Участие Прокурора В Производстве В Судах Кассационной И Надзорной Инстанций По Уголовным Делам В 2023 Г В Рф

Лекция 7

К обычным судебно-контрольным стадиям уголовного судопроизводства относятся соответственно апелляционное и кассационное производства. Сущность производства в указанных стадиях заключается в проверке законности, обоснованности и справедливости вынесенного судом первой инстанции приговоров, определений, постановлений, не вступивших) в законную силу.

Вместе с тем необходимо отметить и новые условия рассмотрения не вступивших в законную силу судебных решений. Так, УПК определяет новые пределы прокурорского надзора в стадии апелляционного и кассационного судопроизводств (ст. 360 УПК РФ). Суд, рассматривающий уголовное дело в апелляционном или кассационном порядке, проверяет законность, обоснованность и справедливость судебного решения лишь в той части, в которой оно обжаловано, и в отношении тех осужденных, которых касается жалоба или представление. При рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке суд вправе смягчить осужденному наказание или применить уголовный закон о менее тяжком преступлении, но не вправе усилить наказание, а равно применить уголовный закон о более тяжком преступлении.

7.6. Для оспаривания судебного постановления в Верховном Суде Российской Федерации прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним специализированным прокурорам обращаться с проектом кассационного (надзорного) представления к Генеральному прокурору Российской Федерации или его заместителю. Военным прокурорам окружного звена проекты соответствующих представлений на судебные постановления направлять заместителю Генерального прокурора Российской Федерации — Главному военному прокурору.

участие в рассмотрении судами дел, возбужденных по искам, заявлениям, административным исковым заявлениям (далее — заявления) прокуроров, в том числе по заявлениям и представлениям о пересмотре судебных постановлений и актов (далее — судебные постановления) по вновь открывшимся или новым обстоятельствам;

Раздел 1

В соответствии с пунктом 53.2 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации под итоговым судебным решением следует понимать приговор, определение, постановление суда, которыми уголовное дело разрешено по существу, либо определение или постановление суда, вынесением которых завершено производство по уголовному делу в отношении конкретного лица. К числу таких судебных решений относятся, в частности, приговор, определение (постановление) о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, решение о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) в связи с назначением лицу судебного штрафа, определение (постановление) о применении либо об отказе в применении принудительных мер медицинского характера, определение (постановление) о прекращении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного воздействия.

Если же по поручению прокурора субъекта Российской Федерации и приравненного к нему прокурора специализированной прокуратуры обвинение в областном или приравненном к нему суде поддерживалось прокурором нижестоящей прокуратуры, то участие прокурора в рассмотрении этого дела судом должно быть отражено в указанных строках в отчете аппарата прокуратуры субъекта Российской Федерации и иной приравненной к ней прокуратуры.

Участие Прокурора В Производстве В Судах Кассационной И Надзорной Инстанций По Уголовным Делам В 2023 Г В Рф

Если вес наркотика – не квалифицирующий признак, то химическая экспертиза не нужна; для признания виновным в незаконном сбыте достаточно наличия совокупности иных доказательств, если в биологических объектах приобретателя нашлись следы наркотического средства.

Стороны могут подать жалобу через суд первой инстанции в течение десяти суток с момента провозглашения судебного решения, а в отдельных случаях – в этот же срок с момента вручения его копии. После ознакомления сторон с поступившими жалобами материалы дела передаются для дальнейшего разбирательства в апелляционный суд общей юрисдикции.

Особенностью первого этапа является то, что для всех участников процесса подача жалобы является исключительно правом, за исключением прокурора, для которого принесение представления – обязанность, установленная законом. Статья 401.4 УПК содержит ряд требований к содержанию жалобы (представления), поданных в кассационный суд. Таковыми являются: сведения о суде, куда подается жалоба или представление; о лице, которое подало жалобу, представление; сведения об обжалуемом приговоре или ином решении. К числу обязательных сведений также закон относит доводы, на основании которых приговор нижестоящего суда должен быть отменен или изменен, обязательно должен быть список документов и иных материалов, прилагаемых к жалобе. В случае несоответствия поданной жалобы (представления) требованиям УПК, жалоба подлежит возвращению лицу, подавшему ее, т.е. кассационный суд оставляет ее без рассмотрения. Срок ля возвращения такой жалобы – 10 дней.

Рекомендуем прочесть:  Закон об утилизации шин в россии 2023

Нельзя обойти вниманием и такой важный момент, как указания кассационного суда, содержание которых является предметом дискуссий и представляет научный интерес, как в теории уголовного процесса, так и в практике правоприменения. [6] Закон устанавливает, что те указания, которые были даны судом кассационной инстанции, являются обязательными в случаях, когда дело направлено на повторное рассмотрение в нижестоящий суд. Указанное положение закреплено в п. 6 ст. 401.16 УПК [8]. Законодатель подчеркивает важность этого положения, поскольку считает указания кассационных судов эффективным средством для ведения надзора о стороны вышестоящих судов за деятельностью нижестоящих судов, повышая роль вышестоящих инстанций как гарантов законности и справедливости. Благодаря тому, что законом установлены определенные пределы в части обязательности кассационных указаний, гарантии процессуальной самостоятельности судов первой инстанции значительно возрастают.

Важнейшим отличительным признаком надзорного порядка является то, что находясь похожим с кассационным порядком, представляет собой своеобразное производство по признаку подсудности надзорных жалоб и представлений единственному в государстве суду надзорной инстанции — Президиуму Верховного Суда РФ.

Теперь же возможности и порядок обжалования в соответствии с ч. 2 ст. 401.3 и ч. 3 ст. 412.1 УПК РФ фактически те же, но именуются только они по-иному: если приговор не обжалован в апелляционном порядке — кассационная жалоба подается в президиум этого же суда, далее возможно кассационное обжалование в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ и надзорное обжалование в Президиум ВС РФ — те же 3 возможности; если приговор был обжалован в апелляционном порядке (в Судебную коллегию ВС РФ), первые две возможности вновь отпадают, и остается лишь последняя.

Какие прокуроры будут участвовать в новых межрегиональных судах

Например, в компетенцию Первого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью входит рассмотрение дел по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, принятые судами 13 субъектов РФ (Белгородской области, Брянской области, Воронежской области, Калужской области, Курской области, Липецкой области, Московской области, Нижегородской области, Орловской области, Пензенской области, Республики Мордовия, Саратовской области, Тульской области), а также судебных актов апелляционных судов общей юрисдикции, принятых по жалобам и представлениям на судебные акты, вынесенные судами субъектов в качестве суда первой инстанции.

Исходить из того, что в случае направления уголовных дел в суды, расположенные в населенных пунктах, значительно удаленных от места дислокации транспортных и иных специализированных прокуратур, и невозможности явки в судебное заседание работников транспортной или иной специализированной прокуратуры поддержание обвинения в суде первой инстанции организуют соответствующие территориальные прокуроры.

Производство в суде кассационной и надзорной инстанции в уголовном процессе

Отмена может касаться не всех документов, а только тех, которые вынесли в кассации. У граждан нашего государство есть право обращаться в ЕСПЧ (Страсбургский суд), который может признавать факт нарушения прав, а также давать заключения об устранении несоблюдения прав человека.

Полянского, интересы правосудия обеспечиваются тем, что суды, рассматривающие дела в первой инстанции, знают, что каждый постановленный ими приговор, а также условия и порядок расследования и рассмотрения дела, по которому приговор постановлен, могут стать предметом оценки со стороны вышестоящей инстанции. Суд не связан доводами надзорных жалоб или представления при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора и вправе в полном объеме проверить все производство по уголовному делу. Суд надзорной инстанции вправе проверить уголовное дело в отношении всех осужденных, даже если по делу осуждено несколько лиц, а надзорные жалоба или представление принесены только одним из них или в отношении некоторых из них.

Среди прочего сделан упор на электронный документооборот с помощью недавно созданной единой защищенной сети передачи данных прокуратуры РФ (ЕЗСПД). Так, в случае принесения апелляционного или кассационного представления прокурорам субъектов РФ следует направлять электронные копию и наблюдательное производство по делу в соответствующий территориальный отдел ГП с помощью этой сети в пятидневный срок. Участвующим в гражданском и административном судопроизводстве прокурорам указано пользоваться официальными сайтами и иными электронными системами судов для своевременного получения информации о движении дела.

Рекомендуем прочесть:  Окоф Песочница 2023 Год

Генеральная прокуратура РФ подготовила проект приказа Игоря Краснова, которым регламентируется участие прокуроров в рассмотрении судами гражданских и административных дел. Действующая редакция документа была утверждена в 2023 году, когда надзорное ведомство возглавлял Юрий Чайка.

Согласно положениям Закона о прокуратуре прокурор полномочен: • участвовать в рассмотрении уголовных дел судами; • выступать в качестве государственного обвинителя в суде; • предъявлять и поддерживать гражданский иск в защиту материальных интересов физических или юридических лиц в уголовном судопроизводстве; • внести представление в вышестоящий суд на не вступившее или вступившее в законную силу определение, постановление, приговор суда; • Генеральный прокурор РФ участвует в заседаниях Верховного суда РФ; • Генеральный прокурор РФ имеет право обратиться с представлением в Пленум Верховного суда РФ о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по уголовным делам.

Правовую основу участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел составляют: Конституция РФ, Закон о прокуратуре РФ, УПК РФ, приказ Генерального прокурора РФ «Об организации работы прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства»; приказ Генерального прокурора РФ «О поддержании государственного обвинения»; приказ Генерального прокурора РФ «Об участии прокуроров в надзорной стадии уголовного судопроизводства» и др.

1.17. В строках 31-33 отражаются решения, вынесенные судом при рассмотрении уголовных дел в порядке, предусмотренном статьей 316 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, указанных соответственно в главах 31.1, 40 и 40.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Если по уголовному делу судом вынесено в отчетном периоде несколько из указанных итоговых либо промежуточных решений, каждое решение должно быть показано в соответствующей строке. Данные об участии прокуроров в рассмотрении уголовных дел отражаются в отчете по факту вынесения судебного решения вне зависимости от результатов последующего пересмотра этого решения судом апелляционной и других инстанций.

ОСОБЕННОСТИ КАССАЦИОННОГО И НАДЗОРНОГО ПРОИЗВОДСТВА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

Принесенные трансформации повлекли надобность указать в законе отдельно нормы кассационного и отдельно нормы надзорного пересмотра, но фактически они очень схожи, так что новые главы 47.1 и 48.1 УПК РФ во многом дублируют друг друга. Но разница в терминологии кассационного и надзорного производства полагает, что глубинное некоторое различие есть.

Следовательно, передел перемен поверг к тому, что теперь некоторые судебные решения вообще не могут быть пересмотрены в «новом» кассационном порядке, причем открыто в кодексе, об этом не указано. Разница стала не количественной, а качественной. Ведь ответа на поставленный вопрос: «А зачем нам нужны эти изменения?» — так и не нашло своего отражения, на мой взгляд, поискам глубокого смысла выработанных изменений будет посвящено множество диссертационных исследований.

В соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства прокурор вправе ходатайствовать о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения путем принесения надзорного представления, поводом для которого могут явиться жалобы и заявления граждан, поступившие в органы прокуратуры.
Полномочия прокурора по рассмотрению жалоб, в том числе и на вступившие в законную силу судебные решения по уголовным делам, основаны на положениях Конституции, согласно которым право на обращение является одним из основных прав и свобод граждан и важным конституционным средством их защиты.
В соответствии с приказом Генерального прокурора № 185 от 20.11.2007 “Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства” прокуроры должны рассматривать не только жалобы лиц, имеющих процессуальное право обжалования решения суда в соответствии со ст. 402 УПК, но также и других граждан, заинтересованных в исходе уголовного дела.
Подобный подход обусловлен необходимостью оказания более эффективного влияния на формирование уголовно-процессуальной политики, единой практики правоприменения, а также тем, что обращения граждан в прокуратуру могут содержать информацию о нарушении субъективных прав обратившегося или прав других конкретных лиц.
Надзорное представление прокурора, составленное в соответствии с требованиями ст. 375 УПК, направляется непосредственно в суд надзорной инстанции, правомочный в соответствии со ст. 403 УПК пересматривать обжалуемое судебное решение. К надзорным жалобе и представлению прилагаются:
1) копии приговора и иного судебного решения, которые обжалуются;
2) копии приговора или определения суда апелляционной инстанции, определения суда кассационной инстанции, постановления суда надзорной инстанции, если они выносились по данному уголовному делу;
3) в необходимых случаях копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в надзорных жалобе и представлении. Генеральный прокурор РФ требует обеспечить законность и обоснованность надзорных представлений прокуроров о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда. Необоснованное решение судьи об отказе в удовлетворении надзорного представления следует обжаловать председателю соответствующего суда либо его заместителю.
При проверке жалобы помимо судебных решений прокурор может использовать имеющиеся в распоряжении прокуратуры копии иных процессуальных документов, а при необходимости знакомиться с материалами дела в суде. По результатам проверки он может выносить постановление об отказе в принесении представления в порядке надзора либо готовить проект представления. О принятом решении прокурор должен уведомить заявителя.
В связи с тем что внесение повторных жалоб в суд надзорной инстанции, ранее оставивший их без удовлетворения, не допускается, то после принятия решения прокурором, правомочным приносить надзорное представление и прекращать дальнейшее производство по жалобе, если отсутствуют основания, ему следует обращаться с проектом надзорного представления к вышестоящему прокурору.
Прокурорам до рассмотрения дела судом надзорной инстанции следует тщательно готовиться к судебному заседанию, знакомиться с материалами уголовного дела в суде, истребовавшем его, по результатам ознакомления составлять заключение, изучать законодательство, необходимое для правового обоснования своей позиции.
В соответствии с законом (ст. 407 УПК) участие прокурора в заседании суда надзорной инстанции является обязательным как при рассмотрении надзорного представления, так и при рассмотрении надзорной жалобы.
В заседании президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда следует принимать участие руководителям прокуратур субъектов РФ и приравненным к ним прокурорам. В заседании Судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии Верховного Суда РФ должны участвовать соответственно прокуроры управлений по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами Генеральной прокуратуры РФ и Главной военной прокуратуры. В заседании Президиума Верховного Суда РФ принимает участие Генеральный прокурор РФ и его заместители.
В случае необоснованного отклонения надзорного представления судом надзорной инстанции либо несогласия с принятым судебным решением по жалобе стороны защиты прокурор должен ставить в пределах установленной компетенции (с приложением всех необходимых материалов) вопрос перед вышестоящим прокурором о внесении соответствующего надзорного представления в вышестоящий суд.
Руководители прокуратуры при оценке качества и эффективности участия прокурора в рассмотрении дела судом должны исходить из его реального вклада в принятие судом законного, обоснованного и справедливого решения, учитывать проявленную активность, профессиональное мастерство и объективность занятой позиции. Следует стремиться к тому, чтобы оценка деятельности прокурора способствовала развитию его творческой инициативы, служила стимулом к надлежащему выполнению им служебного и нравственного долга.

Рекомендуем прочесть:  Нормативы на коммунальные услуги на 2023 год для населения

Генеральная прокуратураРоссийской Федерации

4. Государственному обвинителю в случае расхождения его позиции с позицией, выраженной в обвинительном заключении или обвинительном акте, незамедлительно докладывать об этом прокурору, поручившему поддерживать государственное обвинение, который должен принять исчерпывающие меры к обеспечению законности и обоснованности государственного обвинения. В случае согласия с позицией государственного обвинителя уведомлять об этом прокурора, утвердившего обвинительное заключение либо обвинительный акт. В случае принципиального несогласия с позицией государственного обвинителя в соответствии со ст. 246 УПК РФ своевременно решать вопрос о замене государственного обвинителя либо самому поддерживать государственное обвинение.

17. Руководителям прокуратур при оценке качества и эффективности участия прокурора в рассмотрении дела судом исходить из его реального вклада в принятие судом законного, обоснованного и справедливого решения, учитывать проявленные активность, профессионализм, принципиальность и объективность занятой позиции.

В настоящее время порядок подачи кассационной жалобы зависит от категории оспариваемого решения. Жалобы на приговоры и иные итоговые судебные акты, вынесенные или вступившие в законную силу с 1 октября 2023 года, рассматриваются в порядке сплошной кассации. Это значит, что любая кассационная жалоба будет разбираться непосредственно в кассационном суде в городе Кемерово без так называемого предварительного отбора. Граждане могут подать кассационную жалобу только через суд первой инстанции.

С 1 октября 2023 года в России начали работу кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции. Нововведения коснулись не только судейского корпуса и представителей гражданского общества, но и органов прокуратуры, на которые возложена функция поддержания государственного обвинения по уголовным делам. О деталях судебной реформы мы побеседуем с первым заместителем прокурора Республики Бурятия А.В. Шевченко

Adblock
detector