Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения

  • обобщение и систематизация теоретических сведений, изученных в разделе «Синтаксис и Пунктуация»;
  • знакомство с порядком устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора предложения;
  • формирование умения выполнять синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения;
  • наблюдение над особенностями синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения;
  • развитие навыков самостоятельной работы с текстом, тестами.
  • формирование регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания учебной деятельности, самооценки, осуществлять самоконтроль и рефлексию;
  • формирование коммуникативных универсальных учебных действий, формулирования и аргументации собственного мнения, создания высказывания на определенную тему, использования адекватных языковых средств, умения вести учебный диалог с учителем и со сверстниками;
  • формирование познавательных универсальных учебных действий: смыслового чтения, осуществление операций анализа, классификации, определение понятия, умения делать выводы на основе языкового анализа.

Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения

В конце предложения ставится знак завершения — точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Между первым простым предложением (Красота на добро и не смотрит. ) и вторым (. люди от неё становятся добрее) перед союзом но ставится запятая — знак разделения между простыми предложениями в сложносочинённом.

1. Солнце уже скрылось, и ночные тени быстро надвигались со стороны леса. (Л. Толстой.) 2. Чёрная туча, протянувшись на запад, из-за своих разорванных краёв открыла звёздное небо, и перевёрнутый золотой рог месяца красно засветился над горами. (Л. Толстой.) 3. То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит. (Н. Некрасов.) 4. Сквозь мглу видно всё, но трудно разобрать цвет и очертания предметов. (А. Чехов.) 5. Звуки не нарушали тишины, не будили застывшего воздуха, а вгоняли природу в дремоту. (А. Чехов.) 6. Мягко картавя, журчал ручеёк, но все эти звуки не нарушали тишины, не будили застывшего воздуха. (А. Чехов.)

Контрольные вопросы

  1. Какие предложения называются сложносочинёнными?
  2. На какие группы по смысловым отношениям простых предложений они делятся и почему?
  3. Когда в сложносочинённом предложении употребляются соединительные союзы? разделительные? противительные? Приведите примеры.
  4. Какое средство связи, кроме союзов, используется для соединения простых предложений в сложное?
  5. Какие знаки препинания ставятся в сложносочинённом предложении и когда?

1. Обильная роса затопляла травы и листья, но зной проникал уже в самый лес. (И. Тургенев.) 2. Обрывистый берег весь оброс бурьяном, и по небольшой лощине между ним и протоком рос высокий тростник. (Н. Гоголь.) 3. То падал как будто туман, то вдруг припускался косой дождь. (Л. Толстой.) 4. Ещё и лета не бывало, а лишь дожди всё шли да шли, и небо холодом дышало. (М. Чехов.) 5. Солнце зашло недавно, однако было уже темно. (А. Чехов.)

79. Запишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматические основы. Какие виды сложных предложений употреблены в тексте? Определите тип текста. Выполните синтаксический разбор сложносочинённого предложения. Объясните постановку тире в первом предложении. Чем осложнено второе предложение?

Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения — СИНТАКСИС

Цели: познакомить с порядком устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора; развивать навыки самостоятельной работы, работы с тестами; проверить знания учеников по темам “Обращения”, “Вводные слова”; развивать мотивацию к познавательной деятельности.

— Почему при письменном синтаксическом разборе мы не соединяем стрелками подлежащее и сказуемое? (Примерный ответ. Подлежащее и сказуемое — грамматическая основа предложения. У каждого главного члена есть своя группа зависимых слов: в группу подлежащего входят определения, в группу сказуемого — дополнения и обстоятельства. Сама грамматическая основа синтаксически независима.)

Мой секрет

  • Пунктуационный разбор — объяснение условий постановки знаков препинания.
    (грамматические, смысловые..)
  • не щнаю
  • Выполнить пунктуационный разбор — это значит объяснить пунктограмму (графически + анализ) .
    Пример разбора предложения по образцу, принятому в школьной практике:
    1. Напишите предложение, подчеркните пунктограмму.
    2. Кратко сформулируйте пунктуационное правило для данного случая (для этого следует выполнить графические работы, характерные для пунктограммы: подчеркнуть грамматические основы, выделить ряд однородных членов предложения и т. д.)
    3. Начертите схему предложения, включив в не графическое обозначение необходимости постановки (или отсутствия) знака препинания.

  • разобрать предложение
  • пыгакпгФЦПА
  • Надо объяснить почему тот или иной знак препинания стоит в этом месте
    Например: Я пью. Надо объяснить почему там стоит точка.
  • Проще будет и понятней просто подчеркнуть все запитые и точки (восклицательный знак! или вопросительный?).
    И вс.
  • Начинайте пунктуационный с объяснения выбора препинания в . Для этого определите, каким является предложение по цели высказывания. Если оно содержит , то это повествовательное предложение, вопрос – вопросительное, побуждение к действию (просьбу или приказ) – побудительное. Кроме того, учитывайте эмоциональный характер предложения. При наличии восклицательной интонации в конце ставится восклицательный знак, при обозначении перерыва в речи или недосказанности – многоточие.

    Встречаются в анализируемом . Традиционно их группируют как выделяющие и отделяющие знаки.Первая группа знаков (выделяющие) служит для указания на границы синтаксической конструкции, вводящейся в предложение для пояснения его членов. Также она может использоваться для смыслового выделения какой-либо части синтаксической единицы и для ограничения конструкций, грамматически не связанных с другими членами (например, обращения, вводные слова). К этой группе относят парные знаки: две запятые, скобки, кавычки, два тире.Вторая группа знаков служит для разграничения независимых предложений, либо простых предложений в составе сложного, либо членов. Знаки предложения также относятся к этой группе. Точка, вопросительный и восклицательный знаки, двоеточие, тире, многоточие и точка с составляют группу отделяющих знаков.

    Как мы видим, выполнить пунктуационный разбор предложения достаточно легко, но для этого нужно уметь анализировать структуру конструкции и объяснять с грамматической точки зрения использование знаков препинания. Поэтому стоит изучать не только правила письма, но и уметь разделять слова в предложении на члены.

    (6)Казань прославилась на весь мир еще и как спортивная столица. Самые значительные события последнего времени: Универсиада-2013, Чемпионат по водным видам спорта, прошедший летом прошлого года, многочисленные соревнования по хоккею, и футболу, и баскетболу – проходили именно здесь. (7)Не за горами и другое важное мероприятие мирового масштаба – Чемпионат мира по футболу. (8)Мы гордимся нашими спортсменами: легкоатлеткой Юлией Зариповой, стрелком Василием Мосиным, рапиристкой Камиллой Гафурзяновой, пловчихой Эльвирой Хасяновой.

    1. Между главными членами, когда они выражены одной самостоятельной частью речи: существительными (в Им.пад.), количественными числительными.
    2. Между подлежащим и сказуемым, когда один член предложения — неопределенная форма , а другой — существительное (в Им.пад.).
    3. Перед указательными : это, вот.
    4. Между подлежащим (существительное), и сказуемым (количественное числительное). И наоборот.
    Рекомендуем прочесть:  Как платят компенсацию за отпуск

    В повествовательном высказывании, простой и сложной конструкции, на конце ставится точка. При недоговоренности, незавершенности мыслей, недосказанности – многоточие. Вопросы требуют постановки вопросительного?. При появлении в речи эмоционального фона – ! восклицания.

    [Пьер, 1(который знал), 2 что она была очень глупа, 3 с странным чувством недоуменья и страха иногда присутствовал на ее вечерах и обедах, 4 где говорилось о политике, 5 поэзии и 6 философии.7]. (Л. Толстой)

    Заполненная таблица Части ССП Союзы соединительные и, да (= и), ни…ни, тоже, также разделительные то… то, или (иль), либо, то ли… то ли, не то…. не то противительные а, не только… но и, но, да (=но), однако Значения ССП одновременность последовательность причина чередование взаимоисключение сопоставление противопоставление Знаки препинания в ССП запятая точка с запятой тире

    — Изменилось ли ваше настроение к концу урока? Какой смайлик соответствует вашему настроению? Выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Если у вас хорошее настроение, покажите карточку с улыбающимся лицом. Если у вас плохое настроение, покажите карточку с грустным лицом.

    Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего леса, тепло солнечных лучей. Я посчитаю до 5. На счёт «5» – вы откроете глаза. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы.

    Тогда сядьте удобнее, закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.

    формирование коммуникативных универсальных учебных действий, формулирования и аргументации собственного мнения, создания высказывания на определенную тему, использования адекватных языковых средств, умения вести учебный диалог с учителем и со сверстниками;

    С сер..дины лета до поз..ней осени в л..сах стоит грибная пора. В б..рёзовых рощах, в сосновых борах растёт белый гри. На стройных ножках стоят подб..рёзовики. Издали видны красные шляпки подосиновиков. В любом л..су могут встретит..ся сыроежки. Большими сем..ями селят..ся около пней опёнки. Рыжики растут на полянках между мол..дыми соснами и елями, забирают..ся под сухие опавшие лист..я. Надо нагнут..ся и поискать их в сухой траве.

    Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения

    Но через двадцать лет она сама пришла, измученная, иссохшая, а с ней был юноша, красивый и сильный, как сама она двадцать лет назад. И, когда её спросили, где была она, она рассказала, что орёл унёс её в горы и жил с ней там, как с женой. Вот его сын, а отца нет уже: когда он стал слабеть, то поднялся в последний раз высоко в небо и, сложив крылья, тяжело упал оттуда на острые уступы гор, насмерть разбился о них.

    Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе. Это оскорбило их, они сказали ему, что их чтут, им повинуются тысячи таких, как он, и тысячи вдвое старше его. А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше; и если все чтут их — он не хочет делать этого. О. тогда уж совсем рассердились они. Рассердились и сказали: Ему нет места среди нас! Пусть идёт, куда хочет.

    Пунктуационный разбор простого предложения

    Когда выполняют пунктуационный разбор, то обращают внимание на структуру предложения. Имеет значение не только наличие главных и второстепенных членов, количество грамматических основ и частей предложения, важно также определить способы выражения второстепенных членов предложения и их порядок следования, выяснить интонационные особенности предложения.

    Многие ученики и их родители задаются вопросом, что значит пунктуационный разбор предложения. Он призван найти и разъяснить имеющиеся в предложении знаки препинания. Умение производить пунктуационный разбор предложения может повысить общий уровень грамотности обучающегося. Разбор простого (ПП) и сложного (СП) предложения имеет свои отличительные особенности.

    • Прежде всего, необходимо обратить внимание на знак препинания в конце предложения. По тому, стоит ли в конце предложения точка, вопросительный знак или многоточие, читатель определяет эмоциональный окрас высказывания. Необходимо, чтобы ученик мог подробно и четко объяснить, почему выбран именно этот знак препинания.
    • Следующим шагом следует определить конструкцию предложения. От того, простое предложение перед нами или сложное, зависит и количество знаков препинания. Для того чтобы ученики с легкостью могли отличить простое предложение от сложного, они должны уметь самостоятельно определять не только грамматическую основу предложения, но и тип придаточного предложения.
    • Далее следует проанализировать функции каждого знака препинания; напоминаем, что они могут быть разделяющими и выделяющими.

    Вслед за лингвистом Шахматовым А. А. современные ученые-синтаксисты признают центральной
    синтаксической единицей предложение, которое является минимальной моделью в речевом общении. Оно имеет вид интонационно-замкнутой синтаксической конструкции, выражающей действительную ситуацию либо процесс мышления, воображения. И простое, и соответствуют данному определению.

    • Грамматические основы: солнце плюхнулось, заклубились сумерки.
    • В конце предложения стоит точка, поскольку предложение повествовательное и представляет собой законченное высказывание.
    • В предложении два знака препинания. В первом случае запятая выделяет два однородных деепричастия, а во втором случае запятая разделяет части сложносочиненного предложения.

    При выполнении письменного разбора вы должны составить схему: или полную, или краткую. Это позволяет наглядно увидеть правильность постановки знаков препинания. Также при выполнении письменного разбора допускается сокращение слов. Важно не забывать о правилах сокращения слов и постановке знаков препинания.

    Рекомендуем прочесть:  Сколько лет нужно отработать чтобы получить ветерана труда мужчине в новосибирске

    Предложение – основная единица синтаксиса. Очень важно уметь анализировать структуру предложения. Это необходимо для того, чтобы правильно расставить знаки препинания, понять взаимосвязь слов. Анализ структуры предложения происходит во время синтаксического анализа предложения. В ходе синтаксического разбора даётся характеристика предложения, определяются все члены предложения, определяется, какими частями речи они выражены. Во время синтаксического анализа предложения мы систематизируем свои знания о предложении. С синтаксическим разбором неразрывно связан пунктуационный анализ предложения. На этапе построения схемы предложения мы поверяем правильность постановки знаков препинания.

    Это предложение по цели высказывания – повествовательное, следовательно, в конце ставится точка. По интонации оно невосклицательное. Грамматическая основа – море выбрасывало. Подлежащее море выражено именем существительным; сказуемое выбрасывало выражено глаголом. В предложении одна грамматическая основа, следовательно, оно простое. Так как есть и подлежащее, и сказуемое, предложение двусоставное. В предложении есть второстепенные члены, следовательно, оно распространённое. От подлежащего мы не можем задать вопрос, значит, нет второстепенных членов, которые зависят от него. Начинаем задавать вопросы от сказуемого. Выбрасывало когда? Иногда. Это обстоятельство, выраженное наречием. Выбрасывало что? Раковины. Это дополнение, выраженное именем существительным в винительном падеже. Раковины какие? Чудесные большие. Это определения, выраженные именами существительными. Сразу выясним, однородные они или нет. Раковины характеризуются по двум разным признакам: размер и качество (красота). Эти определения неоднородные, следовательно, запятую между ними ставить не надо. В предложении нет ни однородных членов, ни обращения, следовательно, оно неосложнённое.

    На предыдущих уроках мы с вами говорили о главных и второстепенных членах предложения, о типах простых предложений. Вы узнали, чем может быть осложнено простое предложение. Сегодня мы научимся выполнять синтаксический и пунктуационный анализы простого предложения, узнаем, зачем они нужны.

    При пунктуационном анализе мы смотрим на правильность постановки знаков завершения: точка, вопросительный знак, восклицательный знак. Это зависит от того, какое предложение по цели высказывания: повествовательное – точка, побудительное – восклицательный знак, вопросительное – вопросительный знак. Также мы анализируем наличие знаков препинания внутри предложения: разделительные знаки препинания (между подлежащим и сказуемым, при однородных членах) и выделительные знаки препинания (при обращении).

    Как делать пунктуационный и синтаксический разбор предложения

    Пунктуационный разбор предложения сделать достаточно легко, если знать схему и владеть основными правилами грамматики. По сути, этот языковой анализ основан на поиске и объяснении использования тех или иных знаков препинания, используя знания по синтаксису.

    Внутри второго предложения есть отделяющий знак – запятая, которая употребляется при перечислении однородных подлежащих. Также встречается конструкция, грамматически не связанная с другими членами предложения, – вводное слово, выделяющееся парными знаками – двумя запятыми.

    Основным объектом внимания в синтаксисе предложения является его позиционные составляющие (сюда входят словосочетания, словоформы на уровне межпозиционной и внутрипозиционной синтаксической связи, к формальным показателям которой относят наличие союзов, флексий, предлогов). Основной принцип языкового строя — не усложнять без надобности употребление знаков препинания (что вместе с тем облегчает пунктуационный разбор), но в то же время учитывается необходимость сохранить гибкость синтаксической системы, чтобы выразить как можно более полноценно смысловые оттенки и особенности текста. Отсюда неизбежно возникает вариация в постановке А если учитывать еще и возможность индивидуально-авторской расстановки, то пунктуационный разбор заметно усложняется.

    особых эмоций, чувств) знаки, многоточие (в случае недосказанности, незавершенности), запятая (ставится с целью разделить, выделить, отделить однородные члены, вводные конструкции, прямую речь, обращения, обособленные конструкции, части сложного предложения), точка с запятой (характерна большей частью для бессоюзных сложных предложений), тире (употребляется и в простом, и в сложном предложениях, в диалогах, прямой речи), двоеточие (аналогично тире), кавычки (свойственны прямой речи), скобки (для сообщения дополнительной информации).

    • 6 — точка в конце повествовательного предложения с законченной мыслью.
    • 2 — запятая между частями сложноподчиненного предложения и отделяет придаточную часть от главной.
    • 1 — запятая отделяет вводное слово от остального предложения.
    • 3, 4 — знаками отделены однородные члены, в данном случае подлежащие, которые связаны бессоюзно.

    Урок 20 Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения

    В конце предложения ставится знак завершения – точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Между простыми предложениями Слушайте тишину и тогда осень лесная покажет вам все свои богатства ставится запятая — знак разделения частей сложносочиненного предложения.

    Сочинительные союзы – союзы, соединяющие равноправные части сложного предложения: соединительные передают отношения одновременности или последовательности событий; разделительные – чередования или взаимоисключения; противительные – сопоставления или противопоставления событий.

    Русский язык

    При пунктуационном анализе мы смотрим на правильность постановки знаков завершения: точка, вопросительный знак, восклицательный знак. Это зависит от того, какое предложение по цели высказывания: повествовательное – точка, побудительное – восклицательный знак, вопросительное – вопросительный знак. Также мы анализируем наличие знаков препинания внутри предложения: разделительные знаки препинания (между подлежащим и сказуемым, при однородных членах) и выделительные знаки препинания (при обращении).

    Это предложение по цели высказывания – повествовательное, следовательно, в конце ставтися точка. По интонации оно невосклицательное. Грамматическая основа – море выбрасывало. Подлежащее море выражено именем существительным; сказуемое выбрасывало выражено глаголом. В предложении одна грамматическая основа, следовательно, оно простое. Так как есть и подлежащее, и сказуемое, предложение двусоставное. В предложении есть второстепенные члены, следовательно, оно распространённое. От подлежащего мы не можем задать вопрос, значит, нет второстепенных членов, которые зависят от него. Начинаем задавать вопросы от сказуемого. Выбрасывало когда? Иногда. Это обстоятельство, выраженное наречием. Выбрасывало что? Раковины. Это дополнение, выраженное именем существительным в винительном падеже. Раковины какие? Чудесные большие. Это определения, выраженные именами существительными. Сразу выясним, однородные они или нет. Раковины характеризуются по двум разным признакам: размер и качество (красота). Эти определения неоднородные, следовательно, запятую между ними ставить не надо. В предложении нет ни однородных членов, ни обращения, следовательно, оно неосложнённое.

    Предложение – основная единица синтаксиса. Очень важно уметь анализировать структуру предложения. Это необходимо для того, чтобы правильно расставить знаки препинания, понять взаимосвязь слов. Анализ структуры предложения происходит во время синтаксического анализа предложения. В ходе синтаксического разбора даётся характеристрика предложения, определяются все члены предложения, определяется, какими частями речи они выражены. Во время синтаксического анализа предложения мы систематизируем свои знания о предложении. С синтаксическим разбором неразрывно связан пунктуационный анализ предложения. На этапе построения схемы предложения мы поверяем правильность постановки знаков препинания.

    Рекомендуем прочесть:  Где В Квитанции Указан Лицевой Счет За Коммунальные Услуги

    Это предложение по цели высказывания – повествовательное, следовательно, в конце ставится точка. По интонации оно невосклицательное. Грамматическая основа – волны несли и выбрасывали. Подлежащее волны выражено именем существительным; сказуемые несли и выбрасывали выражены глаголами. Здесь два однородных сказуемых, соединённых одиночным союзом И, следовательно, между ними запятая не ставится. В предложении одна грамматическая основа, следовательно, оно простое. Так как есть и подлежащее, и сказуемое, предложение двусоставное. В предложении есть второстепенные члены, следовательно, оно распространённое. От подлежащего мы не можем задать вопрос, значит, нет второстепенных членов, которые зависят от него. Начинаем задавать вопросы от сказуемого. Несли куда? К берегу. Это обстоятельство, выраженное существительным. Выбрасывали куда? На песок. Это обстоятельство, выраженное именем существительным. Выбрасывали что? Водоросли, крабов и ракушки. Это однородные дополнения, выраженные именами существительными в винительном падеже. Первые два дополнения связаны интонацией, поэтому между ними стоит разделительный знак – запятая, третье присоединяется одиночным союзом и, следовательно, запятую ставить не надо. Задаём вопросы дальше. Водоросли какие? Длинные. Это определение, выраженное прилагательным. Ракушки какие? Красивые маленькие. Это определения, выраженные прилагательными. Так как они обозначают разные признаки, то не являются однородными. Запятую между ними не ставим.

    Разбор задания: Вспоминаем, что такое обращение и какие члены предложения называются однородными. Однородные члены предложения это такие члены предложения, которые являются одним и тем же членом предложения, относятся к одному и тому же члену предложения, выражены одной и той же частью речи и соединяются друг с другом сочинительной связью. Обращение это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. В этом предложении есть предмет, к которому обращаются – Русь. Следовательно, в предложении есть обращение.

    Когда выполняют пунктуационный разбор, то обращают внимание на структуру предложения. Имеет значение не только наличие главных и второстепенных членов, количество грамматических основ и частей предложения, важно также определить способы выражения второстепенных членов предложения и их порядок следования, выяснить интонационные особенности предложения.

    Зачем нужен пунктуационный разбор? Он помогает применять пунктограммы, находить границы смысловых отрезков, следовать нормам расстановки знаков препинания. Для разбора подойдут предложения, которые уже пунктуационно оформлены. Чтобы усложнить разбор, учитель предлагает тексты с пропусками знаков препинания.

    Пунктуационный разбор существенным образом отличается от синтаксического разбора, который имеет привычное для школьников условное обозначение под цифрой 4. Недопустимо их путать! Цель синтаксического разбора – характеристика предложения, его строения и значения.

    В данном предложении, кроме точки, нет знака, стоящего внутри. Но можно было ошибочно поставить запятую перед союзом КАК. Почему знак не поставлен? Потому что есть условие, запрещающее запятую: смысловой отрезок КАК К СЕМЕЙНОЙ РЕЛИКВИИ имеет значение «в качестве».

    План пунктуационного разбора предполагает всего несколько пунктов. Данный разбор принято выполнять устно, поэтому для удобства письменного описания нумеруем все знаки препинания и объясняем их постановку. Все предложения для примеров мы взяли из произведений Людмилы Улицкой.

    Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения

    Зачем нужен пунктуационный разбор? Он помогает применять пунктограммы, находить границы смысловых отрезков, следовать нормам расстановки знаков препинания. Для разбора подойдут предложения, которые уже пунктуационно оформлены. Чтобы усложнить разбор, учитель предлагает тексты с пропусками знаков препинания.

    В данном предложении, кроме точки, нет знака, стоящего внутри. Но можно было ошибочно поставить запятую перед союзом КАК. Почему знак не поставлен? Потому что есть условие, запрещающее запятую: смысловой отрезок КАК К СЕМЕЙНОЙ РЕЛИКВИИ имеет значение «в качестве».

    Пунктуационный разбор существенным образом отличается от синтаксического разбора, который имеет привычное для школьников условное обозначение под цифрой 4. Недопустимо их путать! Цель синтаксического разбора – характеристика предложения, его строения и значения.

    Когда выполняют пунктуационный разбор, то обращают внимание на структуру предложения. Имеет значение не только наличие главных и второстепенных членов, количество грамматических основ и частей предложения, важно также определить способы выражения второстепенных членов предложения и их порядок следования, выяснить интонационные особенности предложения.

    План пунктуационного разбора предполагает всего несколько пунктов. Данный разбор принято выполнять устно, поэтому для удобства письменного описания нумеруем все знаки препинания и объясняем их постановку. Все предложения для примеров мы взяли из произведений Людмилы Улицкой.

    — Изменилось ли ваше настроение к концу урока? Какой смайлик соответствует вашему настроению? Выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Если у вас хорошее настроение, покажите карточку с улыбающимся лицом. Если у вас плохое настроение, покажите карточку с грустным лицом.

    формирование коммуникативных универсальных учебных действий, формулирования и аргументации собственного мнения, создания высказывания на определенную тему, использования адекватных языковых средств, умения вести учебный диалог с учителем и со сверстниками;

    Тогда сядьте удобнее, закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу? Вдохните глубоко этот горьковатый аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.

    Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего леса, тепло солнечных лучей. Я посчитаю до 5. На счёт «5» – вы откроете глаза. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы.

    С сер..дины лета до поз..ней осени в л..сах стоит грибная пора. В б..рёзовых рощах, в сосновых борах растёт белый гри. На стройных ножках стоят подб..рёзовики. Издали видны красные шляпки подосиновиков. В любом л..су могут встретит..ся сыроежки. Большими сем..ями селят..ся около пней опёнки. Рыжики растут на полянках между мол..дыми соснами и елями, забирают..ся под сухие опавшие лист..я. Надо нагнут..ся и поискать их в сухой траве.

    Adblock
    detector