Оформление Ттн При Доставке Товара Поставщиком

Однако есть примеры и противоположных судебных решений(*22). Изложенная в них позиция уже была нами рассмотрена: отсутствие товарно-транспортной накладной (при наличии путевых листов и других подтверждающих перевозку документов) не означает, что транспортные расходы организация не может учесть в целях налогообложения прибыли.

Налоговый кодекс определяет, что те затраты организации, которые относятся к доставке товаров от поставщиков к покупателям автомобильным транспортом, включаются в состав расходов, связанных с производством и реализацией. Конечно, если они соответствующим образом документально оформлены(*18).

Однако при этом форма N 1-Т предназначена не только для расчетов продавца (грузоотправителя) с перевозчиками за услуги по автомобильной транспортировке грузов. В этой накладной есть также и другой раз-
дел — товарный. На основании имеющихся в нем данных в учете грузоотправителя отражается передача товарно-материальных ценностей перевозчику, а грузополучателя — их получение. Принятие к учету товаров на основании ТТН предусмотрено Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов(*7). А согласно инструкции «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» ТТН вообще является единственным документом, служащим для этой цели (а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета)(*8). В соответствии с другим пунктом этой инструкции(*9) перевозка грузов автомобильным транспортом осуществляется только при наличии товарно-транспортной накладной, оформленной по унифицированной форме N 1-Т. Тем самым, наличие ТТН, подтверждающей факт совершения операции и затраты по перевозке, обязательно как для отправителя груза, так и для его получателя.

На наш взгляд, такая позиция более чем спорна. Действительно, одним из условий, необходимых для вычета НДС, является наличие первичных документов, подтверждающих факт приобретения и оприходования товара(*13). Однако Налоговый кодекс ничего не говорит о том, какой именно документ должен быть у покупателя МПЗ для того, чтобы их оприходовать. Правила же бухгалтерского учета определяют, что хозяйственные операции, в частности поступление товара на склад покупателя, должны подтверждаться оправдательными документами(*14). Это могут быть унифицированные формы или же документы, содержащие обязательные реквизиты. И если у покупателя есть комплект документов, подтверждающих реальность совершенных операций (договор, товарная накладная, счет-фактура, приходный ордер, документы складского учета и т. п.), то у него есть все шансы выиграть спор относительно необходимости оформлять товарно-транспортную накладную. Суд будет принимать решение о понесенных расходах на основании всех представленных документов.

Как следует из указаний по заполнению товарно-транспортной накладной (форма N 1-Т), ее применяют в случаях транспортировки грузов специализированными организациями-перевозчиками. Это правило соответствует пункту 2 статьи 785 Гражданского кодекса и пункту 47 Устава автомобильного транспорта РСФСР, согласно которым ТТН оформляют именно при наличии договоров перевозки.
Очевидно, что при вывозе товара покупателем со склада продавца собственным транспортом договоры перевозки не заключаются. Суды неоднократно указывали, что товарно-транспортные накладные в подобных ситуациях оформляться не должны. Например, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 10 апреля 2007 года N А12-16215/2006-С33 сказано, что при самовывозе достаточно оформления накладной по форме N ТОРГ-12. А в Постановлении Президиума ВАС РФ от 30 января 2007 года N 13219/06 отмечено, что экспорт товара в Белоруссию подтверждается товарной накладной, а не ТТН, если белорусы вывезли товар сами.

  1. Информация о грузоотправителе. Здесь указывают полное название хозяйствующего субъекта или ФИО заказчика, адрес места нахождения (места жительства — для физлиц), ФИО работника, ответственного за организацию транспортировки, его телефон. Если грузоотправитель — экспедитор, то нужно поставить отметку в соответствующее поле. Это правило введено с 1 января 2023 года. Также появился новый раздел «1а» Клиент (Заказчик организации перевозки) (при необходимости).
  2. Информация о грузополучателе. Сведения, аналогичные вышеуказанным.
  3. Наименование груза и сведения о нем. Указывают число мест, маркировку, вид тары, разновидность упаковки, массу нетто, брутто, объем и т.д. Если груз опасный, то такую информацию тоже надо отметить. По новым правилам нужно указать еще объявленную стоимость груза и реквизиты бумаг, подтверждающих отправку.

Накладная удостоверяет, что был заключен договор о перевозке. Нужно внимательно заполнять форму, указывать в ней правильные данные: точные адреса, регистрационные номера, наименования компаний, груза и т.д. Подписывать транспортную накладную должно только уполномоченное на это лицо. У него должна быть доверенность на право подписи таких бумаг. Если документ будет заполнен с недочетами, то налоговая может отказать в признании расходов на транспортировку и в вычете по НДС.

Правила перевозок груза автомобилем описаны в правительственном постановлении №2200 от 21 декабря 2023 года. Они заменили собой правила, утвержденные постановлением Правительства №272 от 15 апреля 2011 года, которые утратили силу. Форма транспортной накладной является Приложением №4 к этим Правилам.

Если компания или физическое лицо выбирает способ доставки груза посредством сторонней компании-перевозчика, то оформляют транспортную накладную. Этот документ подтверждает, что был заключен договор транспортировки. К заполнению транспортной накладной предъявляются жесткие требования, поскольку документ в числе прочих необходим для получения вычета по НДС для некоторых предпринимателей и компаний. Расскажем, как правильно его заполнить с учетом новых правил, действующих с 1 января 2023 года.

  • Сведения о сопроводительных документах на груз. Нужно указать номера и даты составления каждого прилагаемого к грузу документа: товарные накладные, счета-фактуры, инструкции, разрешения, регистрационные бумаги.
  • Указания грузоотправителя. Какие параметры транспортного средства нужны для отправки груза, санитарные особенности перевозки, температурные и другие параметры.
  • Данные о лице, от которого забирается груз (ФИО, ИНН, адрес места жительства и т.п.), а также информация о месте приема груза. Указывают место приема груза, какого числа и во сколько должен быть сдан груз, фактические данные о времени прибытия и убытия автомобиля, масса груза и количество грузовых мест. Здесь же расписываются грузоотправитель (или его доверенное лицо) и водитель, принявший груз.
  • Информация о месте выгрузки. Указывают данные, аналогичные тем, что находятся в пункте выше. Расписываться должны грузополучатель и водитель, сдавший груз.
  • Условия транспортировки груза. Сколько можно хранить груз в терминале перевозчика, периоды погрузки-выгрузки, действия при порче, повреждении, утрате, штрафы за те или иные нарушения.
  • Сведения о принятии заказа к исполнению. Здесь ставят дату, когда заказ был принят. Расписывается лицо, принявшее заказ.
  • Данные о перевозчике груза. Для физлица указывают ФИО, адрес, номер телефона. Для юридического — название компании, адрес места нахождения, номер телефона. Также указывают ФИО водителя и его номер телефона.
  • Информация об автомобиле. Это марка, вместимость, грузоподъемность, регистрационные номера и т.д. Здесь же по новым правилам нужно указать тип владения автомобилем: 1 — собственность, 2 — аренда, 3 — лизинг.
  • Замечания перевозчика. Пишут, если есть какие-либо замечания представителя компании-перевозчика. Это могут быть отметки о состоянии груза, возможных изменениях условий перевозки.
  • Прочие условия. Тут отмечают сроки действия спецразрешения, маршрут движения, режим труда и отдыха шофера, данные о коммерческих актах и т.д.
  • Переадресовка груза. Его заполняют, если имело место изменение пункта доставки груза.

    Его может нанять любой из указанных фигурантов и производить с ним расчеты условленным совместно способом. То есть доставка может совершаться за деньги получателя (при договоренности) или за средства отправителя. Допустим и вариант разделения обязанностей. Сумма выплачивается частями от каждого или одним плательщиком (с их последующим взаимозачетом или без). Но транспортирующая организация чаще всего не выписывает ТТН сама. Этим занимаются основные участники. Однако, на пути следования может произвестись переадресовка. Тогда доставляющим человеком на ходу прописываются изменения. Исправляются строки «Грузополучатель» и «Пункт разгрузки». При поступлении заказа в междугороднюю транспортную организацию перевозчик может сам оформлять форму N 2-тм в 5-ти копиях и вносить реквизиты в заголовке на основании заявки и путевого листа N 4-м.

    Выше упоминалось понятие ТОРГ-12. Это форма Т-накладной (а именно «товарная»). Она стандартизирована на государственном уровне. Здесь также присутствуют столбцы и строчки со значением, которые следует заполнить. Предоставляется частная информация об участниках и используется общероссийская кодировка.

    Она бывает унифицированной, то есть единой для применения. Можно брать стандартный для всех формат, чтобы наверняка избежать претензий от налоговой за самоуправство при ведении документации. Все сведения умещаются на одном листе А4 при компактном размещении информации и горизонтальном расположении. Используемые здесь коды можно смотреть в общероссийском классификаторе.

    ТТ-накладная оформляется, если для доставки привлекается транспорт (с его полным описанием), а с вышеупомянутой можно обойтись и без него. Первую разрешено использовать при совершении продаж и при простом перемещении груза. А вторая требуется исключительно при наличии товарно-денежных отношений. Она более обширна и включает много сведений (в т.ч. условия совершения сделки, количество ТМЦ, стоимость, НДС).

    Несмотря на разрешение не использовать унифицированный формат, структурированность в ТТ-накладной обязательно имеется. Все нужно излагать четко и информативно. В начале ведения хоздеятельности можно взять в открытом доступе распространенные примеры. Но в дальнейшем рекомендуется отладить работу и применять типовые формы. Помочь в составлении помогут специализированные программы.

    И товарная и товарно-транспортная накладные являются первичными документам по учету движения товаров. Формы накладных ТОРГ-12 и 1-Т содержатся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации (Постановления Госкомстата России от 25.12.1998 № 132, от 28.11.1997 № 78). В соответствии с Порядком применения унифицированных форм первичной учетной документации при необходимости и та и другая накладные могут быть дополнены нужными реквизитами.

    Таким образом, ТТН является документом, определяющим взаимоотношения грузоотправителей заказчиков автотранспорта с организациями — владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служащим для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями – владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.

    На доверенности уже стоит оттиск печати организации, ведь это предусмотрено п. 5 ст. 185 ГК РФ. В доверенности указаны реквизиты накладной, по которой представитель покупателя получает товар. Поэтому доверенность с печатью можно приложить к выписанной накладной. Налоговые санкции за отсутствие печати на товарной накладной отсутствуют.

    Ваш иногородний поставщик прислал Вам партию товара, приложив к ней в качестве товаросопроводительного документа только накладную по форме 1-Т. При этом ТТН дополнена графой «сумма НДС» и некоторыми другими реквизитами. Можете ли Вы принять к учету товар по такой накладной и беспрепятственно заявить вычет входного «НДС»?

    Товарно-транспортная накладная оформляется тогда, когда доставка покупателю приобретенного товара осуществляется компанией-перевозчиком. Прежде всего, ТТН необходима для подтверждения заключения договора перевозки груза (п. 2 ст. 785 ГК РФ, ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»).

    Кроме того, транспортная накладная не требует детального перечисления того, из чего складывается стоимость перевозки (тариф за тонну, за тонно-километр, разбивка пройденного расстояния в зависимости от категории дорог, время простоя под погрузкой и разгрузкой, доплата за срочность и пр.), как это делается при оформлении товарно-транспортной накладной. В транспортной накладной выставляется конечная стоимость услуги, однако вместе с тем прозрачны дополнительные расходы перевозчика: отдельно указываются траты на получение разрешения (для опасных, крупногабаритных и(или) тяжеловесных грузов), на оплату проезда по платным автомобильным дорогам , на выполнение погрузочно-разгрузочных работ, промывку и дезинфекцию транспортного средства. Плюс, включены графы, специально предназначенные для фиксирования нарушений со стороны грузоотправителя, грузополучателя или перевозчика и установления размера штрафных санкций.

    Впрочем, Федеральная налоговая служба в письме от 21.03.2012 №ЕД-4-3/4681@ уже разъяснила это противоречие, признав оформление двух документов избыточным и установив, что для подтверждения затрат на перевозку груза может использоваться либо товарно-транспортная, либо транспортная накладная.

    Вообще же, порядок заполнения транспортной накладной регулируется Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (Приложением №4 «Транспортная накладная (Форма)») и достаточно прост: все разделы пронумерованы, озаглавлены, а их назначение ясно и доступно изложено в соответствующих подписях к графам.

    Кстати, товарная накладная (ТОРГ-12) оформляется каждый раз, когда доставка груза подтверждается транспортной накладной. Единственное, накладная ТОРГ-12 не обязательно должна сопровождать груз: поставщик может переслать ее покупателю через интернет (или почтой) или передать непосредственно водителем.

    Товарно-транспортная накладная предполагает четыре экземпляра: по одному для поставщика и для покупателя и два — для перевозчика (один он прикрепляет к счету по оплате транспортных услуг, а второй оставляет себе для учета выполненной работы). Транспортная же накладная выписывается только в трех экземплярах: для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика.

    Пример заполнения нового бланка транспортной накладной с 1 января 2023 года

    С 1 января 2023 года утверждены новые правила грузовых перевозок ( Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2023 г. №2200) со сроком действия до 2027 года и действует измененная форма транспортной накладной. Такое изменение позволит отследить движение денежных средств при оплате услуг по транспортировке и уменьшить количество посредников, принимающих участие в одной операции по доставке груза.

    Действующим законодательством настойчиво говорится об указании в документах фактического перевозчика, после которого нет иного контрагента в сделке. Цель данной определенности ясна — контролирующим органам необходима точное представление о конечном получателе платежа за перевозку. В таком случае остальные участники не смогут применить льготу при налогообложения или уменьшить налог на прибыль путем списания ГСМ и приобретения запчастей.

    Начинает ее оформление отправитель, он вносит информацию о себе, транспортной компании по перевозке, перемещаемом товаре. Получатель дополняет документ сведениями о приемке, а водитель — в процессе выполнения услуг проставляет подписи при поступление и сдаче груза, отметки и замечания.

    Обновленная форма транспортной накладной состоит из заголовка и разделов (17), заполнение каждого из них не является обязательным условием. Одним из уточнением 2023 года — отсутствие пустых строк, если какие-то строки не требуют заполнения, то в них обязательно ставятся прочерки.

    В соответствии с нормами перевозка грузов по территории России сопровождается оформлением транспортной накладно, которая является первичным документом, доказывающим заключение контракта о перевозке груза на транспорте, а также необходима для отображения расходов у одной стороны договора, выручки — у другой.

    Транспортная накладная

    В любом случае, перечень и порядок предоставления первичных документов организацией-поставщиком следует указывать в договоре на поставку товаров. В случаях, когда формы документов контрагент разрабатывает самостоятельно, рекомендуется привести указанные формы в приложениях к договору.

    Таким образом, если по условиям договора доставку товаров осуществляет поставщик (отправитель) собственным транспортом, и покупатель оплачивает стоимость перевозки(транспортные расходы) отдельно от стоимости товаров, то для покупателя подтверждением расходов на перевозку являются:

    Таким образом, до 25.07.2011 товарно-транспортная накладная была обязательной к применению в случаях, когда в перевозке груза участвовала транспортная компания (грузоперевозчик). Форма 1-Т составлялась в 4-х экземплярах: для отправителя груза (1 экз.), получателя груза (1 экз.) и грузоперевозчика (2 экз.).

    Если же стоимость доставки груза (транспортные расходы) поставщиком не выделяется, и отдельно покупателем не оплачивается, то предоставление поставщиком каких-либо дополнительных документов, подтверждающих факт перевозки груза, законодательством не требуется. Для оприходования товаров покупателю необходима только накладная на товар (ТОРГ-12, М-15, др.).

    При этом уазанные отношения не могут быть квалифицированы как договор перевозки груза в смысле ст.785 ГК РФ, поскольку сторонам договора перевозки являются отправитель груза и перевозчик, а предметом договора — деятельность перевозчика по доставке груза управомоченному на его получение лицу.

    1. Первый раздел предполагает внесение данных о грузоотправителе (ФИО или полное название организации, адрес, номер телефона и пр.).
    2. В следующем разделе вносятся те же сведения, но уже относящиеся к получателю груза.
    3. Здесь указывается наименование груза, информация о его состоянии, значения массы, габариты и прочие необходимые данные.
    4. Перечисляется сопроводительная документация, которая следует вместе с объектом перевозки (сертификаты, разрешения, товарные накладные и т. д.).
    5. Если требуется, отправителем обозначаются особенные требования к трансферу (специальные условия содержания перевозимого объекта, объявленная ценность и т. п.).
    6. Сведения о приёмке груза (адрес места погрузки, дата, время и др.). Здесь же проставляются подписи отправителя и водителя, указываются должности лиц.
    7. Сведения о вручении груза (адрес места выгрузки, дата, время и др.). Проставляются подписи получателя и водителя, указываются должности лиц.
    8. Восьмая графа предполагает внесение сведений об условиях трансфера, особенных условиях перемещения или хранения на промежуточных пунктах, штрафах, в соответствии с договором и прочих особенностей. Штрафные меры за простой транспорта, нарушение сроков поставки и т. д. при наличии здесь прочерка определяются по общим правилам, регламентированным Федеральным законом от 8.10.2007 г. № 259-ФЗ.
    9. Девятый раздел информирует о принятии заказа услуги к выполнению.
    10. Раздел предполагает внесение данных о перевозчике (название компании, адрес, телефонный номер, ФИО лица, осуществляющего трансфер, контактный телефон).
    11. Сведения о транспорте, посредством которого осуществляется транспортировка (количество, марка автомашины, госномера).
    12. Здесь перевозчик при необходимости может отметить замечания по поводу фактического состояния объекта перевозки или его упаковки и т. д. при приёме/сдаче, изменения условий на маршруте либо при выгрузке.
    13. Данный раздел отражает маршрут движения тяжеловесного или крупногабаритного транспорта (в прежнем варианте документа были сведения о маршруте груза).
    14. Раздел нужно заполнить, если сменилось место доставки.
    15. Указывается стоимость грузоперевозки, осуществляемой тяжеловесным или крупногабаритным транспортом (ранее стоимость перемещения груза).
    16. Здесь датируется оформление накладной и подписывается отправителем и перевозчиком.
    17. Указываются нарушения, произошедшие в процессе транспортировки, штрафы и претензии любой из сторон.

    Необходимое количество экземпляров ТН зависит от числа транспортных средств, которые будут перевозить груз. Одна накладная используется только тогда, когда несколько партий груза отправляются автомобильным транспортным средством от одного поставщика к одному получателю. При сборных транспортировках, где комплект груза следует в одном направлении, но предназначается разным покупателям, оформляются несколько накладных на каждую партию. Транспортные накладные на трансфер груза автотранспортом в обязательном порядке должны содержать следующую информацию:

    К заполнению транспортной накладной следует отнестись со всей ответственностью, точно прописывать в бланке адреса погрузки и разгрузки, госномера ТС и прочие сведения. Все предоставленные данные проверяются перевозчиком, и несоответствия с фактами могут послужить причиной отказа в услуге. К тому же обнаружение ложных сведений государственными органами приведёт к дополнительным трудностям. Оформление документа начинается с внесения информации о номере экземпляра, датирования и указания порядкового номера заявки. ТН нового образца включает 17 разделов и заполняется следующим образом:

    В список документов, которые могут использоваться для транспортировки грузов автотранспортом, включена транспортная накладная. Она заполняется по форме грузоотправителем (если в договоре не указано иное) и передаётся перевозчику, который может проверить содержащиеся сведения на соответствие действительности, после чего бумага сопровождает объект перемещения на протяжении всего маршрута и вручается в пункте назначения получателю вместе с товаром. Транспортная накладная подтверждает законность перевозки и удостоверяет факт наличия договора с поставщиком услуг по грузоперевозкам, отражает содержащиеся в нём данные, касающиеся груза, обязанностей сторон, нюансов перевозки, расходов и пр.

    Данный документ потребуется и в качестве отчётности при налоговой проверке, поэтому отнестись к правильности его заполнения следует внимательно, чтобы у представителей службы не возникло сомнений по поводу неактуального предоставления информации о движении денежных средств. Любые расхождения сведений в транспортных накладных с действительностью могут привлечь ненужное внимание налоговиков и повлечь за собой неприятные последствия в виде дополнительных начислений.

    Новый формат отношений грузовладельцев, экспедиторов и перевозчиков

    Министерство Финансов РФ в письме от 17.08.2011 N 03-03-06/1/499 сообщает, что в случае, если грузоотправитель самостоятельно доставляет товар до склада покупателя, возникают гражданско-правовые отношения при оказании услуг по перевозке, связанные с необходимостью согласования условий и стоимости перевозки груза, а также места и даты доставки груза. В данном случае затраты налогоплательщика на перевозку груза автомобильным транспортом и факт его транспортировки подтверждаются как транспортной накладной, так и накладной формы N 1-Т.

    К слову о государственных органах: соответствующие запросы были направлены в Минфин и Минтранс, однако, вразумительных ответов пока не поступило. Минфин переслал запросы в Минтранс, Минтранс — в ФНС, которая находится в подчинении Минфина. Такой вот забавный футбол на уровне министерств. После получения официальных разъяснений статья будет дополнена.

    Похоже, что государство всерьез намерено контролировать движение денег по всем перевозкам. Для честных предпринимателей, работающих без применения серых и черных схем ухода от уплаты налогов, изменения практически никак не скажутся на деятельности. Указание в качестве перевозчика владельца транспорта применяется в международных грузовых автоперевозках — в CMR перевозчик ставит свой штамп, подтверждая прием груза у отправителя и никому от этого хуже не становится.

    Раскрытие информации о фактических перевозчиках в транспортной накладной может спровоцировать у грузовладельцев желание работать с перевозчиками напрямую. Но оправданы ли опасения экспедиторов потерять клиентов из-за этого? На мой взгляд это маловероятно.

    Постановление Правительства РФ от 21.12.2023 г. № 2200 “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации” внесло отнюдь не косметические изменения в сферу автомобильных грузоперевозок. По замыслу чиновников из Министерства транспорта и Федеральной налоговой службы нововведения позволят отслеживать движение денег при оплате транспортных услуг, а также уменьшат количество посредников-экспедиторов, участвующих в одной хозяйственной операции по перевозке груза.

    Доставка товара за счет поставщика

    Согласно ст. 506 Гражданского кодекса РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

    При этом следует иметь в виду, что Налоговый кодекс для подтверждения в целях исчисления налога на прибыль расходов организации на перевозку грузов, в том числе автомобильным транспортом, не устанавливает обязанности наличия обоих документов, оформленных в соответствии с законодательством РФ.

    В письме от 02.09.2011 г. № 03-03-06/1/540 Минфин РФ сообщил, что одновременно с Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом продолжают действовать Общие правила перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971 г., в соответствии с которыми основным документом, предназначенным для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом, является товарно-транспортная накладная.

    Так, в письме от 11.11.2011 г. № 03-03-06/1/745 финансовое ведомство указывало, что так как товарно-транспортная накладная служит для учета транспортной работы и расчетов заказчиков с перевозчиком за оказанные услуги по перевозке грузов, то ее наличие у организации является необходимым условием для принятия в целях налогообложения прибыли расходов, связанных с перевозкой грузов.

    Наша организация является торговой. Мы отгружаем товар покупателю, доставляем его до склада покупателя. Право собственности на товар переходит в момент получения товара покупателем. Расходы по доставке несет наша организация. Для осуществления перевозки привлекается транспортная компания. Покупателю мы выписываем товарную накладную по форме ТОРГ-12. Разъясните, пожалуйста, для списания транспортных расходов нашей организацией какие формы транспортных накладных должны применяться в нашем случае? Транспортные расходы включаются в цену товара.

    При невозможности заполнения части бланка товарно-транспортной накладной относительно перевозимых товаров, заполняется специальная форма (производная от основной ТТН). При этом в основной форме делается отметка, что дополнительная форма ТТН составляет неотъемлемую часть основного документа. Этот документ также составляется в четырех экземплярах и прикладывается к путевому листу водителя. Кроме того, он также служит основанием списания и постановки на учет ТМЦ.

    1. «Код заказчика», «Маршрут №», «Гаражные номера прицепов».
    2. Графа «Вид перевозки» включает в себя расшифровку сведений о виде оплаты (почасовая перевозка, сдельная, оплата за одну поездку). Также сюда включаются данные о том, сборная это была перевозка или путем догруза, осуществлялся ли заезд на станции (железнодорожные, например).
    3. Раздел «Сведения о грузах» заполняется в части граф 6 и 8. В них вносятся данные о коде груза и его классе.
    4. Заполнение раздела «Прочие сведения» начинается с граф 20-24. В эти графы вносятся сведения о доставке груза с использованием различных видов дорог (шоссе, грунтовая дорога, целина).
    5. Графа 25 содержит код экспедирования товара.
    6. Графы 26, 27 могут содержать либо коды оказанных услуг по грузоперевозкам, либо суммы. Отдельно указываются суммы к получению транспортной организации ООО «Грузовик» и сумма к получению водителю-экспедитору.
    7. Графы 29 и 30 содержат сведения о территориальных коэффициентах, необходимых для начисления заработной платы водителю. Также здесь указывается коэффициент классности согласно Единому тарификационному справочнику.

    Прибытие под погрузку определяется временем предъявления путевого листа лицу, ответственному за отпуск ТМЦ. Время убытия – с момента проставления в товарно-транспортной накладной подписей о приемке товара к транспортировке. Графа 19 «Подпись ответственного лица» заполняется представителем грузоотправителя (ООО «Сухие смеси»).

    По приезду водитель сдает оставшиеся у него на руках два экземпляра ТТН . Оба экземпляра должны быть заполнены соответствующими данными и должны иметь подписи и печати должностных лиц, ответственных за погрузку-разгрузку товаров. В нашем случае это фирмы ООО «Сухие смеси» и ООО «Строитель». В транспортной части накладной перевозчик заполняет следующие строки:

    Товарно-транспортная накладная всегда выписывается в 4-х экземплярах . Грузополучатель заполняет все 4 экземпляра ТТН, и первый экземпляр ТТН оставляет на руках. Он служит основанием для снятия с учета транспортируемых товарно-материальных ценностей (ТМЦ). В данном случае ТТН играет роль первичного документа при формировании расходной части баланса.

    Отдельная история у компаний складывается с договорами транспортной экспедиции. Проблема в том, что экспедиторские услуги находятся на стыке посредничества и возмездного оказания услуг. Закон не предъявляет обязательных требований к наличию акта оказанных услуг, отчета экспедитора, транспортных накладных.

    Споры по поводу необходимости обязательного оформления ТТН по форме 1-Т наряду с оформлением ТОРГ-12 давно утихли. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272 утверждены Правила перевозки грузов автомобильным транспортом и создана новая форма транспортной накладной. Она служит исключительно для подтверждения заключения договора перевозки. И хотя арбитражная практика по вопросу применения транспортной накладной пока скудна, от бухгалтеров поступает множество вопросов по применению данных правил и новой формы транспортной накладной. В связи с тем, что старая форма накладной не отменена, многие сомневаются, можно ли применять обе формы. На самом деле позиция Минфина не обязывает применять обе формы, но и не ограничивает применением только какой-то одной (письмо Минфина России от 17 августа 2011 г. № 03-03-06/1/498. – Примеч. ред.). Одна форма не исключает другую.

    Комплект документов покупателя аналогичный. За исключением договора перевозки – его не будет, потому что заказчиком перевозки покупатель не является. У покупателя будет экземпляр транспортной накладной. Напомню, что транспортная накладная должна быть оформлена минимум в трех экземплярах.

    Поставщик должен подтвердить, что он заказал перевозку, предъявить транспортную накладную, по которой перевозчик забрал у него груз для передачи на склад покупателя. Необходима копия доверенности на представителя грузополучателя, подтверждающая, что груз был передан именно уполномоченному лицу покупателя или грузополучателя.

    Мы обсудим очень важный для бухгалтера вопрос – правильное оформление документов по доставке товара. Я хочу отметить, что интерес налоговиков к этой теме только растет. Если прежде во время проверки налоговые инспекторы чаще всего во главу угла ставили вопросы должной осмотрительности по отношению к поставщикам, то на настоящий момент налоговые инспекции и суды все больше внимания уделяют реальности хозяйственных операций.

    Когда необходимо оформлять ТТН и транспортную накладную

    Что касается поставщика, осуществляющего доставку товара покупателю собственными силами, то все зависит от того, на каких именно условиях проходит доставка. Если по договору покупатель обязуется возместить транспортные расходы, то в таком случае поставщик выступает в роли перевозчика, а значит, оформление товарно-транспортной накладной (или просто транспортной) действительно необходимо. Для поставщика этот документ станет основанием для возмещения транспортных расходов. В то время как в соответствии с товарной накладной (ТОРГ-12) он сможет списать, а покупатель — оприходовать товар.

    Помимо единого документа, договор перевозки может быть оформлен заказом на перевозку и транспортной накладной. При наличии рамочного договора перевозки заказчик для выполнения каждой конкретной перевозки подает перевозчику заявку на перевозку. Разницы между заявкой и заказом нет.

    Третий экземпляр, служащий основанием для расчетов, организация — владелец автотранспорта прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику — заказчику автотранспорта, а четвертый — прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.

    Товарно-транспортная накладная выписывается в 4-х экземплярах. Первый экземпляр ТТН остается у грузоотправителя и предназначен для списания товара. Второй экземпляр ТТН передается водителем грузополучателю и предназначен для оприходования товара. Третий и четвертый экземпляры ТТН сдаются организации-владельцу транспорта, осуществившему доставку товара (разд. 2 Указаний по применению, утв. Постановлением Госкомстата от 28.11.1997 N 78).

    В случае если договор перевозки не был заключен, а покупатель вывозит ТМЦ со склада продавца собственным транспортом, услуги по перевозке не были оказаны. Таким образом, ответ на вопрос «нужна ли транспортная накладная при самовывозе?» будет следующим – нужна, но при условии, что покупателем для перевозки привлекается сторонняя компания. Транспортная накладная в данном случае будет являться подтверждением факта оказанных транспортных услуг компанией-перевозчиком.

    Новый формат отношений грузовладельцев, экспедиторов и перевозчиков

    1. Процедура заключения договора с более-менее крупным грузовладельцем достаточно длительная, и это не подходит перевозчикам, работающим в режиме “ищу загрузку когда освободился”.
    2. Основная часть перевозчиков в России — небольшие организации или предприниматели с автопарком до 15 единиц. Этого количества не хватит для закрытия потребности в автотранспорте любого относительно крупного грузовладельца. Грузовладельцу проще заключить договоры с 4-5 экспедиторами, чем с тысячами перевозчиками.
    3. Применяемое крупными грузовладельцами контрактование, то есть закрепление за экспедитором определенного количества перевозок по фиксированной цене, которые он обязан выполнить. За невыполнение условий контракта — штраф.
    4. НДС. Большинство перевозчиков не применяет общую систему налогообложения, следовательно, грузовладелец не может возместить налог на добавленную стоимость.
    5. Наработанная дебиторская задолженность позволяет производить зачет любых нарушений условий договора, начиная от опозданий и срывов погрузок, заканчивая полной утратой груза при перевозке. При перевозке грузов каждый раз с новым перевозчиком дебиторской задолженности образоваться неоткуда, следовательно, взыскивать штрафы и убытки придется в судах, что значительно увеличит нагрузку на юридические подразделения.

    Всегда, когда заключается договор перевозки, под которым понимается принятие на себя перевозчиком обязательства доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

    Министерство Финансов РФ в письме от 17.08.2011 N 03-03-06/1/499 сообщает, что в случае, если грузоотправитель самостоятельно доставляет товар до склада покупателя, возникают гражданско-правовые отношения при оказании услуг по перевозке, связанные с необходимостью согласования условий и стоимости перевозки груза, а также места и даты доставки груза. В данном случае затраты налогоплательщика на перевозку груза автомобильным транспортом и факт его транспортировки подтверждаются как транспортной накладной, так и накладной формы N 1-Т.

    Кроме того нужно понимать, что и до принятия новых Правил перевозки грузов грузовладелец всегда мог узнать фактического перевозчика — достаточно было спросить у водителя телефон работодателя. Однако грузовладельцы предпочитали не создавать себе лишние трудности и работали с экспедиторами.

    В таком случае наиболее целесообразно заключить агентский договор. Схема взаимоотношений участников всей цепочки будет выглядеть так: грузовладелец заключает договор с экспедитором. Экспедитор подыскивает транспорт и может заключить договор с перевозчиком либо с агентом, который за плату сообщает сведения о перевозчике (в свою очередь, агент может получить сведения о перевозчике от другого агента, с которым он также заключает агентский договор). После этого экспедитор заключает договор с перевозчиком.

    Как правильно заполнить товарно-транспортную накладную, если товар перегружается по пути к получателю в промежуточном пункте

    При этом в соответствии с пунктом 20 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Закон N 259-ФЗ) транспортная накладная является перевозочным документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза. Форма и порядок заполнения транспортной накладной устанавливаются правилами перевозок грузов (пункт 2 статьи 8 Закона N 259-ФЗ). Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» утверждена форма транспортной накладной.

    Однако и в Порядке заполнения транспортной накладной, установленном Постановлением Правительства РФ № 272, нет указаний, каким образом заполняется ТН при доставке груза собственными силами поставщика до места передачи его транспортной компании. Следовательно, заполнение ТН производится исходя из фактического содержания хозяйственных действий на основании норм ГК РФ.

    Подскажите, пожалуйста, по правилам заполнения формы 1-Т (ТТН). Поставщик в СПб поставляет товар грузополучателю во Владивостоке. Его везут в несколько этапов: первый перевозчик — сам поставщик своими силами до транспортной компании в СПБ, потом товар передается для перевозки 2 перевозчику — транспортной компании, уполномоченной на перевозку покупателем. Как правильно заполнить в транспортном разделе ТТН пункт разгрузки? Нужно указать адрес транспортной компании в СПБ или адрес грузополучателя во Владивостоке? Адрес грузополучателя, указанный в разделе 1 ТТН, должен совпадать с адресом разгрузки при оформлении поставки товара или это необязательно?

    Пунктом 1 ст. 785 ГК РФ установлено, что по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

    В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Законом N 402-ФЗ установлен перечень обязательных реквизитов первичного учетного документа.

    Рекомендуем прочесть:  Повышение Пенсионного Возраста В Условиях Современной России: Возможные Выгоды И Риски Текст Научной Статьи По Специальности «Экономика И Экономические Науки»
  • Adblock
    detector