Закон об утилизации шин в россии 2023

С 2023 года в России запретили использовать автомобильные покрышки на газонах для создания различных скульптур и ограждений, также теперь нельзя делать из старых шин укрепления для берега, ограждения для клумб и автомобильных стоянок, парковок, создания их них спортивных тренажеров и детских аттракционов на детских площадках. Штраф за нарушения закона составляет до 250 тыс. руб.

В 2023 году в России вышел закон о запрете сажать цветы в шинах от колес, делать цветочники в резиновых колесах. Запрет на использование автошин на приусадебном и земельном участке действует для всех без исключения граждан РФ, для физических и юридических лиц.

Уже ни один год Министерство экологии заявляла об огромном вреде природе, которые причиняют автомобильные шины. Однако только с 2023 года был принят закон на запрет использования автомобильных покрышек. Часть 1 статьи 8.2 КоАП запрещает использование старых резиновых покрышек для украшений и оборудования дворов, садов, улиц и т.д., и вводит административное наказание для физических и юридических лиц — штраф. А именно:

  1. Собственники земельных участков, которые из покрышек сделали клумбы и не только будут выплачивать штраф до 2000 рублей.
  2. В случае повторного нарушение, а также если не устранено предыдущее — штраф 3000 рублей
  3. Юридические лица платят больше всех, их штрафуют на 100 000 — 250 000 рублей.

Закон об утилизации шин в россии 2023

В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон N 7-ФЗ) запрещается размещение отходов I-IV классов опасности на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

В соответствии со статьей 1 Закон N 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом.

Также Минприроды России начало работу с бизнес-ассоциациями для формирования объективных представлений о текущей ситуации в Российской Федерации, выделения проблемных вопросов, наиболее актуальных направлений развития отрасли обращения с отходами и формирования рынка вторичного сырья в Российской Федерации (в том числе по направлению шины и резинотехнические изделия).

ФККО включает в себя, в том числе: «шины пневматические автомобильные отработанные» (код 9 21 110 01 50 4), «шины резиновые сплошные или полупневматические отработанные с металлическим кордом» (код 9 21 112 11 52 4), «камеры пневматических шин автомобильных отработанные» (код 9 21 120 01 50 4), «покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные» (код 9 21 130 02 50 4), «покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные» (код 9 21 130 01 50 4).

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления (далее — Закон N 89-ФЗ).

Закон об утилизации шин в россии 2023

В целях информационного обеспечения деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности, согласно пункту 1 статьи 14.3 Федерального закона № 89-ФЗ, создается федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (далее – ФГИС ОПВК), которая содержит информацию об отходах I и II классов опасности, необходимую для корректировки федеральную схему обращения с отходами I и II классов опасности, и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию.

Пунктом 10 Положения о ФГИС ОПВК установлено, что поставщиками информации являются:
а) индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами – в части информации, предусмотренной подпунктами «а» — «г», «з», «л», «м» пункта 8 Положения о ФГИС ОПВК;
б) оператор системы, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности – в части информации, предусмотренной подпунктами «д» — «м» пункта 8 Положения о ФГИС ОПВК.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 14.11.2023 № 2684-р федеральное государственное унитарное предприятие «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО» (далее – ФГУП «РосРАО»), являющееся предприятием Госкорпорации «Росатом», определено федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности на территории Российской Федерации (далее – федеральный оператор).

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования информирует о том, что с 1 марта 2023 года в соответствии с пунктом 4 статьи 14.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, федеральный оператор, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 14.1 Федерального закона № 89-ФЗ с 1 марта 2023 года федеральный оператор осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности на основании договоров оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности и в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.

Можно ли размещать шины во; дворах; МКД и; кто отвечает за; их вывоз

Согласно ГОСТ 12.1.007-76 «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности» и ФККО, утверждённому приказом Росприроднадзора от 22.05.2023 № 242, автомобильные шины отнесены к отходам III – IV класса опасности, которые повреждают экосистему и не могут быть размещены на придомовых территориях.

Летом жители домов и управляющие организации активно благоустраивают дворы. Использование для организации клумб и площадок автомобильных шин – весьма распространённое явление. Рассказываем, можно ли размещать такие объекты на придомовой территории и как должны утилизироваться старые шины.

Остаётся вопрос о том, кто должен доставлять шины на утилизацию, то есть нести финансовые затраты на доставку отходов к месту утилизации. Озадачиться этим должен автовладелец: ему следует узнать, куда можно сдать старые покрышки. Обычно приёмом отработавших свой век покрышек занимаются компании, специализирующиеся на шиномонтаже или работающие с вторсырьём.

Найти того, кто оставил использованные шины на контейнерной площадке многоквартирного дома, все-таки сложно. И управляющей организации придётся самостоятельно решить проблему, заключив договоры на вывоз автопокрышек с придомовой территории. Если контейнеры расположены на муниципальной земле, то соответствующий договор заключает орган местного самоуправления.

Автомобильные шины вредны для экологии, и поэтому их не стоит размещать на территории многоквартирного дома в качестве клумб, ограждений и спортивных объектов. Нельзя их складировать на контейнерных площадках, потому что регоператор в рамках договора по обращению с ТКО вывозить их не будет. Это запрещено из-за IV класса опасности автопокрышек как отходов.

Чиновники подчеркивают, что утилизацией нельзя считать предварительную обработку отходов, их сжигание, обеззараживание и обезвреживание, поэтому, когда идет расчет экологического сбора в 2023 году, подобная переработка не учитывается. В Письмах Росприроднадзора звучит мысль, что экономические агенты обязаны работать исключительно с отходами, возникшими от использования выпущенных на рынок изделий, а не в процессе всей производственной деятельности.

В РФ существует перечень товаров и упаковки, подлежащих переработке после утраты ими потребительских свойств. Этот список утвержден Распоряжением Правительства РФ №3721-р от 31.12.2023 и включает 40 групп товаров и 10 групп упаковки, начиная с текстильных изделий и заканчивая деревянной, стеклянной и пробковой тарой. Поставщиков (производителей и импортеров) такой продукции обязали утилизировать отходы после ее использования. Для этого утверждают нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2023 год (см. Распоряжение Правительства РФ №3722-р от 31.12.2023 ), которые рассчитываются в процентах от выпущенного для продажи объема товаров.

Эту формулу применяют поставщики продукции, которые полностью отказались самостоятельно перерабатывать отходы. Если компания работает над этим, но, допустим, частично выполнила норматив утилизации для экологического сбора в 2023 году, то расчет производят по другой формуле:

Закон об утилизации шин в россии 2023

Пока формулировки законопроекта позволяют трактовать его именно так, подтвердила «Известиям» исполнительный директор ассоциации «Промышленность за экологию» Любовь Меланевская. Минприроды считает, что экосбор в двойном объеме должны уплачивать производители товара, которые не выполнили норматив полностью, указала она. Причем под изготовителем ведомство понимает юридическое лицо, которое изготавливает продукцию и товары в упаковке, отметила эксперт. Получается, что бизнес должен будет платить экосбор по двойному тарифу и за неисполнение норматива по упаковке, заключила Любовь Меланевская. Эксперт сказала, что в отрасли ждут уточнений от министерства насчет текста документа.

Рекомендуем прочесть:  Списки на 2023 год по молодой семье

В аппарате вице-премьера Виктории Абрамченко «Известиям» сказали, что концепция РОП направлена на снижение образования отходов, их переработку и реализацию справедливого принципа — 100-процентную утилизацию поступившей в оборот упаковки. Эту ответственность нельзя перекладывать на потребителя, уверены в правительстве.

Эту позицию поддержали и представители других отраслей. Как писали «Известия», Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) в начале февраля в письме к главе правительства Михаилу Мишустину указал, что такие жесткие подходы в мире не практикуют. Тогда норматив для упаковки в 100% и двойной экосбор фигурировали лишь в правительственной Концепции по развитию расширенной ответственности производителей (РОП). Она стала основой для законопроекта. Компании подчеркивали: собрать и переработать всю упаковку на практике пока невозможно — в РФ не развита инфраструктура по раздельному сбору мусора. Плюс к этому тара естественным образом выбывает из жизненного цикла продукции. Например, бумага размокает и не подлежит переработке.

Компании подсчитали свои потери. Например, экологический сбор по действующей ставке составляет около 1,4% от себестоимости 1 л молока и 3,5% — при повышенной с 2023 года, указано в письме. Поэтому РСПП предложил правительству снизить норму по переработке упаковки до 35% в 2023 году и постепенно ее повышать.

С 2023 года производители товаров должны будут полностью перерабатывать упаковку. Норматив утилизации подскочит в среднем с 30% (в зависимости от отрасли показатель колеблется) до 100%. Такие поправки в закон «Об отходах производства и потребления» подготовило Минприроды. «Известия» ознакомились с документом. Те компании, которые не выполнят норму полностью, уплатят экосбор, причем в двойном размере, предусмотрено в законопроекте. Например, если предприятие переработало половину упаковки от норматива, за оставшуюся часть придется перечислять в казну по двойному экотарифу.

Минприроды предлагает сделать РЭО оператором Фонда расширенной ответственности производителей

«Важно исключить лазейки в законодательстве, которые нечистые на руку предприниматели смогут использовать для ухода от ответственности. Нам нужно понимать, что отходы в итоге утилизированы. А для этого важно предусмотреть механизм верификации тех, кто ведет эту работу», – передал «Ведомостям» через пресс-службу министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов. Поэтому будут созданы специальные реестры, которые помогут отслеживать движение отходов, уточнил он.

В РЭО надеются, что Фонд РОП будет сформирован и начнет работать в 2023 г. За счет средств фонда будут финансироваться расходы на сбор, транспортировку, утилизацию там, где эти расходы не были оплачены производителями товаров, говорит представитель РЭО, также нужны инвестиции в создание объектов обращения с отходами.

Изменения в закон нужны для того, чтобы заработала концепция совершенствования института РОП и импортеров товаров и упаковки, отмечают в Минприроды. Согласно утвержденной в конце 2023 г. концепции РОП, у производителей будет три опции по утилизации мусора: уплата экологического сбора государству за переработку упаковки, заключение договора с подрядчиком на утилизацию мусора или самостоятельная утилизация мусора.

Механизм РОП действует уже несколько лет, но, так как у него нет четкой системы администрирования, отсутствуют электронный учет и мониторинг, через него не собирается и десятой доли от ожидаемого объема, говорит директор по устойчивому развитию «Ситиматик» Светлана Бик. По ее словам, новые законодательные изменения закроют бреши регулирования и администрирования этого сбора, поэтому за 3–5 лет можно выйти на плановые показатели. По оценке Бик, при введении новых правил в Фонде РОП может быть аккумулировано порядка 20 млрд руб. в год.

Если бы те, кто уклоняется от уплаты средств в Фонд РОП, добросовестно платили экосбор, уже сейчас в бюджет поступало бы кратно больше средств, чем полученные в 2023 г. 3,7 млрд руб., считает представитель РЭО. Он рассчитывает на рост поступлений в разы уже в первый год работы Фонда РОП и сохранение динамики в последующие годы.

Мантуров не ждет индексации утильсбора на новые автомобили с ДВС в 2023 году

Москва. 29 декабря. INTERFAX.RU — Глава Минпромторга Денис Мантуров считает, что вероятность индексации утилизационного сбора на новые легковые и грузовые автомобили с двигателем внутреннего сгорания в 2023 году будет невелика. Он сказал об этом журналистам.

Вместе с планами повысить утильсбор на легковые машины Минпромторг в начале года также анонсировал повышение сбора на спецтехнику, по некоторым видам — в несколько раз. Это критиковали представители бизнеса в отзывах к соответствующему проекту постановления на сайте regulation.gov.ru. Они отмечали, что такой шаг увеличит финансовую нагрузку на компании и приведет к дефициту техники, не имеющей локально производимых аналогов. Повышения сбора на спецтехнику в 2023 году также не состоялось.

Планы существенно проиндексировать утильсбор на автомобили и спецтехнику министерство анонсировало в начале этого года. Предполагалось, в частности, что базовая ставка сбора на новые легковые машины может вырасти на 25% (с 20 тысяч рублей до 25 тысяч рублей).

В ноябре министерство анонсировало планы кратно повысить утильсбор на электромобили, продажи которых в РФ пока не превышают 2 тысяч штук в год. Опубликованный Минпромторгом проект постановления предполагал, что повышающие коэффициенты для расчета утильсбора на ввозимые в Россию новые легковые электромобили могут быть проиндексированы с начала 2023 года почти в девять раз (с 1,63 до 14,4), на подержанные электромобили старше трех лет — почти в 4 раза (с 6,1 до 24,1). Официальных решений на этот счет пока не принято.

Повышение утильсбора на электромобили критиковала Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), по мнению которой оно в совокупности с объявленной отменой нулевой импортной пошлины на электромобили существенно ухудшит развитие этого сегмента на российском рынке.

Акт утилизации шин

В организациях, эксплуатирующих автомобили, часто остаются не годные к использованию шины. Просто так выбросить их нельзя, необходимо их утилизировать. Принятие такого решения осуществляет специальная комиссия, также в ее обязанности входит составление акта утилизации шин. Рассмотрим, какую информацию он должен содержать.

  • Временных нормах эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств, утвержденных Минтрансом РФ 04.04.2002 г. (№ РД 3112199-1085-02).
  • Правилах эксплуатации автомобильных шин, утвержденных Распоряжением Минтранса РФ от 21.01.2004 г. №АК-9-р (№ АЭ 001-04).

Автомобильные шины нельзя просто так выбросить в мусор. Они относятся к IV классу опасности. А это значит, что их нужно обязательно подвергать утилизации. Организации заключают договор с компаниями, занимающимися переработкой шин, и передают им материалы. После проведения процедуры организации подписывают акт оказания услуг или акт выполненных работ. На его основании комиссия в соответствующей части акта утилизации делает об этом отметку.

Организация, эксплуатирующая транспортные средства, должна вести карточки учета работы автомобильных шин, где нужно указывать все данные о них: модель, дату введения в эксплуатацию и др. На их основании в бухгалтерских документах отображается движение шин в компании.

Документ не имеет утвержденной законодательством формы, поэтому организация может разработать собственную. Главное, чтобы она включала в себя все необходимые реквизиты. Таковые прописаны в ст. 9 ФЗ от 6 декабря 2011 года №402. Это название документа, дата его создания, наименование компании, суть факта хозжизни компании, должности и подписи лиц, оформивших документ, и т.д. Эту форму нужно закрепить в учетной политике компании.

Закон об утилизации шин в России в 2023 году

Главное требование к нанесению кода маркировки на шины и автопокрышки — невозможность его отделения от поверхности без повреждения. Выбор места строго нигде не регламентирован, но популярным остается нанесение на протектор или боковину. Обратите внимание, что нельзя производить печать кодов на оберточной пленке и использовать скотч, — это препятствует сканированию товаров. Наносить метки на шины и автопокрышки рекомендуется в теплых помещениях, так как плюсовая температура увеличивает сцепление клея с материалом. Заранее выберите принтер для печати кодов Datamatrix и найдите отапливаемое помещение, в противном случае, если маркированный элемент будет утерян, придется запрашивать новый код и выполнять перемаркировку товара. Допускается способ нанесения средств идентификации гравировкой и в виде RFID-метка.

На проверку отчетов у Росприроднадзора есть три месяца. Помимо этого, выполнение нормативов и уплату сумм на защиту экологии инспекторы контролируют во время плановых и внеочередных проверок. За нарушение требований закона о защите окружающей среды от воздействия отходов предусмотрено несколько видов ответственности, в том числе уголовная.

Эту формулу применяют поставщики продукции, которые полностью отказались самостоятельно перерабатывать отходы. Если компания работает над этим, но, допустим, частично выполнила норматив утилизации для экологического сбора в 2023 году, то расчет производят по другой формуле:

  • С — ставка экологического сбора в рублях за тонну (ставки экологического сбора по группам товаров ТН ВЭД утверждает Правительство (см. Постановление от 09.04.2023 №284);
  • М — масса выпущенного на рынок товара (упаковки) в кг;
  • Н — норматив утилизации.

    Честные производители выйдут на достойный уровень дохода, получая законную прибыль от реализации качественного товара; С оборота уйдет продукция неизвестного происхождения и сомнительного качества; Покупатель сможет получить достоверную информацию об изготовителе, дате выпуска и материалах; Государство получает четкую статистику о товарообороте для контроля налоговых отчислений.

Необходимость введения ответственности за весь выпущенный объем упаковки подчеркнул и заместитель генерального директора Ассоциации «Лига переработчиков макулатуры» Денис Кондратьев. По его словам, в Европе с 2023 года также планируется ввести 100% норматив.

«Не нужно путать ответственность и выполнение. Ответственность – это когда запустил 100 бутылок, то надо отвечать за 100 бутылок. Если вы заплатили, то вы добросовестный, если вы взяли на себя ответственность выполнить и обратились к утилизатору, оформили с ним акт на эти 100 бутылок, потом отчитались в Росприроднадзор и ППК, вы тоже теперь ответственный. И никакие 200% вам не грозят. Я просто не очень понимаю. Когда целый год утверждалась концепция, по-моему, все про это говорили, почему сейчас эти вопросы звучат, мне лично, как сотруднику этой рабочей группы, непонятно», — добавил он.

Рекомендуем прочесть:  Как открыть категорию а в 2023 году

«Еще в 2023 году обсуждалось с бизнесом, что в 2023 году самостоятельно компании должны создать мощности по утилизации. Сегодня 2023 год – все еще мощностей по утилизации нет. Когда мы обсуждали с вами поэтапный ввод норматива, вы просили растянуть его на 10 лет. При этом обещали, что начнете создавать мощности. Но показать выполнение этого условия вы не смогли. Мы не придумали новый норматив, мы только решили принять его после того, как увидели, что ничего не создается. Значит, будем создавать сами», — заявил генеральный директор ППК «Российский экологический оператор» Денис Буцаев.

«Обсуждение законопроекта шло достаточно долго, состоялось больше 20 встреч, посвященных теме расширенной ответственности производителей. Расширенная ответственность производителей введена в России в 2023 году. Но за пять лет реализация РОП не привела к стимулированию развития системы обращения с отходами. Сейчас в соответствии с поручением президента идет реформирование института РОП. В декабре прошлого года была утверждена концепция РОП, в обсуждении которой бизнес также принимал активное участие. Сейчас подготовлен законопроект, который станет механизмом для ее реализации.

«РОП в Европе работает с 1991 года. В Европе средний показатель по утилизации больше 60%, а у нас в среднем он не дотягивает до 7%. Беларусь по пути РОП пошла всего несколько лет назад, и там показатель больше 20%. Мы готовы поддерживать создание перерабатывающих производств и вышли с инициативой создать инструментарий долгосрочного инвестиционного цикла, создать отдельную статью государственного бюджета, если мы создаем проекты длительной переработки, создаем производства, где сроки возврата инвестиций 10 и более лет, для них нужен отдельный пункт поддержки», — отметил Денис Буцаев.

Также бизнес не согласен включать товар в информационную систему. Согласно законопроекту, с 2024 года будет запрещена реализация продукции в магазинах, если информация об упаковке или товаре не внесена в информационную систему. Как пояснили представители ППК РЭО, система создается для организации эффективного администрирования отходов. Производителю необходимо только внести в систему данные об упаковке и ее составе, для того чтобы государство могло просчитать, сколько вторсырья может быть выбрано из появившегося мусора и вовлечь его в оборот.

Ключевым показателем является отношение объема водных биологических ресурсов для внутренних вод Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, установленного за отчетный год к изъятию из среды обитания, к сумме фактического объема изъятых водных биологических ресурсов при осуществлении рыболовства и объема водных биологических ресурсов, которым нанесен ущерб, причиненный в результате нарушения обязательных требований при осуществлении рыболовства, хозяйственной и иной деятельности за отчетный год. Приведена формула расчета ключевого показателя и его целевое значение.

Предусмотрено, что взаимодействие федеральных органов государственного земельного надзора и их территориальных органов с органами муниципального земельного контроля может осуществляться в электронной форме в автоматическом или автоматизированном режиме, в том числе посредством доступа к информационным системам указанных контрольных органов, на основании заключенных соглашений. Аналогичное постановление Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. N 1515 и изменяющий его акт признаны утратившими силу.

Постановление Правительства РФ от 24.11.2023 N 2023 «Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный земельный контроль (надзор), с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Установлено, в частности, что Росгидромет, в числе прочего, осуществляет федеральный государственный лицензионный контроль (надзор) за деятельностью в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства). Данное положение вступает в силу с 1 марта 2023 года.

В целях реализации Федерального закона от 11.06.2023 N 176-ФЗ утверждены: Правила осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации; Правила проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица; Правила внесения изменений в сведения об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц и предусмотренные пунктами 7 и 8 части 1 статьи 21 Федерального закона «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»; Правила рассмотрения заявления аккредитованного лица о прекращении действия аккредитации и принятия национальным органом по аккредитации решения о прекращении действия аккредитации. Скорректированы Правила формирования и ведения реестра аккредитованных лиц, реестра экспертов по аккредитации, реестра технических экспертов, реестра экспертных организаций и предоставления сведений из указанных реестров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 01.07.2014 N 604. Постановление вступает в силу с 1 марта 2023 года, за исключением положений, для которых установлен иной срок их вступления в силу. Признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 05.06.2014 N 519.

1. Российский экологический оператор осуществляет деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации и своим уставом.

4. Федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами включает в себя информацию, содержащуюся в территориальных схемах обращения с отходами и относящуюся к обращению с твердыми коммунальными отходами, и иную информацию, определенную Правительством Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи. Электронная модель федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами является частью федеральной государственной информационной системы учета твердых коммунальных отходов. Федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами разрабатывается российским экологическим оператором.

9. Расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

1. В целях информационного обеспечения деятельности по обращению с отходами, в том числе планирования и контроля в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в Российской Федерации создается федеральная государственная информационная система учета твердых коммунальных отходов, содержащая информацию об обращении с твердыми коммунальными отходами. Федеральная государственная информационная система учета твердых коммунальных отходов создается и развивается российским экологическим оператором.

3. Российский экологический оператор на основании соответствующих договоров вправе обеспечивать выполнение производителями товаров, импортерами товаров нормативов утилизации, а также представлять от своего имени отчетность о выполнении нормативов утилизации.

Сбор и переработка шин: производители против новых изменений в законодательстве

Некоммерческая ассоциация «ЭкоШинСоюз» была основана в 2023 году для создания эффективной системы обращения с шинными отходами в рамках РОП — расширенной ответственности производителя. Сейчас в ассоциацию входят шесть компаний — мировых лидеров по производству шин: Nokian Tyres, Bridgestone, Michelin, Hankook, Continental и Yokohama.

Генеральный директор Continental Kaluga и председатель правления «ЭкоШинСоюза» Георгий Ротов так прокомментировал этот вопрос: «По моему мнению, эту реформу хотят провести по двум причинам: во-первых, Минприроды и другие контролирующие ведомства не смогли организовать должного контроля за запретом захоронения покрышек, который ввели в 2023 году. Во-вторых, реформа обращения с ТКО в России со стороны населения была воспринята неоднозначно. Люди не понимают, за что они платят, видят недостаточную организацию в области обращения с коммунальными отходами, начинают меньше доверять системе в силу медленного развития всей этой мусорной реформы. Поэтому власти сейчас хотят пойти по легкому пути и уменьшить социальное напряжение за счет бизнеса: ввести на производителей дополнительный налог и использовать эти средства для компенсации расходов на утилизацию ТКО».

Ведущие производители и импортеры шин, входящие в ассоциацию «ЭкоШинСоюз», выступили против нововведений в закон «Об отходах производства и потребления», предлагаемых Министерством природных ресурсов и экологии РФ. Компаниям хотят запретить самостоятельную утилизацию отходов, несмотря на всю созданную ими инфраструктуру по переработке, и обязать платить налог в государственный бюджет.

Текущее законодательство тем не менее позволило добиться впечатляющих результатов «ЭкоШинСоюзу» менее чем за 3 года. Существующее положение вещей позволяет бизнесу направлять средства на реальную утилизацию, контролируя расходование средств таким образом, чтобы деньги шли на ежегодное увеличение объемов сбора и утилизации отходов. При этом нагрузка на потребителей — минимальна.

Также Союз активно участвует в общественных инициативах, помогает волонтерским и региональным движениям организовывать специальные акции для борьбы с несанкционированными свалками. Благодаря таким мероприятиям уже удалось собрать 8400 тонн шин и очистить 28 гектаров земли от мусора.

Отдельно производители отметили, что на данный момент в законодательстве полно белых пятен, касающихся утилизации шин. В частности, нет никакой законной ответственности у шиномонтажей. Союз ведет мотивировочную работу с такими организациями, но приходится работать исключительно убеждениями и апеллировать к социальным аспектам.

По словам участников организации, вопросом утилизации отработавших покрышек занимались и в СССР, а вот после 1991 года отрасль, в общем-то, умерла. «ЭкоШинСоюз» только с 2023 года фактически возрождает утилизационную деятельность, а потому работы еще очень много.

Представители компаний раскритиковали подход государства к утилизации шин. По их словам, есть опыт других стран, где переработка также диктуется правительством. Однако до момента создания системы иностранным бизнесом российские власти проблемой утилизации шин интересовались только в рамках законопроектов. А как только профильная иностранная НКО развернула активную деятельность, начались проблемы.

Производители покрышек отметили, что союз постоянно стимулирует развитие переработчиков как в аспектах сбора и наращивания мощностей, так и в аспекте совершенствования инфраструктуры. С каждым переработчиком фиксируются четырехлетние планы развития. На данный момент в результате деятельности «ЭкоШинСоюза» установлено более 350 специальных контейнеров для сбора шин на утилизацию, вовлечено более 950 шиномонтажных центров и запущены пилотные программы по взаимодействию с розничными шинными сетями, а также ликвидировано немалое количество несанкционированных свалок.

Рекомендуем прочесть:  Госпошлина За Обжалование Решения Пфр В Судебном Порядке Славянск-На Кубани

Непосредственным поводом для экстренного собрания представителей «ЭкоШинСоюза» стали не только планы по созданию государственного регулятора процессов утилизации, но и опубликованные инициативы Минприроды. Производители и импортеры шин, входящие в ассоциацию «ЭкоШинСоюз», выступили против предлагаемых концепцией ведомства изменений в сфере обращения с отходами, в части изношенными шинами, а именно: против введения моратория на самостоятельную реализацию расширенной ответственности производителя, против одномоментного увеличения норматива по утилизации до 100% от объема произведенных и импортируемых шин и против введения экосбора.

Предприятия, осуществляющие централизованный сбор, переработку и (или) утилизацию отработавших автомобильных шин, резинотехнических изделий и отходов резинотехнического производства, должны иметь государственную лицензию на этот вид деятельности и положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Штрафы установлены ст. 8.2 КоАП РФ: на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст. 47 Модельного закона об отходах производства и потребления предприятия, учреждения, организации, граждане, лица без гражданства, иностранные физические и юридические лица, независимо от их ведомственной подчиненности, видов и форм собственности, находящиеся на территории государства и использующие в производственных и личных целях автомобильные шины и резинотехнические изделия, обязаны сдавать их на переработку на лицензированные предприятия, занимающиеся централизованным сбором и (или) утилизацией отработавших автомобильных шин, резинотехнических изделий и отходов резинотехнического производства.


Согласно ст. 1, Федерального закона N 89-ФЗ оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. Автомобильные покрышки относятся к 4 классу опасности. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Самостоятельно утилизировать отходы IV класса опасности запрещено на территории РФ. Их необходимо отдавать в специальные пункты приема для переработки. Закапывание старых покрышек в землю на собственном садовом участке является неправильным способом утилизации.

Чиновники из Министерства природы и экологии РФ считают, что автомобильная резина, которая была уже использована очень длительное время, недопустима даже в декоративных целях. Удивительно, что многие об этом знают, но в России автошины применяют для украшения клумб во дворах и садах, огородов и дачных участков, а также строят из них спортивные снаряды. Также есть опасность, что дети могут удариться о колесо и пораниться.

  1. Собственники земельных участков, которые из покрышек сделали клумбы и не только будут выплачивать штраф до 2000 рублей.
  2. В случае повторного нарушение, а также если не устранено предыдущее — штраф 3000 рублей
  3. Юридические лица платят больше всех, их штрафуют на 100 000 — 250 000 рублей.

В России вводится административная ответственность за создание клумб для цветов, кустов и деревьев во дворе, на даче и земельном участке из использованных автопокрышек. Теперь любители резиновых клумб получат наказание в размере от 1000 рублей до 2000 рублей, а управляющая компания, которая допустила их размещение, сама разместила или не убрала во время – от 100 до 250 тыс. рублей.

Внимание! Надо иметь в виду, что резиновые покрышки нельзя выкидывать на мусорную свалку, их нужно сдавать в специальные пункты, которые занимаются утилизацией. Как правило, старые шины принимают в шиномонтажках, однако эта услуга не бесплатная. Цена за утилизацию старых шин составляет от 50 рублей за штуку.

Если утилизация будет проводиться в 2023 году, то обо всех изменениях в этом аспекте лучше всего узнать в самих дилерских центрах, или на сайте «Минпромторга», который также является одним из основных регуляторов данной процедуры. Также, свежая информация по этому поводу всегда доступна на нашем сайте.

В сфере плана самого проведения утилизации какой-либо конкретики по вносимым изменениям не имеется. Но также можно ожидать, что процесс будет утилизации будет осуществляться не в дилерских центрах, а на спецплощадках. Такое предположение основывается на планах правительства, оглашенных в январе 2023 года. Однако, доподлинно не известно, будут ли такие изменения применены в действительности, и сколько стоит утилизация автомобиля в 2023 году.

Утилизация авто помогает следить за экологическим фоном в стране, что также является немаловажным аспектом. Помимо этого, многие автомобили, для которых и создана программа утилизации автомобилей в 2023 году, не просто перерабатываются. Многие их части и модули проходят полный ремонт, восстановление, и, если это возможно, используются вторично уже на рынках вторичных транспортных средств, или просто продаются в качестве запасных частей с небольшим износом.

Само повышение сбора вызвано тем, что в стране все больше становится транспортных средств, и как следствие, растет необходимость тщательного регулирования утилизации, а также контроля за количеством ТС. Повышенный сбор, по заявлению правительства, является упреждающей мерой, которая позволит снизить количество покупаемых транспортных средств.

Сама программа утилизации автомобилей, условия которой можно прочитать на официальном сайте, была задействована в 2010 году. В 2011 ее прервали, но снова возобновили в 2014 году. За все это время до настоящего момента, мероприятие претерпело множество изменений как в процедурном аспекте, так и в финансовом плане. Сейчас человек может сдать машину на утилизацию, оплатив сбор на это мероприятие прямо у дилера в салоне автомобилей, при этом, клиент получает вполне большую скидку на новое транспортное средство, покупая его все в том же автосалоне.

Участники рынка опасаются увеличения цен на товары, подлежащие обязательной утилизации. Производители покрышек уверены, что принимаемые меры приведут к появлению нового налога на шины, потому как на данный момент в России не систематизирован процесс приема изношенных покрышек у населения, а у предприятий нет необходимых ресурсов для их переработки в полном объеме. Разработать и реализовать эту систему даже к 2023 году вряд ли получится, то есть уплата экологического сбора выглядит неизбежной. Понятно, что он будет включен в конечные цены новых шин.

По сообщению газеты Коммерсант, Минпромторг планирует в период с 2023 по 2023 год ввести обязательства о полной утилизации продукции для производителей ряда товаров. Первоначальный список включает пластмассовые изделия, бытовые неэлектрические и осветительные приборы, а также автомобильные шины. По плану в случае неисполнения обязательств по утилизации с производителей станут взимать экологический сбор.

В 2023 году некоторых производителей уже обязали утилизировать отходы или уплачивать экосбор. В 2023 году к перечню утилизируемых товаров Минпромторг предлагает добавить бумагу, картон и товары из этих материалов, а к 2023-му — компьютеры, бытовую технику, аккумуляторы, холодильные и вентиляционные приборы.

Однако чиновники фактически провалили поручение главы государства — до сих пор они так и не смогли согласиться друг с другом. Дело в том, что часть авторов законопроекта хотела ввести утилизационный сбор на шины, который взимался бы в пользу государства. А государство, в свою очередь, организовывало бы всю систему утилизации и переработки резины.

Собственно, наконец наши чиновники решили скопировать эту систему. И в последнем варианте законопроекта прописана именно европейская схема утилизации шин. По данным производителей, многие малые предприятия, и даже крупные переработчики, уже выразили свою заинтересованность в проекте. Еще бы! Они совершенно бесплатно получают отличное сырье.

В большинстве стран Старого Света утилизация шин — обязанность их производителей. Они объединяются в некоммерческие ассоциации, которые и организуют сбор покрышек, нанимают транспортные компании, доставляют старую резину тем, кто хочет ее использовать. Причем объединения «шинников» не имеют права получать прибыль. Благодаря этому, они рассчитывают только на те деньги, что включены в стоимость покрышки как утилизационный сбор, и никто ни с кого не берет ни одной лишней копейки.

Противники этой идеи резонно ссылались на опыт введения в России аналогичного сбора для автомобилей. Деньги с производителей берут, машины подорожали, но никакой новой инфраструктуры по утилизации старых авто с момента введения сбора не появилось. Все как было, так и осталось. Утилизируется лишь мизерная доля старых машин, и никто даже не знает, сколько именно. Статистики просто нет, да никому это и не нужно.

О том, что цивилизованную систему переработки автомобильных покрышек надо наладить как можно скорее, уже больше года назад задумались российские чиновники. Ну, в самом деле, куда годится заваливать леса покрышками, а резиновую крошку для строящихся полей ЧМ по футболу 2023 года втридорога закупать за границей? Президент РФ даже дал соответствующее поручение правительству: разработать законы по шинам и другим бытовым отходам к маю 2014 года, чтобы в 2023-м все уже заработало.

Adblock
detector