осуществляется целенаправленное воздействие со стороны субъекта управления на управляемый объект с использованием имеющихся ресурсов, форм и методов.

6.Исполнительная власть характерна также и тем, что в непосредственном ведении и распоряжении реализующих её субъектов находятся наиболее существенные атрибуты государственной власти, как-то: финансы, важнейшие средства коммуникации,армия и иные воинские формирования, милиция, службы внутренней и внешней безопасности, исправительные учреждения и т.п.

2.Исполнительная власть (т.е. возможность и способность оказывать определяющее воздействие на поведение, право и возможность подчинять себе других) реализуется не сама по себе, а в отношениях с различными индивидуальными и коллективными элементами государственно-организационного общества в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоисполнительного характера.

In this book offered to the reader the attempt to work out the renewed conception of administrative law and process, branches and their main institutions is made. This conception is not limited by law bases of state government. Administrative law includes today such juridical means as regulations, legal support, stimulation and legal defence.

В книге предлагается обновленная концепция административного права Раздел I посвящен динамике природы и системы административного права, раздел II — субъектам административного права и процесса, раздел III — механизму административно-правового регулирования, раздел IV — объектам управления и административно-правового воздействия, раздел V — воздействию административного права на социальные, экономические и иные процессы, раздел VI -административному процессу и проблемам юридических коллизий Органичная связь материального и процессуального административного права позволила рассматривать их не порознь, а вместе. Читателю предложен курс, т.е. систематизированные знания в области административного права и процесса. В книге сочетаются свойства монографического исследования и учебника. Однако помимо материала, традиционно содержащегося в учебниках по административному праву, курс содержит обширные дополнительные сведения, позволяющие более углубленно изучать предмет.

The book is built mostly on the materials of national administrative law and process. And at the same time comparative law method is widely used. Illumination of conception and practise of different countries widenes our notions about state government and regulation, international law aspects. Historical approach and modern analisys, evaluation of social practice and scientific recommendations are combined in this book.

Книга построена преимущественно на материалах отечественного административного права и процесса, и одновременно в ней широко использован сравнительно-правовой метод. Освещение концепций и практики зарубежных стран расширяет наши представления о государственном управлении и регулировании и их правовом опосредовании, международно-правовые аспекты. В книге сочетаются исторический подход с современным анализом, оценка общественной практики — с научными рекомендациями.

The author hopes that offered course will help reader in studying and developement of administrative law process as one of the fundamental branches of law, it will also help in the process of making and applying law, in realisation of their rights and obligations.

Adblock
detector