Государственная служба в системе публичной власти

Федеральный закон от г

4. Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации.

Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяются правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации.

1. Государственная гражданская служба — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Военная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания. (В редакции Федерального закона от 06.07.2006 № 105-ФЗ)

лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (далее — лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации);

Статья 1

лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (далее — лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации);

лиц, замещающих в федеральной территории должности, устанавливаемые федеральными законами и указами Президента Российской Федерации, а также уставом федеральной территории для непосредственного исполнения полномочий органов публичной власти федеральной территории.

Когда служащий поступает на должность, при заполнении анкеты он должен указать сведения о своём собственном имуществе – недвижимости, источниках дополнительного дохода, финансовых обязательствах и имущественного характера. При необходимости, аналогичные данные указываются о ближайших членах семьи – супруге и несовершеннолетних детях. После заключения контракта, нужно будет отчитываться в ежегодных расходах семьи.

Регулируется отдельным законодательным актом – Законом № 53-ФЗ. Лица, проходящие такую службу, не могут иметь гражданства или подданства другой страны. Может вестись по призыву или в добровольном порядке. Для иностранных граждан предусмотрено прохождение службы только в рядах ВС РФ и в воинских формированиях. В иных подразделениях служить не могут.

  • правомерная. Заключается в том, чтобы правильно распределить и отрегулировать исполнение возложенных полномочий;
  • правообразующая – создание и развитие правовой государственной системы, нормативных актов, верное их трактование со стороны уполномоченных лиц;
  • регулятивная – развитие и выполнение принятой государством политики в рамках исполнения основных принципов на всех уровнях власти и общественной жизни;
  • организационная – реализация компетентности и правомерности госорганов всех уровней;
  • правовая – разработка системы мероприятий, их внедрение и реализация для всецелого обеспечения прав российских граждан, и одновременное исполнение их обязанностей.

Правоохранительная система РФ состоит из множества учреждений и организаций, в которых работают люди. Они исполняют свои обязанности по осуществлению порядка в стране, безопасности и законности. Эти люди ведут борьбу с преступностью, защищают права всех граждан РФ.

  • права и свободы первостепенны, защищаются законами на всех уровнях власти;
  • все виды ГГС РФ должны работать вместе;
  • все граждане РФ имеют одинаковый доступ, при условии, что они соответствуют требованиям, нет установленных ограничений;
  • компетентность и профессионализм каждого служащего, что подтверждает документами, дипломами;
  • ГГС РФ взаимодействует с общественными организациями, объединениями и людьми;
  • открытость доступа. Информация о ГГС доступна вся всех желающих;
  • стабильность;
  • каждый госслужащий в ГГС защищён от вмешательства посторонних людей, если на то нет уважительных причин.

Государственная служба в системе власти и управления

В таком узком понимании, принятом в нашей стране, она включает только исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими должности в органах государственного управления. Таким образом, в практически функциональном смысле государственная служба представляет собой основанную на законе деятельность персонала государственных органов представительной, исполнительной и судебной власти, состоящую в реализации государственной власти в различных сферах общественной жизни в целях выполнения задач и функций государства.

Концепция дихотомии государственной власти заложила основы профессиональной государственной службы на постоянной основе и обосновала необходимость перехода именно к такой системе. В соответствии с данным подходом, общими признаками государственной службы являются:

Деятельность людей, обеспечивающих функционирование системы государственного управления, осуществляется в рамках особой службы, поступая на которую, они вступают с системой в особые правовые отношения. Эту службу в Российской Федерации традиционно именуют государственной, хотя в ряде развитиых стран она именуется «public service» или «civil service», что в буквальном переводе означает — публичная, общественная, гражданская служба.

В российской практике разделение политической и административной составляющих государственной власти закрепляется в разделении всего персонала государственного аппарата на две категории: лиц, занимающих государственные должности и государственных служащих.

Государственная власть формирует необходимый для ее осуществления механизм – государственный аппарат. Именно в процессе функционирования государственного аппарата происходит разделение самой государственной власти на две составляющие: политическую и административную. Концепция двойственного характера и разделения государственной власти получила название «теория дихотомии государственной власти».

Публичная служба

В некоторых случаях государственная служба предусматривается не в государственных органах, а на государственных унитарных предприятиях или в государственных учреждениях. Например, в отделах вневедомственной охраны (ОВО) при органах внутренних дел городов и районов предусмотрено прохождение службы в органах внутренних дел, хотя ОВО по статусу является государственным учреждением, а не государственным органом. В главных управлениях специального строительства при Федеральном агентстве специального строительства предусмотрена военная служба, хотя они по своему правовому положению созданы в организационно-правовой форме федеральных государственных унитарных предприятий. Аналогичный пример можно привести с учреждениями уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний, которые не признаются государственными органами, но в которых предусмотрена правоохранительная служба.

  • нормативный аспект — конституционное и законодательное разграничение компетенции в области государственной службы между Российской Федерацией и субъектами РФ;
  • организационный аспект — соблюдение принципа федерализма при построении государственной службы, разделение государственной службы на федеральную государственную службу и государственную службу субъектов РФ;
  • функциональный аспект — самостоятельность каждого уровня федеративной системы при решении кадровых вопросов и других вопросов функционирования государственной службы;
  • финансовый аспект — соблюдение принципа федерализма при ресурсном обеспечении государственной службы за счет бюджета соответствующего уровня (федерального или регионального).

На основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы заключается служебный контракт. Служебный контракт — это соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

  • соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение;
  • исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
  • исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
  • соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
  • соблюдать служебный распорядок государственного органа;
  • поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
  • не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
  • беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
  • представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера;
  • сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;
  • соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены федеральными законами;
  • сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Группы должностей гражданской службы служат для установления дифференцированных квалификационных требований к уровню профессионального образования, стажу службы или стажу (опыту) работы по специальности, а также профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

условия работы; право на денежное содержание; отдых, медицинское обслуживание муниципального служащего и членов его семьи, в том числе после выхода муниципального служащего на пенсию; пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением должностных обязанностей; обязательное государственное страхование; обязательное государственное социальное страхование ;защита муниципального служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий.

5. Квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации, для гражданских служащих субъекта Российской Федерации — законом субъекта Российской Федерации.

Рекомендуем прочесть:  Оквэд 2023 Розничная Торговля Ювелирными Изделиями

Опыт многих стран свидетельствует о том, что общество, которое надлежащим образом не организовало труд государственных служащих, испытывает серьезные трудности, связанные с качеством государственного управления. В зарубежном государствоведении высказывается даже мнение, что хорошая администрация для общества важнее, чем самая совершенная конституция. Формирование современной, хорошо отлаженной и эффективно действующей системы государственной службы России относится к приоритетным направлениям преобразований, происходящих в административно-политической сфере.

Демократический социально-правовой характер государственной службы проявляется в том, что она вступает в контакт с гражданским обществом и представляет государство в его действиях по защите общественных интересов в целом и человека — как отдельной личности.

Равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего.

Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих во все времена имел особое значение для организации и функционирования государственной службы. В конечном счете, от профессионализма и компетентности чиновников зависят качество и эффективность административной власти в стране.

В любом государственно организованном обществе невозможно обойтись без государственного управления, а значит и без государственных служащих. Их услуги необходимы любой стране независимо от государственного устройства, формы правления, политической системы или правящего режима. Именно государственные служащие выполняют практические задачи, которые все цивилизованные общества мира возлагают на свои государства.

Принцип законности является всеобщим, ориентируя государственную службу на безусловное следование требованиям Конституции и закона. В соответствии с нормами Конституции РФ (ст. 4 и 76) он указывает на то, что Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории страны. Федеральные законы имеют прямое действие на всей территории России.

Демократический социально-правовой характер государственной службы проявляется в том, что она вступает в контакт с гражданским обществом и представляет государство в его действиях по защите общественных интересов в целом и человека — как отдельной личности.

Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы требует прежде всего законодательного закрепления единого подхода к организации государственной службы. Это означает, что основные требования к организации и функционированию государственной службы, закрепленные в Конституции РФ и федеральном законодательстве, являются едиными и общеобязательными для федеральной государственной службы и государственной службы субъектов Федерации, для всех видов государственной службы и всех ветвей государственной власти. Региональное законодательство о государственной службе не может выходить за рамки обще федерального правового поля.

Характеристика системы государственной службы Российской Федерации

В соответствии с положениями Конституции (32 статья) все граждане нашей страны обладают равным доступом к государственной службе, если у них имеются на то способности и профессиональная подготовка. При приеме на службу недопустимо устанавливать для них какие бы то ни было прямые или косвенные ограничения, кроме тех, которые указаны в законе. Одно из подобных законных ограничений заключается в обязательном для госслужащих гражданстве РФ.

Правами госслужащего представляют собой возможности и свободы, которые обусловлены конституционными положениями, охраняются государством и установлены федеральным законодательством. Они касаются профессиональной деятельности, обеспечивающей исполнение полномочий органов государства.

Личная заинтересованность представляет собой возможность получения служащим в ходе исполнения должностных обязанностей дохода (неосновательное обогащение) в натуральной или денежной форме. Также это может быть материальная выгода для него, членов его семьи, родственников, предприятий и лиц, с которыми он имеет финансовые или иные отношения. При ее возникновении гражданский служащий должен письменно проинформировать об этом представителя (нанимателя).

При увольнении (освобождении от должности, выходе на пенсию) классный чин, который был присвоен гражданскому служащему, должен сохраняться за ним. Гражданин нашей страны может лишиться чина только при наличии соответствующего судебного решения (например, когда происходит осуждение за тяжкое или особо тяжкое преступление).

Обязанности госслужащего заключаются в обязательном систематическом осуществлении функций (основных действий), обусловленных Конституцией и ФЗ. В системе они представляют собой суть профессиональной деятельности в области обеспечения исполнения полномочий гос. органов.

Государственное управление и государственная служба: взаимосвязь, проблемы и перспективы

В самом общем виде реализацию внутренних функций государственного управления можно представить в виде схемы (субъект управления = объект управления). Например, когда начальник структурного подразделения службы или агентства формирует штатное расписание сотрудников.

Указ Президента РФ от 04.12.2009 г. № 1382 «Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров» [10] закрепляет, что Управление Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров является самостоятельным подразделением Администрации Президента Российской Федерации, основными задачами которого является:

государственная власть, Российская Федерация, орган, гражданский оборот, ветвь власти, государственный орган, юридическая литература, местное самоуправление.

4) содействие Президенту Российской Федерации в пределах своих полномочий в определении основных направлений кадровой политики, реформирования и развития государственной службы, в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти по этим вопросам;

До образования государственного органа по управлению государственной службой Воронежской области задачи и функции этого органа выполняются государственными органами Воронежской области. Координация деятельности государственных органов Воронежской области по вопросам гражданской службы Воронежской области осуществляется подразделением по вопросам государственной службы и кадров правительства Воронежской области.

Прием на административные должности связывался с определенным возрастом. Начало действительной службы допускалось с 16 лет. Преимущественным правом занятия должностей в государственных учреждениях пользовались мужчины. Лица женского пола допускались к службе в учебном, финансовом, почтово-телеграфном и ряде других ведомств, но только на неклассных должностях.

Таким образом, обязанности приказных служащих разделились к середине XVII в. на «государеву службу», которая представлялась почетной и проходила в полках и посольствах, и «приказную работу», т.е. текущую деятельность в приказах и приказных избах. Она рассматривалась как непочетная, с оттенком подневольности. Именно вокруг приказной работы и складывалась гражданская служба как отрасль государственной службы.

При изучении основ государственной службы следует учитывать и точку зрения, трактующую государственную службу как систему публично-правовых отношений между государством и служащим, основанных на подчинении и имеющих своим содержанием обязательную деятельность, идущую от лица государства и направленную на осуществление государственной задачи. Такой подход позволяет в полной мере учесть управленческие, организационные, экономические, правовые, психологические и многие другие аспекты государственной службы, понять сущность бюрократии как профессионального и социального слоя общества, государственного служащего как гражданина и человека и др.

Принцип равного доступа граждан к государственной службе означает, что каждый гражданин РФ должен без какой бы то ни было дискриминации и без неоправданных ограничений допускаться на общих условиях равенства к государственной службе. Равный доступ граждан к государственной службе осуществляется в соответствии с установленными применительно к должностям государственной службы квалификационными требованиями.

6) Организация. Предполагает создание и упорядочивание структуры и штатов государственной службы, процессов государственного управления в целях устойчивого и динамичного развития общества и государственных органов. Ее смысловое предназначение состоит в организации жизни граждан. Как известно, государственные служащие прямо или косвенно обеспечивают процесс социальной организации человека.

Государственная служба в системе государственной власти

Вопрос 1. Место и роль государственной службы в системе государственной власти.
Государственное управление – сознательное, целенаправленное воздействие государства на общество как систему по реализации государственной власти, целей задач и функций государства
В широком смысле под государственным управлением понимается публичное управление делами государства и общества, которое осуществляются всеми органами государства и во всех ветвях власти (основные субъекты — полномочные органы государственной власти – законодательные, исполнительные, судебные, их управленческие функции реализуются лицами, занимающими государственные должности (политики)
В узком смысле слова государственное управление – это только исполнительная деятельность государства, его органов и должностных лиц.

Основные классификации функций государственной службы
с точки зрения содержательной деятельности государственных органов и их служащих, и в соответствие с ней государственная службы выполняет следующие основные функции:
управленческую (административную);
организационно-распорядительную;
правовую;
сервисную;
социальную;
экономическую;
культурную;
воспитательную.

Общенаучные подходы (принципы):
системный подход, позволяющий рассматривать административную власть как систему. Требует рассматривать государственную службу в структурно-функциональном отношении
принцип единства концептуальных и правовых основ государственной службы, предполагающий то, что теоретические установки и нормативно-правовая база государственной службы должны быть адекватны друг другу и не противоречивы
исторический подход к изучению государственной службы и государственности в целом
государственная служба России не может не учитывать современные национальные особенности страны
важно учитывать зарубежный опыт государственного управления
Принципиально важно, чтобы теоретические поиски, научные концепции организации государственной службы сочетались и увязывались с реальной административной практикой
разумный баланс политической и административной ветвей государственной власти
особого внимания требуют вопросы взаимодействия государственной службы с гражданским обществом (государственной службы представляющей государство, и местного самоуправления, представляющего гражданское общество).

Теория и методология административной власти включает в себя:
2. понятийный аппарат
С 1995 г. в России стал формироваться понятийный аппарат государственной службы, закрепленный в:
федеральных законах
указах Президента РФ
постановлениях Правительства РФ
в научных статьях и учебных пособиях.
В нашу жизнь прочно вошли понятия:
«государственная служба»
«система государственной службы»
«федеральная государственная служба»
«государственная гражданская служба»
«должности государственной службы»
«государственный служащий»
«конфликт интересов на государственной службе» и т.д.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рекомендуем прочесть:  Едв За Орден Ленина

Соответственно государственная служба разделяется на: федеральную, находящуюся в ведении Российской Федерации, и государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении. К высшим должностным лицам, деятельность которых обеспечивает государственную службу, относятся: Президент Российской Федерации; Председатель Правительства Российской Федерации и федеральные министры; Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации; члены Совета Федерации и депутаты Государственной ду­мы Федерального собрания; председатель и судьи Конституционного суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, Высшего арбитражного суда Российской Федерации, федеральные судьи; Генеральный прокурор Российской Федерации; Секретарь Совета безопасности Российской Федерации; Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации; руководитель высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; председатель, его заместитель и аудиторы Счётной палаты Российской Федерации; председатель Центрального банка Российской Федерации; председатель, его заместитель, секретарь и члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации (1995 год). Для обеспечения деятельности высших должностных лиц создаются аппараты федеральных органов представительной, исполнительной и судебной властей, в которых предусмотрено исполнение (прохождение) федеральной государственной службы. В субъектах Российской Федерации государственная служба устанавливается законами каждого субъекта Российской Федерации.

Система российской государственной службы включает в себя военную, государственную гражданскую и правоохранительную службу. Военная и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы. Законом могут устанавливаться и другие виды федеральной государственной службы (например, специальные). Государственная гражданская служба разделяется на федеральную и службу субъектов Федерации.

Государственная служба в Российской Федерации основана на принципах: федерализма, обеспечивающего единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; законности; приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия, обязательности их признания, соблюдения и защиты; равного доступа граждан к государственной службе; единства правовых и организационных основ государственной службы, предполагающего законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы; взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы; открытости государственной службы и её доступности общественному контролю; профессионализма и компетентности государственных служащих; защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юри­дических лиц.

В России формирование государственной службы связано с образованием Русского государства, когда возникла необходимость обеспечения деятельности централизованных государственных органов — приказов. Государственные служащие перестали именоваться «государевыми служилыми людьми», став чиновниками. Правовые основы государственной службы были заложены императором Петром I в Табели о рангах 1722 года, сохранившей своё значение основного документа, регламентировавшего порядок приёма на службу и её прохождение в Российской империи вплоть до 1917 года. Система чинов государственной службы была упразднена Декретом ВЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» (1917 год), Декретом СНК «Об уравнении всех военнослужащих в правах» (1917 год) и рядом других актов. На смену Табели о рангах пришли Временные правила о службе в государственных учреждениях и на предприятиях (1922 год), которые действовали в СССР вплоть до 1991 года. Правовое положение государственных служащих в СССР определялось советскими конституциями, трудовым законодательством и рядом специальных актов: постановлениями ЦИК и СНК СССР «Об основах дисциплинарного законодательства СССР и союзных республик» (1929 год) и «О дисциплинарной ответственности в порядке подчинённости» (1932 год); Единой номенклатурой должностей служащих (1967 год) и др.

Включает военную службу, государственную гражданскую службу, правоохранительную службу. Военная и правоохранительная служба предназначены в основном для обеспечения исполнения полномочий государства в сфере обороны, безопасности, охраны правопорядка и других сферах; государственная гражданская служба обеспечивает функционирование высших должностных лиц и государственного аппарата.

  • первостепенность прав и свобод человека;
  • единство организационных и правовых начал федеральной ГС и ГС регионов;
  • одинаковый доступ к рассматриваемой службе для всех граждан, учитывая требования к кандидатам, установленные законом, но независимо от расы, пола, вероисповедания, национальности, должностного и имущественного положения, происхождения, места жительства людей, а также независимо от других признаков, не связанных с профессиональной деятельностью;
  • компетентность и профессионализм;
  • взаимодействие ГС с общественными объединениями и людьми;
  • доступная информация о гражданской ГС;
  • стабильность;
  • защита госслужащих от незаконного вмешательства в их служебную деятельность.

Принято делить также должности государственной службы по категориям и/или группам в соответствии с федеральным и региональным законодательствами страны. Существуют и такие посты в федеральных гос. органе и органе субъекта РФ, которые не являются должностями ГС. Трудовая деятельность работников, занимающих такие рабочие места, регулируется трудовым законодательством.

На ГС вправе поступать только те лица, которые достигли соответствующего должности возраста и знающие государственный язык РФ, владеющие им свободно. Субъектами России могут быть установлены и иные критерии для приема граждан в органы государственной службы регионального уровня. Также другие требования к кандидатам могут выдвигаться ФЗ о виде госслужбы. Этими же законами должны определяться условия контрактов, порядок заключения их и прекращения. В целом договора о ГС могут заключаться на определенный или неопределенный срок, а также на период обучения в образовательной организации по профессии и на определенный период госслужбы после его окончания. ФЗ о виде ГС устанавливает предельный срок службы на соответствующей должности.

  • на федерализме — принципе, который обеспечивает единство системы ГС и соблюдение конституционной структуры, разграничения функционала и прав между федеральными органами власти и органами власти регионов РФ;
  • на принципе законности;
  • на равенстве доступа граждан к ГС;
  • на первостепенности прав и свобод человека, на обязательном их признании, их защите и соблюдении;
  • на взаимосвязи ГС и муниципальной службы;
  • на принципе единства правовых и организационных начал ГС, которые законодательно закрепляют единый подход к строению госслужбы;
  • на открытости ГС, ее доступности контроля со стороны общества, предоставлении объективных сведений гражданам о деятельности государственных работников;
  • на принципе компетентности и профессионализме госслужащих;
  • на положении о защите госслужащих от незаконного вмешательства в их деятельность как со стороны государственных структур и должностных лиц, так и со стороны других граждан и предприятий.

Федеральная государственная служба — профессиональный род деятельности людей по обеспечению выполнения полномочий РФ, непосредственных обязанностей федеральных органов власти и лиц, замещающих гос. должности страны. Военная и правоохранительная службы России являются федеральными ГС.

Государственная служба как открытая система

В демократическом государстве, где государственный механизм и, соответственно, государственная служба учреждаются и функционируют для того, чтобы наиболее полно обеспечить права личности, государственная служба как открытая система должна иметь эффективные каналы взаимодействия с населением. Это позволит:

Для создания универсальных информационных площадок для взаимодействия с населением необходимо стратегическое и оперативное обеспечение такого взаимодействия. Именно поэтому сегодня в большинстве государственных органов формируются специальные отделы, которые занимаются вопросами связей с общественностью. В компетенцию таких отделов входит предоставление актуальной, полной и доступной информации относительно стратегий и планов развития конкретной территории, относительно разрабатываемых и реализуемых на конкретной территории управленческих решений.

  • понимать социальные запросы, то есть ориентировать управленческие процессы на нужды населения;
  • привлекать население к участию в разработке и реализации управленческих решений, в том числе посредством государственно-частного и трехстороннего партнерства. Не вызывает сомнения, что наиболее эффективно реализуются те решения, которые отвечают социальным запросам, которые включают население в непосредственное исполнение таких решений;
  • обеспечивать функционирование инструментов общественного контроля над законностью и эффективностью реализации функций публичного управления.

Кроме того, функционирование таких отделов направлено на выстраивание эффективных партнерских взаимоотношений с населением, институтами гражданского общества, представителями частного бизнеса для совместного решения важнейших социально-экономических задач. Большое значение имеет освещение вопросов сотрудничества с представителями частного бизнеса, некоммерческими организациями для решения конкретных задач социально-экономического развития территории.

Государственная служба как открытая система – это институт публичного управления, обеспечивающий механизм государственной власти на федеральном и региональном уровнях персоналом, отвечающим требованиям к специальным знаниям, навыкам, деловым качествам, предполагающий открытый доступ для российских граждан к участию в конкурсе для замещения государственных должностей, открытый доступ к информации об управленческих процессах.

Особенности государственной гражданской службы: плюсы, минусы, предельный возраст пребывания на гражданской службе

Если вы студент, то попробуйте устроиться на практику в государственное учреждение. Как правило, сами вузы предлагают студентам пройти практику именно в государственных учреждениях. Однако если вуз вам помогать не захочет, то вы сможете найти такую практику самостоятельно. Зайдите на сайт любого госучреждения и позвоните в отдел кадров. Наверняка место для практиканта там найдется, ведь вам же не надо платить . Если вы хорошо себя зарекомендуете, то в дальнейшем сможете работать там после окончания вуза.

Государственная гражданская служба – это один из видов государственной службы РФ . Регулируется законом о государственной гражданской службе РФ. Представляет собой перманентное последовательное и качественное исполнение функций и задач госорганов людьми, работающими на соответствующих должностях (госслужащими).

Военная служба – особый, по назначению и функциям, вид государственной службы . Военная служба, в отличие от гражданской, направлена на реализацию оборонных и охранительных функций государства. Основная задача военной службы – вооруженная защита государства от покушения других стран на конституционное устройство, независимость, территориальную целостность, ресурсы страны. Военная служба представляет собой реализацию гражданином своих профессиональных навыков на госслужбе путем замещения воинских и, в некоторых ситуациях, не воинских должностей. Военная служба в нашей стране возможна в 2 формах: на добровольных началах (по контракту) и по призыву.

  1. , обеспечивающая достойную пенсию. А у высших должностей и сама зарплата весьма достойная.
  2. Стабильность. Какой бы кризис ни грянул, госслужба будет всегда, и это дает уверенность в завтрашнем дне.
  3. и соцпакет. Госслужащие пользуются скидкой на проезд, коммунальные услуги. Молодые мамы могут уйти в декрет или на больничный без всяких проблем.
Рекомендуем прочесть:  С какого времени приобретают права на льготы ветераны военной службы

Государственные служащие, как никакие другие, защищены и в социальном плане – оплачиваемый отпуск и больничный им гарантирован. Отпуск, кроме того, составляет не 28 рабочих дней, как у большинства работающих, а в полтора раза больше. Кроме того, государственные предприятия обеспечивают работников социальным пакетом и гарантируют предоставление льгот.

Государственная служба – закон, принципы и практические аспекты применения

Все чиновники, входящие в группу «А» составляют так называемую группу чиновников — политических руководителей или «политических назначенцев». Это связано с тем, что чиновники подобного ранга в основном определяют всю политику государства во многих вопросах страны — как внутренних, так и внешних..

Общие положения закона о госслужбе касаются вопросов структуры, организации системы государственного управления. Определяет список должностей и порядок их замещения, требования к государственным служащим, в том числе и устанавливает определенные ограничения для них.

  • к федеральному уровню относятся все высшие исполнительные органы власти, включая институт Президента РФ, Председателя Правительства РФ, министерства и ведомства с федеральными полномочиями.
  • второй уровень — это региональные органы исполнительной власти, куда входит институт губернатора, руководителя области края, глав республик или автономной области, региональные правительственные службы, а также административные аппараты региональных публичных органов власти (региональные парламенты и представительные органы власти).
  • третий уровень — это органы муниципальной власти. Хотя муниципальная власть и служба прямо не входит в состав государственных органов управления и регулируется отдельными законодательными актами (ФЗ № 131), тем не менее она является низовым звеном всей системы государственного управления.

Чиновники группы В имеют свои звания, классы, категории в соответствии с положениями и нормативами, принятыми в конкретном ведомстве. Так, например, в Министерстве Юстиции чиновники класса В имеют звания такие, как – «Советник юстиции» 1, 2 и 3 класса. В Федеральной таможенной службе они имеют такие звания, как полковник, подполковник таможенной службы и т.п.

Кадровая политика государственных ведомств, служб и организаций, как на федеральном, так и на региональном, местном уровне, базируется на двух системах.

Государственная служба в системе государственной власти

Вопрос 2. Общенаучные подходы к теории государственной службы.
Теория — система основных идей той или иной отрасли знаний, форма научного знания, дающая целостное и объективное представление о предмете
Методология — это учение о принципах, структуре, организации и методах научного познания; это концептуальный, доктринальный взгляд на предмет исследования.
Предметом теории и методологии выступает такое сложное социальное явление, как государственная служба

Вопрос 1. Место и роль государственной службы в системе государственной власти.
Государственное управление – сознательное, целенаправленное воздействие государства на общество как систему по реализации государственной власти, целей задач и функций государства
В широком смысле под государственным управлением понимается публичное управление делами государства и общества, которое осуществляются всеми органами государства и во всех ветвях власти (основные субъекты — полномочные органы государственной власти – законодательные, исполнительные, судебные, их управленческие функции реализуются лицами, занимающими государственные должности (политики)
В узком смысле слова государственное управление – это только исполнительная деятельность государства, его органов и должностных лиц.

Характер государственной службы
По своей сути и своему происхождению государственная служба носит ярко выраженный публично-правовой характер. Именно закон и право (административное, трудовое, служебное) определяют правовые и организационные основы и принципы государственной службы, устанавливают правовой статус государственных служащих, регулируют государственно-служебные отношения.
По своим социально-экономическим и политическим результатам и последствиям государственная служба носит политический характер.
По своему предназначению она носит административный, управленческий и сервисный характер.
Непосредственно же по качеству и эффективности выполняемой деятельности государственная служба носит профессиональный характер.

Основные классификации функций государственной службы
Четвертая классификация связана с технологическими моментами государственного управления
Ее сторонники справедливо исходят из того, что главной функцией государственной гражданской службы является государственное управление.
В соответствии с разверткой управленческого цикла (по А. Файолю) можно сформулировать следующие функции государственной службы: прогнозирование, организация, распоряжение, координация, контроль.

Подходы, к сущностной характеристике государственной службы
1. правовой, смысл его состоит в том, что государственная служба рассматривается как социально-правовой институт
Его основная цель — обеспечивать интересы государства и общества.
Его главные функции — административная и сервисная, по существу, не имеющие политического характера
2. деятельностный, политический
Заключается в том, что государственная служба является профессиональной деятельностью по обеспечению полномочий государственных органов и поэтому носит политический характер.
Российский законодатель отдает предпочтение деятельностному подходу и определяет государственную службу прежде всего как профессиональную служебную деятельность.

Система государственного и муниципального управления — это целостная система управления делами общества путем использования единой по своей природе публичной власти народа. Муниципальное управление также изучается как управленческая система. Оно реализуется в рамках того или иного муниципального образования и называется «местное самоуправление».

6. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего (далее — должностной регламент).

1. Для повышения социальной защищенности муниципальных служащих в первую очередь должен быть решен вопрос о достаточном и своевременном финансировании муниципальной службы, предусматривающем муниципальному служащему заработную плату, соответствующую уровню выполняемой работы.

Система государственного и муниципального управления — это целостная система управления делами общества путем использования единой по своей природе публичной власти народа. Муниципальное управление также изучается как управленческая система. Оно реализуется в рамках того или иного муниципального образования и называется «местное самоуправление».

1. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Государственная служба в системе власти и управления

Особенностью учебного пособия является сочетание в рамках каждой темы двух дополняющих друг друга блоков информации: теоретического и фактологически-прикладного, что позволяет сфокусировать внимание учащегося на проблемных моментах соотношения существующих теорий государственной службы и практики функционирования и реформирования данного института. Кроме того, значительное внимание уделяется регуляторам профессионального поведения в сфере государственной службы, что позволит выпускнику уверенно чувствовать себя при выполнении должностных обязанностей.

Деятельность людей, обеспечивающих функционирование системы государственного управления, осуществляется в рамках особой службы, поступая на которую, они вступают с системой в особые правовые отношения. Эту службу в Российской Федерации традиционно именуют государственной, хотя в ряде развитиых стран она именуется «public service» или «civil service», что в буквальном переводе означает — публичная, общественная, гражданская служба.

Публичная власть — система социально-политических отношений, выражающих возможность влиять на деятельность и поведение людей и социальных групп, опираясь на публичное право, специальный аппарат управления, вне зависимости от личных качеств носителя власти.

Властные полномочия должностных лиц при осуществлении служебной компетенции распространяются на граждан и юридических лиц не подчиненных им по службе. Они имеют также право на совершение юридически значимых действий и, в частности, административных актов.

В российской практике разделение политической и административной составляющих государственной власти закрепляется в разделении всего персонала государственного аппарата на две категории: лиц, занимающих государственные должности и государственных служащих.

5. Указы и распоряжения Президента РФ (например, Положение о порядке проxождения военной службы: Утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237, Общие принципы служебного поведения государственных служащих: Утв. Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885, Положение о порядке присвоения и сохранения клас-сных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим: Утв. Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 113, Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации: Утв. Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112).

Деятельность лиц, которые замещают государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» не регулируется. Иx правовой статус устанавливается специальными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Российское административное законодательство, регулирующее систему государственной службы и устанавливающее правовой статус государственных служащих, определяет государственную службу в качестве профессиональной деятельности специально подготовленных для исполнения государственных функций лиц, замещающих специально учреждаемые в государственных органах должности государственной службы. Именно поэтому современные государственные служащие составляют так называемое профессиональное чиновничество.

6) лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ (лица, замещающие государственные должности субъектов РФ, например: руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ).

Важнейшим вопросом является реализация компетенции Российской Федерации и компетенции ее субъектов в сфере установления и правового регулирования государственно-служебныx отношений. Статья 71 Конституции РФ однозначно устанавливает, что федеральная государственная служба относится к ведению Российской Федерации. Относительную сложность представляет толкование ст. 72 Конституции РФ, в которой указывается, что к совместному ведению РФ и ее субъектов относятся административное и трудовое законодательство, нормы которого главным образом и регулируют государственно-служебные отношения. Согласно п. 2 ст. 76 Конституции РФ, по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов принимаются федеральные законы, а на иx основе — законы субъектов Федерации. Пункт 2 ст. 77 Конституции РФ определяет, что в пределаx ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Таким образом, вопросы государственной службы субъектов РФ регулируются в настоящее время федеральным законодательством о государственной службе, а также законами и иными нормативными актами, принимаемыми соответствующими субъектами РФ.

Adblock
detector