Административная Ответственность За Несоблюдением Правил Пожарной Безопасности Может Реализоваться:

КоАП РФ Статья 20

2.1. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток; на юридических лиц — от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

В частности, статья 37 Закона «О пожарной безопасности» обязывает руководителей организаций выполнять законные требования должностных лиц органов ГПН, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности, вести соответствующую документацию, обучать своих работников, создавать и обеспечивать подразделения пожарной охраны.

Такое утверждение подкреплено судебной практикой. В частности, Верховный Суд РФ в Обзоре законодательства и судебной практики за второй квартал 2006 года, подчеркнул, что существенным является то, кто именно (арендодатель или арендатор) взял на себя ответственность по обеспечению требований пожарной безопасности. Для иллюстрации Верховный Суд РФ привел закрепленное в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации обязательство по утверждению инструкции о мерах пожарной безопасности. Фактически, если эта инструкция утверждена руководителем арендатора, то он и ответственен за пожарную безопасность, и, соответственно, несет ответственность за ее нарушение.

Выявление нарушений требований пожарной безопасности согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре», возложено на государственных инспекторов по пожарному надзору уполномоченных государственных органов.

Срок рассмотрения такой жалобы — 15 рабочих дней со дня регистрации. Важно, что при обжаловании предписания в досудебном порядке, описанном выше, его действие не приостанавливается. Это означает, что выражение несогласия не убережет лицо от возможной ответственности за невыполнение в установленный срок предписания органа государственного пожарного надзора, предусмотренной частью 12 статьи 19.5. КоАП РФ.

За несоблюдение противопожарного режима в России предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Последствия привлечения к ней имеют не только имущественный, но и личный неимущественный характер. Как не допустить негативных факторов нарушения требований пожарной безопасности? Кто ответственен за пожарную безопасность в случае заключения договора аренды и сколько времени есть на обжалование незаконных предписаний органов государственного пожарного надзора? На эти вопросы ответим в нашем обзоре.

Административное приостановление деятельности – это временное прекращение деятельности юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Если не выполнить предписания Госпожнадзора в установленный срок, объекты защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания для различных категорий лиц, влечет за собой административные штрафы, дисквалификацию или административное приостановление деятельности.

  • собственники, владельцы имущества (пользователи, распорядители, арендаторы);
  • руководители федеральных органов исполнительной власти;
  • руководители органов местного самоуправления;
  • ответственные за пожарную безопасность на предприятии;
  • должностные лица в пределах их компетенции;
  • граждане.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) гласит, что административную ответственность несут предприниматели, физические и юридические лица. Также КоАП РФ устанавливает размер административного штрафа в случае нарушения требований пожарной безопасности.

Если нарушение пожарной безопасности не повлекло повреждение имущества, вред здоровью или смерть человека, но само по себе нарушение произошло, размер административного штрафа зависит от того: попадает ли ваш объект в условия особого противопожарного режима или нет.

  • «СП 8.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 178;
  • «СП 9.13130.2009. Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации», утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 179;
  • НПБ 166-97 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации», утвержденные Приказом ГУГПС МВД России от 31.12.1997 N 84.
  • «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175;
  • «СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 171;
  • «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», утвержденные Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 173;
  • «НПБ 58-97. Нормы пожарной безопасности. Системы пожарной сигнализации адресные. Общие технические требования. Методы испытаний», утвержденные Приказом ГУГПС МВД России от 31.12.1996 N 64.

Несоблюдение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения. Указанные требования регламентированы, в частности, следующими нормативными актами:

Несоблюдение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям. Требования пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям установлены в ст. 67 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Несоблюдение указанных требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от 7000 до 10 000 руб., а на юридических лиц — от 120 000 до 150 000 руб. (ч. 8 ст. 20.4 КоАП РФ).

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека. Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от 40 000 до 50 000 руб., а на юридических лиц — от 350 000 до 400 000 руб. (ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ).

Нарушение требований пожарной безопасности: ответственность в 2023 году

е требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей, на должностных лиц — от 1 000 до 2 000 рублей, на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 1 500 рублей, на должностных лиц — от 2 000 до 3 000 рублей, на юридических лиц — от 20 000 до 30 000 рублей (п. 1, 2 ст. 20.4 КоАП РФ).

Требования пожарной безопасности — это особые условия социального и технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, возникшее из правонарушений в области пожарной безопасности — правовое отношение между государством в лице специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за нарушение требований пожарной безопасности, содержащихся в НПА и нормативных документах по пожарной безопасности.

Полезно также помнить, что пожарная инспекция, как и любой другой контролирующий орган, занимается не только проверками и наложением взысканий, но и может оказать ценную консультационную помощь в правильной организации пожарной безопасности вашего предприятия.

  • собственник объекта. Данное обстоятельство является вполне логичным и не вызывает вопросов;
  • руководители соответствующих подразделений государственной исполнительной власти и выбранных органов местного самоуправления. В перечень их функций включен контроль над соблюдением хозяйствующими субъектами, действующими на их территории, требований законодательства по рассматриваемому вопросу. Поэтому соответствующую ответственность за нарушение правил пожарной безопасности несет, притом вполне логично, каждый руководитель территориального органа власти;
  • лица, которые на законном основании владеют, пользуются или распоряжаются объектом защиты. Именно под данную категорию попадают арендаторы зданий или помещений.
  • Несмотря на то, что они напрямую не указаны в законе, большинство специалистов по юридическим вопросам считают это вполне четко прописанным условием.
Рекомендуем прочесть:  Если Апелляцию Подают Ответчик В Чью Пользу Решается Дело

Ответственность за нарушения противопожарной безопасности

Так, на основании ст. 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушения требований пожарной безопасности может возлагаться на собственников имущества, на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе на руководителей организаций, на лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности, а также на должностных лиц в пределах их компетенции.

В заключение хотелось бы сказать: для того, чтобы исключить неприятную необходимость уплаты штрафа, а тем более для того, чтобы избежать более серьезных последствий допущенных нарушений пожарной безопасности, необходимо не так уж и много условий. Главное – это досконально изучить и строго выполнять требования, закрепленные в действующих правилах пожарной безопасности, соблюдать необходимые нормы пожарной безопасности. Надеемся, что настоящая статья внесла свою посильную лепту в освещение этого вопроса и послужила простым и наглядным материалом в выработке позиции.

Также следует учитывать, что согласно п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При этом истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (пп. 6 п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Обратите внимание: если проверяющие составили акт проверки и протокол об административном правонарушении в один день, то протокол можно признать незаконным в судебном порядке, благо практика, подтверждающая это, имеется. Так, в Постановлении ФАС СКО от 27.09.2006 N Ф08-4766/2006-2045А судьи не поддержали пожарных инспекторов, указав, что составление протокола об административном правонарушении и вынесение постановления о привлечении к административной ответственности в один день лишили фирму возможности надлежащим образом ознакомиться с материалами проверки, квалифицированно возражать и давать объяснения по существу вменяемого ей правонарушения.

Последствия проведенной пожарными инспекторами проверки напрямую зависят от ее результатов (выявленных нарушений). Так, например, если в ходе проверки проверяющие выявили мелкие нарушения ППБ, то они могут не привлекать организацию или индивидуального предпринимателя к ответственности, а ограничиться лишь предупреждениями и рекомендациями по устранению данных нарушений. Например, запасные выходы из здания заставлены коробками, в таком случае контролеры могут в предписании потребовать убрать коробки, и на этом все закончится. Однако если по результатам повторной внеплановой проверки контролеры обнаружат, что их требования не исполнены, то, скорее всего, штрафных санкций не миновать

Нарушения требований пожарной безопасности

Максимальное наказание в соответствии со статьей 20.4 КоАП РФ предусмотрено в тех случаях, когда правонарушение повлекло за собой смерть человека или нанесло ущерб его здоровью. Учитывая тяжелые последствия, юридическое лицо получает штраф от 600 000 рублей до одного миллиона или приостановление деятельности на три месяца.

  • несоблюдение правил использования электросетей и оборудования;
  • отсутствие первичных средств тушения пожара;
  • отсутствие инструкций и плана эвакуации;
  • отсутствие автоматизированных систем и противопожарной сигнализации;
  • загромождение запасных выходов;
  • несоответствие маршрута эвакуации установленным нормам;
  • использование легковоспламеняющихся и токсичных материалов отделки в местах общего пользования;
  • допуск к работе специалистов, не прошедших инструктаж;
  • отсутствие источников водоснабжения в местах массового скопления людей;
  • около выхода на крышу здания нет информации о местонахождения ключа.

Чаще всего применяется административное наказание за нарушение требований пожарной безопасности. В качестве пресечения выписывается предупреждение или штраф, который для граждан составляет от двух до трех т. р., для уполномоченных лиц от шести до пятнадцати т. р., а для юридических лиц от пятидесяти до двухсот тысяч рублей. Эти цифры актуальны в тех случаях, когда халатность не повлекла за собой негативных последствий.

Любое противоправное действие подразумевает наказание в соответствии с законодательством. Невыполнение требований пожарной безопасности не является исключением. Подобные действия несут высокую угрозу для жизни и здоровья человека, а также становятся причиной порчи материальных ценностей вследствие возгорания.

В уголовном кодексе есть статья 219, которая так же предусматривает наказание в виде заключения под стражу или исправительных работ. Если нарушение правил ПБ повлекло причинение тяжкого вреда здоровью человека, ответственное лицо может получить срок лишения свободы до трех лет. В случае гибели людей срок возрастает до пяти лет. Если погибло более двух человек – до семи лет.

Статьи КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности

Основной статьей, предусматривающей административную ответственность, является ст. 20.4 КоАП «Нарушение требований пожарной безопасности». В нее включено 6 частей, в которых изложен состав административных правонарушений и меры наказания. Кроме того, КоАП содержит несколько статей, которые предусматривают наказание в области нарушения правил пожарной безопасности на отдельных объектах:

  • статья 8.32, предусматривающая ответственность за несоблюдение пожарной безопасности в лесу;
  • статья 11.16 о нарушении правил пожарной безопасности на различных видах транспорта: водном, воздушном, железнодорожном;
  • статьи 14.1 и 19.20, предусматривающие наказание за нарушение правил ведения деятельности, связанной с использованием пожароопасных объектов, или за отсутствие лицензии;
  • статья 14.34 – отсутствие согласования с органами пожарного надзора деятельности по оказанию услуг или продаже товаров на розничных рынках.

Виды ответственности за нарушение правил пожарной безопасности

Дисциплинарное взыскание за нарушение соответствующих требований пожарной безопасности возлагается на работника (на должностное лицо) работодателем, на котором лежали обязанности по соблюдению этих требований в соответствии с заключённым трудовым договором на основании статьи 192 Трудового кодекса РФ. Работодатель имеет право применить следующие виды дисциплинарных взысканий:

8. Нарушение требований технических регламентов, обязательных требований государственных стандартов при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора;

И так, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности на предприятии – это правовой аспект обеспечения ПБ в организациях и на производстве. Он предусматривает привлечение виновных лиц к дисциплинарной, административной или же уголовной ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований ПБ. Иными словами, нести ответственность за халатное отношение к мерам предосторожности в области пожарной безопасности может, как любой сотрудник организации, так и ее руководитель.

9. Реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована, либо реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации.

5. Разработка и утверждение схемы размещения торговых мест на розничном рынке без согласования с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, а также с органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения или органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

Статья 20

3. Обеспечение пожарной безопасности, являясь одной из важнейших задач государства, регламентируется Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изм. и доп.), Правилами пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 313 и введенными в действие с 30 июня 2003 г. (РГ. 2003. 4 июля), Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 820 «О государственном пожарном надзоре» (в ред. Постановления от 2 октября 2009 г. N 777).

  • влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В апреле 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В указанном Законе подробно определены основные понятия, связанные с обеспечением пожарной безопасности (п. п. 1 — 49 ст. 2), установлены требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации поселений и городских округов (раздел II), зданий, сооружений и строений (раздел III), требования к производственным объектам (раздел IV) и др.

Объективная сторона правонарушений, предусмотренных ч. ч. 3 — 5 настоящей статьи, может быть выявлена на основе упомянутых выше Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп.), а также соответствующих постановлений Правительства РФ и ведомственных нормативных правовых актов, детализирующих порядок выдачи и обязательного получения (наличия) сертификатов пожарной безопасности на ту или иную продукцию, продажу продукции или оказание услуг.

3. Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения

НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

К сожалению, на практике это иногда приводит к тому, что организация, пользуясь предоставленной отсрочкой, не спешит приводить используемые помещения в надлежащее противопожарное состояние. Так, ресторан вполне может продолжать обслуживать посетителей и приносить хозяину доход, несмотря на грозящую гостям заведения опасность.

Рекомендуем прочесть:  Сколько дают на детей в 2023 году по потере кормильца в московской области

Конкретный размер административной ответственности зависит от наличия либо отсутствия смягчающих и отягчающих ее обстоятельств. Безусловно, при рассмотрении дел об административных правонарушениях в области пожарной безопасности учитывается опасность допущенных нарушений в смысле возникновения пожара, а также его возможных последствий.

3. изменение в ходе эксплуатации здания (помещений) объемно-планировочных решений (перепланировка), из-за которых оказывается ограниченным доступ к пожарным кранам, первичным средствам пожаротушения, уменьшается зона действия систем автоматической противопожарной защиты, а также нарушаются проектные решения по путям эвакуации:

Например, несколько лет назад в Москве имел место пожар в здании гостиницы, переоборудованной под офисы, где незадолго до ЧП в ходе плановой проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности. Причем пожар случился как раз в тот день, когда соответствующие материалы должны были быть переданы в суд для принятия решения о приостановлении или о продолжении деятельности объекта. В ходе пожара из горящего здания были спасены и эвакуированы в общей сложности почти 200 человек, один человек погиб.

Организации, не согласные с назначенным им административным наказанием, имеют возможность обжаловать постановление о его назначении в порядке, предусмотренном КоАП РФ, а также Арбитражным процессуальным кодексом РФ (в случае, если дело обжалуется в Арбитражном суде г. Москвы или иных арбитражных судах).

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, осуществлять управление юридическим лицом. Дисквалификация заключается в том числе и в лишении физического лица права осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность.

Согласно этой статье невыполнение в установленный срок законного предписания Госпожнадзора на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания для различных категорий лиц влечет наложение административного штрафа, дисквалификацию или административное приостановление деятельности. Полный перечень возможных наказаний по данной статье представлен ниже в таблице.

Дисциплинарное взыскание за нарушение пожарной безопасности налагается на работника (должностное лицо) работодателем. При этом обязанности по соблюдению этих требований возлагаются на работника в соответствии с заключённым трудовым договором на основании статьи 192 Трудового кодекса РФ. Работодатель имеет право применить следующие виды дисциплинарных взысканий за нарушение пожарной безопасности:

Дисквалификация за нарушение пожарной безопасности может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица. Дисквалификация может быть применена также к медицинским и фармацевтическим работникам.

Более строгое наказание за нарушение пожарной безопасности предусмотрено за нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима, который устанавливается в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления. Особый противопожарный режим на соответствующих территориях может устанавливаться федеральными, региональными и муниципальными нормативными правовыми актами.

Что такое нарушение правил пожарной безопасности, и каким может быть наказание

Принятие правил без воплощения надзорной и карательной функций не обеспечит соблюдение противопожарного режима, который возможен только при безоговорочном исполнении всех требований и обеспечении осведомленности полного круга задействованных лиц. Именно систематическая актуализация базы знаний о существующих требованиях позволяет своевременно реагировать на изменения законодательной базы, обусловленные установлением новых значимых аспектов обеспечения противопожарной защиты.

Нарушением ППБ рекомендуется называть любые поступки или бездействие, которые не имели намеренной цели вызвать пожар, но могли его спровоцировать или помешать локализации и устранению, вследствие неисполнения предписываемых мероприятий. Констатировать наличие состава преступления можно только применительно к субъекту, которому уже исполнилось 16 лет, и он в силу организационно-правовой специфики эксплуатации объекта относится к разряду ответственных лиц, в частности являясь:

  • владельцем недвижимого имущества;
  • руководящим лицом в структуре федеральных органов исполнительных властных органов;
  • субъектом, реализующим руководящую функцию в структуре органов самоуправления на местах;
  • лицом, имеющим полномочия в части владения, ответственного использования или распоряжения имуществом, включая руководителя организации;
  • субъектом, который назначен организационно-распорядительным документом по организации, отвечающим за соблюдение мер противопожарного свойства;
  • должностным лицом, соразмерно его обязанностей и вмененной ответственности.
  • штрафа, не превышающего 80 тыс. рублей или части полугодового дохода;
  • ограничения личной свободы не более, чем в течение 3-х лет;
  • работ принудительного формата сроком до трех лет, с дополнительной невозможностью занятия должностей или реализации деятельности, на которой наступило наказание, в течение еще трех лет;
  • лишения личной свободы на срок не превышающий 3-х лет, с аддитивным наказанием аналогичным принудительным работам.
  • срок работ принудительного характера или изоляции виновного субъекта могут достигать 5 лет, сопровождаясь не более чем трехлетним дополнительным наказанием.
  • когда смерть настигает двух или большее число людей (ч.3 ст.219 УК РФ), то принудительные работы сохраняют свою строгость, а лишение свободы может быть вменено сроком до 7 лет.

К уголовной ответственности, в отличие от административной, можно привлечь только физическое лицо (ст. ст. 19, 219 УК РФ). Им может оказаться и руководитель организации, и лицо, ответственное за противопожарную безопасность, если в их действии (бездействии) есть состав преступления. Главное, чтобы виновник был лицом, на которое возложена обязанность исполнять (постоянно или временно) правила пожарной безопасности (п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 05.06.2002 N 14).

При этом в качестве должностного лица могут привлечь как руководителя организации-нарушителя, так и работника, ответственного за пожарную безопасность. Именно эти лица обязаны организовать и обеспечить выполнение юридическим лицом требований пожарной безопасности. Поэтому в случае совершения правонарушения в области пожарной безопасности они несут административную ответственность как должностные лица. Такой вывод можно сделать из примечания к ст. 2.4 КоАП РФ. Такой же позиции придерживается Научно-консультативный совет при Федеральном арбитражном суде Уральского округа (см. п. 7 Рекомендаций).

Основной вид наказания за нарушение правил пожарной безопасности — штраф. Основная норма, предусматривающая административную ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, — ст. 20.4 КоАП РФ. Кроме того, штрафы предусмотрены за нарушение требований пожарной безопасности в лесах и на транспорте (ст. ст. 8.32, 11.16 КоАП РФ).

Обратите внимание, что иногда правила противопожарного режима сформулированы через обязанность руководителя. Например, руководитель организации должен обеспечить исправное состояние знаков пожарной безопасности (п. 43 Правил противопожарного режима). Представляется, что в таких случаях ответственность несет именно руководитель, а не организация в целом и не ответственное лицо.

Надо учитывать, что сотрудник, ответственный за пожарную безопасность, не всегда может выполнить требования закона самостоятельно. Поэтому чаще наказывают именно руководителя организации. Но может сложиться ситуация, когда и ответственный сотрудник, и руководитель, и юридическое лицо будут одновременно привлечены к административной ответственности (пп. 18 подраздела 1.2 Докладов, утвержденных МЧС России 16.10.2023).

ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПО НОВОМУ КОАП
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В.Г. ТАТАРЯН
Татарян В.Г., д.ю.н., профессор, начальник кафедры конституционного и административного права и процесса Академии налоговой полиции ФСНП России.
20 декабря 2001 г. Государственная Дума Российской Федерации приняла новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. 26 декабря того же года он был одобрен Советом Федерации, 30 декабря того же года был подписан Президентом Российской Федерации и согласно Федеральному закону от 30.12.2001 N 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» вводится в действие с 1 июля 2002 г. Одновременно утрачивают силу Кодекс об административных правонарушениях РСФСР и многие другие нормативно-правовые акты СССР, РСФСР и РФ.
С принятием нового Кодекса, регламентирующего многие вопросы административной ответственности с иных концептуальных позиций, чем действовавший с середины 80-х КоАП РСФСР, у правонарушителя (как, впрочем, и у простого обывателя) возникла потребность уяснить положения многих правовых новелл. Поскольку соответствующие научно-практические комментарии КоАП Российской Федерации в настоящее время еще находятся в стадии написания, постольку мы сочли весьма актуальным и целесообразным представить на суд заинтересованного читателя авторский научно-практический комментарий статьи 20.4 КоАП РФ — нарушение требований пожарной безопасности.
Итак, вышеназванная статья состоит из шести частей, каждая из которых содержит в отличие от ст. 169 КоАП РСФСР самостоятельный состав административного деликта в сфере обеспечения пожарной безопасности.
Под пожарной безопасностью, являющейся составной частью общественной безопасности, в соответствии со ст. 1 ФЗ от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» с изменениями от 22 августа 1995 г., 18 апреля 1996 г., 24 января 1998 г., 7 ноября и 27 декабря 2000 г., 6 августа и 30 декабря 2001 г., понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожаром признается неконтролируемое горение, причиняющее ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам граждан и государства.
В перечне противопожарной терминологии, закрепленной в Федеральном законе «О пожарной безопасности», мы также встречаем и иные понятия и определения, с помощью которых осуществляется правовое регулирование в области пожарной безопасности. Так, в частности, в нем даны определения таких понятий и терминов, как «требования пожарной безопасности», «нарушение требований пожарной безопасности», «противопожарный режим», «меры пожарной безопасности», «пожарная охрана», «пожарно-техническая продукция», «сертификация», «пожарная охрана», «нормативное регулирование в области пожарной безопасности» и некоторые другие.
Разъяснение иных понятий и терминов, применяемых в области пожарной безопасности, приводится в других нормативных правовых актах РФ и субъектов РФ. Так, в Положении о Государственной противопожарной службе, утвержденном Постановлением Совета Министров от 23 августа 1993 г. N 849 (с изменениями от 26 июня 1995 г. и 12 марта 1996 г.), дается определение понятия «Государственный пожарный надзор», под которым понимается специальный вид государственной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделениями Государственной противопожарной службы.
Законами «О пожарной безопасности», принятыми в субъектах РФ, также в правовой оборот введен ряд законодательных понятий и терминов, регулирующих вопросы пожарной безопасности, но не получивших свое закрепление в Федеральном законе «О пожарной безопасности» и других федеральных нормативных правовых актах. Так, в Законе города Москвы от 18 декабря 1996 г. N 34 «О пожарной безопасности» (с изменениями от 21 февраля 2001 г.) даны определения понятий «опасные факторы пожара», «пожароугрожаемое состояние», «объект» и др.
В Законе Московской области от 11 августа 1999 г. N 60/99-03 «О пожарной безопасности на территории Московской области» дополнительно также разъясняются понятия «особый противопожарный режим на территории Московской области», «организационная основа обеспечения пожарной безопасности» и некоторые другие.
Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности в настоящее время представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности.
Под нормативным регулированием в области пожарной безопасности понимается установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности, согласно ст. 20 ФЗ «О пожарной безопасности», относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Нормативные документы по стандартизации, принимаемые Государственным комитетом РФ по стандартизации и метрологии, устанавливающие требования пожарной безопасности, подлежат обязательному согласованию с Государственной противопожарной службой МЧС РФ.
Порядок разработки, введения в действие и применения других нормативных документов по пожарной безопасности устанавливается Государственной противопожарной службой.
Субъекты Российской Федерации также вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные документы по пожарной безопасности при условии, что последние не будут снижать требования пожарной безопасности, установленные федеральными нормативными документами.
Порядок согласования отступлений от требований пожарной безопасности, а также не установленные нормативными документами дополнительные требования пожарной безопасности устанавливает Государственная противопожарная служба.
Нормативные документы по пожарной безопасности подлежат регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке.
В настоящее время на всей территории Российской Федерации действуют Правила пожарной безопасности в Российской Федерации — ППБ-01-93. Данные Правила пожарной безопасности были зарегистрированы в Минюсте РФ 27 декабря 1993 г., регистрационный N 445, и введены в действие с 31 января 1994 г. Приказом МВД РФ от 14 декабря 1993 г. N 536. В последующие годы в них Приказами МВД РФ вносились некоторые изменения и дополнения, в том числе от 25 июля 1995 г., 10 декабря 1997 г. и 20 октября 1999 г. Вышеназванный нормативный правовой акт устанавливает требования пожарной безопасности на всей территории Российской Федерации, являющиеся обязательными для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, предприятиями, учреждениями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, их должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также их объединениями.
При обеспечении пожарной безопасности наряду с данными Правилами следует также руководствоваться государственными стандартами, строительными нормами и правилами, нормами технологического проектирования, отраслевыми и региональными правилами пожарной безопасности и другими, утвержденными в установленном порядке нормативными документами, регламентирующими требования пожарной безопасности.
Сущность вышеназванных нормативных правовых актов в области пожарной безопасности состоит в том, что в них устанавливаются научно обоснованные, соответствующие современному техническому уровню требования пожарной безопасности, которые направлены на предотвращение воздействия опасных факторов пожара на жизнь и здоровье людей, собственность, а также нормальную деятельность предприятий и учреждений вне зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности.
Содержание противопожарных правил, норм и стандартов выражается в требованиях общего и технического характера, предъявляемых к организации технологических процессов, режиму работы и безопасности эксплуатации оборудования на предприятиях и в учреждениях, а также в жилом секторе.
Место правил, норм и стандартов, обеспечивающих пожарную безопасность, в системе действующего законодательства определяется тем, что они, подкрепляясь правовыми санкциями (административными наказаниями в виде предупреждения или административного штрафа), стоят в ряду тех нормативных правовых актов, соблюдение которых обеспечивается принудительной силой государства. Данные акты способствуют обеспечению общественной безопасности, сохранению жизни и здоровья людей, собственности физических и юридических лиц.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 КоАП РФ, является пожарная безопасность, которая понимается как состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Пожарная безопасность является составляющей частью общественной безопасности.
Как непосредственный объект административного нарушения требований пожарной безопасности она представляет собой совокупность общественных отношений по предотвращению пожаров и воздействия их опасных факторов на людей, материальные ценности и нормальную деятельность различных объектов.
Субъектом данного правонарушения могут выступать как физические лица, так и юридические лица.
Среди физических лиц субъектом ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса могут быть граждане или должностные лица. Граждане, чтобы стать субъектом ответственности, должны достигнуть 16-летнего возраста на момент совершения правонарушения. Иностранные граждане и лица без гражданства подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами России.
Согласно ч. 1 ст. 2.5 Кодекса военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, совершенное по месту службы, несут в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах. Так, например, сотрудники органов внутренних дел за совершение проступка, ответственность за который предусмотрена ч. 1 комментируемой статьи, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии со ст. 38 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 г. N 2288).
Однако если все вышеперечисленные категории лиц, на которых по общему правилу распространяется действие Дисциплинарных уставов и Положений о прохождении службы, совершают нарушения требований пожарной безопасности вне места службы, то они несут административную ответственность на общих основаниях. При этом к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, не может быть применено административное наказание в виде административного штрафа.
А поскольку санкция ч. 1 ст. 20.4 Кодекса в качестве административных наказаний предусматривает лишь два альтернативных вида наказания: вынесение предупреждения или наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 МРОТ, то можно констатировать, что к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, можно будет применить лишь самое мягкое административное наказание — предупреждение.
В соответствии со ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности приказом по предприятию или организации, ответственные квартиросъемщики или арендаторы квартир (комнат) в домах государственного, муниципального или ведомственного жилищного фонда, если иное не предусмотрено соответствующим договором.
Должностные лица несут административную ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса, в тех случаях, когда они своими действиями (бездействием), в том числе и в случаях дачи неправомерных распоряжений подчиненным по службе лицам, а также в тех случаях, когда они, являясь руководителями различных звеньев управленческого аппарата, не осуществляли систематического контроля за соблюдением требований пожарной безопасности, рабочими и служащими вверенного им предприятия, учреждения, цеха, лаборатории и т.п.
Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса, может быть также и юридическое лицо, на которое может быть наложен административный штраф в размере от 100 до 200 МРОТ.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса, заключается в нарушении требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами, правилами.
Диспозиция ч. 1 ст. 20.4 Кодекса носит бланкетный характер. Такое ее построение вызвано необходимостью обеспечения сочетания стабильности административно-деликтного законодательства и динамизма охраняемых им общественных отношений, а также, что немаловажно, практической невозможностью включить в Кодекс все положения из многочисленного перечня противопожарных нормативных правовых актов (ГОСТов, Правил пожарной безопасности, Строительных норм и правил, отраслевых и региональных правил пожарной безопасности и т.д.).
Правила, нормы, стандарты призваны обеспечить пожарную безопасность различных объектов, существуют самостоятельно, поскольку возникают, развиваются или отменяются независимо от ст. 20.4 нового Кодекса (либо от ранее действовавшей ст. 169 КоАП РСФСР, просуществовавшей в последней редакции Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 21 ноября 1988 г. более десяти лет). К тому же следует отметить, что принятие правил пожарной безопасности (в широком смысле слова) было вызвано не задачей разъяснения положений ст. 20.4 Кодекса РФ или ранее ст. 169 КоАП РСФСР, а необходимостью урегулировать нормальную, безопасную в пожарном отношении деятельность в сфере промышленности, строительства, сельского хозяйства и т.д. Поэтому именно наличие правовых норм, определяющих рамки безопасной деятельности граждан, должностных лиц, а также юридических лиц, позволило законодателю при установлении административно-правового запрета ссылаться на данные правила, нормы и стандарты пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности, по нашему мнению, следует понимать виновное совершение действий, противоречащих противопожарным правовым нормам, либо пассивное невыполнение требований пожарной безопасности.
Эти нарушения могут выражаться как в виде общественно опасного действия, так и в виде общественно опасного бездействия. Последний вид нарушения

Рекомендуем прочесть:  Единовременные выплаты Чернобыльцам в 2023 году по 5000 рублей

Adblock
detector