Анализ Финала Романа Преступление И Наказание

Анализ эпилога Преступления и наказания

Эпилог произведения «Преступление и наказание» раскрывает события, произошедшие после суда и приговора. Автор романа описывает внутреннее состояние преступника, которое меняется на протяжении всего повествования. Делается особый упор на постепенное изменение отношений между Раскольниковым и Соней Мармеладовой. Духовное вырождение или духовное возрождение — что ждёт преступника в заключении?

Мысль о несправедливом мироустройстве не даёт ему покоя, сводит с ума, порождает в душе отчаяние и непонимание. Глубочайшая грань, которая пролегает между бедными и богатыми, настолько непреодолима, что Раскольников не может смириться с этими ужасными реалиями. Он готов помочь всему человечеству перестать страдать даже ценой собственного благополучия.

Именно это – нравственное самоубийство и невозможность включиться в привычную жизнь — сводит его с ума. Он не может избавиться от ощущения совершенной изолированности от «обыкновенного» мира людей. Преступление и наказание — проблемы, которые не оставляют его в покое ни днём, ни ночью.

Родственники и жёны заключённых оставляли у нее посылки для передачи своим мужьям и братьям. Тем узникам, которые не владели грамотой, Соня помогала писать письма домой. Анализ эпилога «Преступления и наказания» дает нам возможность увидеть в маленьком и худеньком создании добрую, отзывчивую душу.

Анализ эпилога «Преступления и наказания» даёт понять, что процесс перерождения зреет где-то в тайниках его души. Зреет долго и трудно, незаметно для него самого. А потом в одно мгновение совершается прозрение: он, плача, бросается перед Соней на колени. И они молчат.

Развитие Родиона Раскольникова по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)В начале романа Достоевского “Преступление и наказание” герой убивает старую процентщицу и ее сестру Лизавету. Он тщательно готовит преступление, пришивает петельку для топора к плащу, сворачивает “заклад” так, чтобы Алена Ивановна не сразу развязала его, просчитывает время убийства. Если до того его план зрел в душевной лихорадке, то потом Раскольников делается вдруг расчетливым и педантичным. […].

Двойники Раскольникова Лужин и Свидригайлов по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)В романе Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание” присутствуют черты философского, психологического и вместе с тем, криминального произведения, основой которого является преступление. Однако в этом романе автор серьезно затронул и такие насущные проблемы, как самопожертвование, милосердие, бедность, пьянство, а также влияние условий жизни человека на его мировоззрение. В произведении показан Петербург, только что вступивший в […].

Характеристика Родиона Романовича Раскольникова по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)Родион Романович Раскольников – бывший студент, которого читатель застает в положении крайней бедности. Молодой человек озабочен духовным поиском, он стремится сделать мир, существование окружающих лучше любыми способами. Этот максимализм доводит Раскольникова до безумной жестокой теории о преступлении через жизни отдельных людей для общего блага. Родион Романович противоречив: с одной стороны, готов пожертвовать последним, чтобы помочь […].

Роль образа Свидригайлова двойника Раскольникова по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)Особую роль в произведении писатель отводит образу Свидригайлова. Этот персонаж и сопоставляется с Раскольниковым, и одновременно противопоставляется ему. Аркадий Иванович Свидригайлов – это циничный и безнравственный человек. Сначала мрачные петербургские притоны, а затем неожиданное богатство и власть над крестьянами – это все, жутким образом развратило его. Но неспроста Раскольникова, который уже совершил преступление, так сильно […].

Почему Раскольников сознался в убийстве, но не раскаивается в нем? по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)Роман Достоевского “Преступление и наказание” изначально был определен как “психологический отчет одного преступления”. Главное в книге – не само преступление, а вопросы о нравственном законе. Существует ли он для всех людей? Или же “завершителям человечества” все дозволено? Эти вопросы встают перед Раскольниковым, терзают его сердце. Убийца сомневается в правильности своей идеи преступить старый закон, предрассудок […].

Анализ Финала Романа Преступление И Наказание

Основу романа составляет борьба двух контрастирующих идей – христианского добра и любви, главным носителем которой является Сонечка Мармеладова, и идеи индивидуализма, бесчеловечной по своей сути, носителем которой и становится Раскольников. Каждую из этих идей уточняют дополнительные линии, которые связаны с «двойниками» этих двух основных героев. Для христианской идеи – это Дуня и Лизавета, для идеи индивидуализма – Лужин и Свидригайлов.

Мы знаем, что в натуре Раскольникова есть много хорошего: он по природе свой добр, отзывчив к страданиям других, готов помогать, выручать из беды. Это известно уже из основной части романа (сон о лошади, помощь семье Мармеладовых) и дополняется новыми сведениями в эпилоге (помощь студенту, спасение детей во время пожара). Именно потому деятельная любовь Сонечки, последовавшей за Раскольниковым на каторгу, ее сострадание ко всем несчастным каторжанам, которые сразу полюбили ее, так сильно воздействует на героя. Увидев во сне страшную картину, воплотившую его идеи, когда все, считая себя «право имеющими», начинают убивать друг друга, Раскольников «исцеляется». Теперь он свободен от своей теории и готов возродиться, вернуться к Богу, к людям. Путь Раскольникова пройден: мы понимаем, что дальше он пойдет рука об руку с Соней, неся вместе с ней в мир христианские идеи любви и добра, милосердия и сострадания. Но готов ли писатель предложить этот «рецепт» для всех, пораженных «болезнью» индивидуализма? Пожалуй, и в эпилоге окончательного ответа на этот вопрос нет. Может быть, в этом и заключен его главный смысл: показав историю Раскольникова, писатель предлагает все новым и новым поколениям читателей задуматься над поставленными проблемами и попытаться найти свое решение.

Таким образом, эпилог романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» — это воскрешение главного героя, признание им отсутствия положительных последствий в убийстве других людей. Одновременно с этим, данный эпилог — это призыв автора населению Российской империи отречься от каких-либо похожих мыслей и идей, аргументируя это тем, что такие побуждения приведут только к разрушению государства, нашей Родины изнутри.

Родион смотрит на окружающий мир другими глазами. И, что еще важнее, начинает верить в Бога («Под подушкой его лежало Евангелие»). Именно религия была для Раскольникова, да и для всех людей той эпохи, единственным способом не потерять контроль над своим разумом в суровых условиях окружающего мира. Таким образом, эпилог романа Ф.М.

Казалось бы, история убийства и его раскрытия завершилась. Но главная мысль Достоевского не в этом. Он считал индивидуализм страшной болезнью, которая может привести к катастрофическим последствиям все человечество. Как справиться с ней? Ведь Раскольников, идя с повинной, не отказывается от своей ужасной идеи. Он лишь утверждается в том, что сам он «вошь эстетическая», а отнюдь не «властелин мира». Ничуть не раскаивается в своей «экономической» теории Лужин, а Свидригайлову уже нет пути назад – потому он и кончает жизнь самоубийством. Так что же происходит в эпилоге? Помогает ли он нам понять, как избавить не только Раскольникова, но и все человечество от «моровой язвы» индивидуализма?

По-другому стала жить и Соня: это время становления на истинный путь. Ее любовь к людям и к миру, ее чистота – все это не дало ей погрязнуть в грехах, в моральной нищете. Ее идеи стали не просто правдой, а истиной, поскольку ее вера была намного сильнее теории Раскольникова.

Даже после признания в убийстве и раскаяния Родион Раскольников до конца не отказывается от своей теории и все еще верит в нее, а свою слабость он видит больше не в совершенных поступках, а в их последствиях. Однако некоторые преобразования в нем все же произошли. Во-первых, Раскольникова мучила совесть, и она во многом изменила его. Он не отказался от теории, но винил себя за убийство. Во-вторых, он стал по-другому относиться к вниманию Сони к нему: она долго за ним ухаживала, навещала, писала Дуне. Он сначала относился к ней с раздражением, но потом понял ее старания.

Открытость финала, композиционная незавершенность говорит о том, что жизнь главных героев может сложиться как угодно: может и очень хорошо, а может и наоборот, однако содержание конца романа говорит о том, что, скорее всего, дальнейшая жизнь героев будет счастливой. Соня прошла свое «перерождение через страдания». Раскольников уже начал свой путь «очищения» — «жизнь недаром же ему дается… ее надо дорого купить, заплатить за нее великим подвигом».

Рекомендуем прочесть:  Сколько часов вождения должно быть в автошколе по закону категория е

Анализ финала по роману Преступление и наказание

По-другому стала жить и Соня: это время становления на истинный путь. Ее любовь к людям и к миру, ее чистота — все это не дало ей погрязнуть в грехах, в моральной нищете. Ее идеи стали не просто правдой, а истиной, поскольку ее вера была намного сильнее теории Раскольникова.

Открытость финала, композиционная незавершенность говорит о том, что жизнь главных героев может сложиться как угодно: может и очень хорошо, а может и наоборот, однако содержание конца романа говорит о том, что, скорее всего, дальнейшая жизнь героев будет счастливой. Соня прошла свое «перерождение через страдания». Раскольников уже начал свой путь «очищения» — «жизнь недаром же ему дается… ее надо дорого купить, заплатить за нее великим подвигом».

Нравственные основные проблемы идея по роману Преступление и наказание В известнейшем романе Достоевского «Преступление и наказание» заложена гуманистическая идея. Особенно тревожно проглядывают в этом произведении глубокие нравственные проблемы, наиболее сильно волновавшие писателя. В романе затронуты важные социальные вопросы того. .

Даже после признания в убийстве и раскаяния Родион Раскольников до конца не отказывается от своей теории и все еще верит в нее, а свою слабость он видит больше не в совершенных поступках, а в их последствиях. Однако некоторые преобразования в нем все же произошли. Во-первых, Раскольникова мучила совесть, и она во многом изменила его. Он не отказался от теории, но винил себя за убийство. Во-вторых, он стал по-другому относиться к вниманию Сони к нему: она долго за ним ухаживала, навещала, писала Дуне.

Чем объясняется внутренняя противоречивость Родиона Раскольникова? по роману Преступление и наказание Герой психологического романа Ф. М. Достоевского решается на убийство ради проверки собственной теории. Однако после совершенного Родиона Раскольникова постигает тяжелый недуг. В происходящих с ним метаморфозах показана внутренняя противоречивость характера. .

У зараженного человека пропадает чувство самоконтроля, он становится сумасшедшим и уже не может в полной мере отвечать за свои действия. Человечество уничтожает само себя под влиянием «духов, одарённых умом и волей». Смысл этого сна становится ясен, если провести аналогию с теорией Раскольникова. «Необыкновенный» человек, способный и имеющий право убивать других ради якобы благих целей, утрачивает внутреннюю границу между добром и злом и, что еще страшнее, осознание ценности человеческой жизни. Сон о моровой язве дает понять его автору, что если подобные идеи начнут распространяться в обществе, это приведет только к негативным и разрушительным последствиям. Пребывая на каторге, Раскольников коренным образом пересматривать свое мировоззрение.

Казалось бы, именно преступление и должно было сблизить его с остальными преступниками. В дейст-вительности получилось наоборот. Каторжные нена-видят его, но не только и не столько за безбожие. Они, не читавшие, разумеется, его статьи и не знавшие его теории о «двух разрядах», — инстинктивно чувство-вали, что себя-то он и на каторге относит к «высшему» разряду, а их, в том числе и Соню, к низшему. За это и убить хотели.

А вот Соню они полюбили. Это очень удивляет Раскольникова. И еще его удивляет, почему они так любят жизнь. Он же своей жизнью не дорожит и жалеет, что не покончил с собой, как хотел, а пошел в полицию и признался в убийстве. Раскольников болен. Он болен не от тягот тюремной жизни, а от крушения надежд на свою исключительность.

Роман Достоевского «Преступление и наказание» — произведение необычное. В нем нет авторского голоса, который указал бы читателям, в чем его смысл, кто из героев прав, а кто виноват, где искать истину, в которую верит писатель. У каждого героя здесь свой голос, своя «идея», которая ведет его. Из столкновения и развития этих идей и возникает та общая мысль, которую стремится донести до нас писатель.

Роль эпилога в понимании всего смысла романа. Эпилог – это истинное раскаяние Раскольникова, отказ от своей теории; это воплощение Ф.М. Достоевским библейской темы смирения. Это воплощение главной идеи романа – только любовь к ближнему способна победить зло. Сам писатель тоже не сразу пришёл к этому. Пребывание его на каторге заставило задуматься над сутью православия, его значением для человека.

Достоевский отвечает и на этот вопрос: “Он с мучением задавал себе этот вопрос и не мог понять: что уж и тогда, когда стоял над рекой, может быть предчувствовал в себе и в убеждениях своих глубокую ложь. Он не понимал, что это предчувствие будущего перелома в жизни его, будущего воскресения его, будущего взгляда на жизнь”.

И тот факт, что здесь, на каторге, где никому не нужно знать, по какой теории он совершил преступление, Раскольников снова обращается к своей теории и снова оправдывает ее перед самим собой, свидетельствует о том, что осознанно или неосознанно, но она уже поставлена под сомнение, иначе не было бы необходимости так горячо оправдывать ее, и что для окончательного перелома нужен только какой-то толчок.

Но мы имеем дело с необыкновенным романом, и эпилог в нем носит своеобразный характер. Достоевскому надо было еще показать, что идея Раскольникова отвергнута тем самым бедным людом, во имя которого и замышлялась. Красавец Раскольников не принят народом не просто за убийство, а за проведение несуразной идеи. Люди не признали за ним право убивать.

«Преступление и наказание» — произведение необычное. В нем нет авторского голоса, который указал бы читателям, в чем его смысл, кто из героев прав, а кто виноват, где искать истину, в которую верит писатель. У каждого героя здесь свой голос, своя «идея», которая ведет его. Из столкновения и развития этих идей и возникает та общая мысль, которую стремится донести до нас писатель.

Мой реферат основывается на этом романе. Я выбрала тему «Нравственные противоречия бунта Раскольникова». Целью моего реферата является нахождение противоречий в бунте Раскольникова и опровержение его теории. Перед собой я поставила такие цели: найти истоки и причины бунта, показать противоречия в теории Раскольникова и опровергнуть её, а так же показать воскрешение Раскольникова через любовь к Сонечки Мармеладовой.
В моей работе мне больше всего помогла статья Тюнькина «Бунт Родиона Раскольникова». С необыкновенной силой удалось Достоевскому обнаружить в романе опасность для человека, который стремится быть особенным.

Анализ романа «Преступление и наказание» (Ф

Кроме того, оно отражает не только главное, криминальное преступление – убийство старушек, но и другие людские пороки, которые с моральной точки зрения можно считать преступлениями. Например, пьянство Мармеладова, работа Сони, «тёмные делишки» Свидригайлова и многое другое. Каждый герой получает свою кару, ведь от судьбы не уйти.

После этого моральное состояние Раскольникова редко приходило в норму. С ним то и дело пытались поговорить и родственники, и друзья, однако толкового разговора добилась только Соня, которой и признался герой в содеянном. Невыносимые муки и терзания Родиона заставляют его сознаться в убийстве всенародно. Спустя несколько месяцев после его признания состоялся суд – он был приговорен к ссылке в Сибирь. Соня уезжает с ним. В эпилоге он переживает внутреннюю борьбу и духовно перерождается, взяв в руки Библию.

Основной темой произведения Достоевский выделяет удручающее положение общества, его угнетённость и моральную бедность. Весь роман пропитан размышлениями личности, поиском себя, заблуждениями и жизненными ошибками из—за удушающей нищеты, социального неравенства и безысходности.

Как уже отмечалось, «Преступление и наказание» написано в жанре романа, точнее романа-исповеди. В качестве направления Достоевский выбрал реализм. События, описанные в этом произведении, западают в души и сознание читателей, потому что пугают долей «настоящего» в них.

О чем повествует автор? Об этом Многомудрый Литрекон расскажет в двух словах. Роман начинается с размышлений главного героя – Родиона Раскольникова о том, хватит ли у него духа совершить преступление. В его голове возникла теория для определения сильных и слабых людей, тварей дрожащих и право имеющих, как он сам их называет. Одной из возможных жертв он выбирает старуху-процентщицу, взимающую слишком высокие проценты с нуждающихся клиентов.

Анализ Финала Романа Преступление И Наказание

Он сам своими руками развернул свой мир от света в сторону кромешной тьмы, в которой ему теперь придётся жить. Не освободив от оков нищеты и отчаяния ни одного человека, он в то же время ввергнул себя в самое сердце тьмы. Заложник собственной идеи, он превратился в живого мертвеца.

Рекомендуем прочесть:  Статья 266 трудового кодекса рф

Раскольников постепенно переходит от одного мира в другой, у него постепенно происходит знакомство с новою, доселе совершенно неведомою реальностью. 0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. / Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Роль эпилога в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»: Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре. Роман Достоевского «Преступление и наказание» — произведение необычное. В нем нет авторского голоса, который указал бы читателям, в чем его смысл, кто из героев прав, а кто виноват, где искать истину, в которую верит писатель. У каждого героя здесь свой голос, своя «идея», которая ведет его.

Заключенные чутко отозвались на ласку и доброту героини, они без слов поняли ее молчаливый подвиг. Соня осталась мученицей до конца, пытаясь искупить и свой грех, и грех своего возлюбленного. В конце концов, герою открывается правда, он кается в преступлении, его душа начинает возрождаться, и он проникается «бесконечной любовью» к Соне.

Смысл эпилога в романе «Преступление и наказание» Однако Раскольников вовсе не раскаялся, он лишь расстроился, что не выдержал нравственных мук и оказался обыкновенным человеком. Из-за этого он вновь переживает духовный кризис. Оказавшись на каторге, Родион свысока смотрит на заключенных и даже на Соню, которая последовала за ним. Каторжане отвечают ему ненавистью, но Соня пытается облегчить жизнь Раскольникова, ведь она его любит всей чистой душой.

В финале романа мы узнаем, что Раскольников начинает раскаиваться в своем поступке. Мы видим, что Родион – не просто убийца, а жертва собственных теорий.
Итак, что же происходит в эпилоге романа «Преступление и наказание»? Сибирь. Острог. В результате всех смягчающих обстоятельств (болезнь, не воспользовался деньгами, явка с повинной, а также то, что когда-то Родион спас двоих детей во время пожара, на свои деньги почти год содержал больного сокурсника) Раскольникова приговорили всего к восьми годам каторги.
За Родионом в Сибирь приезжает Соня. По праздникам она у ворот острога видится с Раскольниковым. Главный герой болен, но ни страдания, ни тяжелая работа не сломили его.

Анализ романа; Преступление и наказание; Ф

Идеологический фон статьи (Макс Штирнер “Единственный и его собственность”, А. Шопенгауэр “Мир как воля и представление”, Ф. Ницше “Так говорил Заратустра”). Принцип деления людей на два разряда. “Недодуманность” теории Раскольникова: вопрос, к какому разряду людей – “высшему” или “низшему” – следует отнести мать, сестру: захотят ли близкие, ради которых он решился на преступление, воспользоваться “результатами” этого преступления. Несоответствие замысла и результатов. Арифметическая логика Раскольникова.

Порфирий Петрович как идейный антагонист Раскольникова. Поединки Раскольникова с Порфирием Петровичем. Мастерство следователя, который, по теории Раскольникова. относится к “низшему” разряду людей, в опровержении этой теории. Чтение и анализ гл. 5 ч. 3, гл. 5. ч. 4; гл. 6 ч.3, гл 2, 7, 8 ч. 4.

Образ “желтого Петербурга”. Жизнь петербургской бедноты: петербургские распивочные, семейство Мармеладовых, пьяная девочка на бульваре, нищета студента Раскольникова, полунищенское положение матери и сестры Раскольникова. Разговор двух рабочих о Петербурге. Комната Сони Мармеладовой. Свидригайлов о Петербурге. Мастерство Достоевского в изображении Петербурга с его страшным миром: очерковобытописательская сторона изображения Петербурга (детализация, топографическая точность). Символичность города (символ России). Цветовая гамма. Основные мотивы: власть денег, богатство

Наказание Раскольникова началось еще до свершения преступления. Нравственные мучения Раскольникова, приведшие его к признанию: ужас от сознания, что он убийца, и от мысли, что люди узнают об этом; ощущение, что он отрезал себя от всех честных людей и сомкнулся с людьми без совести и чести: неспособность опровергнуть собственную теорию и презрение к себе; невозможность нести в себе нравственную муку и нежелание смириться, принять законы и мораль того мира, который он глубоко презирает.
“Двойники” Раскольникова в романе.
Мотив “двойника” как темного второго “я” человека. Образ Лужина (чтение и анализ гл.3 ч.1, гл.5 ч.2, гл. 2,3 ч.4, гл. 1,3 ч.5). Образ Свидригайлова (чтение и анализ гл. 3 ч. 1, гл. 1,2 ч.4). Смысл сопоставления Раскольникова, Свидригайлова и Лужина. Основное средство самораскрытия героев “двойников” – диалог, сюжетные параллели. Значение образов Лужина и Свидригайлова в раскрытии образа Раскольникова.
Эпилог. `
Разочарование Раскольникова в себе. Антигуманный, преступный характер идеи Раскольникова применительно к будущему человечества (сон). Каторга и как юридическое наказание, и как исход, как очистительное страдание. Неприятие, ненависть к Раскольникову каторжан. Отказ Раскольникова от теории посредством веры и любви.

. СЕМЬЯ МАРМЕЛАДОВЫХ В РОМАНЕ “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Связь сюжетной линии истории семейства Мармеладовых с неосуществленным замыслом романа “Пьяненькие”. Причины демонстративности в исповедях Мармеладова. Встреча Мармеладова и Раскольникова. Описание комнаты Мармеладова. Сцена смерти Мармеладова. Описание комнаты Сони. Поминки.

Анализ Финала Романа Преступление И Наказание

По-другому стала жить и Соня: это время становления на истинный путь. Ее любовь к людям и к миру, ее чистота – все это не дало ей погрязнуть в грехах, в моральной нищете. Ее идеи стали не просто правдой, а истиной, поскольку ее вера была намного сильнее теории Раскольникова.

Он страстно желал этого покаяния, потому что тогда бы все его мучения в остроге имели бы смысл. Ему хотелось прийти к пониманию того, что он совершил страшный поступок, переступил через все духовные и нравственные запреты и понёс за это заслуженное наказание.

Жизнь человека бесценна — вот кредо Достоевского. В финале романа мы узнаем, что Раскольников начинает раскаиваться в своем поступке. Мы видим, что Родион — не просто убийца, а жертва собственных теорий. Итак, что же происходит в эпилоге романа «Преступление и наказание»? Сибирь.
Острог. В результате всех смягчающих обстоятельств (болезнь, не воспользовался деньгами, явка с повинной, а также то, что когда-то Родион спас двоих детей во время пожара, на свои деньги почти год содержал больного сокурсника) Раскольникова приговорили всего к восьми годам каторги. За Родионом в Сибирь приезжает Соня. По праздникам она у ворот острога видится с Раскольниковым.

В бреду Раскольникову чудилось, что весь мир должен погибнуть из-за болезни. Ему мерещилось, будто есть микроб, точнее духи, одаренные умом и волей, которые вселяются в людей, делая их бесноватыми и сумасшедшими, но зараженные считают себя умными и неколебимыми в истине. Люди заражаются, начинают убивать друг друга, пожирать…

Анализ эпилога «Преступления и наказания» даёт понять, что процесс перерождения зреет где-то в тайниках его души. Зреет долго и трудно, незаметно для него самого. А потом в одно мгновение совершается прозрение: он, плача, бросается перед Соней на колени. И они молчат.

Эпилог может многое прояснить и в самой личности писателя. Достоевскому идея создания «психологического романа» пришла в то время, когда он сам отбывал каторгу и находился под воздействием христианской концепции о том, что только любовь и всепрощение спасут мир. Преступление и наказание — проблемы общества.

Родственники и жёны заключённых оставляли у нее посылки для передачи своим мужьям и братьям. Тем узникам, которые не владели грамотой, Соня помогала писать письма домой. Анализ эпилога «Преступления и наказания» дает нам возможность увидеть в маленьком и худеньком создании добрую, отзывчивую душу.

Основу романа составляет борьба двух контрастирующих идей — христианского добра и любви, главным носителем которой является Сонечка Мармеладова, и идеи индивидуализма, бесчеловечной по своей сути, носителем которой и становится Раскольников. Каждую из этих идей уточняют дополнительные линии, которые связаны с «двойниками» этих двух основных героев. Для христианской идеи — это Дуня и Лизавета, для идеи индивидуализма — Лужин и Свидригайлов.

Он страстно желал этого покаяния, потому что тогда бы все его мучения в остроге имели бы смысл. Ему хотелось прийти к пониманию того, что он совершил страшный поступок, переступил через все духовные и нравственные запреты и понёс за это заслуженное наказание.

Именно это — нравственное самоубийство и невозможность включиться в привычную жизнь — сводит его с ума. Он не может избавиться от ощущения совершенной изолированности от «обыкновенного» мира людей. Преступление и наказание — проблемы, которые не оставляют его в покое ни днём, ни ночью.

Данный эпизод находится в финале романа – в его заключительной, шестой части. По объему это совсем небольшой отрывок текста, однако он имеет очень важное значение в эволюции характера Родиона Раскольникова.
Мы помним, что после совершенного преступления герой ни на минуту не оставался спокоен. Его мучили угрызения совести, терзала душевная боль, которую Раскольников старательно заглушал. Сам себе он объяснял свои муки тем, что оказался всего лишь «тварью дрожащей». По мнению героя, он ошибся в себе. И это мучило его еще больше: «И я смел так на себя надеяться, так мечтать о себе, нищий я, ничтожный я, подлец, подлец!»
После очередного посещения Сони, истерзанный душевными муками и самообвинениями, отчужденный от всех людей и Бога, Раскольников выходит на улицы Петербурга. Он понимает, что идет признаваться в своем преступлении. Перед этим, у Сонечки, он надел на себя крест и несколько раз «с радостью» перекрестился.
Герой находится в каком-то болезненном полубреду, можно сказать, что его ведет не сознание, а подсознание. На улице он подает милостыню какой-то нищей старушке и слышит в ответ: «Сохрани тебя бог!» С этого момента, как мне кажется, начинается жизнь Раскольникова «в Боге», начинается трудный путь его очищения от греха.
Первым этапом становится всенародное покаяние героя на Сенной площади. Неслучайно мысль попросить прощения у всего народа и у земли, перед которой он также, по словам Сонечки, грешен, возникла у Родиона именно здесь. Известно, что на этой площади, находящейся в центре Петербурга, проходили публичные казни мошенников и воров. Но также здесь находилась и одна из крупнейших в городе церквей – Успенская церковь (Спас на Сенной).
Автор говорит, что сначала Раскольников не думал о покаянии. Ему неприятно было сталкиваться с народом, но что-то толкало героя в самую гущу, в толпу: «Он бы дал все на свете, чтоб остаться одному; но он сам чувствовал, что ни одной минуты не пробудет один».
Среди народа было много пьяных, один из них веселил толпу, пытаясь плясать, но руки и ноги не слушались его. Раскольников вместе со всеми посмеялся над этим человеком, потом тут же забыл про него и пошел дальше. Но вдруг – «когда дошел до средины площади, с ним вдруг произошло одно движение, одно ощущение овладело им сразу, захватило его всего — с телом и мыслию».
Герой вдруг вспомнил слова Сони о том, что ему нужно покаяться «перед всем честным народом», попросить прощения даже перед землей, перед которой он тоже виноват. Раскольников вдруг почувствовал все то невыносимое напряжение, всю тяжесть мук, которые терзали его последнее время. И он, почти не отдавая себе в этом отчета, «ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения».
Какой-то перелом внезапно произошел в душе Раскольникова, он дал волю всей своей боли и душевной тоске, уничтожающей его последнее время. От этого внезапного облегчения слезы хлынули из глаз Родиона, и он рухнул на землю: «Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю, с наслаждением и счастием. Он встал и поклонился в другой раз».
Покаяние Родиона становилось труднее от того, что в толпе было много пьяных, озлобленных, просто равнодушных. Никто не хотел понять героя, узнать, что случилось у этого человека. Кто-то принял его за пьяного, кто-то – за юродивого. Все это «сдержало» Раскольникова, и он не признался в убийстве. Но у Родиона хватило сил выдержать все оскорбительные окрики толпы и пойти дальше.
По дороге он заметил «одно видение», которое затем превратилось в фигуру Сонечки, наблюдающей за героем. И Раскольников вдруг очень отчетливо понял, что связан с этой девушкой на всю жизнь, она последует за ним даже на край света. Это сознание «перевернуло» все сердце героя. И тут внезапно он понял, что пришел к роковому месту – незаметно Родион подошел к конторе следователя.
Таким образом, эпизод всенародного признания очень важен для раскрытия эволюции характера Раскольникова. Мы понимаем, что в душе героя произошел слом, он стал на путь Бога, начинается важнейший этап его жизни – раскаяние и очищение, завершение которого Достоевский выносит за рамки романа.

Рекомендуем прочесть:  Если По Исполнительному Листу Платеться Могут Ли Забрать Машину В Щет Долга

В начале заключения у Раскольникова не складываются отношения с другими арестантами из-за того, что он постоянно погружен в свои мысли, ни с кем не общается, всех чуждается. Таким поведением Родион настраивает всех против себя и это приводит к тому, что однажды на службе в церкви его даже чуть не убили.

Признание Раскольникова в полицейской конто-ре — это далеко еще не «чистосердечное раскаяние». Его признание, прежде всего, основано на физиче-ской невозможности вынести внутреннюю борьбу, на предельном истощении всех сил, а еще «из выгоды, как предлагал этот. Порфирий». Это похоже на но-вое преступление: Раскольников раскаялся в том, что признался. Пропасть между ним и другими людьми расширилась и сделалась непроходимой: «Его даже стали под конец ненавидеть — почему? Он не знал этого».

Все исступленные речи Раскольникова разбивают-ся о слова тихой и непреклонной Сони: «Это чело-век-то вошь. Убивать то право имеете?». Она не спо-рит с ним, не разоблачает его. она просто его не пони-мает. И это непонимание оказывается сильнее всякой «казуистики9raquo;.

Мать героя — Пульхерия Александровна — умирает. Перед смертью она долгое время находится в полусумасшедшем состоянии. Вероятно, женщина догадывалась, что с ее сыном, которым она так гордилась, случилось какое-то несчастье. От нее пытаются скрыть то, что на самом деле происходит с Раскольниковым. Но, как мы знаем, материнское сердце обмануть невозможно, поэтому, конечно, она чувствует, что с сыном происходит что-то неладное. Долгое время Пульхерия Александровна бредит, мысли о сыне не оставляют ее ни на минуту. Перед самой смертью она его ждет, убирает комнату, якобы готовя для сына, но на следующий день умирает.

Очень многое говорят о Раскольникове и его поступки: он помогал больному студенту-сокурснику, после его смерти ухаживал за его отцом и похоронил его на свои деньги, спас детей из пожара, хотел из жалости жениться на убогой дочери хозяйки. На преступление Раскольникова подтолкнула окружающая обстановка: нищета, убожество, униженные и оскорбленные люди.

Не случайно в утро воскрешения Раскольникова зву-чит и тема солнца — возникает образ «облитой солнцем необозримой степи». Ведь в начале романа Раскольни-ков, готовый «переступить черту», думает: неужели и тогда солнце будет светить? Земной мир без солнца для него все-таки немыслим. Но после совершенного убий-ства солнце, как ни палит, а как будто погасло, как буд-то все, что потом происходит с Раскольниковым, проис-ходит в тумане, в кромешной тьме. И Порфирий гово-рит Родиону: «Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем».

Это — выражение своеобразного гуманизма Достоевского, его уверенности, что в любом, даже самом плохом, человеке есть «искра Божья». «При полном реализме найти в человеке человека. Это русская черта по преимуществу… и в этом смысле я, конечно, народен (ибо направление моё истекает из глубины христианского духа народного), и хотя известен русскому народу теперешнему, но буду известен будущему.

После выхода из больницы с Раскольниковым происходят изменения. В одну из встреч с Соней «что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам». В душе героя произошли большие изменения, у него появляется совсем другое отношение к жизни. Раскольников теперь думает о том, что семь лет пролетят очень быстро и у него впереди прекрасное будущее рядом с любимой женщиной. Его состояние очень хорошо характеризуют следующие эпитеты: «бесконечное счастье», «бесконечные источники жизни», «бесконечно любит», «бесконечной любовью искупит он теперь все ее страдания».

Значение эпилога в романе велико. Эпилог подводит итог всему произведению, а главное, показывает нам, какие глобальные перемены происходят в душе главного героя. И это объяснимо, так как Раскольников, даже в момент замысла преступления, не вызывает отвращения, в нем чувствуется добрая и честная душа, которая просто запуталась.

В финале романа мы узнаем, что Раскольников начинает раскаиваться в своем поступке. Мы видим, что Родион – не просто убийца, а жертва собственных теорий.
Итак, что же происходит в эпилоге романа «Преступление и наказание»? Сибирь. Острог. В результате всех смягчающих обстоятельств (болезнь, не воспользовался деньгами, явка с повинной, а также то, что когда-то Родион спас двоих детей во время пожара, на свои деньги почти год содержал больного сокурсника) Раскольникова приговорили всего к восьми годам каторги.
За Родионом в Сибирь приезжает Соня. По праздникам она у ворот острога видится с Раскольниковым. Главный герой болен, но ни страдания, ни тяжелая работа не сломили его.

Adblock
detector